Лицензирование и саморегулирование экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2014 в 14:36, контрольная работа

Краткое описание

Выделяются две группы норм, регулирующих отношения в сфере лицензирования. Отмечается, что при
лицензировании контролируется не сама деятельность управляемых субъектов и ее результаты, а наличие правильно оформленных документов на нее (лицензии), т. е. осуществляется контроль при входе на рынок, а не текущий контроль на самом рынке, что, по мнению автора, еще больше бюрократизирует лицензионную систему.
Предлагается к внедрению принцип «свободного входа и полной ответственности за недобросовестное поведение на рынке».
Утверждается, что, несмотря на отсутствие наработанных механизмов внесудебного урегулирования споров в рамках саморегулируемых организаций, механизм обязательного саморегулирования заменил неэффективную во многих случаях систему лицензирования.

Вложенные файлы: 1 файл

Лицензирование и саморегулирование.docx

— 36.95 Кб (Скачать файл)

Лицензирование и саморегулирование: перспективы развития

УДК 342.9

Лебедева Е. А. / Lebedeva E. A.

ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ И САМОРЕГУЛИРОВАНИЕ: ПЕРСПЕКТИВЫ

РАЗВИТИЯ

LICENSING AND SELF-REGULATION: PROSPECTS OF DEVELOPMENT

Лебедева Екатерина

Алексеевна,

кандидат юридических наук,

старший преподаватель кафедры

административного

права Московского государственного

юридического университета

имени О. Е. Кута-

фина.

Выделяются две группы норм,

регулирующих отношения в сфере

лицензирования. Отмечается, что при

лицензировании контролируется не

сама деятельность управляемых субъектов

и ее результаты, а наличие правильно

оформленных документов на

нее (лицензии), т. е. осуществляется

контроль при входе на рынок, а не текущий

контроль на самом рынке, что,

по мнению автора, еще больше бюрократизирует

лицензионную систему.

Предлагается к внедрению принцип

«свободного входа и полной ответственности

за недобросовестное поведение

на рынке».

Утверждается, что, несмотря на

отсутствие наработанных механизмов

внесудебного урегулирования споров

в рамках саморегулируемых организаций,

механизм обязательного саморегулирования

заменил неэффективную

во многих случаях систему лицензирования.

Ключевые слова: лицензирование,

лицензирование отдельных видов

деятельности, саморегулирование, са-

морегулируемые организации, государственное

управление экономикой.

Lebedeva Ekaterina

Alekseevna,

c.j.s., (PhD in jurisprudence),

Senior teacher of the chair of

administrative law at Moscow

State Juridical University

named after O. E. Kutafin.

The author speaks about two groups

of norms that regulate relations in the

sphere of licensing. Here is noted that

when licensing not the very activity of

controlled entities and its results are under

control, but the availability of its properly

completed documents (a license), i.e., the

control is implemented at the entrance to

market, rather than a current control at the

market itself, and this fact, according to

the author, even more bureaucratizes the

licensing system. The article suggests introducing

the principle of "free entry and

full responsibility for fraudulent conduct

in the market".

It is argued that despite the lack of

developed mechanisms for out of court

settlement of disputes within self-regulatory

organizations, the mechanism of

compulsory self-regulation has replaced

the ineffective in many cases licensing

system.

Keywords: licensing, licensing of

certain types of activity, self-regulation,

SROs, state management of economy.

Государственное регулирование экономики традиционно воспринимается

как одно из проявлений (функций) государственного управления,

основной смысл и содержание которого заключается в установлении и обеспечении

государством общих правил поведения (деятельности) субъектов общественных

отношений и корректировке их в зависимости от изменяющихся

условий. Содержание же государственного регулирования в сфере экономики

весьма неоднозначно трактуется в литературе. Это либо императивные и

преимущественно административноправовые способы регулирования, либо

установление и обеспечение государством общих правил поведения (деятельности)

субъектов общественных отношений и их корректировка. Лицензирование

и саморегулирование скорее можно отнести ко второй группе.

Лицензирование и саморегулирование: перспективы развития

Лицензирование и саморегулирование: перспективы развития

Проблематика правовой природы лицензирования и места института

лицензирования, а также его соотношения с институтом саморегулирования

в правовой системе государства тесно связана с вопросом о необходимости и

мере государственного вмешательства в происходящие в обществе экономические

процессы.

 

Лицензирование любого вида деятельности обусловлено не произвольным выбором, а объективной необходимостью обеспечения государственного контроля за качеством производимой продукции, оказываемых услуг, производимых работ, добросовестностью субъектов, осуществляющих ту или иную деятельность, а также в отдельных случаях необходимостью ограничения осуществления той или иной деятельности в связи с ее особым характером, угрожающим безопасности государства, здоровью граждан и т. п.

Закрепляя за лицензированием административно-правовую природу,

можно выделить следующие его признаки:

1) осуществление и регулирование  непосредственно лицензирования

происходит при наличии официального государственно-властного органа (т.

е. лицензирующего органа), в компетенции которого вынесение в одностороннем

порядке решения по возникающим вопросам в рамках регулируемых

управленческих отношений (например, решение о приостановлении действия

лицензии);

2) наличие одностороннего  волеизъявления одного из субъектов  правоотношений

(лицензирующего органа) по отношению к другому (соискателю

лицензии или лицензиату); властный характер выражаемого волеизъявления,

влекущий обязательное исполнение;

3) наличие юридического  неравенства между участниками  правоотношений,

при котором один из них (лицензирующий орган) является управляющим,

а другой (лицензиат) управляемым;

4) существование установленного  общеобязательного порядка действий,

которому обязаны следовать участники (т. е. закрепленная в процессуальных

нормах процедура лицензирования).

Что касается нормативного регулирования, то нормы, регулирующие

отношения в сфере лицензирования, можно условно сгруппировать в общую

и особенную части.

Общая часть объединяет нормы, определяющие критерии выделения

объектов, правовой статус субъектов лицензионных правоотношений,

в том числе лицензирования полномочия лицензионных органов, принципы

лицензионного права, сферу действия лицензионного законодательства

82

и нормотворческие права в лицензионной сфере различных властных субъектов,

соотношение федерального и регионального начал в регулировании

лицензионных отношений, основные правила действия лицензий в пространстве

и во времени, их виды и удостоверяющие лицензию документы.

Общая часть также включает процедурные нормы (о порядке и сроках принятия

решений о выдаче лицензии, о порядке переоформления документов,

о порядке приостановления действия и аннулирования лицензии).

Общими также являются нормы о предварительном и текущем контроле

деятельности соискателей лицензий и лицензиатов, а также нормы о ведении

реестров лицензий и порядке выдачи информации, содержащейся в них.

Кроме того, к общей части лицензионного права относятся нормы о лицензионной

ответственности, т. е. нормы, определяющие состав лицензионного

правонарушения и меру ответственности за его совершение.

Нормы общей части закреплены в Федеральном законе от 04.05.2011

№ 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - Закон

о лицензировании) [3] и постановлении Правительства РФ от 26.01.2006 № 45

«Об организации лицензирования отдельных видов деятельности» [4]. Действуют

нормы общей части в большинстве своем на всю совокупность лицензионных

правоотношений и составляют основу для нормообразования и применения

норм права в рамках особенной части.

Особенную часть традиционно составляют нормы о лицензировании

отдельных видов деятельности. При этом в нее входят нормы о лицензировании

тех видов деятельности, которые регулируются также и общими нормами

лицензионного законодательства, закрепленными в Законе о лицензировании.

Структуру особенной части составляют отдельные институты

лицензирования деятельности в экономической сфере (хозяйственные виды

деятельности), в области государственной безопасности и обороны страны,

здравоохранения, экологической, промышленной, транспортной безопасности

и т. д.

Закон о лицензировании стал своеобразным итогом развития института

лицензирования в России. Он сохранил структуру предшествующего Федерального

закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов

деятельности» [1] и внес ряд важных нововведений.

В частности, Закон о лицензировании обозначает возможность применения

единого унифицированного порядка лицензирования.

Вместе с тем, учитывая специфику осуществления лицензирования видов

деятельности в отдельных сферах, в качестве переходного периода новым

Лицензирование и саморегулирование: перспективы развития

Лицензирование и саморегулирование: перспективы развития

законом сохранены некоторые положения, обеспечивающие более плавный

переход к общему порядку лицензирования в таких сферах.

Представляется, что существование в российском законодательстве перечня

видов деятельности, в отношении которых установлен особый (специальный)

порядок лицензирования, является временным (переходным) явлением,

следствием ранее сложившейся в советской законодательной системе

практики (традиции) особого контроля со стороны государства в отношении

важнейших (стратегических) сфер деятельности (образование; связь; банковская

деятельность; таможенная деятельность; деятельность, связанная с защитой

государственной тайны; деятельность в области производства и оборота

этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и др.)

и учета интересов национальной безопасности страны советского периода.

Думается, что совершенствование общего лицензионного законодательства

в России способствует постепенному «уходу» от особого (специального) порядка

лицензирования определенных видов деятельности, а общий порядок

лицензирования (для всех лицензируемых видов деятельности) унифицируется

и станет более «прозрачным» с точки зрения государственного контроля

законности деятельности самих контролирующих органов.

Лицензирование отдельных видов деятельности на сегодняшний день

охватывает более пятидесяти видов деятельности.

Современный этап развития лицензирования характеризуется сокращением

числа лицензируемых видов деятельности. Это связано, прежде всего, с

тем, что избыточное лицензирование порождает «административные барьеры

», которые мешают развитию рыночной экономики. На наш взгляд, лицензирование

не следует рассматривать как инструмент ограничения предпринимательской

деятельности. Государство, лицензируя, не ставит барьер

между предпринимателем и лицензируемым видом деятельности. Любой

предприниматель, отвечающий требованиям и условиям лицензирования,

имеет право заниматься соответствующим видом деятельности. При этом государство

устанавливает лишь определенные требования, которые предприниматель

должен соблюдать.

Принятие Закона о лицензировании позволило сократить масштабы административного

влияния на предпринимательскую деятельность, связанного

с лицензированием.

С другой стороны, в настоящее время имеет место следующая ситуация:

фактически контролируется не сама деятельность и ее результаты, а наличие

Информация о работе Лицензирование и саморегулирование экономики