Особенности правовго регулирования кредитования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2014 в 22:06, статья

Краткое описание

Введение. Приоритетным направлением аграрной политики большинства развитых стран является государственная поддержка агропромышленного сектора. В процессе ее осуществления используется много экономических рычагов, действие которых способствует эффективному функционированию агропромышленного комплекса и формированию в сельской местности устойчивой социально-производственной инфраструктуры.

Вложенные файлы: 1 файл

Особенности правового регулирования кредитования (статья Чернов А.В.).docx

— 31.26 Кб (Скачать файл)

Aleksander Chernov

 

ОСОБЕННОСТИ  ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ КРЕДИТОВАНИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

FEATURES REGULATORY ORGANIZATIONS OF AGRICULTURAL

CREDIT

 

Belarusian State Agricultural Academy

 

Summary: Article studied and analyzed the legal regulation of credit mechanisms that improve the financial situation of agriculture.

 

Резюме: В статье исследовано и проанализировано правовое регулирование механизмов кредитования, способствующих улучшению финансового положения сельского хозяйства.

 

Ключевые слова: льготное кредитование, кредитные программы, кредитный договор, кредитование в АПК.

 

Key words: Concessional lending, loan programs, loan agreement, lending to agribusiness.


 

Введение. Приоритетным направлением аграрной политики большинства развитых стран является государственная поддержка агропромышленного сектора. В процессе ее осуществления используется много экономических рычагов, действие которых способствует эффективному функционированию агропромышленного комплекса и формированию в сельской местности устойчивой социально-производственной инфраструктуры.

Одним из важнейших инструментов государственного регулирования аграрного сектора народного хозяйства является льготное кредитование. В соответствии с потребностями текущей экономической политики государство изменяет условия предоставления льготных кредитов. Их выдача осуществляется с целью создания оптимальных условий деятельности для хозяйств, не располагающих достаточными объемами собственных или заемных средств. Часто льготы предоставляются в рамках целевых программ, отражающих приоритеты государственной политики.

Основная часть. Механизмы, способствующие улучшению финансового положения сельского хозяйства, могут быть различны. Главные из них:

–установление новых принципов взаимоотношений сельскохозяйственных товаропроизводителей с предприятиями перерабатывающей промышленности;

–взаимоотношения между сельскими товаропроизводителями и предприятиями, перерабатывающими полученную продукцию, должны строиться на договорных отношениях с определением ответственности сторон. Главным в этих взаимоотношениях является проблема цены продукции и определение финансовых результатов при реализации конечного продукта.

Для реализации предложенного необходимо за каждым предприятием закрепить определенные хозяйства. В последующем, при укреплении взаимоотношений, отработке механизма ценообразования может возникнуть необходимость создания новых организационно-правовых форм предприятий и организаций в структуре агропромышленного комплекса.

Важнейшее значение при этом приобретает установление расчетных цен и принципов распределения полученной прибыли от переработки сельхозпродукции.

Государство оказывает всестороннюю поддержку сельскохозяйственным предприятиям, что выражается в разработке специальных программ в рамках приоритетного национального проекта «Развитие агропромышленного комплекса (АПК)», субсидировании части процентной ставки по кредитам за счет госбюджета. В свою очередь банковский сектор разрабатывает помимо стандартных кредитных продуктов специальные программы кредитования, применимые исключительно для аграриев, такие как предоставление кредита под залог будущего урожая, предоставление кредитов на приобретение сельхозтехники и оборудования под залог приобретаемой сельхозтехники и/или сельскохозяйственного оборудования, кредиты под залог земель сельскохозяйственного назначения и т.п.

Содержание и конкретные условия кредитных программ (т.н. сельхозкредиты) для субъектов АПК варьируются в различных кредитных организациях и зависят от текущей кредитной политики банка-кредитора (либо его филиала/отделения).

Кредитование под залог будущего урожая. Какие требования банк предъявляет к заемщику в рамках данной программы?

Под залог будущего урожая кредитуются предприятия и индивидуальные предприниматели (главы крестьянско-фермерского хозяйства), являющиеся клиентами банка (имеющие расчетный счет и проводящие обороты), с положительной кредитной историей. На качество кредитной истории влияет отсутствие случаев возникновения просроченных обязательств перед банком за определенный период времени - чаще от 180 дней до года, либо ограничение количества случаев технической просрочки.

В общей структуре залога по испрашиваемому кредиту залог будущего урожая сельскохозяйственных культур не должен превышать пятидесяти процентов от рассчитанной общей суммы обязательств Заемщика по кредиту. На оставшуюся сумму обязательств оформляется залог иного имущества (основные средства).

Для определения количественного состава предмета залога – будущего урожая сельскохозяйственных культур – берутся фактические данные об урожайности за последние три года, прогноз урожайности на период кредитования по соответствующему региону, подготовленный Управлением сельского хозяйства (либо уполномоченной организацией), а также данные технологической карты по возделыванию сельскохозяйственных культур, представленные Залогодателем (Заемщиком). Соответственно залоговая стоимость высчитывается исходя из количественного состава земель и ожидаемой себестоимости с применением поправочного коэффициента банка (в диапазоне от 0,5 до 0,7). Залог будущего урожая подлежит обязательному страхованию в пользу банка либо с назначением банка выгодоприобретателем.

Как правило, после проведения уборочных работ банк переоформляет с заемщиком договор залога будущего урожая на договор залога готовой продукции (товаров в обороте), с предоставлением заемщику возможности реализации собранного урожая с целью погашения задолженности по кредитному договору, по которому данный урожай был передан в залог.

Кредитование под залог приобретаемой техники и/или оборудования.

В техники и специального оборудования заемщика на взаимовыгодных условиях банк предоставляет кредиты под залог приобретаемой техники/оборудования.

Требования к заемщикам и условия получения кредита примерно следующие:

– заемщиками могут выступать представители субъектов малого и среднего предпринимательства.

– сумма авансового платежа заемщика, перечисляемого в счет оплаты приобретаемой техники или оборудования, находится в пределах 10-20% от стоимости имущества.

Предварительно банк принимает решение на основании предоставленных заемщиком документов о предоставлении кредита либо отказе. В случае принятия банком положительного решения по данному вопросу, заемщику и продавцу направляются соответствующие уведомления, и заемщик составляет с продавцом договор купли-продажи, в котором обязательно оговаривается момент перехода права собственности после получения продавцом авансового платежа. По факту регистрации приобретенной техники в органах Гостехнадзора и внесения соответствующих отметок в паспорт самоходной машины (ПСМ), либо оформления акта о переходе права собственности на приобретаемое имущество (если оно не подлежит государственной регистрации), наряду с оформлением страховой документации, банк заключает с заемщиком кредитный договор и договор залога. Затем происходит перечисление кредитных денежных средств поставщику приобретаемого заемщиком имущества через расчетный счет заемщика. Сроки при данном виде кредитования составляют 3-10 лет.

Кредитование под залог земель сельскохозяйственного назначения

Кредиты могут предоставляться под залог земель сельскохозяйственного назначения, принадлежащих заемщику либо третьим лицам.

Для принятия земель сельскохозяйственного назначения в качестве залога по испрашиваемому кредиту договор ипотеки оформляется и регистрируется в Государственной регистрационной службе. Денежные средства выдаются как на пополнение оборотных средств, так и под инвестиционные программы, после регистрации договора ипотеки.

Кредит может быть выдан на срок от 3 до 8 лет с максимальной суммой – 70% от стоимости приобретаемого земельного участка. Остальную часть Заемщик должен выплатить собственными средствами.

Общие условия кредитования сельскохозяйственных предприятий.

В случае если выручка от реализации сельхозпродукции служит основным источником для погашения задолженности по кредиту, кредитный работник в обязательном порядке отслеживает изменение количества пахотных земель заемщиков для своевременной оценки рисков банка при выводе и/или переводе земельных паев и пашни заемщика на другие предприятия в период действия кредитных договоров. Вывод земель может привести к невыполнению заемщиком плановых показателей финансово-хозяйственной деятельности, и как следствие, отсутствию источников погашения кредита, образованию просроченной задолженности.

По выше обозначенной причине банк также обращает особое внимание и на сроки действия договоров аренды земельных участков (паев), которые должны превышать срок предоставляемого кредита.

Правительство Республики Беларусь предоставило открытым акционерным обществам «Белагропромбанк» и «АСБ Беларусбанк» гарантии в погашении основной суммы долга по кредитам, выданным сельскохозяйственным и другим организациям на развитие молочной отрасли, на общую сумму 290,2 млрд рублей и 27,8 млн евро. Такое решение содержится в постановлении Совета Министров Республики Беларусь от 1декабря 2011 г. № 1630 «О предоставлении гарантий Правительства Республики Беларусь в погашении кредитов» [27].

Кредиты выделялись согласно Указу Президента Республики Беларусь «О некоторых вопросах развития молочной отрасли» от 14 сентября 2010 г. N 480 (в ред. от 14 ноября 2011 г. № 524) сельскохозяйственным организациям и иными организациями, осуществляющими производство сельскохозяйственной продукции, а также молокоперерабатывающими организациями (далее - организации) по перечням, определяемым облисполкомами, Минским горисполкомом и Министерством сельского хозяйства и продовольствия, кредитами в сумме 17821,2 млрд. рублей, выдаваемыми с 1 сентября 2010 г. до 30 декабря 2015 г. для строительства, реконструкции, капитального ремонта, модернизации и технического переоснащения молочно-товарных ферм, помещений по выращиванию молодняка крупного рогатого скота.

Указанная часть процентов компенсируется банкам в размере ставки рефинансирования Национального банка по кредитам, выданным в белорусских рублях, и не более 12 процентов годовых - по кредитам, выданным в иностранной валюте, за счет средств республиканского бюджета, предусматриваемых в 2010 году на развитие сельскохозяйственного производства, рыбоводства и переработки сельскохозяйственной продукции, а в 2011 - 2025 годах - на прочие вопросы в области сельского хозяйства, и за счет средств бюджета г. Минска по кредитам, выданным организациям, имущество (доли (акции) в уставном фонде) которых находится в коммунальной собственности г. Минска.

Вышеуказанные кредиты выдаются организациям:

– на срок 9 лет с погашением их ежемесячно равными долями в течение указанного срока через год после ввода производственного объекта в эксплуатацию или завершения его реконструкции, капитального ремонта, модернизации и технического переоснащения;

– с уплатой этими организациями процентов за пользование кредитами, выданными в белорусских рублях, в размере 1,5 процента годовых. По кредитам, выданным в иностранной валюте, проценты за пользование кредитами организациями не уплачиваются.

Для обеспечения выполнения обязательств по погашению кредитов банкам могут предоставляться гарантии на основную сумму долга:

– Правительства Республики Беларусь - в погашении кредитов, выдаваемых организациям, имущество которых находится в республиканской собственности, и организациям, доли (акции) в уставных фондах которых принадлежат Республике Беларусь (независимо от нахождения долей (акций) таких юридических лиц также в коммунальной собственности), унитарным предприятиям, учредителями которых являются открытые акционерные общества с долей республиканской собственности в уставных фондах;

–местных исполнительных и распорядительных органов - в погашении кредитов, выдаваемых организациям, имущество которых находится в коммунальной собственности, организациям, доли (акции) в уставных фондах которых принадлежат административно-территориальным единицам, а также иным организациям, расположенным на территории соответствующих административно-территориальных единиц, имущество которых находится в частной собственности.

Гарантии Правительства Республики Беларусь, местных исполнительных и распорядительных органов предоставляются организациям без учета их задолженности по налогам, сборам (пошлинам), другим обязательным платежам в бюджет (в том числе в государственные целевые бюджетные фонды), в государственные внебюджетные фонды, по бюджетным займам, ссудам (в том числе пролонгированным), просроченной задолженности по кредитам банков (по основному долгу и процентам по нему), в том числе выданным под гарантии Правительства Республики Беларусь, местных исполнительных и распорядительных органов, а также организациям, не выполнившим своих обязательств по исполненным гарантиям Правительства Республики Беларусь, местных исполнительных и распорядительных органов.

Плата за предоставление гарантий Правительства Республики Беларусь по кредитам, выдаваемым в соответствии с пунктом 1 Указа Президента Республики Беларусь от 14 сентября 2010 г. N 480 «О некоторых вопросах развития молочной отрасли», не взимается.

Информация о работе Особенности правовго регулирования кредитования