Надзор Банка России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2014 в 15:58, курсовая работа

Краткое описание

В представленной курсовой работе детально проанализированы вопросы банковского надзора и регулирования, рассмотрены практические и теоретические стороны надзора за функционированием кредитных организаций.
Данная тема является очень важной, так как деятельность коммерческих банков касается имущественных и социальных прав огромного числа граждан и организаций, которые являются их клиентами. В связи с этим, государство, посредством Центрального банка, ведет наблюдение и контроль за деятельностью каждого банка и всей банковской системы в целом.

Содержание

Введение стр.3
Банковское регулирование и банковский надзор. Понятие.
Модели. стр.5
Цели и принципы банковского регулирования и надзора. стр.9
3. Надзор Банка России за деятельностью кредитных организаций и регулирование их деятельности. стр.17
Заключение стр.26
Список использованной литературы стр.27

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая-1.doc

— 140.50 Кб (Скачать файл)

        Как уже было указано выше, банковское регулирование - это более обширное понятие, которое включает в себя осуществление банковского надзора.

        Свое регулирование Банк России реализует по следующим направлениям: утверждает общеобязательные правила и нормативы;

регистрирует кредитные организации; выдает и отзывает лицензии;

контролирует процесс приобретения юридическими и физическими лицами долей в уставном капитале кредитных организаций; осуществляет проверки с последующим применением санкций к кредитным организациям; выполняет анализ деятельности кредитных организаций с целью предупреждения ситуаций, угрожающих интересам вкладчиков и стабильности банковской системы в целом.

Непосредственно регулирующими функциями являются установление обязательных для кредитных организаций и банковских групп правил проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности, организации внутреннего контроля, а также другой информации, которая предусмотрена федеральными законами. Банк также имеет право устанавливать для участников банковской группы регламент предоставления сведений об их деятельности, необходимых для составления консолидированной отчетности. Также, здесь  утверждаются требования к претендентам на должности членов советов директоров, исполнительных органов, главных бухгалтеров, заместителей главных бухгалтеров кредитных организаций, а также к кандидатам на должности руководителей, главных бухгалтеров и их заместителей филиалов кредитных организаций.

   С целью гарантии устойчивого развития кредитных организаций Банк России утверждает обязательные нормативы:

- предельный размер имущественных вкладов в уставной капитал кредитной организации, перечень видов вносимого имущества,

- нормативы ликвидности организации,

- нормативы достаточности капитала,

- размеры валютного, процентного и иных финансовых рисков,

- минимальный размер резервов  для покрытия  рисков,

- максимальный размер риска на одного заемщика или группу заемщиков,

- максимальный размер крупных кредитных рисков,

- нормативы использования капитала кредитной организации для приобретения акций других юридических лиц.

- максимальный размер кредитов, банковских гарантий и поручительства, предоставляемых кредитной организацией своим акционерам.

    Банк России может устанавливать дифференцированные нормативы и методики их расчета в зависимости от вида кредитной организации. О грядущем изменении нормативов должно быть официально заявлено не позже, чем за один месяц до их вступления в действие. В полномочия Банка России входят принятие решения о госрегистрации кредитных организаций, ведение Книги государственной регистрации кредитных организаций, выдача лицензий на осуществление банковских операций, приостановление их действия и отзыв. Регистрацией именуется соответствующая запись уполномоченного государственного органа о создании юридического лица и включении его в государственный реестр специализированных организаций, которые имеют право на получение лицензии на ведение банковских операций. Однако только одного факта регистрации еще мало для ведения банковских операций. Соответствующее право приобретается лишь после получения лицензии на ведение банковских операций от Банка России.

        Кроме координирующих функций, Банк России выполняет и чисто контрольные функции. Предметами банковского надзора являются выполнение кредитной организацией финансовых нормативов, соблюдение законов и банковских правил кредитной организацией, проверка правильности ведения бухгалтерского учета и достоверности отчетности. В первой главе были рассмотрены классификации и сделан вывод о разделении банковского надзора на дистанционный и контактный.

    В границах дистанционного надзора Банк России может запрашивать и получать от кредитных организаций нужную информацию об их деятельности, требовать разъяснения полученной информации.

      Полученная от юридических лиц информация не подлежит разглашению без согласия этой организации, за исключением случаем, предусмотренных законом.

    В границах исполнения своих надзорных функций Банк России вправе запрашивать и получать информацию о финансовом положении и деловой репутации участников кредитной организации, а также устанавливать требования к финансовому состоянию покупателей акций кредитной организации. При обнаружении неудовлетворительного финансового положения, Банк России может отказать в выдаче согласия на покупку акций кредитной организации.

     В ходе контактного надзора происходит инспектирование кредитных организаций. Общая цель инспектирования состоит в том, чтобы Банк получил сведения о реальном состоянии кредитной организации. Во-первых, в ходе проверки необходимо определить состояние кредитной организации и ее перспективы, во-вторых, нужно собрать и проанализировать информацию, позволяющую сформировать заключение о том, какое влияние она оказывает на другие кредитные организации. Среди объектов инспектирования необходимо выделить непосредственно саму кредитную организацию и системные связи кредитных организаций. В каждом из объектов можно обособить три направления проверки банковской деятельности: правовые отношения, финансовые отношения, бухгалтерский учет и отчетность.

        Вопросы инспектирования кредитных организаций прописаны в Федеральном законе «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», Инструкцией № 108-И «Об организации инспекционной деятельности Центрального банка». Для исполнения своих функций Банк России производит проверки кредитных организаций и их филиалов, направляет обязательные для выполнения предписания об устранении обнаруженных нарушений и применяет законодательно предусмотренные санкции. Проверки кредитных организаций и их филиалов проводятся Банком России для осуществления своих функций в области банковского надзора, регулирования и контроля, имеют главной целью определить непосредственно на месте реальное финансовое положение данной кредитной организации и ее филиалов, выявить нарушения, угрожающие интересам кредиторов и вкладчиков, проверить соблюдение кредитными организациями и их филиалами действующего банковского, валютного законодательства и нормативных актов Банка России.

      Указанные проверки не выполняют задач и не заменяют аудиторских проверок, проводимых для подтверждения достоверности бухгалтерского баланса и отчетности кредитных организаций и их филиалов, а также документальных ревизий, назначаемых компетентными органами для сбора доказательств по находящимся в их производстве уголовным, административным, гражданским и иным делам.

       Проверки проводятся в соответствии с Инструкцией Центрального банка Российской Федерации от 25 августа 2003 года № 105-И «О порядке проведения проверок кредитных организаций (их филиалов) уполномоченными представителями Центрального банка Российской Федерации».

         Уполномоченные представители (служащие) Банка России имеют право получать и проверять отчетность и другие документы кредитных организаций (их филиалов), по необходимости снимать копии с соответствующих документов для приобщения их к материалам проверки.

        Регламент проведения проверок кредитных организаций (их филиалов), в том числе определение обязанностей кредитных организаций (их филиалов) по содействию в проведении проверок, определяется Советом директоров.

        Банк не имеет права проводить более одной проверки кредитных организаций и их филиалов по одним и тем же вопросам за один и тот же отчетный период. При этом проверке подвергаются только последние пять календарных лет деятельности кредитных организаций, предшествующие году проверки. Повторные проверки возможны, но по основаниям, перечисленным законом:

1)если проверка проводится в  связи с реорганизацией или  ликвидацией кредитной организации;

2)по мотивированному решению  Совета директоров.

        Проверки, проводимые Банком России, могут быть плановые, внеплановые, комплексные, тематические.

По результатам проверки составляется акт, в котором отражаются все нарушения и недостатки, если они имеются. При комплексной проверке составляется общий сводный акт, включающий сведения обо всех инспектируемых организациях и филиалах. Акт проверки должен быть предоставлен для ознакомления руководителю поднадзорной организации.

      По итогам проверки в адрес кредитной организации должно быть направлено письмо с оценкой ее работы, в котором могут содержаться необходимые рекомендации или предписания по устранению недостатков. В случае нарушения законодательства и предписаний Банк России вправе применять принудительные меры, предусмотренные законом, в частности, взыскивать с кредитных организаций штрафы, ввести запрет на осуществление некоторых операций, изменить нормативы, потребовать замены руководителей, запретить открытие филиалов, назначить временную администрацию, отозвать лицензию. Таким образом, меры воздействия включают как предупредительные меры, определяемые Инструкцией Центрального банка Российской Федерации № 59 от 31 марта 1997 года в действующей редакции) «О применении к кредитным организациям мер воздействия за нарушения пруденциальных норм деятельности», так и серьезные санкции, о которых говорилось выше. Предупредительные меры могут применяться в основном на ранних стадиях возникновения недостатков и в тех случаях, когда недостатки в деятельности кредитной организации непосредственно не угрожают интересам кредиторов и вкладчикам. Принудительные меры воздействия применяются в отношении кредитной организации в тех случаях, когда это вытекает из характера допущенных нарушений с учетом того, что применение одних только предупредительных мер воздействия не приносит или не может обеспечить соответствующую корректировку деятельности кредитных организаций.

      Какие меры воздействия выбрать в том или ином случае-  надзорный орган решает самостоятельно, учитывая при этом характер допущенных нарушений, причины, повлекшие возникновение нарушений, общее финансовое состояние организации, положение кредитной организации на федеральном региональном рынке банковских услуг.

     В ходе банковского контроля используются и неадминистративные методы государственного влияния. В их число можно включить, например, такие как выпуск облигаций Банком России, валютные интервенции, операции на открытом рынке, рефинансирование банков.

Несмотря на то, что эти методы реализуются в гражданско-правовой сфере, их содержание, цели и задачи имеют публично-правовое значение. К наиболее важным инструментам относится рефинансирование (кредитование, учет и переучет векселей). Законом предусмотрены и другие инструменты денежно-кредитной политики.

     Но не стоит считать, что надзорные функции Банка ущемляют интересы кредитных организаций. Банковский надзор нужен и самим банкам. Это важный элемент обеспечения доверия вкладчиков и населения к финансово-кредитной системе в целом и к кредитным институтам в отдельности. Надзор полезен и тем, кто выступает в качестве кредитора на межбанковском рынке.

Следует отдельно отметить, что Банк России не несет ответственности по обязательствам кредитных организаций, кроме случаев, когда Банк России принимает такие обязательства на себя, а кредитные организации не отвечают по обязательствам Банка России, исключая случаи, когда кредитные организации сами добровольно возлагают на себя такие обязательства. То есть, несмотря на то, что Банк регулирует деятельность кредитных организаций, которые в свою очередь ему поднадзорны, это совершенно самостоятельные субъекты хозяйственного права, не отвечающие по обязательствам друг друга.     

        Таким образом, если обобщить все изложенное в настоящей главе, можно сделать вывод о том, что Банк России - это орган банковского регулирования и надзора. Он производит регулярный надзор за соблюдением кредитными организациями и банковскими группами законов, нормативных актов Банка России, утвержденных обязательных нормативов. В последнее время Банк России заметно усилил свою деятельность по реализации контрольных полномочий. Центробанк ввел в практику публикацию ежегодных отчетов о развитии банковского сектора и банковского надзора в Российской Федерации. Произведена достаточно обширная работа по приведению нормативно-правовой базы в соответствии с задачами и принципами риск-ориентированного банковского надзора. Вместе с тем контрольные процедуры Банка России все еще имеют направления для совершенствования. Устоявшаяся система предварительного надзора по некоторым моментам вызывает критические замечания российских банков. Так, одной из главных проблем является соответствие нормативных актов Банка России федеральным законам. Смежной проблемой является и «нормотворчество» Банка в виде «писем», что нарушает единообразие форм нормативных актов и применения права. Проблема отчетности кредитных организаций проявляется в избыточности форм отчетности. Тем самым надзор ложится «грузом» на кредитные организации, отвлекая их финансовые и людские ресурсы.  Однако, в целом, можно отметить положительную динамику в развитии системы банковского регулирования и надзора и надежду на последующее положительное и эффективное совершенствование.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

        В ходе написания курсовой работы  определены понятие банковского регулирования, надзора и контроля, их отличия  и сходные черты. Определено главное назначение Центрального Банка Российской Федерации, его функции, а также, установлено, как осуществляется надзор за деятельность кредитных организаций.

        В результате проведенного исследования сделаны такие выводы:

Центральный Банк является органом банковского регулирования и надзора. Он осуществляет постоянный надзор за соблюдением кредитными организациями и банковскими группами законов, нормативных актов Банка России и нормативов, которые установлены для обязательного исполнения.

    Банк России выносит решение о государственной регистрации кредитных организаций. Для выполнения своих функций он производит проверки кредитных организаций и их филиалов, направляет им обязательные для исполнения предписания об устранении обнаруженных нарушений и применяет санкции к нарушителям.

    С целью обеспечения устойчивости кредитных организаций, Банк России  устанавливает для них обязательные нормативы.

Таким образом, Центральный банк Российской Федерации является высшим органом банковского регулирования и надзора за деятельностью коммерческих банков и других кредитных учреждений. Главная цель деятельности Банка России - поддержание стабильности национальной экономики или политической стабильности в стране. Центральный Банк не является органом государственной власти, однако, его полномочия по своей сути относятся к функциям государственной власти, так как их реализация предполагает применение мер государственного принуждения.

 

 

 

Список использованной литературы

 

1.Конституция Российской Федерации  от 12 декабря. 1993 года.

2. ФЗ «О центральном банке Российской Федерации (Банке России)» от 10 июля 2002 года № 86-ФЗ .

3.Арсланбекова А.З. «Методы совершенствования банковского надзора в Российской Федерации» Банковское право. – 2007год. - № 3.

4.Банковское право. Правовое регулирование банковской деятельности в РФ. Место ЦБ РФ в банковской системе РФ. Учебное пособие / 2007 год.

5.Братко А.Г. Банковское право (вопросы теории и практики) / А.Г. Братко - Москва. – 2007 год.

6.Вишневская Е.В. Банковское право / Е.В. Вишневская. - М.: Издательство МИЭМП., 2010. - 150 с.

7.Фетисов Г.Г., Лаврушин О.И., Мамонова И.Д. Организация деятельности центрального банка / Г.Г. Фетисов, О.И. Лаврушин, И.Д. Мамонова. - Москва: Кнорус, - 2008. - 430 с.

Информация о работе Надзор Банка России