Содержание и значение финансовой политики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 18:13, реферат

Краткое описание

Во все времена главной целью финансовых отношений являлась такая их организация, которая была бы направлена на обеспечение роста общественного богатства. Достижение этой цели возможно лишь при эффективности конкретных форм распределения, перераспределения и использования имеющихся финансовых ресурсов и финансового потенциала государства. Обобщающим показателем эффективности финансового механизма являются темпы роста внутреннего валового продукта и национального дохода - основного источника роста благосостояния общества.

Содержание

Введение 3
1. Экономическое содержание и цели финансовой политики. 5
1.1. Содержание и значение финансовой политики. 5
1.2. Виды финансовой политики и механизм её реализации. 12
2. Организация финансовой политики государства. 25
3. Типы финансовой политики. 28
3.1. Классический тип финансовой политики. 28
3.2. Регулирующий тип финансовой политики. 32
3.3. Планово-директивный и неоклассический тип финансовой политики. 38
Заключение 45
Список использованной литературы 47

Вложенные файлы: 1 файл

ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА ГОС-ВА.doc

— 263.50 Кб (Скачать файл)

 Если  же сравнивать взгляды различных направлений неоклассической доктрины, в частности, монетаризма и теории "экономики предложения", то следует признать наличие у них значительных черт сходства и различия.

 Общее: отрицательное отношение к кейнсианству; обоснование необходимости поворота экономической политики к стимулированию предложения.

 Различие: теоретики "экономики предложения" считают, что решающим направлением бюджетной политики государства должно быть стимулирование (прежде всего налоговое) частного предпринимательства и роста сбережений населения (тоже через снижение налогов, в том числе и на богатейшие слои населения). Возникающий при этом бюджетный дефицит признается допустимым в краткосрочном периоде, но последующий рост производства и доходов производителей приведет в дальнейшем к компенсации потерь бюджета. Монетаристы же, хотя тоже выступают сторонниками стимулирования (в том числе налогового) частного предпринимательства,  не считают допустимым сохранение бюджетного дефицита даже в краткосрочном периоде. Ликвидация этого дефицита ставится им на первое место в приоритетах экономической политики.

 Итак, хозяйственный механизм даже свободной (не говоря уже о более развитой) рыночной экономики включает два элемента:

рыночный механизм саморегулирования;

государство, которое дополняет рынок, решая те проблемы, перед которыми он пасует.

 Рынок может многое, но далеко не все. Проблемы справедливости, нравственности, физического здоровья и других компонентов цивилизованной жизни разрешимы только при условии тесного взаимодействия рыночного механизма и государственного регулирования экономики.

 При этом выбор общества между неоклассической и неокейнсианской моделями государственного регулирования экономики в решающей степени определяется социально-экономической ситуацией, сложившейся в стране.

 Так, если ключевой проблемой признается спад производства, влекущий за собой нарастание безработицы, нарастание тенденций поляризации в обществе, то усиливающееся социально-экономическое напряжение выталкивает на вершину власти партий левой ориентации, которые преимущественно используют для достижения своих целей неуклонно обновляемую кейнсианскую модель государственного регулирования экономики.

 Если же наибольшие опасения в обществе вызывают инфляция, вероятная девальвация национальной валюты, утечка капитала из страны, то к власти приходят политики неоконсервативного плана, формирующие модель регулирования национальной экономики, в большей степени почерпнутую из арсенала неоклассической школы.

 Высокоразвитые страны мира при формировании финансовой концепции экономического роста  применяют элементы как монетаристской, так и кейнсианской систем, что приводит к появлению промежуточных теорий с множеством оттенков, основу которых составляют национальные государственные особенности и степень развитости экономик. Экономическая эффективность и социальная справедливость находятся в состоянии динамического равновесия, которое определяет темпы роста производства и жизненного уровня населения.[12]

 

Заключение

 

 Роль   и  значение финансовой политики состоит в том, что она кардинально формирует финансовую науку и практику финансовых отношений. Финансовой политике подвластно все в области финансов и не только. Она подчинена и  несамостоятельна  лишь  по отношению к политическому курсу в области экономики. Изучая финансовые и кредитные дисциплины финансовой политикой не заниматься нельзя. Всякий раз, когда говорим о недостатках инструмента или механизма, о целях и путях их достижения, возникающих задачах и проблемах в области финансов, денежного обращения и кредита, - мы занимаемся политикой.

Финансовая политика в государстве  проводится в соответствие со своими законами, познание и формулирование которых значительно отстало  от разработок в области экономических категорий. Как специальным предметом исследования и изучения сегодня финансовой политикой почти никто не занимается. Вместе с тем финансовая политика это не столько политика, сколько система знаний в области управления финансами, кредитом и денежным оборотом.  Это   больше , чем простая сумма знаний по этим наиважнейшим дисциплинам. Экономист финансист сегодня сталкивается с системными проблемами в управлении финансами ведение бизнеса. Последний не может развиваться без оглядки на государство. Следовательно, финансовый директор должен: мыслить системно, оценивать точно, действовать быстро, реагировать гибко.

Наука о финансовой политике важный раздел финансовой науки, который структурно и по содержанию в полной мере не оформился. Финансовая политика в современном государстве есть система политических отношений по поводу стратегии организации финансов, текущего и оперативного управления ими. В основе этой системы лежит политический курс и порождаемое им финансовое строительство. Эта фундаментальная общность финансовой политики в государстве как политического и экономического процесса управления финансовыми категориями объединяет финансовую политику любого государства. В финансовой политике всегда имеется субъективный элемент, ее проводят люди. Но она носит всеобщий характер. Для выделения процесса проведения финансовой политики как предмета изучения с политическим и экономическим аспектом одновременно объективность не есть единственный критерий. Объективно-субъективная основа финансовой политики существует всегда рядом с другой ее характеристикой.

Финансовая политика, проводимая в  государстве  национальна. Нет финансовых политик без специфики, ментальности, своеобразия политических и экономических условий. Финансовые политики-близнецы во многих странах не есть финансовые политики одной страны. Похожесть лишь подчеркивает наличие общего в системе различий. Улучшение управления финансами, кредитом и денежным оборотом требует расширения и углубления национальных научно-практических исследований стратегии и тактики проведения финансовой политики, адаптированных к финансово-кредитному состоянию экономики. Современная эффективная финансово-кредитная  политика  базируется  на соблюдении фундаментальных основ организации управления финансами в государстве. Обобщение и анализ существующих воззрений на финансовую политику и теоретическая интерпретация практики ее проведения позволяет приблизиться к решению задачи создания основ спецкурса по финансовой политике в реформируемой экономике.

 

Список использованной литературы

  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации.
  2. Гринкевич, Л.С. Государственные и муниципальные финансы России [Текст] : учеб. пособие / Л.С. Гринкевич, Н.С. Кагайдачная, В.В. Казаков. – М.: Кнорус, 2007. – 560 с.
  3. Деева, А.И. Финансы [Текст] : учеб. пособие / А.И. Деева. – М.: Экзамен, 2002. – 320 с.
  4. Долгосрочные финансово-экономические приоритеты развития России [Текст] // Финансы. - 2007. - № 5. - С. 3 - 8.
  5. Занадворов, В.С. Экономическая теория государственных финансов [Текст]: учеб. пособие / В.С. Занадворов, М.Г. Колосницына.  – Финансы и статистика, 2007. – 336 с.
  6. Иохин, В.Я. Экономическая теория [Текст] : учеб. для вузов / В.Я. Иохин. - М.: Экономистъ, 2004. - 861 с.
  7. Князев, Ю. Регулирующая деятельность современного государства в сфере экономики, или всё  хорошо в меру [Текст] / Ю. Князев // Общество и экономика. - 2008. - № 6. - С. 28-57.
  8. Финансовая политика России [Текст] : учеб. пособие / под ред. Р.А. Набиева, Г.А. Тахтарова. – М.: Финансы и статистика, 2007. – 336 с.
  9. Финансы [Текст] : учебник для вузов / под ред. Г.Б. Поляка. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 607 с.
  10. Финансы [Текст] : учебник для вузов / под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской, Б.М. Сабанти. – М.: Юрайт, 2007. – 520 с.
  11. Финансы / Под ред. проф. А.Г. Грязновой, проф. Е.В. Маркиной. М.: Финансы и статистика, 2004. – 398с.
  12. Шаталов, С.Д. О мерах налогового стимулирования приоритетных направлений социально-экономического развития России [Текст] / С.Д. Шаталов // Финансы. - 2008. - № 8. - С. 3 - 7.



Информация о работе Содержание и значение финансовой политики