Инфляция: сущность, причины, механизм регулирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2014 в 11:47, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение теоретических аспектов инфляции и мер практической реализации антиинфляционной политики на современном этапе.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- Определить понятие инфляции, охарактеризовать ее виды и методику измерения;
- Рассмотреть причины и формы проявления инфляции;
- Описать последствия инфляции и методы ее регулирования;
- Проанализировать динамику инфляционных процессов в РФ;
- Дать характеристику антиинфляционной политике в РФ.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
3
1 ИНФЛЯЦИЯ КАК СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ
6
1.1 Понятие инфляции, ее виды и измерение
6
1.2 Причины и формы проявления инфляции
9
2 СОЦИАЛЬНЫЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ИНФЛЯЦИИ И МЕТОДЫ ЕЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ
13
2.1 Влияние инфляции на уровень жизни
14
2.2 Влияние инфляции на объем производства
19
2.3 Современные методы регулирования инфляции
21
3 СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ АНТИИНФЛЯЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ
25
3.1 Анализ динамики инфляции в РФ
25
3.2 Антиинфляционная политика на современном этапе развития
30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
36
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Kurs.doc

— 386.50 Кб (Скачать файл)

Попытки государства уменьшить неравенство с помощью противоинфляционных компенсаций чреваты появлением новой несправедливости. Действительно, поскольку такие выплаты носят обычно избирательный характер и предназначаются большей частью самым бедным, наибольшие относительные потери реальных доходов приходятся на долю средних слоев общества. Но ведь они столь же неповинны, как и бедные. К тому же надо считаться с тем, что средний класс - самая массовая и экономически активная часть современного общества, ущемление его интересов отнюдь не безопасно.

Ухудшению качества жизни немало способствует эффект инфляционного налогообложения (bracket creep effect). Он проявляется только там, где существует прогрессивная система подоходного налогообложения. Если происходит открытая инфляция, налогоплательщик, регулярно получая денежные компенсации, становится обладателем все более высокого номинального дохода. Но это перемещает его из одной группы налогоплательщиков в другую. Когда человек зарабатывал, к примеру, 300 руб. в месяц, он относился к группе с доходами, скажем, до 350 руб. Но, получив сторублевую противоинфляционную надбавку к заработной плате, он оказывается уже в другой группе налогоплательщиков - той, что определяется доходами 350 - 450 руб. в месяц. Следовательно, налогоплательщик, передвигаясь от одной группы к другой, отдает государству все большую часть своего заработка.

Подчеркнем, что такое передвижение идет помимо воли человека и никак им не контролируется. Ведь доход вырос не потому, что он стал лучше трудиться, повысил квалификацию или нашел новое, высокооплачиваемое рабочее место. Вверх по шкале налогообложения его несет волна инфляции. Отсюда следует, что в условиях открытой гиперинфляции, когда с огромной скоростью увеличиваются и цены, и доходы, можно угодить под чрезвычайно жесткий налоговый пресс. He исключен и вариант, в котором сумма, оставшаяся после вычета возросшего прогрессивного налога, по своей покупательной способности окажется меньше той, что была до начала инфляционного роста заработной платы.

Что можно противопоставить такому эффекту? Помимо комплекса мер антиинфляционного регулирования, требуется еще и совершенное налоговое законодательство. В нем, в частности, хорошо бы предусмотреть принцип регулярной автоматической коррекции ставок подоходного налогообложения в зависимости от динамики индекса цен.

 

2.2. Влияние инфляции на объем  производства

 

Инфляция негативно сказывается не только на благосостоянии людей. Немало страдает и производство. Так, по мере нарастания подавленной инфляции неминуемо происходит эрозия стимулов к труду. Такая инфляция, будучи одной из главных причин товарного дефицита, вынуждает к нормированному натуральному распределению предметов потребления. Увязать же такие нормы с эффективностью труда практически невозможно, а это приводит к различным вариантам уравнительного распределения, которое и губит экономический интерес, вслед за ним - эффективность экономики.

Открытая инфляция тоже не сулит производству ничего хорошего. Когда она выходит из-под контроля государства и принимает острые формы, начинаются глубокие деформации рыночного механизма. Все дело в том, что инфляция поражает его центральное звено - систему цен. Чем она сильнее, чем больше она влияет на спрос и цены, тем меньше последние отражают реальные потребности, их динамику. Это значит, что в инфляционной экономике цены перестают давать верные сигналы для капиталовложений, дезориентируют их. Отсюда - неизбежность отраслевых и региональных диспропорций.

Уже указывалось, что в периоды открытой инфляции цены обычно растут быстрее номинальных доходов. Если посмотреть на ситуацию глазами предпринимателя, покупающего рабочую силу и материальные ресурсы, окажется, что издержки, связанные с заработной платой, увеличиваются медленнее затрат на приобретение средств производства. Выходит, что зачастую выгоднее сохранять устаревшее, но сравнительно дешевое оборудование, нежели заменять его новым, но все более дорогим. Иначе говоря, из-за опережающего роста цен старая трудоемкая технология порой приносит больше прибыли, чем новая. Тормозящее влияние этого обстоятельства на научно-технологический прогресс очевидно.

Учтем еще и то, что в обстановке открытой инфляции повышению эффективности производства препятствует инфляционное налогообложение, отнимающее часть прибыли, которую можно было бы вложить в развитие бизнеса. Наконец, в периоды активной инфляции наблюдается общее замедление экономического развития: поскольку предугадать движение цен и издержек практически невозможно, предприниматели предпочитают воздерживаться от крупных капитальных затрат с длительными сроками окупаемости. Выбор этой модели экономического поведения продиктован также неясностью перспектив финансирования инвестиций, так как владельцы сбережений опасаются надолго расставаться со своими деньгами, превращать их в срочные депозиты.

Некоторые экономисты считают, что достичь полной занятости можно только при довольно скромном уровне инфляции. Однако, известно, что уровни объема национального производства и занятости зависят от совокупных расходов. При низких расходах экономика существует устойчивый уровень цен, но реальный объем национального производства гораздо ниже потенциального, а уровень безработицы высок. Если совокупные расходы увеличатся в такой степени, что экономика войдет во второй отрезок, обнаружится, что для того чтобы достичь более высокого уровня реального объема национального производства наряду с более низким уровнем безработицы, общество вынуждено примириться с более высокими ценами, то есть с некоторым уровнем инфляции.

Конечно, если дальнейшее увеличение совокупных расходов продвинет экономику вверх, то эти расходы станут чисто инфляционными, потому что будет достигнут такой уровень реального объема производства, когда оно работает на полную мощность и обеспечивает полную занятость.

 

2.3. Современные методы регулирования инфляции

 

Из всего множества подходов следует выделить два основных варианта антиинфляционной программы стабилизации экономики.

Ортодоксальная программа чисто монетаристского характера основана на максимальном расширении сферы действия рыночных регуляторов при ограничении роли и функций государства, его вмешательства в экономику. Сторонники кейнсианской точки зрения на инфляцию настаивают на более активной роли государства в регулировании экономики, включая временное замораживание цен и заработной платы, налоговое стимулирование предпринимательства, сбережений населения, поддержку жизненно важных отраслей и производств.

Как правило, в практической деятельности в западных странах используются программы, которые содержат элементы политики из обеих программ. [7, с. 658]

В связи с тем, что антиинфляционная политика в первую очередь направлена на устранение причин инфляции, главными её составляющими являются контроль и регулирование совокупного спроса и предложения.

«Для антиинфляционного регулирования используются два типа экономической политики:

  1. Политика, направленная на сокращение бюджетного дефицита, ограничение кредитной экспансии, сдерживание денежной эмиссии. В соответствие с монетаристскими рецептами применяется таргетирование - регулирование темпа прироста денежной массы в определенных пределах - в соответствии с темпом роста валового национального продукта.
  2. Политика регулирования цен и доходов, имеющая целью увязать рост заработков с ростом цен. Одним из средств служит индексация доходов, определяемая уровнем прожиточного минимума или стандартной потребительской корзины и согласуемая с динамикой индекса цен. Для сдерживания нежелательных явлений могут устанавливаться пределы повышения или замораживания заработной платы, ограничиваться выдача кредитов и т.д.».[20,с.140]

Основными инструментами воздействия на совокупный спрос и совокупное предложение является налогово-бюджетная и денежно-кредитная политика, контроль над заработной платой и ценами, индексация.

При инфляционном, избыточном спросе государство ограничивает свои расходы и повышает налоги. Однако такая политика может привести к возникновению инфляции, сопряженной со спадом.

В условиях спада налогово-бюджетная политика направляется на повышение совокупного спроса путем наращивания капитальных государственных вложений, понижения налогов. Недостатком стимулирования совокупного спроса является опасность возникновения инфляционного спроса и ограниченная возможность маневрирования налогами и расходами вследствие большого бюджетного дефицита.

Денежно-кредитное регулирование отличается более гибким косвенным воздействием на совокупный спрос путем изменения ставки ссудного процента и количества денег в обращении. С помощью денежно-кредитного регулирования можно добиться замедления инфляционных процессов, однако ему присущи те же издержки, что и налогово-бюджетной политике.

Довольно эффективной временной мерой по преодолению инфляции, сопряженной со спадом, является контроль над заработной платой и ценами. Такой контроль при наличии доверия к правительственным мерам должен сократить уровень ожидаемой инфляции. Не ожидая повышения цен на привлекаемые факторы производства, фирмы не станут сокращать объем производства и повышать цены. Проблема практического применения контроля над заработной платой и ценой и состоит в том, что им часто подменяют управление спросом, вместо того, чтобы его дополнять.

Существует мнение, которое поддерживает и такой известный экономист, как М. Фридман, что инфляция, связанная с избыточным спросом, может сдерживаться индексацией. Индексация предполагает, что все долгосрочные контракты-договоры с профсоюзами о заработной плате, контракты на поставку промышленной продукции и предоставлении ссуд должны синхронно корректироваться вместе с изменением цен. В этом случае существует вероятность более быстрой реакции темпа инфляции на замедление роста совокупного спроса и ответное его замедление.

Экономическая программа в рамках концепции предложения должна включать комплекс мероприятий. К числу важнейших из них относят уменьшение предельных ставок налогообложения, что способствует усилению трудовой мотивации, росту сбережений и инвестиций, развитию конкуренции.

В целом при разработке антиинфляционной политики с определенной условностью можно выделить антиинфляционную стратегию, включающую цели и меры долговременного характера, и антиинфляционную тактику, результаты которой становятся очевидными уже в кратковременном периоде.

Антиинфляционная стратегия включает 4 основных компонента:

- преодоление инфляционных ожиданий, страха перед обесцениванием сбережений. Хорошие результаты в мировой практике достигаются при создании конкурентной среды и условий для развития предпринимательства, стимулировании диверсификации производства, проведении антимонопольной политики, ослаблении таможенных и импортных ограничений;

-долгосрочную  денежно-финансовую политику, направленную на введение жестких лимитов на ежегодные приросты денежной массы;

-сокращение бюджетного  дефицита и перестройку структуры  доходов и расходов государственного  бюджета в соответствии с требованиями  рыночной экономики;

-увеличение совокупного предложения посредством структурного преобразования народного хозяйства, государственное стимулирование научно-технического прогресса, мотивации инвестиционных процессов, конверсии.

Меры антиинфляционной тактики в зависимости от цели условно можно разделить на две группы:

1. При необходимости  увеличения совокупного предложения  без адекватного увеличения совокупного спроса применяется льготное налогообложение, приватизация государственной собственности.

2. Для снижения  текущего спроса без соответствующего падения предложения используются повышение процентных ставок по вкладам и депозитам, развитие акционерных форм собственности, стимулирование приобретения недвижимости, проведение денежных реформ.

 

3. СОсТОЯНИЕ и перспективы развития 

АНТИинфляционной политики РФ

 

3.1. Анализ динамики инфляции  в РФ

 

К числу негативных факторов, оказывающих влияние на финансовое положение субъектов хозяйствования, следует отнести инфляцию.

Исторически инфляция в экономике РФ возникла еще в 50-х начале 60-х годов и связана с резким падением эффективности общественного производства. Однако она носила скрытый характер и проявлялась в товарном дефиците и значительном разрыве в ценах: низких на конечную продукцию и высоких на все виды сырья.

Внешне благополучное, сбалансированное и стабильное социалистическое хозяйство (низкие цены, отсутствие безработных, гарантированные заработки) скрывали подавленную инфляцию и безработицу. 1990 год оказался рубежным: в РФ, как и в большинстве бывших союзных республик годовые темпы прироста цен составили от 3 до 5%. С 1991 года темпы инфляции стали измеряться десятками, сотнями и тысячами процентов в год.

В настоящее время темпы инфляции гораздо ниже, о чем свидетельствуют следующие данные.

Так, динамика потребительских цен по группам товаров и услуг приведена ниже[21]:

В марте в 4 субъектах Российской Федерации (кроме автономных округов, входящих в состав края, области) прирост потребительских цен составил 1,0% и более. Заметнее всего потребительские товары и услуги подорожали в Чеченской Республике и Чукотском автономном округе - на 1,5% и 1,4% соответственно. При этом в Чеченской Республике общее увеличение цен и тарифов связано с удорожанием непродовольственных товаров (на 3,9%), а в Чукотском автономном округе - продуктов питания (на 2,7%).

Информация о работе Инфляция: сущность, причины, механизм регулирования