Историческое развитие государственных органов по гражданству

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2011 в 09:38, контрольная работа

Краткое описание

Объектом изучения является гражданство Российской Федерации. Предмет исследования прекращение гражданства в Российской Федерации.

Цели работы:

1.определить развитие института гражданства на основе изучения исторического опыта;
2.рассмотреть прекращение гражданства в соответствии с конституционно-правовым законодательством Российской Федерации.

Вложенные файлы: 1 файл

моя КУРСОВАЯ РАБОТА ПО КОСТИТУЦИОННОСУ ПРАВУ.doc

— 134.00 Кб (Скачать файл)
    1. Общие основы отношений  гражданства.

Конституция Российской Федерации и Закон  «О гражданстве Российской Федерации» установили общие основы отношений гражданства:

  1. Гражданство РФ является единым, т.е. граждане России, постоянно проживающие на территории республики составе Российской Федерации, являются одновременно гражданами этой республики. Этот принцип очень важен для федеративного государства, для сохранения его целостности.
  2. Гражданство РФ является равным независимо от оснований и время его приобретения.
  3. Гражданство РФ имеет открытый и свободный характер. Каждый человек вправе приобрести российское гражданство или изменить его.
  4. Гражданин России не может быть лишен своего гражданства. Это совершенно новый для нашей страны принцип, т.к. ранее законодательство прежних, советских времен закрепляло такую форму утраты гражданства.
  5. Гражданство России не препятствует возможности иметь гражданство иностранного государства, Это тоже совершенно новый для нашего законодательства принцип. Понятно, что признание двойного гражданства основывается на определенных условиях: ходатайство лица, разрешение государства, наличие соответствующего договора между РФ и этим государством.
  6. Гражданство РФ не может автоматически изменяться при заключении или расторжении брака с лицом, не являющимся  российским гражданином.
  7. Граждане России, находящиеся за пределами РФ находятся под защитой и покровительством российского государства.
  8. Впервые вводится  такой институт как почетное гражданство, которое может быть предоставлено лицу не являющемуся гражданином России, но имеющего выдающиеся заслуги перед Россией или мировыми сообществом. Почетное гражданство предоставляется Президентом России с согласия этого лица.
  1. Основания прекращения гражданства  Российской Федерации.
    1. Выход из гражданства.

    Право на изменение гражданства является неотъемлемым личным правом каждого  гражданина России. Гражданин не может  быть лишен права изменить свое гражданство11. Европейская конвенция о гражданстве 1997 года предусматривает в ст. 8, что каждое государство-участник разрешает отказ от гражданства при условии, что соответствующие лица не становятся в результате этого лицами без гражданства. Закон предусматривает, что прекращение российского гражданства возможно:

  1. вследствие выхода из гражданства РФ с учетом волеизъявления по инициативе самого гражданина;
  2. по иным основаниям, предусмотренным действующим Законом о гражданстве (например, усыновление или удочерение ребенка иностранными гражданами);
  3. на основании международного договора (оптация).

Выход из гражданства – это добровольная акция, то есть осознанное действие правоспособного и дееспособного лица. Выход из гражданства не прекращает юридическую связь конкретного лица с государством, их взаимные права, обязанности и ответственность. Лицу, проживающему на территории Российской Федерации, у которого прекращено гражданство, выдается вид на жительство иностранного гражданина или лица без гражданства.

Выход из гражданства Российской Федерацией предусмотрен статьей 19 закона о гражданстве. Настоящая статья предусматривает процедуру общего и упрощенного порядка выхода из гражданства. В том и в другом случае основанием решения вопроса о выходе из гражданства является волеизъявление, то есть личная инициатива самого гражданина.

Суверенное  государство вправе предусмотреть исключение из общего правила, то есть ситуацию, когда выход из гражданства не допускается. В общем порядке решаются дела о выходе из гражданства лиц, проживающих в России.

    1. Наличие документов при выходе из гражданства.

При выходе из гражданства РФ лиц, проживающих в России, вместе с заявлением представляется документ полномочного органа иностранного государства о наличии у заявителя иного гражданства или подтверждение возможности предоставления ему иного гражданства. В случае выхода из гражданства Российской Федерации, а также документ налогового органа Российской Федерации об отсутствии задолженности об уплате налогов. Дела о выходе из гражданства РФ россиянина, проживающего за границей, решаются в упрощенном порядке. Такие лица вместе с заявлением предоставляют:

  1. документ, подтверждающий разрешение полномочного органа иностранного государства на проживание в данном государстве (в случае отсутствия этих данных в паспорте заявителя);
  2. документ о снятии с регистрационного учета по месту жительства в Российской Федерации (в случае отсутствия этих данных в паспорте заявителя);
  3. документ полномочного органа иностранного государства о наличии у заявителя иного гражданства или подтверждение возможности предоставления заявителю иного гражданства в случае его выхода из гражданства Российской Федерации;
  4. документ налогового органа Российской Федерации (по последнему месту жительства заявителя на территории Российской Федерации) об отсутствии задолженности по уплате налогов.
  1. Основания для отказа в выходе из гражданства.

Исключение  составляют случаи, когда действующий  закон не разрешает выход из гражданства. Это касается лиц:

  1. имеющих не выполненные перед государством обязательства (призыв на военную или альтернативную государственную службу; непогашенная банковская ссуда; неоплаченные налоги);
  2. привлеченные к уголовной ответственности или отбывающие уголовное наказание в местах лишения свободы;
  3. не имеющих иного гражданства и гарантий его приобретения.

В упрощенном порядке решается вопрос о выходе из российского гражданства ребенка, если один из его родителей иностранный гражданин, а другой – гражданин России – не возражает против такого решения. Еще проще решается этот вопрос, если у ребенка имеется, единственный родитель (отец или мать) и этот родитель иностранный гражданин. Лицу, которому разрешен выход из гражданства Российской Федерации, в том числе ребенку, выдается справка о прекращении гражданства Российской Федерации.

Каждое  общее правило всегда имеет исключения. Выход из гражданства это не автоматический процесс и любой гражданин в любое время не может легко и просто изменить свое гражданство. Закон предусматривает три безусловных основания для отказа в выходе из гражданства. Первая ситуация: наличие не выполненных перед Российской Федерацией обязательств. Например, военная или альтернативная гражданская служба по призыву в Вооруженных силах РФ. Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина РФ.12 Согласно Федеральному закону РФ «О воинской обязанности и военной службе» от 28 марта 1998 г. каждый гражданин России мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет подлежит призыву на военную службу, если он не имеет официальной отсрочки или право на замену военной службы альтернативной гражданской службой.13

Вторая  ситуация: когда в выходе из гражданства будет отказано, если гражданин России, ходатайствующий об этом, привлечен правоохранительными органами в качестве обвиняемого по уголовному делу (до завершения следствия прекращения этого дела) или если в отношении этого гражданина имеется вступивший в законную силу обвинительный приговор суда. Приговор суда подлежит обязательному исполнению.

Третья  ситуация: если гражданин, подавший заявление  о выходе из гражданства, не имеет  иного гражданства или гарантий его приобретения. Это означает, что ни одно государство, куда обращался гражданин по поводу приобретения нового гражданства, не дало ему положительного ответа.

В случае выявления фактов, свидетельствующих  о наличии оснований для отклонения заявления о приеме в гражданство  Российской Федерации и восстановлении в гражданстве Российской Федерации либо для отказа в выходе из гражданства Российской Федерации, Федеральная служба безопасности Российской Федерации или ее территориальные органы информируют об этом в письменной форме соответствующий полномочный орган.

          1. Выбор иного гражданства.

 Решения по вопросам гражданства принимаются по каждому заявлению отдельно, с указанием оснований принятия в гражданство и восстановления в гражданстве Российской Федерации либо отклонения таких заявлений, разрешения выхода из гражданства Российской Федерации либо отказа в выходе из гражданства.

Оптация является в равной мере, как основанием приобретения, так и основанием утраты гражданства. В случае территориальных изменений в соответствии с международным договором, если какая-либо часть территории Российской Федерации отойдет от России, люди, проживающие на данной территории, будут иметь право сохранить или изменить свое гражданство. Если же какое-либо государство или его часть присоединяется к России, люди, населяющие эту территорию, смогут в порядке оптации приобрести гражданство РФ.

Точно также решается вопрос об утрате российского  гражданства лицами, проживающими на территории РФ, переданное иностранному государству. Если они в установленный  срок не заявят о своем желании  сохранить прежнее, то есть российской гражданство, на них автоматически распространиться гражданство государства, к которому отошла часть территории России.14

Заключение

Рассмотрев  данную тему, основательно, стало ясно, что действительно с развитием законодательства институт гражданства стал более ожесточённым в плане условий приобретения или прекращения  гражданства. На различных этапах исторического процесса в России специфическим образом видоизменяются составляющие правового статуса человека, такие как: общая правоспособность, основные права и свободы, обязанности и принципы правового положения индивидов. С течением времени неизменным остается предназначение института гражданства, юридическое содержание которого определяет характер отношений между государством и индивидом, а также порядок взаимодействия этих категорий субъектов. В глобальном плане современные социально-политические изменения способствовали возникновению серьёзных проблем и острых противоречий в системе российского гражданства. В силу этого совершенствование юридических основ института гражданства и механизмов правового регулирования отношений определяемых его содержанием, в настоящих условиях имеет для Российской Федерации особую значимость. Ранее, в годы советской власти, гражданство утрачивалось путем лишения со стороны государства. В советский период высылка практиковалась иногда в отношении диссидентов. Наиболее известный случай такого рода – высылка А. И. Солженицына в 1974г. Иногда она носила завуалированный характер: какому-либо лицу разрешали выехать за границу, а затем во время нахождения его за рубежом его лишали гражданства и возможности возвращения на Родину. Лишение гражданства обычно предшествовало высылке. Делалось это для того, чтобы исключить возвращение высланного.

Согласно  Конституции РФ гражданин Российской Федерации не может быть лишен гражданства Российской Федерации или права изменить его, а также гражданин Российской Федерации не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан иностранному государству. 
Так же я выяснила, что право на изменение гражданства является неотъемлемым личным правом каждого гражданина России. Гражданин не может быть лишен права изменить свое гражданство.15

Положения Федерального закона, касающиеся производства по делам о гражданстве, не являются принципиально новыми. Но они более четко по сравнению с ранее действовавшим законодательством регламентируют процедуру подачи и рассмотрения заявлений по вопросам гражданства, а также порядок принятия по ним решений.

Прекращение гражданства - этот институт полностью соответствует ч. 3 ст. 6 Конституции России, согласно которой гражданин России не может быть лишен своего гражданства или права изменить его.

Государство вправе отказать в выходе из гражданства, если лицо имеет невыполненные обязательства пред государством, либо несёт уголовное наказание в момент выхода из гражданства, или не имеет подтверждения возможности получения иного гражданства.

Нормы гражданского права в отношении прекращения гражданства Российской Федерации соответствуют нынешним современным тенденциям социального устройства общества. И выполняет  социально-юридическую функцию, с одной стороны, выступает как доказательство защиты прав гражданина, с другой – как средство защиты прав и интересов государства.

    
 
 
 
 
 

Литература

Нормативно-правовые акты и другие официальные документы:

  1. Конституция Российской Федерации от 25 декабря 1993 года, с изменениями от 30 декабря 2008 года
  2. ФЗ от 31.05.2002 № 62-ФЗ (ред. от 02.11.2004) «О гражданстве Российской Федерации».
  3. Декрет ВЦИК от 23 ноября 1917 г. «Об уничтожении сословий и гражданских чинов»//СУ. 1917. № 3.
  4. Декрет ВЦИК от 1 апреля 1918 г. «О приобретении прав Российского гражданства»//СУ. 1918. № 31.
  5. Декрет СНК РСФСР от 22 августа 1921 г. «О принятии иностранцев в российское гражданство»//СУ РСФСР. 1921. № 62.
  6. Декрет СНК РСФСР от 28 октября 1921 г. «О лишении прав гражданства некоторых категорий лиц, находящихся за границей»//СУ РСФСР. 1921. № 72.
  7. Декрет СНК РСФСР от 22 августа 1921 г. «О принятии иностранцев в российское гражданство»//СУ РСФСР. 1921. № 62.
  8. Положение о гражданстве СССР от 22 апреля 1931 г., утвержденное ЦИК и СНК СССР//СЗ СССР. 1931. № 24.
  9. Положение «О союзном гражданстве». Утверждено постановлением ЦИК СССР от 29 октября 1924 г.//СЗ СССР. 1924. № 23.
  10. Закон СССР «О гражданстве СССР» от 19 августа 1938 г.//Ведомости Верховного Совета СССР. 1938. № 11.
  11. Закон СССР «О гражданстве СССР» от 1 декабря 1978 г., ст. 1 ч. 3//Ведомости Верховного Совета СССР. 1978. № 49.
  12. Закон Российской Федерации от 28 ноября 1991 г. № 1948-1 «О гражданстве Российской Федерации» (в ред. Закона РФ от 17.06.93 г. № 5206-1, Федерального закона от 06.02.95 г. № 13-ФЗ, с изменениями, внесенными Постановлением Конституционного Суда РФ от 16.05.1996 г. № 12-П)//Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1992. № 6.
  13. Собрание законодательства РФ. 1998. №13. Ст. 1475, с последующими изменениями и дополнениями.
  14. Комментарий к Федеральному закону РФ «О гражданстве Российской Федерации» / Н.А. Михалева. М.: Изд. «Экзамен», 2003 г.
  15. Конвенция Совета Европы и Российская Федерация. Сборник документов. М.: Юрид лит. 2000.
  16. Постатейный комментарий к Конституции Российской Федерации / Под общ. ред. В.Д. Карповича. – М.: Юрайт-М, 2002.
  17. Послание Президента РФ В.В. Путина Федеральному Собранию РФ от 16 мая 2003 г. // Российская газета. – 17 мая 2003 г.

Информация о работе Историческое развитие государственных органов по гражданству