Правовые проблемы ведения коммерческой деятельности на территории Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2010 в 19:09, контрольная работа

Краткое описание

Целью работы является определение правовых проблем ведения коммерческой деятельности на территории Российской Федерации. В качестве же задач настоящего исследования важно рассматривать следующие:
- анализ нормативно-правового регулирования взаимоотношений отношений субъектов коммерческой деятельности с органами государственной власти и управления;
- исследование особенностей взаимодействия субъектов коммерческой деятельности с органами государственной власти и управления;
- определение вопросов совершенствования взаимоотношения субъектов коммерческой деятельности с органами государственной власти и управления.

Содержание

Введение 3
1. Общая характеристика и соотношение субъектов коммерческой деятельности с органами государственной власти и управления 5
2. Значение административного регулирования в процессе взаимодействия субъектов коммерческой деятельности с органами государственной власти и управления 9
3. Вопросы государственно-частного партнерства 12
4. Социальная ответственность государства и бизнеса 19
Заключение 22
Список использованной литературы 24

Вложенные файлы: 1 файл

Право.doc

— 117.00 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ 

стр. 
 

 

Введение 

     Взаимодействие  субъектов коммерческой деятельности с органами государственной власти и управления в настоящее время является достаточно актуальным и значимым вопросом. Это связано прежде всего с тем, что несмотря на разрешительный характер осуществления коммерческой деятельности на территории Российской Федерации, органы государственной власти и управления имеют неоспоримое преимущество в рамках создания ограничений для ведения хозяйственной деятельности в целом.

     В связи с этим, объектом настоящего исследования выступает характеристика правовых отношений субъектов коммерческой деятельности с органами государственной власти и управления. В качестве непосредственного предмета настоящей работы целесообразно рассматривать конкретные характеристики взаимодействия власти и бизнеса.

     Целью работы является определение правовых проблем ведения коммерческой деятельности на территории Российской Федерации. В качестве же задач настоящего исследования важно рассматривать следующие:

     - анализ нормативно-правового регулирования  взаимоотношений отношений субъектов  коммерческой деятельности с  органами государственной власти и управления;

     - исследование особенностей взаимодействия  субъектов коммерческой деятельности  с органами государственной власти  и управления;

     - определение вопросов совершенствования  взаимоотношения субъектов коммерческой  деятельности с органами государственной власти и управления.

     Важно отметить, что взаимодействие власти и бизнеса является одним из важнейших  условий успешного социально-экономического развития нашей страны. Органы публичной  власти и бизнес должны работать согласованно в общих интересах, формируя партнерские модели взаимоотношений в различных сферах. И здесь исключительно важно найти баланс интересов, необходимый для реализации общественно значимых проектов и программ. Одним из вариантов таких взаимоотношений является государственно-частное партнерство1.

     Государственно-частное  партнерство должно быть направлено на реализацию общественно значимых проектов и программ в широком  спектре отраслей промышленности, строительства  и НИОКР, включая сферу услуг.

     Возможности органов публичной власти устанавливать партнерские взаимоотношения с бизнес-структурами опираются на нормы действующего законодательства.

     Вместе  с тем, прочной нормативной основы для партнерства органов публичной  власти и бизнес-структур в настоящее  время не создано. Отдельные правовые положения, а также пробелы в праве создают препятствия развитию такого партнерства, поэтому в ряде случаев отношения являются неформальными, что придает им характер нелегальности. Поэтому необходимо выработать принципы, на которых будут строиться отношения двух субъектов, определить конкретные формы (механизмы) взаимодействия государства и бизнеса, создать четкую правовую основу, позволяющую защитить бизнес.

 

1. Общая характеристика и соотношение субъектов коммерческой деятельности с органами государственной власти и управления 

     Если  на ранних стадиях развития рыночных отношений процесс сращивания экономической  и политической власти капитала в  этих странах (своего рода политико-экономическая  уния) оказывал основное влияние преимущественно на внутренние процессы, происходящие на территории этих стран, и косвенное воздействие - на международные экономические и политические дела, то в условиях развития процессов глобализации акценты в отношениях этих объединений с внешним миром значительно изменились.

     Все более расширяясь и превращаясь  из национального в наднациональный (транснациональный) капитал, американские, английские и иные корпорации как  носители экономической власти совместно  со "своим" государством - основным носителем политической власти - прилагают огромные усилия для оказания влияния не только на внутринациональные, но и наднациональные, глобальные процессы.

     Убедиться в этом нетрудно на многочисленных примерах совместного, активного воздействия  экономической власти (в лице американских ТНК) и политической власти (в лице различных государственных органов США) на страны Азии, Африки и Латинской Америки с целью решения своих стратегических задач и получения в результате этого непосредственной стратегической выгоды2.

     При рассмотрении проблем соотношения экономической власти бизнеса и политической власти национального государства в глобальном масштабе необходимо учитывать, с одной стороны, характер их взаимосвязи и взаимодействия внутри страны, а с другой - особенности проявления сложившегося альянса государства и бизнеса на международной арене.

     Теоретически  и методологически важным представляется учитывать тот очевидный факт, что уния государства и бизнеса  как носителей политической и  экономической властей проявляется  не на одном - национальном уровне, как это было на ранних стадиях, а на нескольких уровнях. А именно на микроуровне (уровень национального государства, права и экономики), на среднем уровне (региональный уровень взаимосвязи и взаимодействия государства и бизнеса) и на метауровне (глобальный уровень).

     Находясь  в тесной взаимосвязи и взаимодействии друг с другом, политическая власть в лице национального государства  и экономическая власть в лице национального и транснационального бизнеса на разных уровнях решают одновременно как свои собственные, обусловленные их природой и интересами задачи, так и общие, непосредственно касающиеся каждой из них проблемы.

     В числе последних (глобальных) проблем  на первом плане стоят проблемы "глобализации капиталистической системы на основе свободного перемещения капитала, установления системы мировой финансовой капиталократии, которой подчинена система транснациональных компаний", и т.д.3; проблемы формирования новой, "более сложной общественной системы не только со значительно возросшими масштабами, но и с новыми качественными параметрами, с более многогранными взаимосвязями и взаимозависимостями, с более сложным совмещением различных сфер человеческой деятельности"; проблемы создания нового мирового порядка, идеологией которого выступает "монетарный либерализм", отражающий происходящую в мире "монетарную революцию капитала" и заменяющий принцип классической экономики "деньги - товар - деньги" виртуальной формулой "деньги - деньги"; проблемы создания и апробации отвечающей интересам доминирующих ныне в мировой политике и экономике государств и транснациональных корпораций новой, более надежной схемы мирового управления и др.

     Что же касается собственных интересов  национальных государств и различных  институтов бизнеса, то они, отражая  относительно самостоятельный характер данных феноменов, на каждом уровне проявляются весьма дифференцированно

     Наиболее  четко они проявляют себя на национальном уровне (микроуровне), где различные  бизнес-институты, изначальной ("природной") целью создания которых является извлечение прибыли, а также государство, по природе и своему назначению выступающее в качестве "официального представителя общества", нередко в процессе решения своих задач и достижения непосредственно стоящих перед ними целей вступают в противоречие между собой, борются друг с другом4.

     Эта борьба приобретает наиболее острый характер в тех странах, где бизнес, обладая мощным экономическим потенциалом, по тем или иным причинам не получив  прямого доступа к государственной  власти, стремится к овладению  рычагами не только экономической, но и политической власти.

     И, наоборот, в тех странах, где издавна  сложилась уния крупного капитала и  государства (США, Великобритания и  др.) или где крупный (чаще всего - полукриминальный) капитал "национализирует" (читай - фактически захватывает) государственную власть (как это было в России в эпоху Ельцина), борьба между государством и бизнесом практически сходит на нет, приобретает мягкие, завуалированные формы.

     Обобщая сказанное о степени самодостаточности  и характере взаимоотношений политической власти в лице государства и экономической власти в лице олицетворяющих ее бизнес-структур во главе с ТНК, следует заметить, что, решая данные вопросы, нельзя допускать крайностей, равно как и прямолинейности в рассуждениях, выводах и оценках5. Как представляется, все эти и подобные им вопросы необходимо решать дифференцированно, с учетом всех объективных и субъективных факторов, которые по-разному проявляются на различных уровнях взаимосвязи и взаимодействия государства и бизнеса.

 

2. Значение административного регулирования в процессе взаимодействия субъектов коммерческой деятельности с органами государственной власти и управления 

     Роль  государства в инвестировании отдельных  отраслей экономики достаточно велика, и государство подчас выступает субъектом предпринимательской деятельности.

     В связи с необходимостью повышения  качества предоставляемых государством услуг, а также снижения издержек бизнеса при прохождении через "административные барьеры" актуальным является вопрос повышения эффективности деятельности органов государственной власти в сфере предоставляемых ими услуг.

     Одной из мер, которая позволит качественно  улучшить работу государственных органов  власти, является описание и нормативное  закрепление административно-правовых процессов в процессе реализации властных полномочий6.

     В настоящее время предпринимаются "попытки" к нормативному закреплению  данных процессов в административных регламентах органов исполнительной власти. К сожалению, данный процесс  осуществляется только на федеральном уровне. Наиболее значимым для повышения эффективности деятельности органов власти в сфере предоставления услуг является разработка административных регламентов исполнения государственных функций и оказания государственных услуг.

     Что касается формы закрепления, то регламент, на наш взгляд, является наиболее оптимальным официальным выражением административно-правовых процессов.

     Следует особо отметить, что основополагающим элементом такого регламента должна стать административная процедура. Значимость административной процедуры, как и в общесоциальном плане, заключается в том, что она представляет собой систему, характеризующуюся следующими признаками: во-первых, она ориентирована на достижение конкретного социального результата, во-вторых, состоит из последовательно сменяющих друг друга актов поведения и как деятельность структурирована целесообразными общественными отношениями, в-третьих, обладает моделью своего развития, предварительно установленной на нормативном или индивидуальном уровне, в-четвертых, иерархически построена. Также отметим, что процедура постоянно находится в динамике, развитии и, наконец, имеет служебный характер, так как выступает средством реализации основного, главного, для нее общественного отношения. В некоторых государствах административные процедуры закреплены на нормативном уровне. В частности, в США в 1946 г. принят закон об административной процедуре, в ФРГ также действует закон об административной процедуре, на базе которого принимаются регламенты органов Федерации, определяющие, в частности, процедуры разработки законопроектов и постановлений по направлениям деятельности органов Федерации.

     В настоящее время в рамках проводимой административной реформы и реформы  государственной службы разрабатываются  и внедряются административные регламенты органов исполнительной власти, которые определяют порядок их деятельности, критерии оценки качества предоставляемых ими услуг, а также механизмы взаимодействия органов исполнительной власти с гражданами и представителями бизнеса. Стоит отметить, что уже приняты типовые регламенты органов исполнительной власти, на базе которых в дальнейшем будут приниматься регламенты исполнения функций и оказания государственных услуг с учетом специфики органа государственной власти и видов услуг, которые могут быть предоставлены.

     Значимость  нормативного закрепления административных процедур позволит существенно улучшить работу органов исполнительной власти, что в конечном счете снизит издержки предпринимателей и граждан по срокам обращения, по качеству предложенных услуг.

     Нормативный характер закрепления процедурных  вопросов позволит избежать "толкования" со стороны государственных служащих, повысит ответственность "чиновника" за выполняемую им работу7.

Информация о работе Правовые проблемы ведения коммерческой деятельности на территории Российской Федерации