Понятие и правовые основы денежной системы РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2014 в 19:40, контрольная работа

Краткое описание

Страхование как система защиты имущественных интересов граждан, организаций и государства является необходимым элементом социально-экономической системы общества.
Страхование является самостоятельным звеном финансовой системы России. Оно выступает в двух обособленных формах: в форме социального страхования (специального страхования) и собственно страхования, связанного с непредвиденными событиями.
Правовые основы страхования закреплены в Конституции РФ. В соответствии со ст. 72 Конституции РФ осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Федерации.

Содержание

Введение..................................................................................................................2
Глава І. Понятие страхования………………………………………………….4
1.1 Характерные черты страхования…………………………………………….5
1.2 Функции страхования……………………………………………………….7
1.3 Виды страхования…………………………………………………………….8
Глава ІІ. Государственное регулирование страховой деятельности…….13
Глава ІІІ. Понятие и правовые основы денежной системы РФ…………18
3.1 Понятие денежной системы………………………………………………...18
3.2 Правовое регулирование денежной системы………………………..…… 24
4. Задача…………………………………………………………………………..26
Заключение……………………………………………………………………...28
Список литературы…………………………………………………………..….30

Вложенные файлы: 1 файл

КР фин прав.doc

— 327.53 Кб (Скачать файл)

Отрасли и подотрасли страхования

Основные виды страхования

А. Имущественное страхование

 

1.1. Страхование

имущества

 

  1. Страхование средств наземного транспорта.
  2. Страхование средств воздушного транспорта.
  3. Страхование средств водного транспорта.
  4. Страхование грузов.
  5. Страхование иных видов имущества.

1.2. Страхование

ответственности

  1. Страхование ответственности владельцев транспортных средств.
  2. Страхование гражданской ответственности перевозчиков.
  3. Страхование ответственности владельцев источников повышенной опасности.
  4. Страхование ответственности за нарушение договора.
  5. Страхование профессиональной ответственности.
  6. Страхование иных видов ответственности.

1.3. Страхование

предпринимательских рисков

  1. Страхование убытков по сделкам продажи товаров, выполнения работ, оказание услуг.
  2. Страхование срочных депозитных вкладов и денег на счетах в банках.
  3. Страхование невозврата кредитов и процентов за них заемщиком.
  4. Страхование инвестиций в другие предприятия, их проекты и в ценные бумаги.
  5. Страхование инноваций предпринимателя.
  6. Страхование убытков от остановок производства по не зависящим от предпринимателя обстоятельствам.
  7. Страхование рисков снижения объемов продаж.

Страхование непредвиденных расходов и прочих убытков предпринимательской деятельности.

Б. Личное страхование

2.1. Страхование от несчастных случаев

  1. Страхование детей и учащихся.
  2. Страхование работников за счет средств предприятия, организации.
  3. Страхование пассажиров.
  4. Страхование государственных служащих.
  5. Страхование работников опасных профессий.
  6. Страхование спортсменов.

Страхование иных категорий граждан.

2.2. Страхование жизни

  1. Страхование на случай дожития до окончания срока действия договора страхования или определенного договором возраста.
  2. Страхование на случай смерти.
  3. Смешанное страхование.
  4. Страхование детей к бракосочетанию («свадебное страхование»).
  5. Страхование негосударственных пенсий.
  6. Страховые ренты.
  7. Страхование расходов на оплату профессионального образования.

2.3.Медицинское страхование (добровольное)

  1. Страхование на случай болезни, повреждения здоровья (амбулаторное лечение).
  2. Страхование на случай стационарного лечения, проведения операции.
  3. Страхование на случай протезирования.
  4. Страхование на случай оказания физиотерапевтических, оздоровительных или санаторно-курортных услуг.
  5. Страхование на случай проведения пластических и корректирующих внешность операций.

Страхование граждан, выезжающих за границу.


 

Осуществляется также разделение страхования по признаку оснований возникновения обязательств сторон договоров страхования. По этому признаку традиционно выделяют две формы страхования: добровольное и обязательное страхование.

При добровольном страховании страхователь заключает договор страхования, осознав потребность, неотложность страховой защиты своих имущественных интересов от страховых случаев и оценив свои финансовые возможности по уплате страховой премии (т.е. по исполнению своего обязательства по договору). При финансовых затруднениях либо в случае неудовлетворенности условиями страхования, предлагаемыми страховщиком, страхователь может не заключать договора страхования, хотя потребность в этом у него имеется. При необходимости он может выбирать страховую организацию, условия страхования в которой его полностью удовлетворяют.

Обязательное страхование осуществляется исходя из заинтересованности государства в страховой защите жизни, здоровья и имущества определяемых законом физических, юридических лиц указанными в нормативом правовом акте лицами (страхователями). Кроме того, законом на указанных в нем лиц-страхователей может возлагаться также обязанность страховать риск своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц или нарушения договоров с другими лицами.

Правовыми нормами выделяется две разновидности обязательного страхования: обязательное страхование и обязательное государственное страхование. Последнее осуществляется за счет бюджетных средств при страховании жизни, здоровья и имущества определенных категорий государственных служащих.

 

 

 

 

ГЛАВА ІІ. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СТРАХОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Главной целью государства в сфере страхования является создание эффективной системы страховой защиты имущественных интересов граждан и юридических лиц в Российской Федерации.

Для достижения указанных целей государству необходимо решить следующие задачи:

  • обеспечить надежность и финансовую устойчивость системы страхования;
  • проводить активную структурную политику на рынке страховых услуг;
  • повысить эффективность государственного регулирования страховой деятельности;
  • развивать сотрудничество с международным страховым рынком;
  • совершенствовать нормативную базу страховой деятельности.

Государственное регулирование страховой деятельности должно обеспечить выполнение названных выше мер и обеспечить действенный контроль страхового сектора экономики. Оно должно осуществляться по следующим направлениям:

  • прямое участие государства в становлении страховой системы;
  • законодательное обеспечение защиты национального страхового рынка;
  • совершенствование государственного надзора за страховой деятельностью.

Прямое участие государства в становлении страховой системы предполагает, в частности:

  • обеспечение за счет бюджетных средств программ обязательного государственного страхования;
  • повышение роли государственных страховых компаний в реализации государственной политики в области страхования;
  • предоставление дополнительных гарантий при размещении средств страховщиков, аккумулируемых в рамках приоритетных видов страхования в форме специальных нерыночных государственных ценных бумаг с гарантированным доходом, а также формирование целевых резервов, компенсирующих несостоятельность отдельных страховых организаций при исполнении ими обязательств по договорам долгосрочного страхования жизни и пенсионного страхования граждан.

Реализация подобных мер возложена, в первую очередь, на Департамент страхового надзора Министерства финансов России, действующего совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.

Департамент страхового надзора Министерства финансов РФ наделен следующими полномочиями:

  • выдает страховщикам лицензии на осуществление страховой деятельности;
  • ведет единый Государственный реестр страховщиков, объединений страховщиков и реестр страховых брокеров;
  • осуществляет контроль за обоснованностью страховых тарифов и обеспеченностью платежеспособности страховщиков;
  • устанавливает Правила формирования и размещения страховых резервов;
  • разрабатывает нормативные акты и методические документы по вопросам страхования;
  • обобщает практику страховой деятельности.

Важнейшим проявлением государственного регулирования страховой деятельности является ее лицензирование, осуществляемое на основе и в соответствии с Законом об организации страхового дела в Российской Федерации, а также подзаконными актами.

Под страховой деятельностью, на осуществление которой необходимо получение лицензии, понимается деятельность страховых организаций и обществ взаимного страхования (страховщиков), связанная с формированием специальных денежных фондов (страховых резервов) за счет уплачиваемых страхователями страховых взносов (премий) для выплат по договорам страхования.

Лицензия на проведение страховой деятельности не имеет ограничений по сроку действия, если это специально не предусмотрено при ее выдаче. Лицензии выдаются на проведение добровольного и обязательного:

  1. личного страхования;
  2. имущественного страхования;
  3. страхования ответственности;
  4. перестрахования, если предметом деятельности страховщика является исключительно перестрахование по видам страховой деятельности.

Помимо лицензирования Министерство финансов РФ утверждает Правила размещения страховщиками страховых резервов. Под размещением страховых резервов понимаются активы, принимаемые в покрытие (обеспечение) страховых резервов. Эти активы должны удовлетворять условиям диверсификации, возвратности, прибыльности и ликвидности. В покрытие страховых резервов принимаются следующие виды активов:

  1. государственные ценные бумаги Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальные ценные бумаги;
  2. векселя банков;
  3. акции, облигации, жилищные сертификаты, не перечисленные в предыдущих пунктах;
  4. банковские вклады (депозиты), в том числе удостоверенные депозитными сертификатами, в банках-резидентах;
  5. инвестиционные паи паевых инвестиционных фондов;
  6. доли в уставном капитале обществ с ограниченной ответственностью и вклады в складочный капитал товарищества на вере;
  7. недвижимое имущество, расположенное на территории Российской Федерации;
  8. доля перестраховщиков в страховых резервах;
  9. депо премий по рискам, принятым в перестрахование;
  10. дебиторская задолженность страхователей, перестраховщиков, перестрахователей, страховщиков и страховых посредников;
  11. денежная наличность в рублях;
  12. денежные средства или иностранная валюта на счетах в банках-резидентах;
  13. слитки золота и серебра, находящиеся на территории Российской Федерации.

Неисполнение страховщиком требований Правил является основанием для применения к нему санкций, предусмотренных Положением о порядке дачи предписания, ограничения, приостановления и отзыва лицензии на осуществление страховой деятельности, утвержденным приказом Федеральной службы России по надзору за страховой деятельностью от 19 июня 1995 г. № 02-10 / 17.

После регистрации и выдачи лицензии на проведение страховой деятельности государство в лице уполномоченных органов осуществляет постоянный надзор за деятельностью страховщиков. Названный ранее Департамент страхового надзора Министерства финансов России имеет право:

  • получать от страховщиков установленную отчетность о страховой деятельности и информацию об их финансовом положении;
  • осуществлять проверку соблюдения страховщиками страхового законодательства и достоверности представляемой ими отчетности;
  • при выявлении нарушений страховщиками страхового законодательства давать предписания по их устранению. В случае невыполнения указанных предписаний Департамент имеет право приостанавливать или ограничивать действие лицензии страховщика впредь до устранения выявленных нарушений либо отозвать лицензию;
  • обращаться в арбитражный суд с исками о ликвидации страховщиков, неоднократно нарушивших страховое законодательство.

На систему страхования распространяется требование обязательного аудита страховых организаций, которое установлено Федеральным законом от 7 августа 2001 г. № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности в Российской Федерации». Лицензии на осуществление страхового аудита выдаются Министерством финансов Российской Федерации.

Министерство финансов Российской Федерации постоянно взаимодействует с различными органами, в том числе с правоохранительными - в целях пресечения фактов мошенничества в сфере страхования; с органами, осуществляющими антимонопольную политику; с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в целях выработки единых методических принципов организации и осуществления страхового дела и недопущения принятия на региональном уровне решений, не соответствующих действующему законодательству; с органами страхового надзора зарубежных стран; со Всероссийским союзом страховщиков и другими профессиональными объединениями страховщиков.

В связи с вступлением в силу соглашения о партнерстве о сотрудничестве между Российской Федерацией и Европейским союзом, а также предстоящим вступлением нашей страны во Всемирную торговую организацию нашему государству в ближайшее время необходимо решить задачи развития взаимоотношений российского и международных страховых рынков. При этом основной целью должно являться сохранение потенциала национальной системы страхования, его использование в интересах российской экономики.

Информация о работе Понятие и правовые основы денежной системы РФ