Налоговая система РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2013 в 19:54, реферат

Краткое описание

Актуальность темы исследования. Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги — основная форма доходов государства. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.

Вложенные файлы: 1 файл

реферат фин.doc

— 165.00 Кб (Скачать файл)

3) изменяет  определенное НК содержание обязанностей  участников отношений, регулируемых  законодательством о налогах  и сборах, иных лиц, обязанности  которых установлены НК;

4) запрещает  действия налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей, разрешенные НК;

5) запрещает  действия налоговых органов, таможенных  органов, органов государственных  внебюджетных фондов, их должностных  лиц, разрешенные или предписанные  НК;

6) разрешает  или допускает действия, запрещенные  НК;

7) изменяет  установленные НК основания, условия,  последовательность или порядок  действий участников отношений,  регулируемых законодательством  о налогах и сборах, иных лиц,  обязанности которых установлены НК;

8) изменяет  содержание понятий и терминов, определенный в НК, либо использует  эти понятия и термины в  ином значении, чем они используются  в НК;

9) иным образом  противоречит общим началам и  (или) буквальному смыслу конкретных  положений НК.

Нормативные правовые акты о налогах и сборах признаются не соответствующими НК РФ при наличии хотя бы одного из перечисленных обстоятельств.

Признание нормативного правового акта не соответствующим  НК РФ осуществляется в судебном порядке, если иное не предусмотрено НК РФ. Правительство РФ, а также иной орган исполнительной власти или исполнительный орган местного самоуправления, принявшие указанный акт, либо их вышестоящие органы вправе до судебного рассмотрения отменить этот акт или внести в него необходимые изменения.

В отношении  нормативных правовых актов, регулирующих порядок взимания таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате в связи  с перемещением товаров через  таможенную границу Российской Федерации, применяются положения, установленные  ТК РФ от 28 мая 2003 г. № 61-ФЗ.

 

2.2. Элементы  налоговой системы

 
       В НК РФ используется термин  «элемент налогообложения». Под  элементом обычно понимается  составная часть сложного целого. Элементами налогообложения следует  считать отдельные нормы законодательства, правила, процедуры, категории, понятия, которые в совокупности определяют условия обложения налогом.

Для всех видов  налогов установлены обязательные элементы налогообложения:

— объект налогообложения, налоговая база;

— налоговый  период;

— налоговая  ставка;

— порядок исчисления налога;

— порядок  и сроки уплаты налога.

Налогоплательщики не отнесены НК РФ к «элементам налогообложения», но они, так же как и обязательные элементы налогообложения, должны быть определены в актах законодательства о налоге для того, чтобы налог считался установленным.

Объект  налогообложения

 

В соответствии с п.1 ст. 38 НК РФ объектами налогообложения  могут являться «операции по реализации товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных  товаров (выполненных работ, оказанных услуг) либо иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога».

Приведенная норма не содержит определения объекта налогообложения, а лишь указывает на те объекты, которые могут выступать в качестве объекта налогообложения. Для того чтобы считаться объектом обложения, объект должен соответствовать двум условиям: 1) он должен иметь либо стоимостную, либо количественную, либо физическую характеристики; 2) с наличием этого объекта у налогоплательщика законодательства о налогах и сборах должно связывать возникновение обязанности по уплате налогов.

Под стоимостной  характеристикой подразумевается то, что этот объект может быть оценен в деньгах[6]. Под количественной характеристикой можно понимать такие характеристики, которые выражают внешнюю определенность объекта: его величину, число, объем, степень развития свойств и др., т.е. объект может быть измерен. К физическим характеристикам могут быть отнесены особенности, свойства (примерами физических величин являются плотность, вязкость, показатель преломления света и др.), а также технические характеристики (например, мощность двигателя транспортного средства).

Для того чтобы  какой-либо объект считался объектом обложения, в актах законодательства о налогах  и сборах должно содержаться указание на то, что с наличием этого объекта у налогоплательщика возникают обязанности по уплате налога.

Каждый налог  имеет самостоятельный объект налогообложения, при этом в статьях 38-42 НК РФ устанавливается  значение отдельных общих понятий  и терминов.

Для целей  обложения налогами на имущество под имуществом понимаются виды объектов гражданских прав (за исключением имущественных прав),  относящихся к имуществу в соответствии с ГК РФ.

Для целей  обложения налогами операций по реализации товаров (работ, услуг) устанавливается  значение следующих понятий (категорий): товар, работа, услуга; реализация товаров (работ, услуг).

Товаром признается любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации. В целях регулирования отношений, связанных с взиманием таможенных платежей, к товарам относится и иное имущество, определяемое Таможенным кодексом РФ.

Работой признается деятельность, результаты которой имеют  материальное выражение и могут  быть реализованы для удовлетворения потребностей организаций и (или) физических лиц.

Услугой признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности.

Реализацией товаров, работ или услуг организацией или индивидуальным предпринимателем признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом  для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных НК Р, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу – на безвозмездной основе.

Не признается реализацией товаров, работ или  услуг (в соответствии с п.3 ст. 39 НК РФ):

1) осуществление  операций, связанных с обращением  российской или иностранной валюты (за исключением целей нумизматики);

2) передача  основных средств, нематериальных  активов и (или) иного имущества  организации ее правопреемнику (правопреемникам)  при реорганизации этой организации;

3) передача  основных средств, нематериальных  активов и (или) иного имущества  некоммерческим организациям на  осуществление основной уставной  деятельности, не связанной с  предпринимательской деятельностью;

4) передача  имущества, если такая передача носит инвестиционный характер (в частности, вклады в уставной (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ, вклады по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности), паевые взносы в паевые фонды кооперативов);

5) передача  имущества в пределах первоначального  взноса участнику хозяйственного  общества или товарищества (его  правопреемнику или наследнику) при выходе (выбытии) из хозяйственного  общества или товарищества, а  также при распределении имущества  ликвидируемого хозяйственного общества или товарищества между его участниками;

6) передача  имущества в пределах первоначального  взноса участнику договора простого  товарищества (договору о совместной  деятельности) или его правопреемнику  в случае выдела его доли из имущества, находящегося в общей собственности участников договора, или раздела такого имущества;

7) передача  жилых помещений физическим лицам  в домах государственного или  муниципального жилищного фонда  при проведении приватизации;

8) изъятие  имущества путем конфискации, наследование имущества, а также обращение в собственность иных лиц бесхозяйных и брошенных вещей, бесхозяйных животных, находки, клада в соответствии с нормами ГК РФ;

9) иные операции  в случаях, предусмотренных НК  РФ.

Для целей  налогообложения налогами на доходы в НК РФ установлены принципы определения доходов, а также приводятся определения дивидендов и процентов.

Доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая  в случае возможности ее оценки и  в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с главами «Налог на доходы физических лиц», «Налог на прибыль организаций» НК РФ.

Доходы налогоплательщика  могут быть отнесены к доходам  от источников в РФ или к доходам  от источников за пределами РФ в соответствии с главами НК РФ «Налог на прибыль организаций», «Налог на доходы физических лиц». Если положения НК РФ не позволяют однозначно отнести полученные налогоплательщиком доходы к доходам от источников в РФ либо к доходам от источников за пределами РФ, отнесение дохода к тому или иному источнику осуществляется Минфином России. В аналогичном порядке в указанных доходах определяются доля, которая может быть отнесена к доходам от источников в РФ, и доли, которые могут быть отнесены к доходам от источников за пределами Российской Федерации.

Дивидендом  признается любой доход, полученный акционером (участником) от организации  при распределении прибыли, остающейся после налогообложения (в том  числе в виде процентов по привилегированным  акциям), по принадлежащим акционеру (участнику) акциям (доли) пропорционально долям акционеров (участников) в уставном (складочном) капитале этой организации. К дивидендам также относятся любые доходы, получаемые из источников за пределами РФ, относящихся к дивидендам в соответствии с законодательствами иностранных государства.

Не признаются дивидендами:

1) выплаты  при ликвидации организации акционеру  (участнику) этой организации  в денежной или натуральной  форме, не превышающие взноса  этого акционера (участника) в уставный (складочный) капитал организации;

2) выплаты  акционерам (участникам) организации  в виде передачи акций этой  же организации в собственность;

3) выплаты  некоммерческой организации на  осуществление ее основной уставной  деятельности (не связанной с предпринимательской деятельностью), произведенные хозяйственными обществами, уставный капитал которых состоит полностью из вкладов этой некоммерческой организации.

Процентами  признается любой заранее заявленный (установленный) доход, в том числе  в виде дисконта, полученный по долговому обязательству любого вида (независимо от способа его оформления). При этом процентами признаются, в частности, доходы, полученные по денежным вкладам и долговым обязательствам.

Кроме того, для  целей налогообложения в НК РФ установлены принципы определения цены товаров, работ или услуг.

 

Налоговая база и налоговая ставка

Налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристики объекта  налогообложения. Налоговая база и  порядок ее определения по федеральным, региональным и местным налогам устанавливается НК РФ.

Налогоплательщики-организации  исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных регистров бухгалтерского учета  и (или) на основе иных документально  подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением. При обнаружении ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы, относящихся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, в текущем (отчетном) налоговом периоде перерасчет налоговых обязательств производится в периоде совершения ошибки. В случае невозможности определения конкретного периода корректируются налоговые обязательства отчетного периода, в котором выявлены ошибки (искажения).

Индивидуальные  предприниматели исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных учета доходов и расходов и хозяйственных операций в порядке, определяемом Минфином России и МНС РФ.

Остальные налогоплательщики  – физические лица – исчисляют  налоговую базу на основе получаемых в установленных случаях от организаций данных об облагаемых доходах, а также данных собственного учета облагаемых доходов, осуществляемого по произвольным формам.

Налоговая ставка представляет собой величину налоговых  начислений на единицу измерения  налоговой базы.

Налоговые ставки по федеральным налогам устанавливаются  НК РФ. В случаях, указанных в НК, ставки федеральных налогов могут  устанавливаться Правительством РФ в порядке и пределах, определенных НК. Налоговые ставки по региональным и местным налогам устанавливаются актами представительных органов местного самоуправления в пределах, установленных НК РФ.

Налоговый период

Под налоговым  периодам понимается календарный год  или иной период времени применительно  к отдельным налогам, по окончании  которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Налоговый период может состоять из  одного или нескольких отчетных периода, по итогам которых уплачиваются авансовые платежи.

Если организация  была создана после начала календарного года, первым налоговым периодом для нее является период времени со дня ее создания до конца данного года. При этом днем создания организации признается день ее государственной регистрации. При создании организации в день, попадающий в период с 1 декабря по 31 декабря, первым налоговым периодом для нее является период со дня создания до конца календарного года, следующего за годом создания.

Информация о работе Налоговая система РФ