Производство по делам о налоговых правонарушениях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 10:48, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – проанализировать сущность и порядок производства по делам о налоговых правонарушениях.
Для достижения названной цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть теоретические аспекты производства по делам о налоговых правонарушениях;
определить стадии производства по делам о налоговых правонарушениях;
проанализировать проблемы производства по делам о налоговых правонарушениях;
выявить пути совершенствования правового и организационного обеспечения производства по делам о налоговых правонарушениях.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НАЛОГОВЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ 5
1.1 Правовые основы производства по рассмотрению материалов проверок 5
1.2 Стадии производства по делам о налоговых правонарушениях 9
1.3 Сроки производства по делам о налоговых правонарушениях 15
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПРАКТИКИ НАЛОГОВЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ 17
2.1 Статистические данные о налоговых правонарушениях в РФ и ХМАО-Югре 17
2.2 Причины возникновения налоговых правонарушений 21
2.3 Проблемы и пути решения налоговых правонарушений 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ 28

Вложенные файлы: 1 файл

Производство по делам о налоговых правонарушениях.docx

— 110.04 Кб (Скачать файл)

Моральными причинами  являются, по моему мнению, низкая правовая культура, неприязненное отношение  к имеющейся налоговой системе  и, не в последнюю очередь, корысть  налогоплательщиков. Низкая правовая культура обусловлена историческим фактором - существование института  налогового права, в более не менее  цивилизованном виде, насчитывает в  России не многим более ста лет. За это время не смогла сформироваться в стране культура, подобная налоговой  культуре западноевропейских государств, где история сбора налогов  насчитывает много веков. Ведь это  на фоне борьбы с единоличной властью  монарха на ввод и сбор налогов, в  странах западной Европы сформировался  институт парламента. Неприязненное  отношение к имеющейся налоговой  системе основывается на предыдущих причинах, налогоплательщик не может  уважать  систему, которая не уважает его, как налогоплательщика, не учитывает его возможность оплаты налогов. Корысть, умысел при уклонении от уплаты налогов играют не последнюю роль в причинах существования налоговых правонарушений. Однако не все правонарушения подобного характера имеют личную мотивацию. Руководители, могут использовать сокрытые от налогообложения средства на развитие своего предприятия. И у них существует заинтересованность иного рода, выражающаяся в стремлении улучшить финансовое состояние своего предприятия. Как видно из вышеописанного, на возникновение налоговых правонарушений влияют причины не только субъективного, но и объективного характера, что следует учитывать в сложившейся в стране экономической обстановке. Наиболее часто встречающаяся группа налоговых правонарушений - уклонение от уплаты налогов. Данное правонарушение заключается в неисполнении или ненадлежащем исполнении налогоплательщиком своей обязанности уплатить налог в бюджет. В западной литературе, посвящённой данной теме, можно встретить классификацию причин, побуждающих плательщика уклоняться от уплаты налогов.

На основе анализа научных  источников можно сделать вывод, что причинами и условиями  налоговых правонарушений могут  являться:8

  • несовершенство законодательства о налогах и сборах, недостаточное теоретическое обоснование правовой базы и недостатки, связанные с деятельностью налоговых органов (правовой и организационный аспекты);
  • влияние политической и экономической ситуации в определенный период времени (политический и экономический аспекты);
  • естественно-экономического характера (связанные с желанием минимизации расходов, оптимизацией, экономией и др.);
  • негативное отношение налогоплательщика к налоговой обязанности и контролирующим органам, недостаток правовой культуры (социальный аспект);
  • недостаточная информированность налогоплательщиков, недостаточное взаимодействие налоговых органов с иными государственными органами и техническое оснащение налоговых органов (информационный аспект).

2.3 Проблемы и  пути решения налоговых правонарушений

Рассмотрим особенности  налоговых правонарушений и преступлений в России. Во-первых, ответственность  за  совершение налогового преступления может быть возложена только на физических лиц. Напротив, за совершение налогового правонарушения ответственность могут нести как физические лица, так и организации (ст. 107 Налогового кодекса РФ). Согласно Налоговому кодексу привлечение организации к ответственности за налоговое правонарушение не препятствует привлечению к ответственности должностных лиц при наличии к тому оснований (п. 4 ст. 108 НК РФ). Что касается вины организации, то она определяется в зависимости от вины ее должностных лиц, либо ее представителей, действия (бездействие) которых обусловили совершение данного налогового правонарушения (п. 4 ст.110 НК РФ).

Во-вторых, наша страна чуть ли не единственная, в которой по налоговым преступлениям не действует презумпция невиновности: предпринимателям приходится самим доказывать свою невиновность, в то время как по другим преступлениям доказательством вины заняты следственные органы.  Например, в Германии есть случаи, когда налоговики пытаются квалифицировать продажу акций предприятия как продажу его имущества (при этом продавцу и покупателю выставляются более высокие налоговые требования) и предприниматели вынуждены доказывать налоговым органам в судах их неправоту, правомочность подобных маневров налоговиков не определена в законах. Но тем не менее фискалы и в Европе, и особенно в США все чаще позволяют себе такие действия. Это очевидное свидетельство того, что налоговое законодательство во всем мире постепенно ужесточается.9

В России специфика налоговых  дел заключается в том, что  правоохранительные органы пытаются уйти от налогового состава правонарушения, обвиняя компанию в мошенничестве, подделке документов, хищении из бюджета, лжепредпринимательстве,- наказания по таким преступлениям значительно жестче. Очень часто, обвиняя компанию в «мошенничестве», правоохранительные органы стремятся подвести ее под статью об отмывании денег. Этот ход позволяет привлечь к сотрудничеству международные организации, опираться на помощь международных конвенций, получать информацию об иностранных счетах организации, имуществе в офшорах. «Статья об отмывании - магическая статья - не распространяется на налоговые и валютные правонарушения, а на мошенничество – распространяется. Поэтому в России создают практику, при которой в обвинении имеется какой-то общеэкономический состав, чтобы к нему „довесить” отмывание».

На основании вышеизложенного  можно сделать следующие выводы о том, что штрафные санкции, которые  исчисляются в процентах от суммы  неуплаченного налога, вполне справедливы. А вот фиксированные штрафы должны взиматься дифференцированно. Ведь крупной фирме несложно заплатить 5 тыс. или 15 тыс. руб. А штраф в $500 может обернуться для маленькой  торговой компании крупными неприятностями.

Но самой дискриминационной  можно считать статью 119 НК, которая устанавливает штраф за непредставление налоговой декларации в размере 5% от суммы налога, указанного в этой декларации. Дело в том, что сумма штрафа может достигать суммы налога, который надо было перечислить по декларации. Думаю, что это слишком жесткое наказание надо установить фиксированный штраф по этому нарушению. Между тем уголовное наказание за налоговые нарушения  вполне справедливым. Ведь экономические преступления могут иметь очень печальные для всего общества последствия.  

Слишком жестким и запутанным можно считать пункт 2 статьи 119 НК. В этой статье надо менять систему  наказаний. Как минимум надо ограничить максимальную сумму штрафа (скажем, 30%). Тем более что налоговые  органы своим бездействием тоже отчасти  виновны в несвоевременном представлении  налогоплательщиком декларации.

Несправедливым наказанием, установленное в пункте 2 статьи 126 НК, за «непредставление налоговому органу сведений, необходимых для  осуществления налогового контроля». Надо ввести дифференциацию наказаний  в зависимости от тяжести нарушения. Кто-то не направил один документ в  налоговую, а кто-то тысячу. Но штраф один и тот же - 10 тыс. руб. Для одного документа это слишком много, а для тех, кто не предоставил тысячу, такой штраф в самый раз. Отсутствие такой дифференциации тем более странно, что для похожего правонарушения из пункта 1 статьи 126 НК она предусмотрена. Статью 122, в которой сказано, что «неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой базы влекут взыскание штрафа в размере 20% от неуплаченных сумм», можно, вообще отменить. Ведь за эти нарушения взимаются пени. Или, по крайней мере, снизить штрафной процент.

Ответственность за совершенные  налоговые правонарушения согласно Налоговому Кодексу РФ:

Основание

Виды налоговых  правонарушений

Ответственность

ст. 116

 НК РФ

Нарушение порядка постановки на учет в налоговом органе

1) Штраф 10 тысяч рублей.

2) При ведение деятельности  без постановки на учет  штраф-10% от дохода, но не менее 40 тысяч  рублей

ст. 118 НК РФ

Нарушение срока представления  сведений об открытии и закрытии счета в банке

Штраф в размере 5000 рублей

ст. 119 НК РФ

Непредставление налоговой  декларации

Штраф 5% неуплаченной суммы  налога, но не более 30% и не менее 1000 рублей

ст. 119.1 НК РФ

Нарушение установленного способа  представления налоговой декларации (расчета)

Штраф 200 рублей

ст. 120 НК РФ

Грубое нарушение правил учета доходов и расходов и  объектов налогообложения: - в течение  одного налогового периода;

-более одного периода;

-занижение налоговой  базы.

- 10 тысяч рублей

- 30 тысяч рублей

- 20% от суммы неуплаченного налога, но не менее 40 тысяч рублей

ст. 122 НК РФ

Неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора):

-неумышленно;

-умышленно.

- 20% от неуплаченной суммы налога (сбора)

- 40 % от неуплаченной суммы налога (сбора)

ст. 123 НК РФ

Неправомерное не удержание и (или) не перечисление (неполное удержание и (или) перечисление) срок сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом

20 % от суммы, подлежащей  удержанию и (или) перечислению

ст.125 НК РФ

Несоблюдение порядка  владения, пользования и (или) распоряжения имуществом, на которое наложен арест  или в отношении которого налоговым  органом приняты обеспечительные  меры в виде залога

30 000 рублей

п.1 ст. 126 НК РФ

Непредставление в установленный  срок налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) в налоговые  органы документов и (или) иных сведений

200 рублей за каждый  не представленный документ

п.2 ст. 126 НК РФ

Непредставление налоговому органу сведений о налогоплательщике, выразившееся в отказе организации  предоставить имеющиеся у нее  документы со сведениями о налогоплательщике  по запросу налогового органа, а  равно иное уклонение от предоставления таких документов либо предоставление документов с заведомо недостоверными сведениями

10 000 рублей

ст. 128 НК РФ

Неявка либо уклонение  от явки без уважительных причин лица, вызываемого по делу о налоговом  правонарушении в качестве свидетеля;

Неправомерный отказ свидетеля  от дачи показаний, а равно дача заведомо ложных показаний;

- 1 000 рублей

- 3 000 рублей

ст. 129 НК РФ

Отказ эксперта, переводчика  или специалиста от участия в  проведении налоговой проверки;

Дача экспертом заведомо ложного заключения или осуществление  переводчиком заведомо ложного перевода.

- 500 рублей

- 5 000 рублей

ст. 129.1 НК РФ

Неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом  сведений, которые должно сообщить налоговому органу;

Неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом  сведений, которые должно сообщить налоговому органу, совершенные повторно в течение календарного года

- 5 000 рублей

- 20 000 рублей

ст.129.2 НК РФ

Нарушение порядка регистрации  в налоговых органах игровых  столов, игровых автоматов, касс тотализатора, касс букмекерской конторы либо порядка  регистрации изменений количества названных объектов;

Нарушение порядка регистрации  в налоговых органах игровых  столов, игровых автоматов, касс тотализатора, касс букмекерской конторы либо порядка  регистрации изменений количества названных объектов, совершенные  более одного раза.

- в 3-кратном размере ставки налога на игорный бизнес, установленной для соответствующего объекта налогообложения;

- в 6-кратном размере ставки налога на игорный бизнес, установленной для соответствующего объекта налогообложения


 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Производство по делам  о налоговых правонарушениях, совершенных  налогоплательщиком, плательщиком сбора  или налоговым агентом представляет собой процедуру принятия решений  о применении налоговых санкций  по результатам рассмотрения материалов налоговых проверок в отношении  нарушителей законодательства о  налогах и сборах.

Налоговое производство следует  отличать от налогового делопроизводства, которое осуществляется в налоговых  органах с целью учета налогоплательщика  и контроля за выполнением им его  обязательств. Кроме того, налоговое  производство нельзя отождествлять  с производством  по делам о  налоговых правонарушениях, которое  применяется исключительно при  наложении взысканий на налогоплательщика  при нарушении норм налогового законодательства.

Налоговая система является одним из главных элементов рыночной экономики. Она выступает главным инструментом воздействия государства  на  развитие хозяйства,  определения приоритетов экономического и социального развития.  В связи с этим  необходимо,  чтобы  налоговая  система  России была адаптирована к новым общественным отношениям,  соответствовала мировому опыту. Нестабильность наших  налогов,  постоянный   пересмотр ставок, количества налогов, льгот и т. д. несомненно играет отрицательную роль,  особенно в период перехода  российской экономики  к рыночным отношениям,  а также препятствует инвестициям как отечественным,  так и иностранным.

Нестабильность налоговой  системы на сегодняшний день - главная проблема реформы налогообложения. Жизнь показала несостоятельность сделанного упора на чисто фискальную функцию налоговой системы: обирая налогоплательщика, налоги душат его, сужая тем самым  налогооблагаемую базу и уменьшая налоговую массу. Анализ реформаторских  преобразований в области налогов в основном показывает, что выдвигаемые предложения касаются в лучшем случае  отдельных элементов налоговой системы (прежде всего размеров ставок,  предоставляемых льгот и привилегий; объектов  обложения;  усиления  или замены одних налогов на другие). Проблем в сфере  налогообложения  накопилось  слишком много, чтобы их можно было решить в том порядке, в котором они решались, отдельными указами и поправками.

 

 

 

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

I. Нормативно-правовые акты:

1. Конституция РФ / Федеральный конституционный закон РФ от 12 декабря 1993.// Российская газета. 1993.-25 декабря.

2. Налоговый кодекс РФ. Часть первая / Федеральный закон  РФ от 31 июля 1998. // Собрание законодательства  РФ. - 1998. - № 31. – Ст. 3824.

3. Кодекс РФ об административных  правонарушениях / Федеральный закон  от 31.12.2001 г. // Собрание законодательства  РФ. – 2001. - №195.- ст.2.

4. Уголовно-процессуальный  кодекс РФ / Федеральный закон  от 18.12.2001 г. // Собрание законодательства  РФ. – 2001. - № 174. – ст. 4921.

5. Арбитражный процессуальный  кодекс РФ / Федеральный закон  РФ от 24.07.2002. // Собрание законодательства  РФ. – 2002. - № 96.- ст. 3013.

6. Указ Президента РФ  от 31.12.1991 № 340 «О государственной  налоговой службе Российской  Федерации» // Собрание законодательства  РФ. – 1991. - № 340.- ст. 2101.

7. Постановление Правительства  РФ от 30.09.2004 г. № 506 (ред. от 14.12.2006) «Об утверждении положения о  Федеральной  Налоговой Службе»  // Собрание законодательства РФ. – 2004. - № 40. – Ст. 3961.

8. Федеральный закон от 21.03.1991. № 943-I «О налоговых органах Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ.– 1991.- №943-I. – ст. 492.

II. Материалы судебной практики:

9. Приказ ФНС от 07.05.2007г.  № ММ-3-06/281@ «Об утверждении рекомендуемых  форм документов, используемых налоговыми  органами при реализации своих  полномочий в отношениях, регулируемых  законодательством о налогах  и сборах» // Документы и комментарии.  – 2007. - № 12.- с. 3436.

10. Приказ ФНС от 23.05.2010г.  № ММ-7-3/136@ «Об утверждении форм  документов, используемых налоговыми  органами при реализации своих  полномочий в отношениях, регулируемых  законодательством о налогах  и сборах» // Бюллетень нормативных  актов федеральных органов исполнительной  власти. – 2010. - № 98.- с. 2663.

11. Приказ Федеральной  налоговой службы от 31.12.2006 № САЭ-3-06/860@ «Об утверждении формы акта  об обнаружении фактов, свидетельствующих  о предусмотренных Налоговым  кодексом  РФ налоговых правонарушениях  (за исключением налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 120, 122, 123), и требований к его составлению» // Собрание законодательства РФ. – 2006. - № САЭ-3-06/860@.- ст. 3824.

 

III. Специальная литература:

12. Борисов А.Н. Защита прав налогоплательщика при проведении налоговых проверок: практические рекомендации. М.: Юстицинформ, 2009. 415с.

13. Брызгалин А.В. Виды налоговых правонарушений: теория и практика применения. М.: Налоги и финансовое право, 2004. 304с.

14. Еналеева И.Д., Сальникова Л.В. Налоговое право России: Учебник. М.: Юстицинформ, 2006. 320с.

15. Караханян С.Г., Баталова И.С. Налоговые проверки: проблемы анализ, решения. Бератор-Паблишинг, 2008. 552с.

16. Козырин А.Н. Налоговый процесс: учебное пособие. М.: ЦППИ, 2007. 254с.

Информация о работе Производство по делам о налоговых правонарушениях