Контрольная работа по дисциплине "Финансовое право"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2014 в 19:04, контрольная работа

Краткое описание

1. Формы и методы финансовой деятельности государства
2. Проблемы реализации принципа федерализма в финансовой деятельности государства
3. Задача

Вложенные файлы: 1 файл

финансовое право.docx

— 30.85 Кб (Скачать файл)

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

1. Формы  и методы финансовой деятельности государства …………….……… 3

2. Проблемы реализации принципа федерализма в финансовой деятельности государства ……………………………………………………………………….… 9

3. Задача  ………………………………………………………………………….... 13

Список литературы ……………………………………………………………..… 17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Формы и методы финансовой  деятельности государства.

 

Реализация стоящих перед государством задач связана с необходимостью использования финансовой системы. В результате оно осуществляет деятельность по планомерному и целенаправленному образованию, распределению и использованию государственных централизованных и децентрализованных денежных фондов, т. е. финансовую деятельность.

Итак, финансовая деятельность государства — это осуществление им функций по планомерному образованию, распределению и использованию денежных фондов (финансовых ресурсов) в целях реализации задач социально-экономического развития, обеспечения обороноспособности и безопасности страны. Главной, определяющей целью этой деятельности должно быть создание условий, обеспечивающих достойную жизнь человека, его свободное развитие (ст. 7 Конституции РФ).

Содержание финансовой деятельности государства выражается в многочисленных и разнообразных функциях в сфере образования, распределения и использования государственных денежных фондов.

Финансовая деятельность государства выступает как важная и необходимая составная часть механизма социального управления. Это выражается в том, что аккумулированные государством денежные средства направляются в отрасли народного хозяйства, социальную и другие сферы с учетом приоритетности финансируемых мероприятий на соответствующих этапах развития страны, ее внешних и внутренних условий. Посредством финансовой деятельности создается материальная база, необходимая для функционирования органов государственной власти и управления, правоохранительных органов, обеспечения обороны и безопасности страны.

Воздействие государства на социально-экономические процессы осуществляется не только в форме прямой финансовой поддержки, выделения средств на определенные планы, программы и т.п., но и косвенно — путем предоставления налоговых льгот, применения низких процентных ставок при кредитовании или беспроцентных кредитов, предоставления отсрочек по налоговым платежам и т. П. В целях стимулирования какой-либо деятельности, признанной государством в качестве приоритетной.

Финансовой деятельности государства свойственны организационно-правовые особенности. Так, от других сфер деятельности государства она отличается межотраслевым содержанием, поскольку аккумуляция, распределение финансовых ресурсов затрагивает все отрасли и сферы государственного управления. Во-вторых, осуществление государством финансовых функций протекает (в зависимости от их содержания, роли, масштабов действия) в виде деятельности представительных и ис­полнительных (государственного управления) органов власти. Например, распределение бюджетных средств по основным направлениям жизнедеятельности государства или субъектов Федерации производится представительными органами, а рас­пределение финансовых ресурсов внутри отраслей народного хозяйства — в порядке государственного управления органами исполнительной власти. В-третьих, сфера финансовой деятельности относится к ведению как федеральных органов, так и субъектов Федерации, а также органов местного самоуправления. Кроме того, имеется область совместного ведения Федерации и ее субъектов.

Основная цель - выполнение программ финансового развития.

Функции финансовой деятельности:

    1. Образование государственных муниципальных денежных форм.
    2. Распределение государственных ресурсов.
    3. Использование государственных ресурсов.
    4. Государственный и муниципальный контроль за движением финансовых ресурсов.
    5. Эмиссия денежных средств (знаков).

Аспекты финансовой деятельности:

- Экономический - финансовая основа базируется на экономических законах, рычагах и стимулах.

- Организационно-технический - деятельность носит специальный  характер по организации счетов, учёту и сбору денег

- Правовой  аспект - ФД осуществляется особым  методом.

Как управляющая система финансовая деятельность проявляется в разнообразных методах. Их выбор зависит от ряда факторов: от задач государства на конкретном этапе; источников его доходов; от цели использования средств; от соотношения объема финансовых ресурсов, имеющихся в распоряжении государства, и потребностей в средствах; от состояния экономики страны; приоритетности мероприятий и т, д.

Методы финансовой деятельности государства - это способы теоретического исследования и практического выполнения органами государственной власти и государственного управления финансовой деятельности государства. Разнообразие методов осуществления финансовой деятельности зависит от многих факторов: от субьекта правоотношений, условий аккумуляции и использования денежных средств.       Как правило, методы осуществления финансовой деятельности делят на две группы:

1) методы собирания денежных средств

2) методы распределения и использования.

К методам собирания следует отнести следующие методы: налоговый метод - с помощью него государство изымает в той или иной форме в обязательном порядке, в установленные сроки и в установленном размере денежные средства для зачисления их в бюджеты определенного уровня; метод добровольных взносов является добровольным в отличие от налогового метода и может выражаться, например, в покупке ценных бумаг, пожертвовании, вкладах в банки и т.д.

При распределении и использовании государственных денежных средств - применяются следующие важнейшие методы: метод финансирования (выражается в безвозмездном и безвозвратном предоставлении денежных средств. Этот метод применяется в отношении государственных организаций); кредитование (означает выделение/предоставление денежных средств на условиях возмездности и возвратности. Применяться такой метод может и в отношении государственных организаций, и в отношении частных организаций).

Финансовая деятельность государства осуществляется через органы, которые руководят и направляют ее в соответствии с наделенными полномочиями.  Практически все органы государства и органы местного самоуправления занимаются финансовой деятельностью. Под формой финансовой деятельности государства понимают структуру, порядок образования и организации высших органов власти, установленных в государстве.

Финансовая деятельность обладает своими собственными принципами:

1. Принципы финансовой, налоговой, политики, экономического пространства, защита всех форм собственности.

2. Принципы соблюдения финансовой  дисциплины и правил.

3. Принципы целенаправленности  в распределение и использование  финансов.

4. Принцип полноты, реальности и  гласности финансовой деятельности.

5. Принцип финансовой самостоятельности  РФ, СРФ и МО.

6. Принцип планированности финансовой  деятельности.

Формы финансовой деятельности государства разнообразны. В каждой из них практически выражаются действия государственных органов (и органов местного самоуправления) по образованию, распределению и использованию финансовых ресурсов на соответствующем уровне. По своему характеру эти формы могут быть правовыми и неправовыми.

Итак, финансово-правовые акты — это принятые в предусмотренной форме и имеющие юридические последствия решения государственных органов и органов местного самоуправления по вопросам финансовой деятельности, входящим в их компетенцию.

Финансово-правовые акты можно классифицировать по юридическим свойствам, юридической природе, органам, издающим их, и другим основаниям.

По юридическим свойствам финансово-правовые акты подразделяются на нормативные и индивидуальные. К нормативным относятся акты, которые регулируют группу однородных финансовых отношений и содержат общие правила поведения их участников, т. е. правовые нормы. Нормативные финансово-правовые акты устанавливают виды финансовых обязательства (налогов и других платежей) предприятий и граждан перед государством, порядок исчисления установленных платежей, типичные признаки плательщиков, порядок расходования государственных денежных средств, порядок проведения финансового контроля и т. д.

По юридической природе финансово-правовые акты делятся на:

- законодательные, к которым относятся законы, принимаемые Государственной думой РФ, законы субъектов Федерации по вопросам финансовой деятельности государства;

- подзаконные.

Финансово-плановые акты — это акты, принимаемые в процессе финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления, которые содержат конкретные задания в области финансов на определенный период, т. е. являются планами по мобилизации, распределению и использованию финансовых ресурсов.

К финансово-плановым актам относятся:

- основной финансовый план государства — федеральный бюджет РФ, государственные бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты;

- финансовые планы государственных и муниципальных целевых фондов;

- финансово-кредитные и кассовые планы банков;

- финансовые планы страховых организаций;

- финансовые планы и сметы министерств, ведомств, других органов государственного управления;

- финансовые планы (балансы доходов и расходов) предприятий и объединений;

- сметы учреждений, организаций, состоящих на государственном и местном бюджете.

Финансово-плановые акты получают свое юридическое оформление в актах соответствующих государственных органов. Так, федеральный бюджет утверждается законом РФ, смета учреждения — министерством, которому это учреждение подчинено. Утвержденный в установленном порядке финансово-плановый акт регулирует финансовые отношения и вызывает юридические последствия как любой финансово-правовой акт.

Средства финансовой деятельности:

• Правовые нормы;

• Бухгалтерские нормы;

• Коммуникационно-технические нормы;  • Операционные нормы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Проблемы реализации принципа федерализма в финансовой деятельности государства.

 

Принцип федерализма как основополагающий в области финансовой деятельности. Принцип федерализма в финансовой деятельности проявляется в установлении Конституцией РФ разграничения компетенции Российской Федерации и ее субъектов в области финансов. Так, в ст. 71 Конституции РФ зафиксировано, что в ведении Российской Федерации находятся: финансовое, валютное, кредитное регулирование, денежная эмиссия, федеральные банки, федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы; к совместному ведению Российской Федерации ее субъектов отнесено установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации (ст. 72 Конституции РФ). Процесс дальнейшего расширения прав субъектов Российской Федерации в финансовой деятельности не должен нарушать основных конституционных положений, закрепляющих правомочия Российской Федерации - центра управления финансами страны.

Также, этот принцип означает разделения государственной власти между различными уровнями федеративной системы, что является важнейшим фактором ее стабильности и эффективности функционирования. Поиск оптимальной модели такого разграничения приобретает особое значение для современной России в условиях многообразия ее региональной структуры, ориентации субъектов на обеспечение своей самостоятельности и приоритета принципа централизации.

Формирование российской государственности во многом определили ее географическое положение, многонациональный состав и необходимость единства этого многообразия. Таким образом, характерной особенностью развития России как многонационального государства было приспособление тенденций централизма и регионализма, асимметричного государственно-территориального устройства и регионального самоуправления.

Сегодня, одной из основных целей России является укрепление федерализма. При этом надо учитывать, что Россия многонациональная и федеративная, и это положение должно лежать в основе российской финансовой политики и построения системы государственной власти. Учет особенностей республик и регионов и наделение их равными правами и полномочиями в области финансовой деятельности позволит при сохранении многообразия добиться единства по важнейшим направлениям финансовой политики, одним из которых является обеспечение единого правового пространства, законности и правопорядка.

В настоящее время Российская Федерация проводит административную реформу. Для того чтобы цели реформы были достигнуты, сформирована эффективная система управления органов исполнительной власти. В связи с этим, необходимо в рамках административной реформы решать вопрос о разграничении полномочий одновременно в рамках согласования этих полномочий функционально, нормативно и организационно.

Информация о работе Контрольная работа по дисциплине "Финансовое право"