Права и обязанности налогоплательщиков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2014 в 15:30, контрольная работа

Краткое описание

Все мы живем в цивилизованном обществе, благодаря государству. Задача любого государства заключается в удовлетворении коллективных потребностей общества. К таким услугам относятся оборона, поддержание общественного порядка, содержание государственного аппарата и другие, например – благоустройства, ЖКХ, транспорта, здравоохранения, образования, культуры, искусства, спорта. Чтоб все это создать и содержать на текущий момент требуются затраты со стороны государства.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ  2
ГЛАВА 1. НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКИ КАК СУБЪЕКТЫ НАЛОГОВЫХ ОТНОШЕНИЙ  4
ГЛАВА 2. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ
§ 1. ПРАВА НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ  7
§ 2. ОБЯЗАННОСТИ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ  11

ГЛАВА 3. НАЛОГОВЫЕ НАРУШЕНИЯ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ИХ НАРУШЕНИЯ  14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ  15
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА  17

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная работа права и обязанности налогоплательщиков.doc

— 81.00 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ                                                                                                         ¾ 2

 

ГЛАВА 1. НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКИ КАК СУБЪЕКТЫ НАЛОГОВЫХ ОТНОШЕНИЙ                                                                                                    ¾ 4

 

ГЛАВА 2. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ

 

§ 1. ПРАВА НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ                                                      ¾ 7

 

§ 2. ОБЯЗАННОСТИ  НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ                                   ¾ 11

 

ГЛАВА 3. НАЛОГОВЫЕ НАРУШЕНИЯ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ИХ НАРУШЕНИЯ                                                                                                  ¾ 14

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                                ¾ 15

 

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА                                                                ¾ 17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

     Все мы живем в цивилизованном обществе, благодаря государству. Задача любого государства заключается в удовлетворении коллективных потребностей общества. К таким услугам относятся оборона, поддержание общественного порядка, содержание государственного аппарата и другие, например – благоустройства, ЖКХ, транспорта,  здравоохранения, образования, культуры, искусства, спорта. Чтоб все это создать и содержать на текущий момент требуются затраты со стороны государства.

Взимание налогов  представляет собой условие существования государства, и именно поэтому государство обязывает всех налогоплательщиков платить налоги независимо от их воли. Признак обязательности налога напрямую закреплен в Конституции РФ, в  ст. 57 указано, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.1

     На Руси о первых налогах, распределявшихся на регулярной основе, упоминается еще в летописях. Так, в Лаврентьевекой летописи сказано: «В лето 6367 Имаху дань Варяги из заморья на Чюди и на еловенах, на Мери и на Всех Кривичах; а Козари Имаху на Полянах, и на Северах и на Вятичах, и маху по белей Веверице от дыма»2

Впервые законодательное закрепление норм, регулирующих отношения, связанные со сборами и повинностями, появляется в «Русской Правде». В ст. 42-43 Краткой редакции <<Русской Правды>> и ст. 96-97 Пространной редакции отмечаются такие подати и повинности, как корм, городовые и мостовые деньги3

     До принятия НК РФ четкое законодательное определение налога отсутствовало. Статья 2 ЗаконаРФ от 27 декабря 1991 г. NQ 2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации»4 определяла, что «под налогом, сбором, пошлиной и другими платежами понимается обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами». Из самого определения следует, что законодатель не провел в нем четкого разграничения между обязательными платежами, что, несомненно, было необходимо, поскольку не все обязательные платежи можно отнести к налогам.5

Цель работы - используя принятые нормативные документы по данному вопросу рассмотреть основные аспекты прав и обязанностей налогоплательщиков и охарактеризовать их.

Задачи – уяснить и понять кто является субъектом налоговых отношений, каковы их права и обязанности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКИ КАК СУБЪЕКТЫ НАЛОГОВЫХ ОТНОШЕНИЙ

 

 

     Налогоплательщики - субъекты налоговых отношений, на которых законом возложена обязанность уплачивать налоги за счет собственных средств.

Исходя из данного определения, можно выделить следующие характерные признаки налогоплательщиков.

1) Налогоплательщики являются  субъектами налогового права, которые могут не совпадать с понятием субъектов иных отраслей права.

Традиционно налогоплательщиками выступают физические и юридические лица, статус которых определяется гражданским законодательством. Вместе с тем иные категории налогоплательщиков предусмотрены исключительно налоговым законодательством. К ним относятся обособленные подразделения организаций, в том числе филиалы и представительства, самостоятельно реализующие товары, работы, услуги, постоянные представительства иностранных юридических лиц. При этом определение налогового статуса постоянного представительства иностранного юридического лица достаточно условно и зависит от различных условий. Согласно общему правилу, под постоянным представительством иностранного юридического лица понимается любое место регулярного осуществления деятельности по выполнению работ, оказанию услуг, продаже товаров.

Налоговый кодекс предлагается установить в качестве самостоятельного налогоплательщика консолидированную группу налогоплательщиков. Это означает, что группа зависимых организаций будет платить консолидированные налоги, что позволит избежать налогообложения средств и имущества, перемещаемых в рамках этой группы (например, концерна). В настоящее время ст. 13 Закона РФ от 30 ноября 1995 г. «О финансово-промышленных группах» предусмотрено, что участники финансово-промышленной группы, занятые в сфере производства товаров, работ, услуг, могут быть признаны консолидированной группой налогоплательщиков.6

Кроме того, по законодательству некоторых зарубежных стран в качестве налогоплательщиков может выступать семья в целом, а не конкретный гражданин.

2) Налогоплательщики выступают  обязанными субъектами, основной  обязанностью которых является  уплата налогов.

3) Налогоплательщики - это  лица, уплачивающие налоги за счет собственных средств.

В данном случае имеется в виду, что уплата налогов производится за счет средств, принадлежащих налогоплательщику. Это возможно путем удержания налога у источника выплаты дохода или непосредственно самим налогоплательщиком. В связи с этим налогоплательщика следует отличать от носителя налогов. Понятие «носитель налога» применяется в основном в экономическом аспекте - это лицо, которое несет тяжесть налогообложения, т. е. в конечном итоге налог в бюджет уплачивается за счет данного лица. Так, носителем косвенных налогов является конечный потребитель товара (работы, услуги).

Налогоплательщиков можно классифицировать по различным основаниям. Первое, наиболее крупное разделение проводится в отношении физических и юридических лиц.

Как было отмечено выше, налогоплательщиком может быть одно лицо, а в некоторых странах и группа физических лиц - семья. Физические лица могут дифференцироваться на «простых» граждан и граждан-предпринимателей.

Юридические лица являются самостоятельными налогоплательщиками. При этом их обособленные подразделения, а также группа юридических лиц тоже могут выступать в качестве налогоплательщиков. Иностранное юридическое лицо как налогоплательщик в основном выступает в качестве постоянного представительства.

При этом необходимо учитывать, что права юридических лиц как объединений граждан гарантируются Конституцией так же, как и права физических лиц. Так, Конституционный Суд РФ указал, что акционерные общества (товарищества, общества с ограниченной ответственностью) по своей сути являются объединениями, которые созданы гражданами для реализации таких конституционных прав, как право свободно использовать свои способности и имущество для предпринимательской и иной не запрещенной законом деятельности.

По величине налогоплательщиков подразделяют на обычных и малых. Так, например, граждане-предприниматели подразделяются на обычных предпринимателей и лиц, перешедших на упрощенную систему налогообложения. Юридические лица подразделяются на обычные организации, малые предприятия и организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения. При этом необходимо учитывать, что малыми предприятиями могут быть только российские юридические лица.

Законодательство о подоходном налоге разделяет всех граждан в зависимости от постоянного местопребывания на лиц, имеющих постоянное местопребывание в России, и лиц, не имеющих постоянного местопребывания.

Наиболее специфической в целях налогообложения классификацией налогоплательщиков является деление субъектов на коммерческие и некоммерческие организации. В зависимости от получения того или иного статуса организации при равных хозяйственных условиях будут иметь различные механизмы налогообложения. Так, например, прибыль образовательных учреждений уменьшается на суммы, направленные на развитие образовательного процесса.

 

ГЛАВА 2. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ

 

§ 1. ПРАВА НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ

 

 

     Налогоплательщиками и плательщиками сборов как было сказано ранее признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с Налоговым Кодексом возложена обязанность уплачивать налоги и (или) сборы. В соответствии со статьей 23 Налогового Кодекса РФ7 налогоплательщики обязаны:

1) уплачивать законно  установленные налоги;

2) встать на учет в  налоговых органах, если такая  обязанность предусмотрена настоящим Кодексом;

3) вести в установленном  порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если  такая обязанность предусмотрена  законодательством о налогах  и сборах;

4) представлять в установленном  порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах;

5) представлять в налоговый  орган по месту жительства  индивидуального предпринимателя, нотариуса, занимающегося частной  практикой, адвоката, учредившего адвокатский кабинет, по запросу налогового органа книгу учета доходов и расходов и хозяйственных операций; представлять в налоговый орган по месту нахождения организации бухгалтерскую отчетность в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом "О бухгалтерском учете", за исключением случаев, когда организации в соответствии с указанным Федеральным законом не обязаны вести бухгалтерский учет или освобождены от ведения бухгалтерского учета;

6) представлять в налоговые органы и их должностным лицам в случаях и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов;

7) выполнять законные  требования налогового органа  об устранении выявленных нарушений  законодательства о налогах и сборах, а также не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей;

8) в течение четырех  лет обеспечивать сохранность  данных бухгалтерского и налогового  учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, в том числе документов, подтверждающих получение доходов, осуществление расходов (для организаций и индивидуальных предпринимателей), а также уплату (удержание) налогов;

9) нести иные обязанности, предусмотренные законодательством о налогах и сборах.

Налогоплательщики - организации и индивидуальные предприниматели помимо перечисленных обязанностей, обязаны сообщать в налоговый орган соответственно по месту нахождения организации, месту жительства индивидуального предпринимателя:

1) об открытии или о  закрытии счетов (лицевых счетов) - в течение семи дней со  дня открытия (закрытия) таких счетов. Индивидуальные предприниматели  сообщают в налоговый орган  о счетах, используемых ими в  предпринимательской деятельности;

2) обо всех случаях участия в российских и иностранных организациях - в срок не позднее одного месяца со дня начала такого участия;

3) обо всех обособленных  подразделениях российской организации, созданных на территории Российской  Федерации (за исключением филиалов  и представительств), и изменениях в ранее сообщенные в налоговый орган сведения о таких обособленных подразделениях:

в течение одного месяца со дня создания обособленного подразделения российской организации;

в течение трех дней со дня изменения соответствующего сведения об обособленном подразделении российской организации;

3.1) обо всех обособленных  подразделениях российской организации  на территории Российской Федерации, через которые прекращается деятельность  этой организации (которые закрываются  этой организацией):

в течение трех дней со дня принятия российской организацией решения о прекращении деятельности через филиал или представительство (закрытии филиала или представительства);

в течение трех дней со дня прекращения деятельности российской организации через иное обособленное подразделение (закрытия иного обособленного подразделения);

4) о реорганизации или  ликвидации организации - в течение  трех дней со дня принятия  такого решения.

Нотариусы, занимающиеся частной практикой, и адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, обязаны сообщать в налоговый орган по месту своего жительства об открытии (о закрытии) счетов, предназначенных для осуществления ими профессиональной деятельности, в течение семи дней со дня открытия (закрытия) таких счетов.

Информация о работе Права и обязанности налогоплательщиков