Конституционные принципы финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2013 в 15:53, курсовая работа

Краткое описание

Финансовая деятельность государства и органов местного самоуправления основана на определенных принципах, т.е. на основополагающих правилах и требованиях, выражающих ее наиболее существенные особенности и целенаправленность. Основное содержание этих принципов определяется Конституцией РФ, вытекает как из общих положений об основах организации и функционирования российского государства, так и специально относящихся к его финансовой деятельности, и конкретизируется в нормах финансового права.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..……....3
Глава 1. Конституционные принципы финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления………………………………………….5
1.1.Органы, осуществляющие финансовую деятельность государства…………………………………………………………………........5
1.2.Принципы финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления……………………………………………………19
1.3.Правовые формы финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления……………………………………………………..28
Заключение……………………………………………………………………..32
Список использованной литературы…………………………………….……33

Вложенные файлы: 1 файл

ФИН.doc

— 142.00 Кб (Скачать файл)

Несколько иначе целесообразность проявляется в процессе правоприменения, где учет пользы, эффективности, последствий  принимаемого решения не только допустим, но и необходим. Однако и здесь целесообразность должна достигаться в рамках законности.

Основанное на принципе законности, право само предоставляет  возможность учитывать фактор целесообразности в ходе правоприменительной деятельности. Нормы права нередко предполагают индивидуальное регулирование, когда неизбежен учет субъектами особенностей отдельного случая -- выбор целесообразного решения. Не случайно правовые нормы носят преимущественно относительно определенный характер. 

Принцип гласности

Принцип гласности при  осуществлении финансовой деятельности проявляется в процедуре доведения до сведения граждан, в том числе и с помощью массовой информации, содержания проектов правовых актов, принятых отчетов об их выполнении, результатов проверок и ревизий финансовой деятельности и других решений государственных органов.

Важность принципа гласности  ГФК определяется тем, что его  реализация способствует информированности  органов государственной власти и широкой общественности о реальном положении дел не только в управлении государственной финансовой системой, но и в государственном управлении в целом. Гласность ГФК - необходимый атрибут современного демократического общества. Принцип гласности предусматривает открытость деятельности органа ГФК, доступность каждого гражданина к информации о результатах контрольной деятельности. Необходимо публиковать в прессе (с учетом обеспечения государственной, коммерческой и иной охраняемой законом тайны) не только отчетные материалы по результатам проверок, но и официальные ответы органов исполнительной и судебной власти на выводы контролеров, в том числе с указанием принятых мер по устранению нарушений (при этом также дается оценка как этих ответов, так и в целом реакции органов власти на выявленные нарушения и недостатки). Последние будут широко обсуждаться в средствах массовой информации, что побудит соответствующие государственные органы и организации исправлять вскрытые ГФК ошибки в их деятельности. Кроме того, это должно снизить риск низкого качества официальных ответов (несоблюдение сроков и установленного порядка предоставления ответов, несоответствие ответов существу поставленных контрольным органом вопросов, неправильная трактовка положений тех или иных нормативно-правовых актов, подтасовка фактов и т.д.). Необходима тесная связь органов ГФК со средствами массовой информации (радио, телевидение, пресса, издательства и т.д.) для обнародования контрольных материалов. Все это заставит нарушителей и их покровителей держать ответ не только перед правоохранительными органами, но и перед всем обществом, покажет перед всеми их неблагонадежность и вред, подорвет их репутацию. Также возникает необходимость защиты конфиденциальной информации в целях соблюдения государственной и иной охраняемой законом тайны.

При этом должны быть выработаны и в законодательном порядке закреплены процедуры обнародования результатов контроля (включая условия, процедуры санкционирования и т.д.). Необходимо также отметить, что обнародование результатов контроля будет способствовать формированию устойчивого мнения в обществе о его пользе и необходимости. Например, в странах Западной Европы бытует неписаное правило о том, что общественность является окончательным судьей контролера.  

Принцип плановости

Принцип плановости определяется действием закона планомерного развития народного хозяйства. Сущность этого принципа заключается в том, что все финансово-кредитные отношения в промышленности осуществляются в соответствии с финансовыми и кредитными планами. Основная цель плановости в организации финансов промышленности -- обеспечить планомерный кругооборот фондов посредством образования и использования финансовых и кредитных ресурсов.

Показатели финансовых и кредитных планов тесно увязываются  с производственными показателями и отражаются в одном плановом документе-балансе доходов и расходов предприятий. Это дает возможность осуществлять сбалансированность производственных и финансовых показателей, а также оказывать активное воздействие финансовых показателей на формирование производственных показателей, так как наличие финансовых ресурсов является критерием для определения объектов производственной программы.

Принцип хозрасчетной деятельности лежит в основе организации финансов промышленных объединений и предприятий. Хозрасчет как метод планового  ведения хозяйства базируется на сочетании централизованного управления производством с хозяйственной самостоятельностью объединений и предприятий, закреплением за ними основных и оборотных средств, фондов экономического стимулирования, предоставлением ряда прав, обеспечивающих самоокупаемость, наиболее рациональное и эффективное использование материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

1.3. ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВА И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ.

Правовые формы финансовой деятельности государства разнообразны. В каждой из них практически выражаются действия государственных органов (и органов местного самоуправления) по образованию, распределению и использованию финансовых ресурсов на соответствующем уровне. По своему характеру эти формы могут быть правовыми и неправовыми. Правовые формы выражаются в принятии правовых актов в связи с установлением или применением норм.

 Неправовые формы  - это инструктирование финансовой  службы предприятий, проведение  совещаний в аппарате финансовых  и налоговых органов, заседаний  комитетов по бюджетно-финансовым вопросам представительных органов власти, разъяснение финансового законодательства населению и другая организаторская работа; финансово-технические операции (расчеты платежей и ассигнований из бюджетов, объемов финансирования и кредитования); финансово-экономический анализ; подготовка материалов к финансовому планированию, прогнозированию и отчетности и т.п.

Осуществляя финансовую деятельность, государственные органы и органы местного самоуправления в  пределах своей компетенции принимают финансово-правовые акты, посредством которых в пределах своих полномочий регулируют общественные отношения в области аккумуляции, распределения и использования финансовых ресурсов, проведения контроля за их расходованием, за выполнением финансовых планов, финансовых обязательств перед государством. В таких актах и выражаются юридические (или правовые) формы финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления.1

Итак, финансово правовые акты - это принятые в предусмотренной  форме и имеющие юридические последствия решения государственных органов и органов местного самоуправления по вопросам финансовой деятельности, входящим в их компетенцию. Они устанавливают, изменяют или отменяют финансово правовые нормы или служат основанием для возникновения, прекращения, изменения конкретных правоотношений.

Финансово-правовые акты можно классифицировать по юридическим  свойствам, по юридической природе, по органам, их издающим, и др. По юридическим свойствам финансово-правовые акты подразделяются на нормативные и индивидуальные.

К нормативным относятся  акты, которые регулируют группу однородных финансовых отношений и содержат общие правила поведения их участников, т.е. правовые нормы. Отсюда вытекает и  наименование этой группы актов - нормативные. Они действуют обычно длительное время. Нормативные финансово-правовые акты устанавливают виды финансовых обязательств (налогов и других платежей) предприятий и граждан перед государством, или муниципальным образованием, порядок исчисления установленных платежей, типичные признаки плательщиков, порядок расходования государственных денежных средств, порядок проведения финансового контроля и т.д.

Таким образом, индивидуальные финансово правовые акты - это акты применения норм права. Принятие их - необходимое условие для практического претворения в жизнь нормативных финансово-правовых актов и выполнения задач по созданию, распределению или использованию финансовых ресурсов государства.

По юридической природе  финансово-правовые акты подразделяются на: а) законодательные, к которым относятся федеральные законы и законы субъектов Федерации по вопросам финансовой Деятельности государства; б) подзаконные. В эту группу входят акты всех других государственных органов, основанные на законе и принятые во исполнение закона (например, на основе Закона РФ «О таможенном тарифе» Правительство РФ принимает постановления о ставках таможенных пошлин).

Характерной особенностью финансово-правовых актов является наличие среди них большой  группы финансово-плановых актов. Они  отличаются от других финансово-правовых актов своим содержанием.

Финансово плановые акты - это акты, принимаемые в процессе финансовой деятельности государства  и органов местного самоуправления, которые содержат конкретные задания  в области финансов на определенный период. Существование финансово-плановых актов обусловлено действием принципа плановости в процессе образования, распределения и использования финансовых ресурсов в соответствии с программами и планами экономического и социального развития.

К финансово-плановым актам относятся:

а) основной финансовый план государства - федеральный бюджет, а  также государственные бюджеты  субъектов Федерации и местные  бюджеты;

б) бюджеты государственных  и муниципальных внебюджетных фондов;

в) финансово-кредитные  и кассовые планы банков;

г) финансовые планы страховых  организаций;

д) финансовые планы и  сметы министерств, ведомств, других ооганов государственного управления и местного самоуправления;

е) финансовые планы (балансы  доходов и расходов) предприятий  и объединений;

ж) сметы бюджетных  учреждений.

Финансово-плановые акты получают свое юридическое оформление в актах соответствующих органов  государства и местного самоуправления. Так, федеральный бюджет утверждается федеральным законом, смета учреждения - министерством, которому это учреждение подчинено. Утвержденный в установленном порядке финансово-плановый акт регулирует финансовые отношения и вызывает юридические последствия, как любой финансово-правовой акт.

Единство финансовой политики - необходимое условие гарантированного Конституцией РФ (ст. 75) единства экономического пространства в Российской Федерации, свободного перемещения финансовых средств.

Финансовая деятельность государства - это осуществление  им функций по планомерному образованию, распределению и использованию денежных фондов (финансовых ресурсов) в целях реализации задач социально-экономического развития, обеспечения обороноспособности и безопасности страны.

Содержание финансовой деятельности государства выражается в многочисленных и разнообразных  функциях в сфере образования, распределения и использования государственных денежных фондов (бюджетных и кредитных ресурсов; страховых денежных фондов; финансовых средств отраслей народного хозяйства и государственных предприятий). Функции финансовой деятельности выполняют также органы государственного управления РФ и субъектов РФ (министерства, государственные комитеты, департаменты и т.д.) в рамках отнесенных к их компетенции отраслей или сфер управления.

Финансовая деятельность государства и органов местного самоуправления основана на определенных принципах, т.е. основополагающих правилах и требованиях, выражающих ее наиболее существенные особенности и целенаправленность. Основное содержание этих принципов определяется Конституцией РФ.

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Финансовая деятельность в условиях рыночной экономики должна сопровождаться не только развитием кредитных отношений, но и повышением действенности всех звеньев финансовой системы страны. Финансовое планирование должно опираться на рыночный механизм обмена товарами и услугами, признание затрат на их производство общественно необходимыми на основе закона спроса и предложения. Такая основа требует усиления прогнозирования мобилизации и использования финансовых ресурсов в определенных направлениях на длительный период, а также годовое финансовое планирование.

Финансовая деятельность органов государственной власти и местного самоуправления связана  общей целенаправленностью на потребности  общества, носит публичный характер, хотя и различается конкретными  задачами. Главной, определяющей целью этой деятельности должно быть согласно Конституции РФ (ч. 1 ст. 7) создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Осуществление эффективной  финансовой деятельности государства  является фактором, необходимым для проведения справедливой социальной политики, которая в условиях перехода к рыночной экономике требует устранения негативных сторон последней (нестабильность материального положения членов общества при значительном разрыве в уровнях доходов, безработица и т.п.). Посредством финансовой деятельности создается материальная основа, необходимая для функционирования органов государственной власти и управления, правоохранительных органов, обеспечения обороноспособности и безопасности страны.

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Нормативно-правовые акты

1. Конституция Российской  Федерации от 12.12.1993 // Российская  газета. - 1993. - № 237. - 25 декабря.

2. Бюджетный кодекс  Российской Федерации // Собрание  законодательства Российской Федерации. (с последними изм. и доп.), № 31, ст. 3823; 2007, № 1, ст. 28.

3. Налоговый кодекс  Российской Федерации. Часть первая // Собрание законодательства Российской Федерации. – (с посл. изм. идоп)., № 31, ст. 3824; 2006, № 31, ст. 3436.

4. Налоговый кодекс  Российской Федерации. Часть вторая // Собрание законодательства Российской Федерации. – (с посл. изм. и доп.), № 32, ст. 3340; 2006, № 3, ст. 280; № 23,ст. 2382; № 31, ст. 3433, 3436, 3443, 3450, 3452; № 45, ст. 4627, 4630.

Информация о работе Конституционные принципы финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления