Основные направления совершенствования управления государственными и муниципальными финансами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2014 в 11:15, курсовая работа

Краткое описание

Государственные и муниципальные финансы – это основа финансовой системы любого государства.
Государственные и муниципальные финансы определяются как совокупность денежных взаимоотношений, которые возникают в реальном денежном обороте между государственными и муниципальными органами управления и иными экономическими субъектами, в результате чего происходит формирование и использования централизованных денежных фондов в целях финансирования расходных обязательств государства и муниципального образования.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 1,003.50 Кб (Скачать файл)

Кроме того, неточное определение государственных и муниципальных услуг и недостаточное внимание к формированию их перечня может повлечь сложности при формировании устава учреждения и определения основных и иных видов деятельности учреждения, что связано с требованиями налоговых органов и необходимостью отражения соответствующих данных в статистических документах. Например, различные формы отчетности, предназначенные для учета юридических лиц и для статистики, требуют отражения видов экономической деятельности в соответствии с постановлением Госстандарта России от 6 ноября 2001 г. № 454-ст «О принятии и введении в действие ОКВЭД» (ОК 029-2001 (КДЕС Ред. 1). Общероссийский классификатор видов экономической деятельности»). Также существует ОК 002-93 (Общероссийский классификатор услуг населению), утвержденный постановлением Госстандарта России от 28 июня 1993 г. № 163, который в описании видов услуг также ориентирован скорее на потребителя услуги, чем на лицо, оказывающее услугу. В результате для финансистов и сотрудников отраслевых органов могут возникнуть трудности с точным описание содержания услуги и, как следствие, с определением точного объема ее финансирования из бюджета.

Таким образом, если в документах государственных и муниципальных учреждений будут описаны государственные и муниципальные услуги в тех формулировках, которые соответствуют бюджетному законодательству, это не будет соотноситься с требованиями к документам со стороны регистрирующих и статистических органов, которые используют термины, предназначенные для решения задач, связанных с классификацией и кодированием видов экономической деятельности, заявляемых учреждениями при регистрации, определением основного и других фактически осуществляемых видов экономической деятельности учреждений. При этом нюансы деятельности и непроизводственной сфере недостаточно отражены в ОКВЭД. Например, деятельность учреждения культуры, осуществляющего концертно-театральную деятельность, с использованием ОКВЭД можно описать практически лишь в двух направлениях:

  • деятельность по организации и постановке театральных и оперных представлений, концертов и прочих сценических выступлений;
  • деятельность концертных и театральных залов.[6]

В этом случае перечень услуг будет явно недостаточным для учредительных документов, поэтому можно включить в устав описание основных видов деятельности по ОКВЭД, в дальнейшем расшифровав их применительно косновным направлениям деятельности учреждения. В этом случае финансируемая из бюджета услуга будет соотноситься с видами деятельности, закрепленными в уставе, что должно облегчить практическую работу по расчету субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания.

Что касается иных видов деятельности учреждений, для бюджетных и автономных учреждений такие виды деятельности должны стать источником доходов. При этом возможность осуществления деятельности, приносящей доход, должна быть предоставлена учреждению учредителем путем закрепления соответствующих положений в уставе юридического лица. Дополнительные виды деятельности можно описать в уставе без учета положений вышеназванных документов с условием их соответствия целям деятельности учреждения. Общего законодательно закрепленного перечня платных услуг государственных и муниципальных учреждений не существует, отраслевые законы лишь содержат общие упоминания, какие услуги могут быть оказаны за плату, что дает учреждению достаточно широкие возможности для определения дополнительных видов деятельности. При этом следует помнить, что платными услугами могут быть не только услуги, отличные от государственных (муниципальных) услуг, но и те же самые услуги, предоставленные с повышением качества (например, отдельная палата в больнице, ночной абонемент в библиотеках, индивидуальная экскурсия и т.д.).

Платные услуги, предусмотренные в качестве дополнительных видов деятельности государственных и  муниципальных учреждений, должны вытекать из деятельности учреждения, должен быть четко определен порядок установления цены за услугу. Кроме того, возможность осуществления деятельности, приносящей  доход должна быть предусмотрена в уставе. Однако для казенных учреждений возможность оказания платных услуг на практике несколько ограничена, поскольку заработанные (с разрешения учредителя) деньги не должны поступать самому казенному учреждению, а становятся доходами соответствующего бюджета (ст. 41Бюджетного кодекса РФ).Также после окончания переходного периода целевые средства, поступающие от лиц, желающих поддержать казенное учреждение (безвозмездные пожертвования от физических и юридических лиц), считаются доходами бюджета.[24]

Однако, по мнению Минфина России (письмо от 17 мая 2011 г. № 02-03-09/20-16), при поступлении в соответствующий бюджет бюджетной системы целевых средств сверх объемов, утвержденных решением о бюджете, на сумму указанных поступлений могут быть увеличены бюджетные ассигнования главным распорядителям бюджетных средств для последующего доведения до конкретного казенного учреждения лимитов бюджетных обязательств для осуществления целевых расходов в порядке, установленном соответствующим финансовым органом, в случае, если решением о бюджете предусмотрена увязка соответствующих доходов и расходов.

Некоторые проблемы возникают и в связи с отменой субсидиарной ответственности собственника применительно к бюджетным и автономным учреждениям. Такая ответственность сохраняет силу только по отношению к казенному учреждению. В этом случае бюджетное или автономное учреждение может нести ответственность, например, из обязательств, возникших вследствие причинения вреда физическому лицу, и возместить такой вред учреждение должно самостоятельно, поскольку данное, бремя больше не ложится на бюджет. Финансовым органам следует обращать внимание на то, что в результате подобной ситуации, например, автономные учреждения, имея счет в банке, могут потерять размещенные на этом счете средства, которые не защищены принципом иммунитета бюджета. При этом если автономное учреждение разместило на счете не только самостоятельно заработанные средства, но и бюджетные средства, выделенные ему в виде субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания, то исполнение судебного решения может быть осуществлено и за счет бюджетных средств- Поэтому следует рекомендовать автономным учреждениям не размещать бюджетные средства на счетах в кредитных организациях, а оставить их на счете в Казначействе или финансовом органе.

Сотрудникам финансовых органов, главных распорядителей бюджетных средств следует иметь в виду еще один финансовый риск в распоряжении автономными учреждениями своими средствами. При принятии решения о размещении средств на счетах в кредитной организации следует помнить о том, что кредитная организация может обанкротиться или у нее может быть отозвана лицензия, а средства юридических лиц на счетах в отличие от средств физических лиц не защищены путем страхования. В этом случае средства на счете могут быть потеряны, и не всегда на практике кредитор кредитной организации получает их возмещение в полном объеме.[7]

Также следует обратить внимание на определение правового режима имущества государственных и муниципальных учреждений, которые владеют им на праве оперативного управления. Общее вещное право оперативного управления для различных типов учреждений приобретает достаточно широкое содержание, поскольку казенное учреждение сильно ограничено в своих возможностях по распоряжению имуществом, а автономное и бюджетное учреждения имеют более широкие права, вплоть до возможности самостоятельно приобретать и отчуждать имущество за счет средств, полученных ими от приносящей доход деятельности. При этом они не приобретают права собственности на такое имущество, пусть и приобретенное за счет собственных средств, что на практике вызывает определенные сложности при регистрации права на данное имущество, поскольку регистрирующие органы не всегда понимают соотношение прав учредителя и учреждения на такое имущество и считают собственниками сами учреждения.

Однако в соответствии с гражданским законодательством собственности учреждений не существует, даже применительно к самостоятельно заработанным средствам и приобретенному за их счет имуществу, что влечет на практике не очень стандартную ситуацию: учреждение сохраняет право свободного распоряжения таким имуществом, но не получает прав собственности на него, а формальный собственник почти не влияет на использование такого имущества.

Если по отношению к казенным учреждениям собственник несет обязанность содержания их имущества в полном объеме, в случае с автономным или бюджетным учреждением он обязан обеспечивать только содержание закрепленного за ними недвижимого и особо ценного движимого имущества. Финансовое обеспечение содержания остального имущества, в том числе приобретенного за счет средств, полученных учреждением от приносящей доход деятельности, осуществляется за счет самого бюджетного или автономного учреждения. Чтобы не возникло ситуации, когда на учреждение ляжет непосильное бремя содержания имущества, не закрепленного за ним учредителем, следует рассчитать наиболее оптимальное соотношение между необходимостью содержать имущество и желанием распоряжаться им самостоятельно таким образом, чтобы не потерять указанное имущество и обеспечить полноценное осуществление учреждением своей основной деятельности.

При этом самому учреждению необходимо иметь достаточно имущества, чтобы иметь возможность осуществлять приносящую доход деятельность, поскольку в случае отсутствия необходимой материальной базы учреждение не сможет зарабатывать дополнительные средства. Сотрудникам финансовых органов следует иметь в виду, что в случае использования для осуществления деятельности, приносящей доход, закрепленного за учреждением имущества следует точно рассчитать объем финансового обеспечения содержания такого имущества, поскольку на практике не всегда можно легко и точно рассчитать долю имущества, используемую для осуществления основных видов деятельности учреждения, и приносящую доход, даже в случае сдачи имущества в аренду.[23]

Как показывает опыт работы в новых условиях, в числе иных трудностей в финансовой сфере деятельности государственных и муниципальных учреждений на региональном и местном уровне можно выделить следующие практические сложности:

  1. вопросы расчета нормативных затрат финансового обеспечения государственных и муниципальных заданий и установление первоначальных нормативов затрат на оказание учреждениями услуг. Часто на практике стремятся идти по пути метода «обратного счета», тогда как надо переходить на новые методы расчета финансирования государственных и муниципальных услуг. Иногда учредитель не выделяет субсидию в установленные сроки, а требует предоставления отчета о выполненных работах или услугах за отчетный период, финансируя их уже по факту выполнения;
  2. составление заданий для учреждений представляет собой значительные трудности в связи с отсутствием опыта на местах по составлению таких документов. Учредители часто не могут точно сформулировать наименование и содержание услуги, разделить ее на подуслуги, сформировать перечень показателей качества услуги;

определение форм и методов контроля за деятельностью бюджетных и автономных учреждений. Законодательство не содержит четких, детальных и последовательных требований и правил осуществления финансового контроля за деятельностью учреждений, а закрепляет лишь самые общие упоминания о контроле за исполнением государственных и муниципальных заданий и использованием имущества учреждений.Кроме того, на местах не всегда существует достаточная нормативно-правовая база для полноценной реализации финансовых аспектов реформы. В случае отсутствия необходимых актов реализация положений реформы на практике сильно затрудняется, поскольку отсутствуют достаточные правовые основания для выделения соответствующих средств из бюджета. Такие нормативные акты должны регулировать следующие вопросы (речь идет лишь об актах, касающихся вопросов финансирования и содержания имущества учреждений, а не всех вопросов реформы):

  • особенности регулирования деятельности муниципальных учреждений в переходный период;
  • порядок осуществления контроля за деятельностью всех типов учреждений (в том числе финансового);
  • порядок осуществления и финансового обеспечения бюджетными и автономными учреждениями полномочий органов государственной власти и местного самоуправления по исполнению публичных обязательств перед физическим лицом, подлежащих исполнению в денежной форме;
  • порядок определения объема и условий предоставления субсидий из бюджета учреждениям на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием услуг в соответствии с государственными и муниципальными заданиями;
  • порядок определения видов особо ценного движимого имущества бюджетных и автономных учреждений;
  • порядок предоставления бюджетных инвестиций бюджетным и автономным учреждениям;
  • положение об условиях и порядке формирования задания учредителя в отношении автономного учреждения, созданного на базе имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и порядке финансового обеспечения выполнения задания;
  • порядок составления, утверждения и ведения бюджетных смет казенных учреждений;
  • порядок составления и утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности бюджетного и автономного учреждения;
  • порядок составления и утверждения отчета о результатах деятельности учреждений и об использовании закрепленного за ними имущества;
  • порядок определения платы за выполненные работы, оказанные услуги для граждан и юридических лиц, относящиеся к основным видам деятельности учреждения и предоставляемые учреждением на платной основе;
  • предельно допустимые значения просроченной кредиторской задолженности бюджетных учреждений, превышение которых влечет расторжение трудового договора по инициативе работодателя в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации с руководителем бюджетного учреждения;
  • порядок учета и хранения исполнительных документов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетных учреждений и иных документов, связанных с их исполнением;
  • порядок взыскания неиспользованных остатков средств при отсутствии потребности в направлении их на те же цели;
  • порядок открытия и ведения лицевых счетов, проведения кассовых выплат всеми типами учреждений;
  • порядок открытия и ведения лицевых счетов финансовым органом (в случаях, установленных законодательством);
  • порядок проверки документов по возникновению денежных обязательств и соответствия содержания операций кодам бюджетной классификации и целям предоставления субсидий учреждениям.[8]

Информация о работе Основные направления совершенствования управления государственными и муниципальными финансами