Налоговая система в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2014 в 13:03, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является оценка состояния налоговой системы РФ, определение основных проблем и приоритетных направлений ее реформирования. Для достижения поставленной цели в работе необходимо решить следующие задачи:
- изучить понятие, сущность и функции налоговой системы;
- определить этапы развития налоговой системы и ее принципы;
- механизм управления налоговой системы РФ;
- основные направления развития налоговой системы РФ.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3
1. Сущность и этапы развития налоговой системы РФ……………………….4
1.1.Сущность налоговой системы РФ……………………………………….4
1.2.Этапы развития налоговой системы РФ…………………………………7
2. Общая характеристика действующей налоговой системы РФ…………….11
2.1.Принципы налоговой системы РФ………………………………………11
2.2.Основные функции налогов ……………………………………………..14
2.3.Трехуровневая система налогообложения………………………………15
3. Механизм управления налоговой системой РФ…………………………….18
4. Основные направления развития налоговой системы РФ………………….23
Заключение…………………………………………………………………….25
Список использованной литературы…………………………………………27

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа по Финансовому праву на тему Налоговая ссистема в РФ.doc

— 134.00 Кб (Скачать файл)

21 июля 1998 года документ был направлен  Госналогслужбой России для ознакомления и использования в работе во все инспекции.

1 января 1999 года Первая часть  Налогового кодекса РФ вступила  в силу.

Вторая часть Налогового Кодекса принята Государственной Думой 19 июля 2000 года, одобрена Советом Федерации 26 июля 2000 года.

Последние изменения в действующий НК РФ были внесены 28 июля 2012 года и вступили в силу 30 июля 2012 года.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Общая характеристика действующей налоговой системы РФ
      1. Принципы налоговой системы РФ

Налоговая система России строится на следующих базовых принципах, установленных НК РФ:

  • Принцип всеобщности налогообложения. Согласно этому принципу каждая организация и физическое лицо без каких-либо исключений должны посредством уплаты налогов и сборов участвовать в финансировании общегосударственных расходов: каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы на принципах равенства.
  • Принцип справедливости. Согласно этому принципу каждый плательщик обязан принимать участие в финансировании расходов государства соразмерно своим доходам и возможностям: каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы на принципах справедливости.
  • Принцип равного налогообложения. Он предполагает равенство всех плательщиков перед налоговыми законами: налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться, исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев.
  • Принцип соразмерности. Он заключается в том, что налоговое бремя должно быть экономически сбалансировано с интересами плательщика и интересы государства не должны оказывать неблагоприятные последствия для налогоплательщика.
  • Принцип рентабельности налоговых мероприятий: налоги и сборы должны иметь экономическое обоснование. Поэтому, во-первых, налоги должны быть экономически эффективны, т.е. суммы платежей по каждому налогу должны многократно превышать затраты по их сбору; Во-вторых, при установлении налогов необходимо учитывать экономические последствия для: государственного бюджета; развития экономики; налогоплательщика.
  • Налоги и сборы не должны препятствовать реализации гражданами своих конституционных прав. Налогообложение всегда связано с ограничением прав. Но это ограничение должно происходить с учетом статьи 55 Конституции Российской Федерации, которая определяет, что права и свободы могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
  • Налоги и сборы не должны нарушать единое экономическое пространство, которое гарантировано ст. 8 Конституции Российской Федерации. Поэтому налоги не могут ограничивать свободное перемещение в пределах России товаров (работ, услуг) или денежных средств, либо по-другому ограничивать или препятствовать законной деятельности налогоплательщика. Незаконно установление дополнительных пошлин, сборов или повышение ставок налогов на товары, происходящие из других регионов страны или вывозимых в другие регионы.
  • Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги, сборы, а также взносы и платежи, если они не обладают признаками налогов и сборов, установленных НК РФ, либо не предусмотрены НК РФ, либо установлены в ином порядке, чем это определено в кодексе.

Федеральные налоги и сборы, устанавливающиеся путем внесения изменений в НК РФ. На все вводимые налоги и сборы субъектов Федерации, и местные налоги и сборы распространяется принцип законного установления налогов и сборов. Если такие налоги и сборы не предусмотрены НК РФ или они введены с нарушением порядка, предусмотренного кодексом, то они считаются незаконными. Поэтому никто не обязан их уплачивать.

При внесении изменений в законодательные акты о налогах и сборах необходимо учитывать требования ст. 53 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в соответствие с которой внесение изменений и дополнений в законодательство о федеральных налогах и сборах, предполагающие их вступление в силу в течение текущего финансового года, допускается в случае внесения соответствующих изменений и дополнений в федеральный закон о федеральном бюджете на текущий финансовый год. Аналогичные правила установлены Бюджетным кодексом в отношении законодательства субъектов о региональных налогах и сборах и в отношении нормативных актов органов местного самоуправления о местных налогах и сборах.

  • Принцип удобного налогообложения. Каждый точно должен знать, какие налоги и сборы, когда и в каком порядке он должен платить. Этот принцип направлен на эффективное исполнение налогоплательщиком своих обязанностей, а с другой стороны, предотвращает возможные злоупотребления со стороны должностных лиц исполнительных органов власти: при установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения.
  • Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика. Этим принципом установлена презумпция правоты налогоплательщика, которая направлена на обеспечение дополнительной защиты прав налогоплательщика.
  • Безусловный приоритет норм, установленных в налоговом законодательстве, над положениями по налоговым вопросам в законодательных актах, не относящихся к сфере налогообложения. Так, в статье 56 Налогового кодекса записано, что налоговые льготы устанавливаются только законодательством о налогах и сборах.
  • Равенство защиты прав и интересов налогоплательщиков и государства. Это значит, что каждый из участников налоговых отношений имеет право на защиту своих законных прав и интересов в установленном законом порядке.
  • Определение в федеральном законодательстве перечня прав и обязанностей налогоплательщиков, налоговых органов и их должностных лиц.

 

      1. Основные функции налогов

Налоги выполняют одновременно четыре основные функции: фискальную, регулирующую, стимулирующую и контролирующую.

  • Фискальная функция налогообложения  — основная функция налогообложения. Исторически наиболее древняя и одновременно основная: налоги являются преимущественной составляющей доходов государственного бюджета. Реализация функции осуществляется за счёт налогового контроля и налоговых санкций, которые обеспечивают максимальную собираемость установленных налогов и создают препятствия к уклонению от уплаты налогов. Проще говоря, это сбор налогов в пользу государства. Благодаря данной функции реализуется главное предназначение налогов: формирование и мобилизация финансовых ресурсов государства. Все остальные функции налогообложения — производные от фискальной. Во всяком случае, наряду с чисто финансово-фискальными целями налоги могут преследовать и другие, например экономические или социальные. Иначе говоря, финансовые цели, будучи самыми существенными, не являются исключительными.
  • Распределительная (социальная) функция налогообложения — состоит в перераспределении общественных доходов (происходит передача средств в пользу более слабых и незащищенных категорий граждан за счёт возложения налогового бремени на более сильные категории населения).
  • Регулирующая функция налогообложения — направлена на достижение посредством налоговых механизмов тех или иных задач экономической политики государства. По мнению выдающегося английского экономиста Джона Кейнса, налоги существуют в обществе исключительно для регулирования экономических отношений.
  • Контрольная функция налогообложения — позволяет государству отслеживать своевременность и полноту поступлений в бюджет денежных средств и сопоставлять их величину финансовых ресурсов.
  • Стимулирующая функция налогообложения — направлена на поддержку развития тех или иных экономических процессов. Она реализуется через систему льгот и освобождений. Нынешняя система налогообложения предоставляет широкий набор налоговых льгот малым предприятиям, предприятиям инвалидов, сельскохозяйственным производителям, организациям, осуществляющим капитальные вложения в производство и благотворительную деятельность, и т. д.
  • Дестимулирующая функция налогообложения — направлена на установление через налоговое бремя препятствий для развития каких-либо экономических процессов.

Можно назвать также воспроизводственную подфункцию, которая предназначена для аккумуляции средств на восстановление используемых ресурсов. Эту подфункцию выполняют отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, плата за воду и т. д.

 

      1. Трехуровневая система налогообложения

13 статья Налогового кодекса  РФ говорит о  трехуровневой системе налогообложения.

Первый уровень - это федеральные налоги России. Они действуют на территории всей страны и регулируются общероссийским законодательством, формируют основу доходной части федерального бюджета и, поскольку это наиболее доходные источники, за счет них поддерживается финансовая стабильность бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов.

К федеральным налогам относятся:

    • налог на добавленную стоимость (глава 21);
    • акцизы (глава 22);
    • налог на доходы физических лиц (глава 23);
    • единый социальный налог (глава 24) (утратил силу);
    • налог на прибыль организаций (глава 25);
    • сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов (глава 25.1);
    • водный налог (глава 25.2);
    • государственная пошлина (глава 25.3);
    • налог на добычу полезных ископаемых (глава 26).

Второй уровень - налоги субъектов Российской Федерации, региональные налоги. Устанавливаются представительными органами субъектов Федерации, исходя из общероссийского законодательства. Часть региональных налогов относится к общеобязательным на территории РФ. В этом случае региональные власти регулируют только их ставки в определенных пределах, налоговые льготы и порядок взимания.

К региональным налогам относятся:

    • налог с продаж (глава 27) (утратил силу);
    • транспортный налог (глава 28);
    • налог на игорный бизнес (глава 29);
    • налог на имущество организаций (глава 30).

Третий уровень - местные налоги, налоги право регламентации которых отводится представительным органам муниципальных образований.

К местным налогам относится:

    • земельный налог (глава 31).

Каждому органу управления трехуровневая система налогообложения дает возможность самостоятельно формировать доходную часть бюджета исходя из собственных налогов, отчислений от налогов, поступающих в вышестоящий бюджет (регулирующих налогов), неналоговых поступлений от различных видов хозяйственной деятельности (арендная плата, продажа недвижимости, внешнеэкономическая деятельность и пр.) и займов. Естественно, что эти полномочия сочетаются с полной ответственностью за исполнение бюджета, как доходной, так и расходной его частей.

Также  существуют специальные налоговые режимы, к ним относятся:

    • единый сельскохозяйственный налог (для сельскохозяйственных товаропроизводителей) (глава 26.1);
    • упрощенная система налогообложения (глава 26.2);
    • единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности (глава 26.3);
    • система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции (глава 26.4).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Механизм управления налоговой системой РФ

Для повышения конкурентоспособности налоговой системы законодательство о налогах и сборах должно более активно реагировать на новые явления, на сигналы об уходе из-под налогообложения в результате белых пятен в законодательных нормах.

Налоговое администрирование - относительно новый термин с точки зрения российской теории налогов и налогообложения. Отсюда его понимание - от самого широкого, как управление налоговой системой и налогообложением в целом, до более узкого, а именно как деятельность налоговых органов по контролю за правильностью исчисления и уплаты налоговых платежей.

Среди российских экономистов до сих пор отсутствует единство в понимании налогового администрирования. Обычно оно определяется как деятельность налоговых органов (в соответствии с их полномочиями) по осуществлению контроля за соблюдением налогового законодательства Российской Федерации организациями и физическими лицами, т.е., по сути, в это понятие вкладывают содержание старого термина - "налоговый контроль". В современной экономической литературе также встречается фактическое отождествление понятий "налоговое администрирование" и "управление налоговой системой". Понятие "налоговое администрирование" позволяет определить его как управление в области налогообложения. Иногда налоговое администрирование определяют как динамически развивающуюся систему управления модернизируемых налоговых органов в условиях рыночной экономики.

Информация о работе Налоговая система в РФ