Роль бюджета в социально-экономическом развитии общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2014 в 13:27, реферат

Краткое описание

Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм – финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Понятие и функции бюджета………………………………………………….5
2. Бюджетное устройство и бюджетная система………………………………..9
3.Роль бюджета в социально-экономическом развитии общества…………...14
Заключение……………………………………………………………………….17
Список использованных источников…………………………………………...18

Вложенные файлы: 1 файл

реферат финансовое право.docx

— 43.71 Кб (Скачать файл)

Большое значение для современных бюджетных правоотношений имеет принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств, предполагающий необходимость соблюдения требования обязательного достижения заданных результатов при минимальных затратах в процессе составления и исполнения бюджетов.

Принцип гласности предполагает обязательное опубликование в открытой печати всех сведений об утвержденных бюджетах и государственных внебюджетных фондах, а также обязательную открытость процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов и внебюджетных фондов.

Принцип достоверности бюджета означает надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.

Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение их конкретных получателей с обозначением направления финансирования конкретных целей.

Одним из связующих элементов бюджетной системы страны является бюджетная классификация, которая представляет собой группировку отдельных видов доходов и расходов бюджетов всех уровней, а также источников финансирования их дефицитов и долговых обязательств государства и муниципальных образований. Это один из способов объединения близких по содержанию статей бюджетных показателей. Бюджетная классификация используется для составления проектов бюджетов и их исполнения, что обеспечивает сопоставимость показателей бюджетов внутри страны и за рубежом.8

Таким образом, бюджетное устройство определяет организацию государственного бюджета и бюджетной системы страны, взаимоотношения между ее отдельными звеньями, правовые основы функционирования бюджетов, входящих в бюджетную систему, состав и структуру бюджетов, процедурные стороны формирования и использования бюджетных средств.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Роль  бюджета в социально-экономическом развитии общества

 

Бюджет необходим всем государствам для реализации их политических и социальных функций. С помощью бюджета осуществляется главная задача фактического сопоставления потребностей государства и средств для их удовлетворения. В современных условиях государство, помимо содержания всех ветвей власти, органов управления, правопорядка и внешней обороны, влияет также и на важные экономические и социальные процессы. При помощи бюджета решаются вопросы финансового регулирования как на макроуровне в масштабах всей страны, всего хозяйства, так и в отдельных регионах и на уровне местного самоуправления.9

В государственном бюджете концентрируется часть национального дохода, которая затем перераспределяется, что позволяет осуществлять государственное регулирование экономики и обеспечивать проведение необходимой социальной политики. Бюджет является формой образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

Ввиду особой важности бюджета для всех сфер общественной жизни его составление, утверждение и выполнение происходят на основе законов, устанавливаемых представительной властью, и сам принятый бюджет также является законом.

В Бюджетном послание Президента РФ Федеральному Собранию от 29.06.2011  «О бюджетной политике в 2012 - 2014 годах» содержатся основные проблемы, цели и задачи бюджетной политики на 2012-2014 г.

Многие элементы государственной политики, в том числе в бюджетной и налоговой сферах, пока не в полной мере настроены на стимулирование инновационного развития страны. Не завершено формирование условий для модернизации экономики и изменения модели экономического роста. Для бюджетной системы страны сохраняются риски, обусловленные высокой зависимостью экономики и, соответственно, бюджетных доходов от внешнеэкономической конъюнктуры. В ближайшие годы в России должна быть сформирована новая модель экономического роста, основанная в значительной степени на частной инициативе, постоянных инновациях, эффективной системе предоставления публичных услуг, качественной финансовой и производственной инфраструктуре. Важнейшей предпосылкой и условием для формирования новой модели экономического роста является долгосрочная сбалансированность и устойчивость бюджетной системы. Федеральный бюджет на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов должен стать бюджетом, посредством которого решаются задачи выхода на траекторию устойчивого посткризисного развития, создания условий для развития и модернизации экономики, повышения уровня и качества жизни граждан, укрепления обороноспособности и безопасности страны, повышения эффективности и прозрачности государственного управления.10

Экономическое значение бюджета заключается в том, что он формирует значительную часть спроса на конечный продукт, за счет его средств формируется заметная доля доходов населения, приобретаются крупные объемы продукции, увеличиваются государственные материальные резервы и в некоторых случаях осуществляются капитальные вложения. В рамках бюджета предоставляются субсидии, гарантии, дотации, кредиты с целью поддержки определенных предприятий, оказывается помощь другим странам. Через государственный бюджет проходит финансирование научных учреждений, осуществляющих фундаментальные научные исследования, которые, в свою очередь, являются основой для развития прикладной науки и создания новой техники. Направляя через бюджет необходимые средства в наиболее перспективные отрасли науки, государство тем самым обеспечивает развитие производительных сил страны. В рамках бюджета формируется и обслуживается государственный долг. Все это позволяет координировать экономическую жизнь государства, рационально размещать денежные и материальные ресурсы, способствует техническому прогрессу и усиливает экономический потенциал государства.11

Через бюджет проходят значительные финансовые потоки, он непосредственно влияет на формирование важнейших экономических и финансовых показателей: объем производства, инвестиций, реальных доходов, уровень безработицы, величина денежной массы, уровень процента, валютный курс.

Государственный бюджет, являясь основным планом государства, дает органам власти реальную экономическую возможность осуществления властных полномочий. Бюджет отражает размеры необходимых государству финансовых ресурсов и определяет тем самым налоговую политику в стране.

Таким образом, бюджет фиксирует конкретные направления расходования средств, перераспределения национального дохода и внутреннего валового продукта, что позволяет ему выступать в качестве эффективного регулятора экономики и социальных процессов в стране.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Бюджет представляет собой форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства.

Бюджеты всех уровней совместно образуют бюджетную систему. Под бюджетным устройством понимается организация бюджетной системы. Бюджетное устройство определяет организацию государственного бюджета и бюджетной системы страны, взаимоотношения между ее отдельными звеньями, правовые основы функционирования бюджетов, входящих в бюджетную систему, состав и структуру бюджетов, процедурные стороны формирования и использования бюджетных средств.

Именно бюджет, показывая размеры необходимых государству финансовых ресурсов и реально имеющихся резервов, определяет налоговый климат страны, именно бюджет, фиксируя конкретные направления расходования средств, процентное соотношение расходов по отраслям и территориям, является конкретным выражением экономической политики государства. Через бюджет происходит перераспределение национального дохода и внутреннего валового продукта. Бюджет выступает инструментом регулирования и стимулирования экономики, инвестиционной активности, повышения эффективности производства, именно через бюджет осуществляется социальная политика.    

 Таким образом, бюджет, объединяя  в себе основные финансовые  категории, является ведущим звеном  финансовой системы любого государства  и играет как важную экономическую, так и политическую роль в  любом современном обществе.

 

 

 

 

Список использованных источников

 

Нормативные правовые акты

 

  1. Федеральный Закон от 31.07.1998 Бюджетный Кодекс Российской Федерации № 145-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 1998. – №31. – Ст. 3823
  2. Бюджетное послание Президента РФ Федеральному Собранию от 29.06.2011 «О бюджетной политике в 2012 - 2014 годах» // Парламентская газета. – 2011. – № 32.

 

Научная и учебная литература

 

  1. Болтинова О.В. Бюджет: этапы становления и развития понятия. / О.В. Болтинова // LEX RUSSICA. Научные труды МГЮА. – 2009. – №3. – С.421-436.
  2. Горбунова О.Н. Финансовое право. 3-е изд. / О.Н. Горбунова – М.: Юрист, 2006. – 587с.
  3. Горегляд В. Взаимоотношения бюджета и финансового сектора экономики. / В. Горегляд  // Экономист. –2010. – № 11.– С.19-24
  4. Запольский С.В. Финансовое право. 2-е изд., испр. и доп. / С.В. Запольский. – М.: Волтерс Клувер, 2011. – 792с.
  5. Крохина Ю.А. Финансовое право России. 3-е изд. / Ю.А. Крохина. – М.: Норма, 2009. – 720с.
  6. Лебедев В.А. Финансовое право. / В.А. Лебедев. – М.: Статут, 2008. – 461с.
  7. Мальцев В.А Финансовое право. 3-е изд. / В.А. Мальцев. – М.: Академия, – 2010. – 256с.
  8. Рассолова  М.М. Финансовое право: Учеб. пособие для вузов / М.М. Рассолова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 444с.

1 Лебедев В.А. Финансовое право. / В.А. Лебедев. – М.: Статут, 2008. – С. 171.

 

2 Болтинова О.В. Бюджет: этапы становления и развития понятия. / О.В. Болтинова // LEX RUSSICA. Научные труды МГЮА. – 2009. – №3. – С.433

 

 

3 Крохина Ю.А. Финансовое право России. 3-е изд. / Ю.А. Крохина. – М.: Норма, 2009. – С.199.

4 Горбунова О.Н. Финансовое право. 3-е изд. / О.Н. Горбунова – М.: Юрист, 2006. – С.178.

5 Рассолова М.М. Финансовое право: Учеб. пособие для вузов / М.М. Рассолова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – С. 34.

6 Мальцев В.А Финансовое право. 3-е изд. / В.А. Мальцев. – М.: Академия, – 2010. – С.59.

7 Мальцев В.А Финансовое право. 3-е изд. / В.А. Мальцев. – М.: Академия, – 2010. – С.61.

 

8 Рассолова М.М. Финансовое право: Учеб. пособие для вузов / М.М. Рассолова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – С.37.

9  Запольский С.В. Финансовое право. 2-е изд., испр. и доп. / С.В. Запольский. – М.: Волтерс Клувер, 2011. – С. 139.

 

10  Бюджетное послание Президента РФ Федеральному Собранию от 29.06.2011 «О бюджетной политике в 2012 - 2014 годах» // Парламентская газета. – 2011. – № 32.

 

11 Запольский С.В. Финансовое право. 2-е изд., испр. и доп. / С.В. Запольский. – М.: Волтерс Клувер, 2011. – С. 142.

 

 

 


Информация о работе Роль бюджета в социально-экономическом развитии общества