Контроль министерства финансов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 18:14, курсовая работа

Краткое описание

Финансовое ведомство всегда играло важнейшую роль в судьбе нашего государства. История Минфина России показывает, что сложные проблемы в развитии экономики и всего общества могут быть решены только при правильном выборе финансовой политики, путем разумных компромиссов между интересами разных социальных групп, в создаваемой общей атмосфере взаимного доверия деловых, политических и других общественных кругов.

Содержание

Введение……..…………………………………..…………..………….............3
I. МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ЕГО СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ………………………………….....................….5
1.1.Основные задачи, функции и права министерства финансов….....5
II. ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ
МИНИСТЕРСТВА………………….………………………....…..............….11
2.1. Структура Министерства финансов….………………….…....….11
2.2. Этапы формирования системы финансового контроля ….….….14
2.3. Полномочия Министерства финансов в осуществлении
финансового контроля…….......................................…...................16
Заключение……………………………………..……………………...............18
Список литературы……………..………………………………......................19

Вложенные файлы: 1 файл

Курсавая минфин..DOC

— 114.00 Кб (Скачать файл)

 

2.2. Этапы формирования системы финансового контроля

     Основные  этапы формирования системы финансового контроля:

     1. Указом Александра I от 20 февраля  1809 года в составе Государственного казначейства образована Государственная экспедиция для ревизии счетов.

     2. Согласно манифесту Александра I от 28 января 1811 года Государственная экспедиция для ревизии счетов вошла в состав Департамента ревизии государственных счетов по гражданской части вновь образованного Главного управления ревизии государственных счетов.

     3. Указом от 30 декабря 1836 года Главное  управление ревизии государственных счетов было преобразовано в новый орган, получивший название Государственный контроль.

     4. В 1852 году в структуре Госконтроля  создается единая бухгалтерия, в задачи которой входили проведение документальных ревизий денежных оборотов, осуществление внезапных проверок кассы Главного казначейства и его отделений, проверка финансовых смет и отчетов об их исполнении.

     5. С 1884 года в компетенцию Госконтроля  включается контроль за финансовой  деятельностью казенных и частных железных дорог.

     6. 28 апреля 1892 г. было утверждено новое Положение о Государственном контроле, которое уточнило его функции и организационную структуру.

     7. В 1901 году Госконтролю придаются  функции ревизии расходов Государственного  банка и его операций за  счет казны, расходов Крестьянского поземельного банка и других кредитных учреждений

     8. С образованием в октябре 1905 года Совета министров Государственный контроль оказался включенным в его состав.

     К началу XX века функция государственного финансового контроля в России была централизована и организационно оформлена. Государственный контроль входил в структуру правительства, но обладал широкими полномочиями и определенными гарантиями самостоятельности в рамках своей компетенции.

     9. В марте 1918 года Государственный  контроль был упразднен.

     К моменту распада Советского Союза  система государственного финансового контроля состояла из следующих основных элементов:

     1. Ведущая роль в государственном,  в том числе финансовом контроле принадлежала Советам народных депутатов.

     2. Другими важными элементами системы контроля в СССР были органы народного контроля, которые сочетали в себе государственный и общественный контроль.

     3. Основная нагрузка в сфере  бюджетно-финансового контроля ложилась на Министерство финансов, его контрольно-ревизионное управление, включая его органы на местах.

     4. На уровне СССР и республик  в рамках министерств финансов  существовали специальные контрольные органы – контрольно-ревизионные управления, (КРУ).

     5. На уровне административно-территориальных  единиц контрольная работа производилась инспекциями в составе финансовых управлений или отделов соответствующих исполнительных комитетов Советов народных депутатов.

     Систему финансового контроля до 1991 года имела  следующую особенность – значительная централизация финансового контроля со стороны общегосударственных органов.

     К числу основных недостатков относится  отсутствие должной координации в контрольно-ревизионной работе, которое нередко порождало параллелизм в ее осуществлении и вело к распылению сил органов контроля, мешало оперативной деятельности предприятий.10 
2.3. Полномочия Министерства финансов в осуществлении

                                  финансового контроля

     Министерство  финансов РФ занимает важнейшее место  в системе финансового контроля, оно не только разрабатывает финансовую политику страны, но и контролирует ее осуществление.

     Минфин  осуществляет финансовый контроль за:

    • целевым использованием федерального бюджета и средств государственных внебюджетных и целевых бюджетных фондов;
    • поступлением доходов от имущества, находящегося в федеральной собственности;
    • доходами от проведения лотерей, зарегистрированных в РФ;
    • обеспечением платежеспособности страховщиков;
    • формированием и сохранностью Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней в РФ;
    • использованием и хранением драгоценных камней организациями и совершением сделок с ними;
    • расходами, связанными с государственным внутренним и внешним долгом;
    • качеством аудиторских проверок.11

     В связи с этим Минфин России вправе проводить комплексные ревизии и тематические проверки поступления и расходования средств федерального бюджета, внебюджетных фондов и других федеральных средств, проводить документальные ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности по заданиям правоохранительных органов.12

     Для выполнения контрольных полномочий Минфин России имеет право запрашивать необходимые материалы по бюджетным и внебюджетным фондам и применять меры воздействия по результатам контроля – при установлении фактов нецелевого использования взыскивать их с наложением штрафа; ограничивать, приостанавливать и прекращать финансирование организаций в случае нарушения финансовой дисциплины. Вместе с тем, Минфин уполномочен предоставлять отсрочки и рассрочки по налоговым платежам в федеральный бюджет.13

     Следует при этом отметить, что контрольные полномочия Минфина Российской Федерации распространяются на финансовые средства только федерального уровня. В тех случаях, когда проверяется деятельность исполнительных органов власти субъектов Федерации, его контрольные функции не должны выходить за эти рамки. Такой подход обусловлен принципом самостоятельности бюджетного устройства в Российской Федерации, самостоятельности финансовой деятельности субъектов Федерации и органов местного самоуправления в установленных законодательством пределах, их ответственностью за формирование и использование своих финансовых ресурсов.14

     Однако, принимая во внимание принятый в 1998г. Бюджетный  кодекс, отметим, что на Минфин возложено осуществление финансового контроля за исполнением бюджетов субъектов российской Федерации и местных бюджетов, если субъект Российской Федерации получает помощь в объеме свыше 50% расходов его консолидированного бюджета. Назначается ревизия и исполнение бюджета субъекта Федерации переходит под контроль Минфина и в случаях, когда субъект не в состоянии обеспечить обслуживание и погашение своих долговых обязательств.15 
 
 

Заключение

     Финансовый  контроль является одним из наиболее важных рычагов управления финансовой системы и на современном этапе  претерпевает серьезные изменения. Эти изменения также затрагивают и систему контрольных органов.

     Среди всего многообразия органов, осуществляющих финансовый контроль, выделяется Министерство финансов РФ, которое не только разрабатывает финансовую политику страны, но и контролирует ее осуществление.

     Прежде  всего, Минфин осуществляет контроль в  процессе разработки федерального бюджета, контролирует поступление и расходование бюджетных средств и средств федеральных внебюджетных фондов, участвует в проведении валютного контроля, а также контролирует направление и использование государственных инвестиций.

     Финансовый  контроль осуществляют все структурные  подразделения Минфина РФ. Так, органы казначейства призваны осуществлять государственную бюджетную политику, управлять процессом исполнения федерального бюджета и др. полномочия.

     Минфин  осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительно власти, органами исполнительной власти субъектов, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.       
 
 

 

      Список литературы

    I. Нормативно-правовые  акты:

    1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ // СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3823
    2. Постановление Правительства РФ от 12 ноября 1999 г. № 1248 «Вопросы Министерства финансов Российской Федерации» // СЗ РФ. 1999. № 47. Ст. 5708
    3. Постановление Правительства РФ от 6 марта 1998 г. № 273 «Об утверждении Положения о Министерстве финансов Российской Федерации»// СЗ РФ. 1998. № 11. Ст. 1288
    1. Постановление Правительства РФ от 7 апреля 2004 г. N 185 
      "Вопросы Министерства финансов Российской Федерации"
    1. Постановление Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 329 
      "О Министерстве финансов Российской Федерации"
 

    II. Дополнительная литература:

1. Бабич А.М., Павлова Л.Н., Государственные и муниципальные финансы: Учебник для вузов. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 2003 г. – 687 с.

2. Бурцев В.В., «Система государственного контроля» // «Финансы». 2004. 9 сентября. № 9. Стр. 47 – 49.

3. Финансы. /Под ред. Ковалевой А.М. Учебник. –М.: Финансы.  2001 г.

4. Финансовое право: Учебник / Отв. ред. Н.И. Химичева. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2004. – 600 с.

5. Minfin.ru  Официальный сайт Министерства финансов.

6. Финансы. Учебник/ ред. Казак А.Ю. Сергеев Л.И. – Спб.: 2002.

7. Шевлоков В.З. Финансовый контроль как функция финансового управления. // Финансы. – М., 2001. - №1. – с. 55-56.

Информация о работе Контроль министерства финансов