Налоговая система Франции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 20:53, доклад

Краткое описание

Налоговая система Франции представляет собой своеобразную совокупность налогов и сборов. Она формировалась многие десятилетия, отражая исторические и культурные особенности страны. В настоящее время система обладает стабильностью в отношении перечня взимаемых налогов и сборов, правил их применения. Ставки же пересматриваются ежегодно с учетом экономической ситуации и направлений экономико-социальной политики государства.

Вложенные файлы: 1 файл

Налоговая система Франции.docx

— 29.59 Кб (Скачать файл)

  1. Общая характеристика налоговой системы Франции

Налоговая система Франции  представляет собой своеобразную совокупность налогов и сборов. Она формировалась  многие десятилетия, отражая исторические и культурные особенности страны. В настоящее время система  обладает стабильностью в отношении  перечня взимаемых налогов и  сборов, правил их применения. Ставки же пересматриваются ежегодно с учетом экономической ситуации и направлений  экономико-социальной политики государства.Прежде чем перейти к рассмотрению непосредственно налоговой системы Франции нужно дать понятие налогов и налоговой системы.

Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.       Налоговая система создается в целях обеспечения государства финансовыми ресурсами, необходимыми ему для покрытия всех затрат.

Налоговая система государства  обычно представляет собой:

1) взаимосвязанную совокупность  налогов, сборов и платежей;

2) законодательную базу (систему  законов, указов и подзаконных  нормативных актов, регулирующих  порядок исчисления и уплаты  налогов в бюджеты разных уровней);

3) систему государственных  институтов, обеспечивающих принятие  законов и иных нормативных  актов, администрирование налогов,  контроль за своевременностью и правильностью уплаты налогов.

Законодательную базу налоговой  системы Франции составляет Налоговый  Кодекс Франции. Во Франции он ежегодно уточняется при утверждении Закона о бюджете. К кодексу прилагаются  два тома разъяснений (ежегодных  комментариев).

Налогообложение во Франции  является для государства главным  источником формирования доходов центрального бюджета, они обеспечивают более 90 % его доходной части.

Основополагающими принципами налоговой системы Франции являются:

- системность;

- гибкость. Принцип гибкости налогообложения означает способность налоговой системы реагировать на изменения экономического положения, по возможности не прибегая к мерам налогового законодательства, и не создавая препятствий для экономического роста;

- социальная направленность  – этот принцип тесно связан  с принципом социальной налоговой  справедливости. Социальная налоговая  справедливость основывается как  на перераспределении, так и  обеспечении налоговой свободы прожиточного минимума. Это означает, что прожиточный минимум, необходимый для поддержания достойного человеческого существования в обществе, не должен подвергаться налогообложению.

Говоря о налоговой  системе нельзя забывать о государственных  органах, обеспечивающих стабильность уплаты налогов – т.е. о налоговой  службе. Организацией налогообложения  в стране занимается налоговая служба, функционирующая в составе Министерства экономики, финансов и бюджета

Во Франции налоговая  служба включает три уровня. На национальном уровне действуют Управление национальных и международных проверок, Управление проверок налогового положения и  Национальное Управление налоговых  расследований.

Крупные предприятия обеспечивают 40-50 % совокупных налоговых поступлений. Контроль осуществляет Управление национальных и международных проверок. На одного проверяющего в год приходится 8 проверок.

Управление проверок налогового положения осуществляет контроль налогообложения  физических лиц, имеющих очень высокие  доходы или доходы сложной структуры: журналистов, артистов, спортсменов, руководителей  крупных предприятий.

Национальное Управление налоговых расследований занимается не контролем в чистом виде, а  сбором информации о налогоплательщиках. В определенной степени оно выполняет роль налоговой полиции, но здесь нет вооруженных структур.

Во Франции 22 региона. На региональном уровне действуют 20 региональных и 10 межрегиональных управлений. На этом уровне осуществляются проверки средних предприятий (с оборотом от 10 до 400 млн. евро).

К низовому звену относятся  налоговые управления департаментов. На этом уровне осуществляются налоговые  проверки мелких предприятий (с оборотом менее 10 млн.евро).

Основными организационными структурами местных управлений являются службы исчисления налоговой  базы и контроля, службы взимания налогов, главная налоговая инспекция. В  свою очередь, служба исчисления налоговой  базы состоит из налоговых центров, отделов земельных налогов и  секторов по ипотечным операциям.

В задачи налоговых центров  входит исчисление баз для взимания прямых налогов (за исключением земельных), НДС и различных регистрационных  сборов. Работники центров ведут  дела налогоплательщиков, осуществляют всю текущую работу по контролю, в том числе непосредственно  контактируют с налогоплательщиками. Отделы земельных налогов осуществляют оценку и переоценку недвижимого  имущества, управление государственным  имуществом и контроль операций с  недвижимостью общественных организаций.

Служба взимания налогов  обобщают бухгалтерскую отчетность по всем видам налоговых поступлений, ведут отдельные реестры поступлений  по каждому налогу.

Главные налоговые инспекции  административно-территориальных единиц несут ответственность за координацию  и проверку результатов деятельности своих подчиненных служб[3].

Организация проведения налоговых проверок во Франции.

Отбор дел для проверок осуществляется различными способами:

В Налоговом кодексе Франции  процедуры налогового контроля в  отношении предприятий и физических лиц четко разделены и прописаны  в «Книге налоговых процедур», которая  представляет собой процессуальный Налоговый кодекс. Налогоплательщик имеет право вносить свой протест. Многие процедуры требуют разрешения суда. Ревизионный период, или глубина  проверки, на крупных предприятиях составляет три года, но этот срок может  быть увеличен при необходимости  до пяти лет. Ревизионный цикл (период между проверками) составляет обычно 4-5 лет. Так, банки проверяются раз  в 4 года.

С 1997 года во Франции применяется  новая процедура «Общая проверка малых предприятий». Минимальный  срок проверки равен 2-3 дням. Ревизионный  период для малых предприятий, как  правило, составляет один год. На всех предприятиях может проводиться  также точечная (тематическая) проверка, когда проверяется либо один налог  или конкретный вопрос, например, применение налоговых льгот.

Специальные правила установлены  в отношении проверок физических лиц. Срок проверки составляет не более  года. Налогоплательщика обязаны уведомить о предстоящей проверке. Ему дается время на подготовку, он может обратиться за помощью к специалистам[5].

Отношения между налоговым  органом и налогоплательщиком строятся в форме обмена мнениями: каждая сторона отстаивает свою правоту. Налоговая  администрация обязана в письменном виде отвечать на вопросы налогоплательщика, последний может использовать эти ответы для своей зашиты.

В ходе контроля в девяти из десяти случаев выявляется, что  декларации не безупречны. В результате налоговые органы применяют различные  санкции. За просрочку подачи декларации взимается 9 % в год от просроченной суммы. При выявлении умышленных действий по сокрытию доходов, при представлении  неправильных бухгалтерских данных штраф может составлять от 40 до 80 % от суммы налога. При регулярном невыполнении плательщиком своих обязанностей налоги могут быть взысканы в бесспорном порядке, с обращением взыскания  на счета налогоплательщика.

Переходя к собственно налоговой системе можно выделить ряд ее характерных черт, это:

- социальная направленность;

- преобладание косвенных  налогов; 

- особая роль подоходного  налога;

- учет территориальных  аспектов;

- гибкость системы в  сочетании со строгостью;

- широкая система льгот  и скидок;

- открытость для международных  налоговых соглашений.

Налоговая система Франции  интересна тем, что именно в этой стране был разработан и впервые  в 1954 г. внедрен налог на добавленную  стоимость.

Отличительная черта налоговой  системы Франции - высокая доля взносов  в фонды социального назначения (ФСН). Так, сумма взносов в ФСН  в структуре обязательных отчислений составляе6т 43,3 %, что значительно  превосходит крупнейшие развитые страны. Так, в Германии – 37,4 %, Великобритании – 18,5 %, США – 29,7 %.

Налоговые поступления в  доход бюджета центрального правительства  Франции составляет более 93 %.

Основной налог, дающий большую  часть поступлений – это НДС  – 45 %. Стандартная ставка НДС в стране – 18,6 %, льготные ставки 2,1; 4 и 5,5 %, повышенная – 22 %. Льготные налоги составляют чуть более одной трети от суммы налогов, поступающих в центральный бюджет. Местные налоги составляют около 40 % доходной базы местных органов управления. Преобладают два вида местных налога: налог на предприятия и налог на семью[6].

Налоговая система Франции  довольно эластична. Эластичность налоговой  системы заключается в том, что  ежегодно в соответствии с изменениями  политической и экономической конъюнктуры законодательно уточняются ставки налогов. Правила же применения налогов обычно стабильны в течение ряда лет.

Все меры по налогообложению  во Франции находятся в компетенции  Парламента (Национальной Ассамблеи). Там ежегодно уточняются ставки.

Для французской налоговой  системы характерны жесткая законодательная  регламентация, сочетающаяся, вместе с  тем, с гибкостью. Правила применения налогов стабильны в течение ряда лет.

К отличительным особенностям французского налогообложения можно  отнести:

- стимулирование роста  вложений в науку; 

- налоговый авуар;

- налогообложение доходов  от перепродажи имущества. 

2. Виды налогов

Отличительной особенностью Франции является низкий уровень  прямого налогообложения и одновременно высокий уровень косвенного. Косвенные  налоги дают около 60 % налоговых доходов  общего бюджета (в основном за счет поступления от НДС, которые составляют 45 %). Среди прямых налогов основную роль играет подоходный налог с доходов  физических лиц, составляющий 20 % налоговых  поступлений.

Во Франции существует строгое деление на местные налоги и налоги, идущие в центральный бюджет (федеральные налоги).

Основные федеральные налоги:

1) НДС;

2) подоходный налог с  физических лиц; 

3) налог на прибыль  предприятий;

4) пошлины на нефтепродукты;

5) акцизы (кроме обычных  продуктов к акцизным относят:  спички, мин. вода, услуги авиатранспорта);

6)налог на собственность; 

7) таможенные пошлины;

8) налог на прибыль  от ценных бумаг и др.

Основные местные налоги:

1) туристский сбор;

2)налог на семью (состоит  из трех налогов: на жилье,  земельный налог на здания  и постройки, налог на землю);

3) налог на профессию;

4) налог на уборку территории;

5) налог на использование  коммуникаций;

6) налог на продажу  зданий.

В целом, местные налоги составляют 30 % общего налогового бремени, они же наполняют 40 % местных бюджетов[7].

Рассмотрим подробнее  некоторые из видов налогов существующих во Франции.

2.1 Прямые налоги

К числу самых важных прямых налогов во Франции относятся:

- подоходный налог; 

- налог на прибыль акционерных  обществ; 

- налог на прибыль;

- налог на собственность;

- налог на автотранспортные  средства.

Подоходный налог им облагаются физические лица, а так же предприятия и кооперативы, не являющиеся акционерными обществами. Ежегодно он обеспечивает около 20 % налоговых поступлений, принося почти 300 млрд. франков. Он был введен в действие в 1914 году министром финансов правительства Гастона Думерга Жозефом Кайо, а позднее неоднократно преобразовывался

Налог, в принципе, единый, высчитывается по единой прогрессивной  шкале, но вместе с тем он принимает  во внимание экономические, социальные, семейные условия и возраст каждого  плательщика. Ставки прогрессии – от 0 до 56,8 % в зависимости от доходов. Ежегодно шкала уточняется, позволяя учесть инфляционные процессы

Налог уплачивается, начиная  с 18 летнего возраста. Обложение  осуществляется по совокупному доходу, заявленному в декларации, которая  составляется самим плательщиком один раз в год по доходам за предыдущий год.

Налог на прибыль  акционерных обществ. Доля налога на прибыль акционерных обществ в общей сумме налоговых поступлений составляет 10 % и имеет тенденцию к снижению. Это связано с постоянным снижением ставки. Данный налог применяется только к акционерным обществам. Доход юридических лиц, не являющихся акционерными обществами, облагается по правилам налогообложения физических лиц.

Информация о работе Налоговая система Франции