Основные конституционные гарантии права граждан на жилище

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2014 в 12:11, реферат

Краткое описание

Право граждан на жилище является одним из фундаментальных субъективных прав человека, закрепленных, как в международном законодательстве, так и в российском праве.
Одним из конституционных принципов является особый принцип не-прикосновенности жилища, который обеспечивает абсолютное право граждан, связанное с их имущественным правом на жилище. Важную роль в жилищно-правовом регулировании имеют конституционные гарантии жилищных прав граждан.

Содержание

Введение 3
1. Определение и сущность конституционного права граждан на жилище 4
2. Основные конституционные гарантии права граждан на жилище 7
Заключение 11
Библиография

Вложенные файлы: 1 файл

реферат жилищное право.docx

— 42.50 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

Введение 3

1. Определение и сущность  конституционного права граждан  на жилище 4

2. Основные конституционные  гарантии права граждан на жилище 7

Заключение 11

Библиография 13

 

 

 

 

 

Введение

Право граждан на жилище является одним из фундаментальных субъективных прав человека, закрепленных, как в международном законодательстве, так и в российском праве.

Одним из конституционных принципов является особый принцип неприкосновенности жилища, который обеспечивает абсолютное право граждан, связанное с их имущественным правом на жилище. Важную роль в жилищно-правовом регулировании имеют конституционные гарантии жилищных прав граждан.

Право гражданина на жилище провозглашено в статье 40 Конституции РФ. Конституционное право на жилище многоаспектно: оно включает в себя ряд последовательно возникающих, тесно связанных друг с другом правомочий1.

Право на жилище означает возможность иметь жилище, пользоваться им на условиях, установленных законом. Субъектами этого права являются как граждане Российской Федерации, так и лица без гражданства и иностранные граждане. В зависимости от субъекта этого права могут устанавливаться особенности его реализации, касающиеся, в частности, порядка обеспечения жильем, улучшения жилищных условий.

Рассмотрение вопросов связанных с темой работы носит как теоретическую, так и практическую значимость, и обуславливает актуальность данной темы исследования.

Цель настоящей работы – изучение сущности и правовой природы конституционного права граждан на жилище.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

 

 

1. Определение и сущность  конституционного права граждан  на жилище

Согласно ст. ст. 40 Конституции РФ «каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища»2.

По смыслу ст. 40 Конституции РФ субъектом данного права выступает каждый человек. При этом, как отметил Конституционный Суд, «регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации права на жилище»3.

При анализе природы и сущности права граждан на жилище необходимо обязательно учитывать то, что Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ст. 7 Конституции РФ)4. При этом, как справедливо утверждает Г.А. Гаджиев, «в России, выходящей из распределительной и уравнительной социальной системы, социальные права... имеют более важное значение и требуют большего внимания»5.

Право на жилище, закрепленное в ст. 40 Конституции РФ6 представляет собой субъективное право гражданина на приобретение и пользование жилым помещением.

Право граждан на жилище можно раздробить на несколько более мелких составляющих, которые в свою очередь подпадают под классификацию прав человека7. В частности, к негативным правам можно отнести запрет на произвольное лишение жилища, закрепленное в ч. 1 ст. 40 Конституции РФ. Из права граждан на жилище вытекает также право на неприкосновенность жилища, провозглашенное в ст. 25 Конституции РФ и право на свободу передвижения, выбора места пребывания и жительства, установленное в ч. 1 ст. 27 Конституции РФ. Данная группа прав направлена на защиту права человека на жилище, защищая его от лишения права на жилище (запрет произвольного изъятия), неправомерного вторжения в жилище, ограничения свободы выбора места жительства человека.

Вторая группа элементов права на жилище направлена на создание государством предпосылок для приобретения гражданами жилища. Данная обязанность закреплена в частях второй и третьей статьи 40 Конституции РФ, где зафиксировано, что органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище; малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Таким образом, право на жилище представляет собой совокупность  правомочий человека, направленных на приобретение жилища установленными законом способами, пользование, а также на защиту  жилища от неправомерного посягательства  со стороны третьих лиц, в том числе и государства, направленного на лишение либо ограничение права на жилище.

По мнению П.И. Седугина, право на жилище имеет шесть юридически значимых возможностей: стабильность пользования имеющимся жильем; улучшение своих жилищных условий; использование жилья в интересах других граждан; обеспечение жильцам здоровой среды обитания; недопустимость произвольного лишения граждан жилья; неприкосновенность жилища8.

По мнению Крикуновой А.А., правоповедение в конституционном праве на жилище включает в себя следующие элементы: 1) возможность человека устойчиво (стабильно) и беспрепятственно пользоваться имеющимся у него на законных основаниях жилищем; 2) возможность малоимущих граждан и иных указанных в законе граждан получить бесплатно или за доступную плату жилище из государственных, муниципальных и других жилищных фондов9.

Анализ конституционных норм, а также положений, предусмотренных федеральным законодательством, показывает, что в настоящее время право на жилище, как возникновение, так и последующее проживание, может быть реализовано различными способами, а именно:

- путем предоставления  жилых помещений по договору  социального найма;

- путем передачи жилых  помещений в соответствии с  договором коммерческого найма;

- путем приобретения либо  строительства жилых помещений  в домах различных жилищных  фондов за собственные средства  без ограничения площади, в том  числе и за доступную плату (ч. 3 ст. 40 Конституции РФ)10.

Конституционное право на жилище носит многоаспектный характер и его содержание можно свести к нескольким основным юридическим возможностям. Во-первых, обеспечение стабильного пользования занимаемым жилым помещением в домах государственного, муниципального и других жилищных фондов не только для проживания гражданина - собственника этого помещения и членов его семьи, но и для передачи с целью проживания другим гражданам на основании договора. Во-вторых, создание возможности улучшать свои жилищные условия, получать другое жилое помещение разными способами: для малоимущих лиц и иных указанных в законе граждан, нуждающихся в жилище, – путем получения жилья бесплатно или за доступную плату из государственного, муниципального или иного жилищного фонда в соответствии с установленными законом нормами; для других лиц – путем строительства или приобретения жилых помещений за счет собственных денежных средств или с привлечением денежных субсидий государства и кредитов банка. В-третьих, обеспечение недопустимости произвольного лишения жилища11.

Конституционный Суд РФ указал, что «конституционное право на жилище предполагает обязанность создания органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для его осуществления, для предоставления жилья бесплатно или за доступную плату из государственных и других жилищных фондов малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.

При этом законодатель в рамках своих дискреционных полномочий вправе определять категории граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства»12.

2. Основные конституционные  гарантии права граждан на жилище

По мнению О.Е. Кутафина, право на жилище означает «гарантированную для каждого гражданина Российской Федерации возможность быть обеспеченным постоянным жилищем. Это право предполагает юридическую возможность стабильного пользования «имеющимся» у гражданина жилым помещением, недопущение произвольного лишения жилища, а также возможность улучшения жилищных условий путем приобретения другого жилья»13.

Гарантии осуществления конституционного права на жилище крайне важны – они создают материальные возможности реализации права, но они в этом случае в большей степени являются предметом жилищной политики, следовательно, относятся к величинам переменного характера14.

«Особенно важно то, – отмечает А.В. Халдеев, – что объем гарантий защиты прав на «жилище», предоставляемый российским законодательством, не должен быть меньше объема, установленного Конвенцией конвенцией о защите прав человека»15.

По мнению Сусловой С.И., закрепленные в гражданском и жилищном законодательстве нормы о жилищных правах можно рассматривать как отраслевые гарантии реализации закрепленного в Конституции РФ права граждан на жилище. А сам п. 3 ст. 40 Конституции – это прямая конституционная гарантия реализации права на жилище.

Стабильность проживания в жилом помещении в настоящее время законодательно гарантирована конституционным постулатом – недопустимостью произвольного лишения жилища16.

Признание права на жилище малоимущих и иных указанных в законе граждан, нуждающихся в жилище, их субъективным публичным правом, а отношений, в которых оно реализуется, – предметом права социального обеспечения, влечет, в свою очередь, и необходимость создания надлежащих, в том числе и правовых, гарантий осуществления указанного публичного права. Речь прежде всего идет о предоставлении возможности судебной защиты указанного права, подобно тому как защищаются иные публичные права, например право на социальное обеспечение. К числу экономических гарантий права на жилище следует отнести необходимость создания целевого бюджетного либо специального внебюджетного фонда, средства которого будут непосредственно направлены на обеспечение его реализации, точно так же, как средства других внебюджетных фондов гарантируют осуществление остальных публичных прав17.

В статье 2 Жилищного кодекса РФ18 закреплены основные юридические обязанности органов государственной власти и органов местного самоуправления по обеспечению условий для осуществления права на жилище. Указанные обязанности возлагаются как на представительные, так и на исполнительные органы государственной власти, действующие на федеральном и региональном уровнях, а также на муниципальные органы.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе:

1) содействуют развитию  рынка недвижимости в жилищной  сфере в целях создания необходимых  условий для удовлетворения потребностей  граждан в жилище;

2) используют бюджетные  средства и иные не запрещенные  законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений;

3) в установленном порядке  предоставляют гражданам жилые  помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда;

4) стимулируют жилищное  строительство;

5) обеспечивают защиту  прав и законных интересов  граждан, приобретающих жилые помещения и пользующихся ими на законных основаниях, потребителей коммунальных услуг, а также услуг, касающихся обслуживания жилищного фонда;

6) обеспечивают контроль  за исполнением жилищного законодательства, использованием и сохранностью жилищного фонда, соответствием жилых помещений установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства;

7) обеспечивают контроль за соблюдением установленных законодательством требований при осуществлении жилищного строительства19.

 

 

Заключение

Решение жилищной проблемы имеет не только социальный, экономический и юридический характер, но также историческое и политическое значение, входит в национальную государственную систему удовлетворения жилищных потребностей общества. Проблема является комплексной, усложненной. Ее взялась решать Советская власть, на знамени которой были начертаны слова Ф. Энгельса о решении жилищного вопроса через социальную революцию, но не решила за 70 лет своего господства.

Политические меры по решению проблемы были предметом избирательных кампаний по выборам в Государственную Думу в 2011 г. и выборам Президента РФ в 2012 г.

Конституционное право граждан на жилище – это право всех и каждого. Однако, «сегодня средняя заработная плата для 60 процентов населения недостаточна, – говорит Е. Ясин, – чтобы люди могли в течение жизни купить себе новое жилье. Все квартиры, которые строили последние годы, в основном достались элитным группам»20.

Конституционно-правовая модель удовлетворения жилищных потребностей граждан, обусловленная необходимостью установления в Российской Федерации правовых основ единого рынка и преобразования отношений собственности, требует соответствующего правового режима, гарантирующего защиту интересов граждан со стороны государства, в том числе посредством закрепления порядка приобретения и реализации ими права пользования жилыми помещениями21.

Информация о работе Основные конституционные гарантии права граждан на жилище