Понятие, предмет и метод финансового права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2014 в 16:00, контрольная работа

Краткое описание

Цель работы – проанализировать систему финансового права. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: охарактеризовать финансовое право как отрасль права;
рассмотреть предмет финансового права;
разобрать метод финансового права;
раскрыть понятие и структуру системы финансового права;
рассмотреть подотрасли финансового права.

Содержание

Введение 3
1. Понятие, предмет и метод финансового права 5
1.1. Финансовое право как отрасль права 5
1.2. Предмет финансового права 8
1.3. Метод финансового права 11
2. Система финансового права 15
2.1. Понятие и структура системы финансового права 15
2.2. Подотрасли финансового права 18
Заключение 23
Библиографический список 25

Вложенные файлы: 1 файл

фин право.docx

— 61.73 Кб (Скачать файл)

Метод финансового права - единый метод правового регулирования, но со своими особенностями. Финансовое право имеет не только предмет правового регулирования, но и метод правового регулирования. Однако если общественные отношения благодаря своему многообразию предопределяют в каждой отрасли права свой предмет правового регулирования, то право, выступая как целостное, проникнутое внутренним единством социальное явление, предопределяет существование единого метода правового регулирования. Предмет правового регулирования у каждой отрасли права свой, а метод регулирования общий, но у каждой отрасли имеющий свои особенности.

Под методом правового  регулирования принято понимать совокупность способов и приемов воздействия правовых норм на поведение людей в той или иной сфере социальной действительности, в частности, в сфере финансовой деятельности государства. Например, в соответствии со ст. 24 НК РФ налоговые агенты обязаны представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов. Данная правовая норма, представляющая собой властное предписание налоговому агенту и определяющая его соответствующее поведение, характеризуется обязывающим регулированием. Налицо способ властного предписания в ходе финансово-правового регулирования.

Приведенный пример наглядно указывает на два момента.

Первый: если предмет правового  регулирования отвечает на вопрос, какие общественные отношения регулируют нормы финансового права, то метод правового регулирования- каким способом осуществляется это регулирование.

Второй: если предмет правового  регулирования находится в общественных отношениях, то метод правового регулирования заключен в правовых нормах. Способы правового регулирования получают свое выражение в нормах права. В том, как формируется диспозиция правовой нормы, обнаруживается конкретный способ регулирования.

К таким способам относятся:

  1. обязывание;
  2. запрещение;
  3. дозволение.

При этом следует подчеркнуть  следующее: метод нельзя сводить только к одному способу или приему регулирования. Это совокупность способов и приемов правового воздействия на поведение субъектов правоотношения.

В различных отраслях названные  способы проявляются по-разному, и это характеризует единый метод правового регулирования применительно к отдельной отрасли права. Так, уголовному праву присущ запретительный способ воздействия, гражданскому - дозволительный, административному - властно-предписывающий.

В финансовом праве действует  весь названный набор правовых способов и средств, но со своими особенностями. В финансовом праве обязывания, запрещения и дозволения реализуются в различных пропорциях и сочетаниях, но функции основного регулятора выполняют обязывающие нормы, на 'которых основан способ властных предписаний, в то время как запретительный и дозволительный способы выполняют определенную обеспечительную роль.

Способ (метод) властных предписаний  является основным способом финансового права. Его преобладание объясняется тем, что большинство финансово-правовых норм сформулированы как обязывающие нормы и обязывание, таким образом, доминирует как способ регулирования в финансовом праве.

Властность предписаний  государственных и муниципальных  органов в процессе финансовой деятельности выражается в том, что они принимают решения (законы, подзаконные акты), строго обязательные для другой обязанной стороны правоотношения. Властной стороной является государственный орган (Государственная Дума, Минфин России, ЦБ РФ), обязанной – сторона, противоположная государственному органу: налогоплательщик, коммерческий банк и т.д. Вторая сторона выполняет свои обязанности в случаях, установленных законом, подзаконным актом. Права же этой стороны вторичны, производны от обязанностей.

Однако способ (метод) властных предписаний как основной способ финансового права отличается от метода административного права, имеющего место в аппаратно-управленческой сфере и применяемого в этой сфере. Властные предписания в процессе финансовой деятельности государства исходят, как правило, от финансовых, налоговых, кредитных органов, с которыми другие участники не находятся в административной зависимости. Таковы отношения между ЦБ РФ и подконтрольным коммерческим банком, Минфином России и гражданином в отношениях по государственному кредиту. Вместе с тем финансовое законодательство предусматривает ситуации, когда метод властных предписаний распространяется на субординационные отношения. Примером могут служить отношения между отраслевым министерством и казенным предприятием. В этих случаях властные предписания, касающиеся финансовой деятельности предприятия, направляются в его адрес вышестоящим органом.

Запретительный способ регулирования обусловлен запрещающими нормами права, которые также имеются в составе финансового права. Запреты (запрещения) вправе – это юридические обязанности пассивного характера, предписывающие субъекту воздерживаться от определенных действий и ограничивающие его деятельность.

Они играют вспомогательную  роль и направлены, как правило, на то, чтобы применение способа властных предписаний в ходе финансово-правового регулирования было более эффективным. Так, в ст. 4 Закона о Банке России государство предписывает Банку  России во взаимодействии с Правительством РФ разрабатывать и проводить единую государственную денежно-кредитную политику, монопольно осуществлять эмиссию наличных денег и организацию наличного денежного обращения, осуществлять обслуживание счетов бюджетов всех уровней и т.д.

Вместе с тем для  эффективного выполнения ЦБ РФ названных функций, государство в ст. 22 того же Закона запрещает ему предоставлять кредиты Правительству РФ для финансирования дефицита федерального бюджета, а также для финансирования дефицитов бюджетов государственных внебюджетных фондов, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов11.

 

 

 

 

 

 

 

2. Система финансового права

2.1. Понятие и структура системы финансового права

Система российского финансового  права – это объективно обусловленное общественными финансовыми отношениями внутреннее строение, единство и взаимосвязь финансово-правовых норм, расположение их в определенной последовательности. Эти нормы группируются в соответствующие правовые институты.

Система финансового права  позволяет выявить, из каких подотраслей  и институтов состоит данная отрасль  права и как эти составные  элементы взаимодействуют между  собой. Системе финансового права  свойственны такие характерные  черты, как единство, различие, взаимодействие, способность к делению, объективность, согласованность, материальная обусловленность.

Единство юридических  норм, образующих финансовое право, определяется:

  • во-первых, единством выраженной в них государственной воли;
  • во-вторых, единством принципов, а также конечных целей и задач финансовой деятельности государства и местного самоуправления;
  • в-третьих, единством механизма финансово-правового регулирования.

В то же время нормы финансового  права различаются по своему конкретному  содержанию, характеру предписаний, сферам действия, формам выражения, санкциям и т.д. В основе такого деления  лежат, прежде всего, разнообразие и  специфика финансовых отношений12.

Под системой отрасли права  понимается определенный порядок в  распределении правовых норм по отдельным  частям данной отрасли и в логически  Правильном расположении этих частей. Система финансового праваесть  такое распределение норм финансового  права по группам и их построение в определенной последовательности, которые позволяют наглядно увидеть эти группы в их единстве. Иначе говоря, система финансового права есть научно организованная совокупность правовых норм, распределенных по подотраслям и правовым институтам, которые образуют отрасль – финансовое право.

Система финансового права  решает две практические задачи:

  1. помогает студенту и практикующему юристу легко ориентироваться в данной отрасли при ее изучении;
  2. помогает кодифицировать финансовое законодательство на основе правильного распределения нормативного материала.

Оптимальным критерием при  распределении норм финансового права по группам, т.е. подотраслям и правовым институтам, является предметный.

В предмете финансового права  заложена объективная необходимость деления регулируемых отраслью общественных отношений на однородные группы, и вследствие этого возможна группировка норм финансового права на правовые институты и подотрасли.

Подотрасль в финансовом праве – это относительно самостоятельное укрупненное подразделение финансового права, состоящее из компактной массы взаимосвязанных и распределенных по правовым институтам норм права. Следует подчеркнуть, что подотрасль в финансовом праве – это крупная часть отрасли, экономически и политически важное структурное подразделение, включающее в свой состав ряд правовых институтов13.

Предметный критерий разграничивает нормы финансового права на пять подотраслей:

  1. эмиссионное право;
  2. бюджетное право;
  3. налоговое право;
  4. банковское (публичное) право;
  5. финансово-контрольное право.

Наряду с названными подотраслями система финансового права включает ряд правовых институтов типа «государственный кредит», «валютное право», «финансы предприятий» и т.д. Основные разделы финансового права и науки финансового права соответствуют друг другу14.

Правовой институт в финансовом праве – это первичное самостоятельное структурное подразделение данной отрасли, где правовые нормы группируются по их юридическому содержанию.

Так, финансовую систему  РФ составляют следующие фонды денежных средств и соответствующие им правовые институты:

  • бюджетная система. Бюджетная система РФ включает в себя бюджеты государственных внебюджетных фондов (ст. 10 БК РФ);
  • внебюджетные фонды. Внебюджетные фонды образуются в соответствии с законодательством РФ, которое определяет также и порядок их расходования. Средства этих фондов находятся в федеральной собственности. К государственным внебюджетным фондам РФ относятся: Пенсионный фонд РФ; Фонд социального страхования РФ; Федеральный фонд обязательного медицинского страхования;
  • финансы организаций. Финансы организаций представляют собой совокупность общественных отношений, возникающих в связи с образованием, распределением и использованием децентрализованных фондов наличных и безналичных денежных средств хозяйствующими субъектами;
  • фонды страхования;
  • государственный и банковский кредит. Институт кредитования образуют:
    1. отношения, возникающие между клиентами и кредитными организациями по поводу привлечения, размещения денежных средств;
    2. отношения государственного кредита.

Состав российской финансовой системы показывает, что в ее формировании в условиях развития рыночной экономики  учитывался зарубежный опыт: созданы  различные внебюджетные фонды и  соответствующие им правовые институты; перестали быть государственной  монополией имущественное и личное страхование, банковский кредит.

Таким образом, нормы финансового  права образуют финансовое право  как целостное нормативное образование  не непосредственно, а через правовые институты, которые в одних случаях  сводятся в подотрасли финансового  права, в других выступают как  самостоятельные подразделения  отрасли.

Предметный критерий выделяет следующие самостоятельные правовые институты финансового права:

  • государственного кредита;
  • лотереи;
  • ценных бумаг;
  • страхового права;
  • финансов предприятий и учреждений всех форм собственности и т.д.

Распределение финансово-правовых норм по подотраслям и правовым институтам обусловливает их построение в две линии (шеренги): на первом плане выстраиваются подотрасли финансового права, за ними - самостоятельные правовые институты.

2.2. Подотрасли финансового права

Подотрасли составляют основу финансового права. Без них нельзя представить нормальное функционирование государства. Их «родословная» такая же древняя, как и у государства. Кратко охарактеризуем каждую подотрасль финансового права.

Эмиссионное право – авангардная категория в системе финансового права. Эмиссионное право как подотрасль – это совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в области эмиссионной деятельности государства, направленной на выпуск денежных знаков и организацию:

  1. наличного денежного обращения;
  2. безналичного денежного обращения;
  3. ведения кассовых операций;
  4. обращения ценных бумаг;
  5. обращения иностранной валюты.

Для эмиссионно-правовых норм характерны две особенности: во-первых, они регулируют общественные отношения в первичной и специфической сфере финансовой деятельности государства – в сфере эмиссионной деятельности; во-вторых, эти нормы содержатся в нормативных актах, принимаемых главным образом на федеральном уровне.

Информация о работе Понятие, предмет и метод финансового права