Межбюджетные трансферты: дотации, субвенции, субсидии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2014 в 10:43, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсового исследования состоит в том, чтобы на основе анализа материала определить что же из себя представляют межбюджетные трансферты, и какова их роль в общей финансовой системе государства.
Достижение указанной цели предполагает решение следующих задач:
- дать понятие межбюджетных отношений,
- рассмотреть межбюджетные трансферты;
- определить виды межбюджетных трансфертов
-дать подробную характеристику некоторым из них

Содержание

Введение 2
ГЛАВА I. Общая характеристика межбюджетных трансфертов
Понятие межбюджетных отношений
Условия предоставления межбюджетных трансфертов
Формы межбюджетных трансфертов
ГЛАВА II. Дотации как форма межбюджетных трансфертов
2.1. Понятие и сущность дотаций
2.2. Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации
2.3. Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений
2.4. Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов)
ГЛАВА III. Субвенции как форма межбюджетных трансфертов
3.1. Понятие и сущность субвенций
3.2. Субвенции бюджетам субъектов РФ из федерального бюджета
3.3. Субвенции местным бюджетам из бюджета субъекта РФ.

ГЛАВА IV. Субсидии как форма межбюджетных трансфертов
4.1. Понятие и сущность субсидий
4.2. Субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета.
4.3. Субсидии федеральному бюджету и местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации.

4.4. Субсидии бюджету субъекта РФ из местных бюджетов
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСАЧ.docx

— 51.41 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ИЖЕВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

им. М.Т.Калашникова

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

На тему:

«Межбюджетные трансферты: дотации, субвенции, субсидии»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ижевск, 2012

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

2

ГЛАВА I. Общая характеристика межбюджетных трансфертов

 

Понятие межбюджетных отношений

 

Условия предоставления межбюджетных трансфертов

 

Формы межбюджетных трансфертов

 

ГЛАВА II. Дотации как форма межбюджетных трансфертов

 

2.1. Понятие и сущность  дотаций

 

2.2. Дотации на выравнивание  бюджетной обеспеченности субъектов  Российской Федерации

 

2.3. Дотации на выравнивание  бюджетной обеспеченности поселений 

 

2.4. Дотации на выравнивание  бюджетной обеспеченности муниципальных  районов (городских округов) 

 

ГЛАВА III. Субвенции как форма межбюджетных трансфертов

 

3.1. Понятие и сущность  субвенций

 

3.2. Субвенции бюджетам  субъектов РФ из федерального  бюджета

 

3.3. Субвенции местным  бюджетам из бюджета субъекта  РФ.

 

ГЛАВА IV. Субсидии как форма межбюджетных трансфертов

 

4.1. Понятие и сущность  субсидий

 

4.2. Субсидии бюджетам  субъектов Российской Федерации  из федерального бюджета.

 

4.3. Субсидии федеральному  бюджету и местным бюджетам  из бюджета субъекта Российской  Федерации.

 

4.4. Субсидии бюджету субъекта  РФ из местных бюджетов

 

Заключение

 

Список использованной литературы

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Россия переживает сегодня большие трудности не только в области государственного устройства, но и в сфере экономики и финансов. Успешное осуществление экономической реформы во многом связано с достижением финансовой стабилизации.

Правительству необходимо разработать четкую финансовую стратегию, то есть долговременный курс финансовой политики, рассчитанный на перспективу и предусматривающий решение крупномасштабных задач, определенных экономической и социальной стратегией государства. Важно выделить основные тенденции развития финансов, сформировать основные концепции их использования, наметить принципы организации финансовых отношений. Выбор долговременных концепций и целевых программ необходим для концентрации финансовых ресурсов на главных направлениях экономического и социального развития, а не распыления их по второстепенным целям. Большое внимание следует уделить гибкой финансовой тактике, направленной на решение конкретных задач развития общества путем своевременного изменения способов организации финансовых связей, перегруппировки финансовых ресурсов.

Однако для правильного осуществления поставленных перед финансовой политикой задач требуется четкий и глубокий подход к пониманию сущности, целей и механизма реализации финансовой политики, а также элементов, ее составляющих, таких, как например, межбюджетные отношения.

Темой своей работы я выбрала «Межбюджетные трансферты: дотации, субвенции, субсидии». Проблема реформирования бюджетной системы эффективного использования общественных финансовых ресурсов, вопросы их централизации и децентрализации обуславливают высокую актуальность изучения сущности и принципов межбюджетных отношений, исследования их проблематики и разработку предложений по их совершенствованию.

Цель курсового исследования состоит в том, чтобы на основе анализа материала определить что же из себя представляют межбюджетные трансферты, и  какова их роль в общей финансовой системе государства.

Достижение указанной цели предполагает решение следующих задач:

- дать понятие межбюджетных  отношений,

- рассмотреть межбюджетные трансферты;

- определить виды межбюджетных  трансфертов

-дать подробную характеристику  некоторым из них

Объектом исследования являются теоретические и практические вопросы функционирования системы межбюджетных трансфертов.

Предметом исследования выступают взаимоотношения бюджетов различных уровней по поводу распределения и перераспределения общественных финансовых ресурсов.

Теоретической и методологической основой исследования служат труды отечественных авторов, научные статьи, законодательные акты РФ.

 

 

ГЛАВА I.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ТРАНСФЕРТОВ.

 

    1. Понятие межбюджетных отношений.

Межбюджетные отношения определяются как взаимоотношения между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления по вопросам регулирования бюджетных правоотношений, организации и осуществления бюджетного процесса (ст.6 БК РФ). Это определение межбюджетных отношений более полное по сравнению с прежним, ранее содержавшимся в ст. 129 БК РФ, где межбюджетные отношения определялись как отношения между органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, но в то же время не лишено недостатков. Так, законодатель опять не учел неоднократно высказывавшееся мнение в научной литературе о том, что в межбюджетные отношения вступают не органы государственной или местной власти как самостоятельные субъекты финансового права, а непосредственно общественно-территориальные образования в целом, т.е. РФ, субъекты РФ и муниципальные образования. Общественно-территориальные образования вступают в финансовые правоотношения посредством специально уполномоченных органов власти.

Другим недостатком определения межбюджетных отношений является использование словосочетания "по вопросам регулирования бюджетных правоотношений", грамотнее с точки зрения юридической техники было бы написать "по вопросам регулирования бюджетных отношений". Дело в том, что когда в нормативном правовом акте речь идет о регулировании, то понимается правовое регулирование, а нормы права регулируют, в свою очередь, общественные отношения, а не правоотношения; общественные отношения становятся правоотношениями в том случае, если они будут урегулированы нормами права.

Поэтому точнее было бы дать определение межбюджетных отношений как взаимоотношений между РФ, субъектами РФ и муниципальными образованиями по вопросам регулирования бюджетных отношений, организации и осуществления бюджетного процесса.

Межбюджетные трансферты определяются как средства одного бюджета бюджетной системы РФ, перечисляемые другому бюджету бюджетной системы РФ (ст. 6 БК РФ). Исходя из анализа определений межбюджетных отношений и межбюджетных трансфертов, можно сделать вывод о том, что межбюджетные трансферты осуществляются в рамках межбюджетных отношений. Поэтому, несмотря на новое наименование гл. 16 БК РФ "Межбюджетные трансферты", нормы, содержащиеся в ней, регулируют не что иное, как межбюджетные отношения.

 

1.2. Условия предоставления  межбюджетных трансфертов.

Межбюджетные трансферты из федерального бюджета (за исключением субвенций из Федерального фонда компенсаций) предоставляются при условии соблюдения органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления бюджетного законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации о налогах и сборах. 

Бюджетные кредиты из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации предоставляются при условии отсутствия просроченной задолженности соответствующих органов государственной власти субъектов Российской Федерации перед федеральным бюджетом. 

Использование бюджетных кредитов, полученных бюджетами субъектов Российской Федерации из федерального бюджета, для предоставления бюджетных кредитов юридическим лицам не допускается. 

Дотации из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации и бюджетные кредиты из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, для которых в двух из трех последних отчетных лет доля указанных дотаций в общем объеме собственных доходов превышала 50 процентов, в течение трех финансовых лет начиная с очередного финансового года предоставляются при условии подписания и соблюдения условий соглашений с Министерством финансов Российской Федерации о мерах по повышению эффективности использования бюджетных средств и увеличению налоговых и неналоговых доходов бюджета субъекта Российской Федерации. 

Порядок заключения указанных соглашений и контроля за их исполнением устанавливается Правительством Российской Федерации. 

Федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации могут быть установлены дополнительные условия предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации и (или) местным бюджетам. 

При несоблюдении органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления условий предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, определенных бюджетным законодательством, Министерство финансов Российской Федерации вправе приостановить предоставление межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций из Федерального фонда компенсаций) соответствующим субъектам Российской Федерации (муниципальным образованиям). 

Межбюджетные трансферты бюджетам закрытых административных территориальных образований предоставляются с учетом особенностей, установленных Законом Российской Федерации от 14 июля 1992 года N 3297-1 "О закрытом административном территориальном образовании". 

1.3. Формы межбюджетных  трансфертов

Предоставление межбюджетных трансфертов осуществляется в различных формах. Формы межбюджетных трансфертов, предоставляемых из федерального бюджета, перечислены в ст.129 БК РФ; формы межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджетов субъектов РФ, - в ст.135 БК РФ; а формы межбюджетных трансфертов, предоставляемых из местных бюджетов, - в ст.142 БК РФ.

Так, формами межбюджетных трансфертов, предоставляемых из федерального бюджета, являются:

1) дотации бюджетам субъектов  РФ из Федерального фонда финансовой  поддержки субъектов РФ;

2) субсидии бюджетам субъектов  РФ из Федерального фонда регионального  развития;

3) субсидии бюджетам субъектов  РФ из Федерального фонда софинансирования социальных расходов;

4) субвенции бюджетам субъектов  РФ из Федерального фонда компенсаций;

5) финансовая помощь бюджетам  отдельных муниципальных образований;

6) иные безвозмездные и безвозвратные  перечисления;

7) бюджетные кредиты бюджетам  субъектов Российской Федерации.

Для анализа правовых основ предоставления межбюджетных трансфертов в указанных формах необходимо определить ключевые понятия и их соотношение: дотации, субсидии, субвенции, финансовая помощь, безвозмездные и безвозвратные перечисления, бюджетные кредиты.

Определение понятий дотаций, субсидий, субвенций и бюджетных кредитов дается в ст.6 БК РФ. Дотации - это бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ на безвозмездной и безвозвратной основе. Обращаем внимание, что в новой редакции БК РФ из определения дотации исключено их направление на финансирование текущих расходов бюджета - получателя дотации. Субвенции - это бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основе на осуществление определенных целевых расходов. Субсидии - это бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.

Бюджетный кредит - это форма финансирования бюджетных расходов, которая предусматривает предоставление средств юридическим лицам или другому бюджету на возвратной и возмездной основах.

Но в рамках заявленной темы нас будут интересовать только дотации, субвенции и субсидии. Общим для дотаций, субвенций и субсидий является их безвозмездный и безвозвратный характер. Отличительной чертой субвенций и субсидий от дотаций является их целевой характер. А субвенции и субсидии разграничиваются по объемам финансирования: за счет субвенции полностью финансируются те или иные целевые расходы, а субсидии предоставляются на условиях долевого финансирования целевых расходов.

Информация о работе Межбюджетные трансферты: дотации, субвенции, субсидии