Информатизация государственной и муниципальной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2015 в 11:45, реферат

Краткое описание

Цель данной работы – определить основные направления информатизации государственного и муниципального управления.
В соответствии с поставленной целью были определены следующие задачи:
1 изучить модели развития информационных технологий государственной и муниципальной службы;
2 проанализировать законодательную основу информационных технологий, используемых в деятельности государственных органов и местного самоуправления;
3 выделить основные направления информатизации государственной и муниципальной службы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ГОСУДАРСТВЕННАЯ И МУНИЦИПАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ ИНФОРМАТИЗАЦИИ 5
2.НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ, РЕГУЛИРУЮЩИЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ И МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЕ 10
3.ИНФОРМАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ СЛУЖАЩИХ: ПРОБЛЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С НАСЕЛЕНИЕМ 12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 17
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

Вложенные файлы: 1 файл

referat_informatizatsia_gosudarstvennoy_i_munitsi.docx

— 118.13 Кб (Скачать файл)

Современное общество на основе достижений научно-технического прогресса выставляет новые параметры своего взаимодействия с государством, предъявляет к нему новые требования. Поэтому решение проблемы низкого уровня информационной компетентности служащих, прежде всего правовыми способами – в рамках единой государственной информационной политики, позволит кардинальным образом решить вопрос более эффективного взаимодействия власти и общества с использованием новых «электронных» возможностей.

Реформа государственной гражданской службы и муниципальной проходит в условиях интенсивной информатизации всех сфер жизнедеятельности общества, предоставляющей принципиально новые возможности для повышения эффективности работы органов государственного и местного управления, что нашло свое отражение в Федеральной целевой программе «Электронная Россия на 2002–2010 годы» [11].

Программа предусматривает разработку и внедрение в деятельность федеральных и региональных органов власти целого спектра специфичных информационных технологий (автоматизированный кадастровый учет, геоинформационные системы управления территориями, электронный документооборот, электронное правительство, порталы органов государственного управления, информационные системы управления федеральными программами и национальными проектами), обеспечивающих создание единой системы электронного взаимодействия с населением и организациями по вопросам получения государственных услуг.

По данным МЭРТ, ежегодно на информатизацию органов государственной власти из всех бюджетов тратится около 60 млрд руб., или около 1000 долл. на одного чиновника в год. Сейчас почти у каждого российского чиновника на столе есть компьютер, у многих IP-телефон, доступ в глобальную сеть Интернет и т. д., а показатели эффективности, оперативности, прозрачности и подотчетности государственного управления существенно не изменяются. В этих условиях становится более очевидной зависимость успешности социально-экономических преобразований, стабильности развития и функционирования общественной системы не только от оптимизации самого механизма управления, но и от повышения профессиональной компетентности специалистов и руководителей государственной службы в области использования ИТ в своей профессиональной деятельности.

Социальный запрос на высокий профессионализм в государственной службе выражается сегодня и в том, что от государственного служащего ожидают эффективного использования информационных технологий в своей профессиональной деятельности, адаптируемой к быстро изменяющимся информационным технологиям, способности к саморазвитию, умению находить эффективные решения управленческих задач с помощью ИТ, креативности и инновационной при использовании ИТ в своей профессиональной деятельности [7].

Вместе с этим исследования, проводимые на протяжении ряда лет автором работы и в Российской академии государственной службы при Президенте РФ, показали, что за последние три года почти в полтора раза выросло число государственных служащих, имеющих «нулевой» уровень знаний и умений в области информатики, более половины не может (или не хочет) использовать в своей профессиональной деятельности ни одной новой информационной технологии.

Это означает, что профессиональное обучение и переподготовка государственных служащих в области информатики и информационных технологий, проведенные за последние годы в большинстве структур государственной власти в рамках парадигмы «традиционного» обучения, основанного на усвоении готового знания, умений и навыков работы, практически не дали требуемого результата. Исследования показали, что основными причинами такого положения дел являются: почти полное отсутствие внутренней мотивации к использованию информационных технологий в своей профессиональной деятельности; использование стандартных вузовских программ по информатике и вычислительной технике; отсутствие при обучении учета личностных и профессиональных особенностей обучаемых .

Анализ программ обучения государственных и муниципальных служащих показал, что проблемы повышения информационной компетентности решаются лишь в отдельных магистерских программах подготовки государственных и муниципальных служащих (например, магистерская программа ИТМО)

Так как электронное общение между гражданами и государственными и муниципальными служащими – это уже реальность, то в вузах на уровне подготовки бакалавров необходимо этому уделять особое внимание. Нужно, чтобы студенты не только знали, как эффективно работать на компьютере и применять в будущей профессиональной деятельности новые информационные технологии, но и как через компьютер взаимодействовать с гражданами, решая все те проблемы, которые у них возникают. Cледовательно, развитие информационной компетентности должно происходить не только на специальных дисциплинах, но и в курсе психологии [9].

В современных условиях, как на федеральном, так и на региональном уровнях, принимаются планы внедрения информационных технологий и предоставления государственных услуг. Но реализация этих планов постоянно отодвигается, так как к этому не готовы ни органы государственной власти, ни население. Хотя необходимо отметить, что в наиболее продвинутых регионах есть определенные успехи в этой сфере.

Современный государственный служащий любого уровня должен постоянно быть готов к ситуации мобильного, компетентного реагирования на обращения граждан и организаций, что предполагает профессионализм и высокий уровень информационной компетентности. Сегодня причинами ее низкого уровня являются прежде всего причины правового, а также личностно-психологического и мотивационного характера. Но все это не удовлетворяет, как минимум, ту часть российского общества, которая является активным пользователем Интернета и желает общения с властью с использованием действительно современных технологий – технологий, освобождающих граждан от непродуктивной траты своего времени, неравноправия и других негативных явлений, в течение многих десятилетий сопровождавших общение граждан с властью [8].

 Одним из факторов, влияющих на степень информационной компетентности государственных служащих, является возраст. Здесь можно условно выдели три категории. Самая молодая категория, естественным образом адаптированная к применению в своей профессиональной деятельности информационных технологий, так как они просто росли параллельно с бурным развитием информационных технологий, находится в возрастном диапазоне 30–35 лет. Именно на данную категорию государственных служащих необходимо делать ставку при переходе на новый, инновационный, стиль взаимоотношений власти и общества. Информационные технологии им понятны, они легко могут их использовать в своей профессиональной деятельности, страх перед инновациями отсутствует, и они способны видеть и применять преимущества, предоставляемые ИКТ. Вторая категория государственных служащих находится в возрастном диапазоне 35–50 лет. Это те государственные служащие, которые не застали начало стремительного развития ИКТ в годы получения образования и становления профессиональной карьеры. Им приходится разбираться в новом, чтобы идти в ногу со временем и не отставать ни в профессиональном, ни в личном развитии. Последняя категория государственных служащих – от 50 лет. В течение многих лет они уже сформировали модель своей деятельности, в которой используются устаревшие методы ушедшего XX века. Для большинства из них ИКТ во многом остаются чуждым явлением, многие психологически не в состоянии перейти на новые технологии взаимодействия с обществом. Внутри этой категории переход к деятельности на основе использования ИКТ происходит медленно и отнюдь не повсеместно. Ситуация усугубляется практическим отсутствием нормативного правового регулирования «электронного» взаимодействия органов государственной власти, граждан и организаций [10].

Что бы ни говорили сегодня о недостаточности финансирования процессов информатизации деятельности органов государственных власти и прочих пре-градах на пути ломки сложившихся в предыдущие годы стереотипов взаимоотношений властно-управленческих структур с обществом, основной «камень преткновения» информационного развития государственной сферы – это низкий уровень информационной компетентности государственных служащих. А это является одной из причин неэффективности государственной службы и медленной смены сложившегося забюрократизированного стиля управления. От повышения уровня компетентности государственных служащих сегодня также напрямую зависит эффективность проводимых административных реформ и оптимизация в этой связи административных процессов.

 

 

 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

 

Современные условия развития государственности предъявляет высокие требования к формированию высокопрофессионального кадрового корпуса. Одним из приоритетных направлений является инновационное воспитание качественных, высококвалифицированных и конкурентоспособных молодых кадров. Инновационная ориентация кадровой политики в системе государственной службы

предполагает развитие профессиональных качеств государственного кадрового корпуса с целью их приведения в соответствие с обновляющимися задачами государства, в управлении трансформирующимися общественными отношениями.

В конце XX – начале XXI вв. значительно возросли объем и сложность задач, которые приходится решать органам государственного управления. В результате чего возник кризис, порожденный несостоятельностью бюрократической системы. Кроме того, произошла в некотором роде депрофессионализация государственной службы: предприимчивые профессионалы уходят в коммерческие структуры, а на их место приходят люди случайные, до этого не имевшие отношения к государственной службе. Отсюда возникает необходимость подготовки кадрового корпуса специалистов нового поколения, разбирающихся в важнейших принципах и методах управления экономическими, социальными, политическими и иными процессами.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Васькова М. Г. Электронное государство: проблемы правового регулирования // Информационное право. 2009. N 4 (дата обращения: 7.03.2014)
  2. Информационные технологии: Инновации в государственном управлении. Сборник научных трудов. 2010. –37с.
  3. Исакова А. И. Основы теории управленческих информационных систем. Томск: ТУСУР, 2005. – 16с.
  4. "Об информации, информационных технологиях и о защите информации": Федеральный закон от 27 07. 2006 г., №149-ФЗ//Правовая база «Консультант плюс»: Высшая школа
  5. "О государственной программе Российской Федерации "Информационное общество (2011-2020 годы)": Распоряжение Правительства Российской Федерации от 20 октября 2010 г. N 1815-р г. Москва// Правовая база «Консультант плюс»: Высшая школа
  6. Попова И.П. Самостоятельность в работе: тенденции десятилетия // Мир России. 2008. № 4. –19с.
  7. Портал «Совершенствование государственного управления», доклад «Методика исследования наиболее массовых общественно значимых государственных и муниципальных услуг. Новые механизмы мониторинга государственных услуг»// Режим доступа: 2012г. http://ar. gov. ru/information_01_megd_konferens_organiz/index. html (дата обращения: 7.03.2014)
  8. Рейтинг регионов России с точки зрения использования Интернета (подготовлен РИА новости и Росстат). 2013г Режим доступа: (http://riarating.ru/infografika/20130118/610533923.html) (дата обращения: 7.03.2014)
  9. Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации (утв. Президентом РФ 07.02.2008 N Пр-212) // Российская газета. 2008.N 34.
  10. Федеральный закон от 27.07.2010 N 210-ФЗ (ред. от 03.12.2012) «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (с изм. и доп., вступающие  в силу с 01.01.2013) // Российская газета. 2010. N 168. (дата обращения: 7.03.2014)
  11. Федеральная целевая программа «Электронная Россия 2002-2010»  Режим доступа: http://minkomsvjaz.ru/ministry/documents/828/833/     (дата обращения: 7.03.2014)

Информация о работе Информатизация государственной и муниципальной деятельности