Правовые основы валютных отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 21:05, контрольная работа

Краткое описание

Международные валютные отношения – одна из самых сложных сфер экономики. В закономерностях ее развития и функционирования подчас нелегко разработаться даже специалисту. Однако в условиях перехода российской экономики к рынку каждый человек должен иметь представление о том, как устроена мировая валютная система, почему колеблются курсы обмена одних валют на другие валюты, как правило, строить свое поведение в области сбережений и покупок.

Содержание

Введение…………………….……………………………………………………..3
I. Правовые основы валютных отношений……………………………………...4
I.§ 1. Понятие валюта и валютных ценностей…………………………………..4
I.§2. Валютный рынок…………………………………………………………….6
II. Правовое регулирование валютных отношений…………………………….7
II.§1. Операции по покупке и продаже валюты….……………………………..7
II.§2. Валютный контроль……………………………………………………….10
Заключение……………………………………………………………………….16
Литература……………………………………………………………………….17
Практическая часть……………………………………………...………………18

Вложенные файлы: 1 файл

ФИНАНСОВОЕ ПРАВО.docx

— 53.74 Кб (Скачать файл)

 

II.§2. Валютный контроль

Валютный контроль является одним из видов финансового контроля, который осуществляется при проведении валютных операций. Основными направлениями валютного контроля выступают:

- определение соответствия  проводимых операций действующему  законодательству и наличия необходимых для них лицензий и разрешений;

- проверка выполнения  резидентами обязательств в иностранной  валюте перед государством, а также обязательств по продаже иностранной валюты на внутреннем валютном рынке Российской Федерации;

- проверка обоснованности  платежей в иностранной валюте;

- проверка полноты и объективности  учета и отчетности по валютным  операциям, а также по операциям нерезидентов в валюте Российской Федерации.

Валютный контроль осуществляется органами валютного контроля и их агентами. К числу органов валютного контроля Закон РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» относит Центральный банк Российской Федерации, о полномочиях которого в данной сфере говорилось в предыдущем параграфе, а также Правительство Российской Федерации в лице таких органов, как Министерство финансов Российской Федерации, Федеральная служба России по валютному и экспортному контролю (ВЭК) *, Государственный таможенный комитет Российской Федерации, Министерство РФ по налогам и сборам, правоохранительные органы.

Особую роль в осуществлении  валютного контроля играет Федеральная  служба России по валютному и экспортному  контролю, которая контролирует соблюдение резидентами и нерезидентами законодательства России и ведомственных нормативных актов, регулирующих осуществление валютных операций, и выполнение резидентами обязательств перед государством в иностранной валюте; осуществляет контроль за полнотой поступления в установленном цорядке средств в иностранной валюте по внешнеэкономическим операциям; участвует в ведении контроля за соблюдением порядка квотирования и лицензирования экспорта товаров и услуг; контролирует эффективность использования кредитов в иностранной валюте, предоставляемых Российской Федерации на основе международных договоров и соглашений, осуществляет иные функции, связанные с валютным и экспортным контролем.

Таможенный комитет как  орган валютного контроля в соответствии со ст. 198 и 199 Таможенного кодекса  Российской Федерации, а другие нижестоящие таможенные органы как агенты валютного контроля осуществляют валютный контроль за перемещением лицами через таможенную границу валюты Российской Федерации, ценных бумаг в валюте Российской Федерации, валютных ценностей, а также за валютными операциями, связанными с перемещением через указанную границу товаров и транспортных средств.

Помимо названных, агентами валютного контроля являются организации, которые в соответствии с законодательством могут осуществлять функции валютного контроля, а также подотчетны соответствующим органам валютного контроля. К агентам валютного контроля в настоящее время отнесены уполномоченные банки, иные небанковские кредитные организации, имеющие лицензии на осуществление валютных операций.

В пределах своей компетенции  органы и агенты валютного контроля осуществляют контроль за проводимыми в стране валютными операциями, за соответствием этих операций законодательству, условиям лицензий и разрешений и т.п.

Субъекты, осуществляющие валютные операции, обязаны представлять органам и агентам валютного контроля все запрашиваемые документы и информацию о проведенных валютных операциях, давать соответствующие объяснения, выполнять другие обязанности, предусмотренные законодательством.11

В случае нарушения предприятиями, банковскими и иными финансовыми учреждениями валютного законодательства и нормативных актов Центрального банка РФ резиденты, включая уполномоченные банки, а также нерезиденты несут ответственность в виде взыскания в доход государства всего полученного по недействительным сделкам или взыскания в доход государства необоснованно приобретенного не по сделке, а в результате незаконных действий.

За нарушение правил учета  и отчетности по валютным сделкам, непредставление органам валютного контроля документов и информации резиденты и нерезиденты могут быть оштрафованы в пределах суммы, которая не была учтена, была учтена ненадлежащим образом или по которой документация и информация не были представлены в установленном порядке.

При повторном нарушении  названных правил, а также за невыполнение или ненадлежащее выполнение предписаний органов валютного контроля у резидентов, включая уполномоченные банки, и у нерезидентов Центральным банком РФ взыскиваются в доход государства суммы, полученные по недействительным сделкам, а также штрафы в пределах пятикратного размера этих сумм; приостанавливается действие или отзываются лицензии резидентов и нерезидентов.

Должностные лица юридических  лиц-резидентов и юридических лиц-нерезидентов, виновные в нарушении валютного законодательства, несут уголовную, административную и гражданско-правовую ответственность. Так, Уголовным кодексом РФ предусмотрена уголовная ответственность: за незаконный оборот драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуга (ст. 191); за нарушение правил сдачи государству драгоценных металлов и драгоценных камней (ст. 192); за невозврат из-за границы средств в иностранной валюте (ст. 193).12

Основные причины укрытия  российскими предпринимателями  и гражданами валютных средств за границей можно назвать следующие:

- нестабильность общей  экономической и политической  ситуации в стране, падение курса рубля, инфляция, обесценение резервов и капитальных вложений;

- несовершенство и нестабильность  российской банковской системы;

- недостатки в государственном  и правовом регулировании валютных  операций и валютного контроля  в стране.

В настоящее время утечка капитала принимает достаточно изощренные формы, трудно поддающиеся контролю.

Наиболее распространенными  способами оттока капитала из страны являются следующие:

- зачисление иностранными  плательщиками валютной выручки,  причитающейся российским предприятиям и гражданам, на счета в иностранных банках (счета самих предприятий или граждан, счета иностранных частных лиц, счета иностранных фирм-партнеров или специально созданных для такого рода целей);

- импорт и экспорт товаров  (работ, услуг) через дополнительно  введенные в сделку иностранные посреднические фирмы (обычно зарегистрированные в странах с низким налогообложением) с искусственным занижением экспортной цены и завышением импортной цены с целью образования на счетах указанных фирм свободных средств, не отраженных в учете российского предприятия (акции, облигации и т.п.);

- уплата российскими предприятиями  и гражданами сумм в рублях  в пользу иностранных фирм  или граждан с получением эквивалента  в иностранной валюте за границей;

- перевод в иностранные  банки авансовых платежей с  последующим отказом от импорта товаров;

- перевод российскими  предприятиями и гражданами иностранной  валюты за границу в оплату якобы оказанных нематериальных услуг;

- неограниченный (перевод)  гражданами иностранной валюты как в наличной, так и в безналичной формах;

- сокрытие полученных  доходов от легальной инвестиционной  деятельности за границей в условиях отсутствия системы контроля за доходностью иностранных инвестиций и репатриацией доходов от них;

- отказ российских предприятий  от получения экспортной выручки  с последующей оплатой иностранным партнерам импортных контрактов российского предприятия;

- неэквивалентный товарообмен  при сделках, объявленных бартерными, с последующим получением разницы в стоимости товаров на счет за границей;

- удовлетворение российской  стороной фиктивных претензий  иностранных фирм и предпринимателей с уплатой за границу штрафов, пени и т.д.;

- поставка российскими  предприятиями товаров в бывшие  республики СССР с оплатой  в рублях или национальных  валютах и последующим реэкспортом за свободноконвертируемую  валюту, зачисляемую на счета в иностранных банках.13

Контроль за поступлением в РФ экспортной выручки резидентов возложен в основном на уполномоченные российские банки и осуществляется в соответствии с Инструкцией Банка России от 12 октября 1993 г. № 19 «О порядке осуществления валютного контроля за поступлением в Российскую Федерацию валютной выручки от экспортных товаров».

В соответствии с названной  инструкцией экспортер предъявляет  контракт или его заверенную в установленном порядке копию в уполномоченный банк, где находится его валютный счет, на который должна поступить выручка от экспорта товара. Вместе с банком экспортер оформляет паспорт сделки -документ, содержащий в стандартизированной форме сведения о внешнеэкономической сделке, необходимые для осуществления валютного контроля. Паспорт сделки подписывается экспортером и банком, представляется таможенным органам вместе с остальными документами для оформления экспорта товаров. После подписания паспорта сделки банк принимает на себя функции агента валютного контроля за поступлением валютной выручки от экспорта товаров по данному контракту.14

В целях усиления валютного  контроля за поступлением валютной выручки на счета резидентов Указом Президента Российской Федерации от 21 ноября 1995 года «О первоочередных мерах по усилению системы валютного контроля в Российской Федерации» * был установлен порядок, в соответствии с которым расчеты по внешнеэкономическим сделкам резидентов, предусматривающим ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации или вывоз товаров с названной таможенной территории, осуществляется только через счета резидентов, заключивших или от имени которых заключены сделки с нерезидентами. При этом расчеты по внешнеэкономическим сделкам осуществляются только через уполномоченные банки. Импортеры-резиденты, заключившие сделки по переводу из России иностранной валюты в целях приобретения товаров, обязаны ввезти товары, стоимость которых эквивалентна сумме уплаченных за них денежных средств в иностранной валюте, либо обеспечить возврат этих средств в сумме, ранее переведенной в течение 180 календарных дней с даты оплаты товаров. В случае невыполнения или ненадлежащего выполнения этих предписаний импортеры-резиденты несут ответственность в виде штрафа в размере суммы, эквивалентной сумме иностранной валюты, ранее переведенной в оплату товаров.15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В условиях углубления интеграции экономики  промышленно развитых стран валютная система играет все более важную и самостоятельную роль в мирохозяйственных связей. Она оказывает непосредственное влияние на определяющие экономическое положение страны факторы: темпы роста, производства, на цены, заработную плату, не темпы роста международного обмена и т. п.

Национальные валютные системы представляют собой совокупность экономических отношений, с помощью которых осуществляется международный платежный оборот, формируются и используются валютные ресурсы, необходимые для процесса общественного воспроизводства.

 

Мировая валютная система включает международные, кредитно – финансовые и комплекс международно – договорных и государственно – правовых норм. Обеспечивающих функционирование валютных инструментов.

 

От эффективности валютного  механизма, степени вмешательства  государства и международных валютно-финансовых организаций в деятельности валютных, денежных и золотых рынков во многом зависят экономическое развитие, внешнеэкономическая стратегия промышленно развитых стран.

 

Рост значения валютной системы  заставляет промышленно развитые страны совершенствовать старые и искать новые  инструменты и методы государственно – монополистического регулирования валютной сферы на национальном и наднациональном уровнях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

1. Грачева Е.Ю. «Финансовое  право» учебник , изд. Проспект, 2004

2. Грачева Е.Ю., Соколова Э.Д. Финансовое право: Учебное пособие. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Юриспруденция, 2000

3. Рассолова М.М. «Финансовое право»: Учеб. пособие для вузов  — М.; ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2008.

4. Федеральный закон   № 86 ФЗ «О центральном банке РФ»2,3

5. Эриашвили Н.Д. Финансовое право: Учебник для вузов. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2008.

Электронный ресурс

http://lib.rus.ec

http://www.bibliotekar.ru  

http://www.market-pages.ru

http://www.newreferat.com

http://www.milogiya2007.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Практическая  часть

Задание №1

Бюджеты муниципальных образований  принимаются в форме нормативных  правовых актов представительных (законодательных) органов местного самоуправления – городскими советами депутатов, местными думами и т. д. либо сходом граждан.

Согласно статье 11 Закона Республики Дагестан от 09 октября 1996 г.

№ 16 «О собраниях (сходах) граждан  в Республике Дагестан» местный  бюд-

жет может утверждаться только сходом граждан.

1. Соответствует ли ст. 11 указанного закона Конституции  Россий-

ской Федерации и Федеральным законам РФ?

2. Кто и к какому  виду ответственности будет привлечён,  если ст. 11

указанного закона не соответствует  Конституции Российской Федерации  и

Федеральным законам РФ?

 

Решение:

Статья 11 Закона Республики Дагестан соответствует Конституции  и Федеральным законам, т.к в Федеральном законе № 131»Об общих принципах организации местного самоуправления» в статье 25 сказано:

Информация о работе Правовые основы валютных отношений