Мировая практика формирования гарантийного фонда защиты вкладов физических лиц

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2014 в 22:17, реферат

Краткое описание

В Российской Федерации защиту вкладов осуществляет государственная корпорация “Агентство по страхованию вкладов” (далее — Агентство), созданная в январе 2004 г. В целях обеспечения функционирования системы страхования вкладов Агентство осуществляет выплату вкладчикам возмещений по вкладам при наступлении страхового случая, ведет реестр банков — участников системы страхования вкладов, контролирует формирование фонда страхования вкладов, управляет его средствами. На Агентство также возложены функции корпоративного конкурсного управляющего несостоятельных банков и функции по финансовому оздоровлению банков.

Вложенные файлы: 1 файл

мировой опыт.docx

— 32.93 Кб (Скачать файл)

Привлечение средств юридических и физических лиц, проведение операций по депозитным счетам традиционно являются одними из основных видов деятельности для банковских учреждений. Однако мировой практике известны также случаи банкротств банков, приводящие к полной либо частичной потере вкладчиками своих денег. В разные периоды времени с этим вопросом сталкивались практически все государства. Как следствие практически во всех развитых странах были разработаны в различной форме гарантийные системы компенсации банковских депозитных вкладов, представляющие собой комплекс мер, обеспечивающих защиту вкладов на случай невыполнения коммерческими банками обязательств по возврату привлеченных денег. Гарантийные системы компенсации банковских вкладов решает не только проблему потерей общества от банкротства банков, но и проблему повышения доверия к банковскому сектору.

Законодательство ряда зарубежных стран предусматривает системы гарантирования возврата банками средств как физических, так и юридических лиц. При большом разнообразии организационных форм гарантирования вкладов выделяются две основные формы, которые условно можно назвать американской и германской.

В США органом страхования вкладов является государственная Федеральная корпорация страхования депозитов (ФКСД), работающая под контролем Конгресса и федерального правительства при значительной степени самоуправления. ФКСД управляется советом директоров, как минимум один из членов которого назначается президентом. Сами банки, подконтрольные корпорации, в ее управлении не принимают непосредственного участия. Подобным образом организованы системы страхования депозитов в Канаде, Великобритании, Индии, Литве, России и некоторых других странах.

В Германии, напротив, государство не имеет какого-либо прямого отношения к страховым фондам, принадлежащим банкам-участникам и управляемым соответствующими отраслевыми союзами. Системы страхования такого же типа имеют Австрия, Франция, Швейцария и Италия.

В некоторых странах действуют системы смешанного типа. Так,  в Испании Фонд гарантирования депозитов управляется советом, в котором в равном соотношении представлены центральный банк и коммерческие банки-участники. Причем возглавляет этот фонд председатель центрального банка.

В Японии Корпорация страхования депозитов также находится в частно-государственной собственности и управляется совместно Банком Японии и банками-участниками. В Польше Банковский гарантийный фонд не является ни юридическим лицом, ни государственной собственностью, так как его создают все коммерческие банки. Управляет фондом Контрольный совет из одиннадцати человек. В него входят три представителя от Союза польских банков, три — от министерства финансов и четыре — от Национального банка Польши. Председатель Контрольного совета назначается премьер-министром государства, а уже сам совет назначает правление фонда, которое и осуществляет текущий контроль деятельности банков, предупреждает об угрозе банкротства, ежегодно устанавливает процент отчислений в фонд страхования вкладов и т. п.

Система страхования депозитов в США является старейшей и наиболее авторитетной в современном мире. Она функционирует с 1934 года, имеет развитую нормативную правовую базу, богатый опыт решения конкретных проблемных ситуаций. С ее введением потери вкладчиков от банкротств банков уменьшились в сотни раз. Американский опыт наиболее часто учитывается при создании национальных систем страхования других стран.

Несмотря на известную осторожность американцев в вопросе государственного участия в экономике, система страхования депозитов в США является государственной по форме собственности и характеру управления, централизованной — по организации. В ней участвуют до 97 процентов американских банков.

Сегодня в США обсуждается возможность нового повышения предельных компенсаций — до 130 или даже до 200 тысяч долларов США. Недостатком американской системы считается ее дороговизна, что компенсируется высокой надежностью и эффективностью.

В Германии в 1978 году был создан Федеральный союз немецких банков. Задача союза — помогать частным банкам, оказавшимся в предкризисном или кризисном состоянии. Подобные союзы имеют также группа сберегательных банков и группа кооперативных банков. Предшественником союза, обеспечивающего сохранность вкладов населения и небанковских организаций в практически неограниченных пределах, был так называемый “пожарный фонд”, созданный еще в 1966 году. Причем сначала страхование депозитов возникло в секторах сберегательных и кооперативных учреждений и лишь на более позднем этапе — в секторе кредитных банков.

В Российской Федерации защиту вкладов осуществляет государственная корпорация “Агентство по страхованию вкладов” (далее — Агентство), созданная в январе 2004 г. В целях обеспечения функционирования системы страхования вкладов Агентство осуществляет выплату вкладчикам возмещений по вкладам при наступлении страхового случая, ведет реестр банков — участников системы страхования вкладов, контролирует формирование фонда страхования вкладов, управляет его средствами. На Агентство также возложены функции корпоративного конкурсного управляющего несостоятельных банков и функции по финансовому оздоровлению банков.

Сумма страхового возмещения, выплачиваемая Агентством по вкладам, зависит от даты наступления страхового случая: для страховых случаев, наступивших после 1 октября 2008 г., максимальная сумма возмещения по вкладам составляет 700 тыс. руб., в период с 25 марта 2007 г. по 1 октября 2008 г. — 400 тыс. руб., с 9 августа 2006 г. по 25 марта 2007 г. — 190 тыс. руб., а для страховых случаев, наступивших до 9 августа 2006 г., — 100 тыс. руб. При этом застрахованными являются средства как в рублях, так и в иностранной валюте. В случае если сумма вкладов в банке превышает сумму страховых выплат, оставшаяся часть вкладов погашается в первую очередь в рамках ликвидационных процедур в банке.

Следует отметить, что в полном объеме (в пределах страховой суммы) гарантируются не только вклады, но и проценты по ним. В соответствии с действующим в Российской Федерации законодательством с момента отзыва у банка лицензии на осуществление банковских операций срок исполнения его обязательств перед вкладчиками считается наступившим. Таким образом, все причитающиеся проценты по вкладу (начисленные по день, предшествующий дню отзыва лицензии) причисляются к основной сумме вклада и включаются в расчет страхового возмещения.

Если вклад размещен в иностранной валюте, сумма возмещения по вкладам рассчитывается в национальной валюте по курсу, установленному Банком России на день наступления страхового случая. Выплата возмещения по вкладам производится в российских рублях.

В Украине с 2001 г. Также функционирует Фонд гарантирования вкладов физических лиц. По состоянию на ноябрь 2008 г. участниками Фонда являлись 180 коммерческих банков Украины. На сегодняшний день Фонд гарантирует вклады граждан в национальной и иностранной валютах (включая проценты) в объеме, не превышающем 50 000 гривен (около 9000 долл. США) по вкладам в каждом банке на день наступления недоступности вкладов. Особенностью деятельности этой финансовой организации является то, что в случае банкротства банка — участника Фонда вклады в иностранной валюте выдаются в гривнах. Пересчет проводится по официальному курсу Национального банка Украины на день назначения ликвидационной комиссии банка, а непосредственно выплаты осуществляются в течение трех месяцев.

Участие банков в системе гарантирования вкладов может быть либо обязательным, либо добровольным. Добровольность характерна в основном для континентальных стран Западной Европы, в частности Германии, с системами, которыми управляют банковские союзы. В США (для банков — членов Федеральной резервной системы), Великобритании, Канаде, Японии и России участие банков является обязательным. Данному принципу следует большинство развивающихся государств. Опыт показывает, что и в странах с добровольным участием практически все банки предпочитают входить в системы гарантирования.

Как правило, в развитых государствах орган (фонд) гарантирования организационно не связан с центральным банком, хотя сотрудничество между ними всегда подразумевается. В таких развивающихся странах, как Аргентина, Чили, Кения и некоторых других, такой фонд является подразделением центрального банка или подчиняется ему. Однако подобная практика применяется все реже, а гарантирование вкладов приобретает ту или иную степень организационной самостоятельности.

Вопрос о размерах и условиях привлечения государственных средств для финансирования защиты вкладчиков обычно является центральным. Но в любом случае первичным источником финансирования служат взносы банков-участников, а государственные средства чаще всего выступают как резерв. В нормальных условиях взносы банков в фонды страхования относительно невелики. Однако в условиях кризиса (что обычно предусмотрено законами и правилами) эти взносы резко повышаются.

Аккумуляция средств банков для финансирования систем гарантирования производится двумя основными способами:

● путем предварительного образования страхового фонда (США и многие другие страны, которые создают свои системы по американскому образцу);

● путем сбора банками средств для покрытия фактически производимых выплат (немногие государства Западной Европы — Франция, Нидерланды и Австрия).

В Германии используется смешанная система гарантирования с небольшими страховыми взносами и с обязательствами банков предоставлять дополнительные средства в случае необходимости.

Финансовое участие государства может иметь следующие формы:

● предоставление страховому фонду всего или части начального капитала для запуска системы (Япония, Индия, Филиппины);

● регулярные взносы в страховой фонд (Испания, Индия, Аргентина);

● государство обеспечивает резервные средства для подкрепления фонда (США, Индия, Турция и некоторые другие страны).

Инвестирование средств страхового фонда представляет собой самостоятельную проблему. Доходность вложений не является ведущим принципом. Законодательство большинства государств требует обеспечить надежность и ликвидность при размещении средств фонда. В пределах законодательных ограничений орган, управляющий фондом, может иметь определенную свободу действий.

В случае банкротства банка стандартная процедура заключается в том, что страховой орган (фонд) выплачивает страховое вознаграждение вкладчикам в оговоренные сроки и в установленных пределах. Страховой орган также участвует в процедуре банкротства банка и частично может покрыть за счет этого свои затраты. В особых случаях страховой орган имеет возможность совместно с центральным банком выполнять некоторые контрольно-надзорные функции, участвовать в процессе реорганизации проблемного банка, стремясь не доводить дело до его формального банкротства. Осуществляется поиск путей и средств для спасения проблемного банка и тем самым — спасения всех вкладов в полном объеме. Самый большой опыт работы страховых органов в подобном режиме накоплен в США и Испании.

Мировой опыт свидетельствует, что до недавнего времени в абсолютном большинстве стран, имеющих институт гарантирования банковских вкладов, устанавливался верхний предел компенсируемой суммы. Исключение составляли лишь Кувейт и Туркменистан, где вклады в банках гарантируются в полном объеме и без ограничений. Однако в связи с обострением финансового кризиса некоторые страны пообещали вернуть вкладчикам их депозиты в полном объеме в случае, если местные банки обанкротятся. В частности, так поступили власти в Гонконге, Ирландии, Греции, Дании, Австрии, Германии и Беларуси. В большинстве же остальных стран гарантии были серьезно пересмотрены в сторону увеличения. Так, в США лимит ответственности увеличен со 100 до 250 тыс. долл. США, в Украине — с 15 до 50 тыс. гривен (около 9000 долл. США), в России — с 400 до 700 тыс. руб. (около 26 000 долл. США). В Эстонии с 9 октября 2008 г. вклады каждого вкладчика в одном кредитном учреждении полностью гарантированы на сумму до 50 000 евро (782 330 крон). В Казахстане в октябре 2008 г. также принято решение об увеличении уровня гарантирования вкладов физических лиц в банках второго уровня до 5 млн. тенге (порядка 42 000 долл. США).

Особо следует отметить ситуацию в Литве, где до финансового кризиса правительство гарантировало возврат вкладов на сумму до 3 тыс. евро в полном объеме и до 22 тыс. евро — 90% от суммы. Однако, по сообщениям РИА “Новости”, уже в середине октября 2008 г., для того чтобы удержать депозиты в банках и снизить обеспокоенность простых вкладчиков, Сейм Литвы одобрил увеличение страхования на сумму до 100 тыс. евро. Но если во всех странах мира новые, увеличенные гарантии действуют бессрочно, то в Литве — только с 1 ноября 2008 г. и до 31 октября 2009 г.

В настоящее время система страхования вкладов в различных формах существует в 104 странах мира.  Более половины всех страховщиков входят в Международную ассоциацию страховщиков депозитов (МАСД или IADI).

Международная Ассоциация Страховщиков Депозитов (IADI) была учреждена 6  мая 2002  года как некоммерческая организация,  образованная в соответствии со швейцарским законодательством.  Ассоциация –  отдельное юридическое лицо с постоянным местом нахождения в Банке международных расчетов - в Базеле, Швейцария.

Цель - распространение опыта в области страхования депозитов по всему миру.

Миссия - вносить вклад в повышение эффективности систем страхования депозитов,  распространяя рекомендации по их совершенствованию и развивая международное сотрудничество.

Задачи - способствовать поддержанию стабильности финансовых систем,

развивая международное сотрудничество и стимулируя международные контакты между страховщиками депозитов и иными заинтересованными организациями.

Происхождение - IADI  была создана по результатам деятельности исследовательских и рабочих групп по страхованию депозитов (1999 – 2001  гг.).  Сформировав эти многонациональные группы,  Совет финансовой стабильности (ранее -  Форум Финансовой Стабильности)  поставил перед ними задачу  оценить пользу от выработки рекомендаций и затем предложить подходы,  которые могут помочь законодателям при создании и совершенствовании национальных систем страхования депозитов.   После того как в сентябре 2001  года Рабочая Группа представила Форуму свой заключительный отчет,  были предприняты усилия,   направленные на создание Ассоциации.

Членами Международной ассоциации страховщиков депозитов являются организации,  которые,  согласно закону или соглашениям, обеспечивают страхование депозитов,  защиту вкладчика,  или осуществляют меры гарантирования депозитов. В настоящее время в  Ассоциацию входит 52  члена:  Агентство Гарантирования Депозитов (Эквадор);  Албанское Агентство Страхования Депозитов; Управление финансовых рынков (Квебек);  Центральный Банк Уругвая,  Управление Защиты Банковских Вкладов;  Банк Гватемалы как управляющий Фондом защиты сбережений;  Банк Бангладеш; Аль-Магриб Банк,  Коллективный Фонд Гарантирования Депозитов (Марокко);  Фонд Безопасности Банковских Вкладов (Судан);  Фонд банковского гарантирования (Польша); Барбадосская корпорация по страхованию депозитов;  Болгарский Фонд Страхования Депозитов; Канадская Корпорация Страхования Депозитов;  Центральная Корпорация Страхования Депозитов;  Фонд гарантирования Вкладов (Украина);  Фонд Гарантирования Депозитов в Банковской Системе (Румыния);  Агентство по страхованию вкладов (Российская Федерация);  Агентство Страхования Депозитов Боснии и Герцеговины;  Корпорация Страхования Депозитов и Гарантии Кредитов, Резервный Банк Индии; Совет по Страхованию Депозитов Танзании; Корпорация Страхования Депозитов (Тринидад и Тобаго); Корпорация Страхования Депозитов Японии;  Корпорация Страхования Депозитов,  Центральный Банк Багамских островов; Фонд Страхования Депозитов (Чешская Республика);  Страхование Депозитов Вьетнама; Агентство по Защите Вкладов (Таиланд); Совет Защиты Депозитов (Зимбабве);  Совет Фонда Защиты Депозитов (Кения); Федеральная Корпорация Страхования Депозитов; Система компенсаций пользователям финансовых услуг (Великобритания); Фонд Гарантирования Депозитов Финансовых Институтов (Никарагуа);  Фонд Гарантирования Депозитов и Защиты Банков (Венесуэла);  Фонд Гарантирования Финансовых Институтов (Колумбия);  Фонд Защиты Депозитов (Перу);  Фонд Гарантирования Депозитов (Франция);  Фонд Гарантий Кредиторам (Бразилия); Гонконгский Совет Защиты Депозитов;  Корпорация Страхования Депозитов Индонезии;  Национальное агентство по страхованию депозитов (Ливан);  Институт Гарантирования Депозитов (Сальвадор);  Институт Защиты Банковских Сбережений (Мексика); Ямайская Корпорация Страхования Депозитов;  Иорданская Корпорация Страхования Депозитов;  Казахстанский Фонд Гарантирования Депозитов;  Корейская Корпорация Страхования Депозитов;  Корпорация Страхования Депозитов Малайзии; Национальный Фонд Страхования Депозитов Венгрии;  Нигерийская Корпорация Страхования Депозитов;  Филиппинская Корпорация Страхования Депозитов;  Фонд Страхования Сбережений Турции; Общество Защиты Депозитов (Аргентина); Сингапурская Корпорация Страхования Депозитов и Управление по национальному долгу Швеции.

Информация о работе Мировая практика формирования гарантийного фонда защиты вкладов физических лиц