Государственный кредит и государственный долг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2013 в 14:16, реферат

Краткое описание

Целью данной работы является формулирование основных понятий, определение экономического содержания и функций, а так же нормативно правовая база государственного кредита и государственного долга Российской Федерации.

Содержание

Введение 3 стр.
Основная часть
1. Аристотель о государстве. 5 стр.
2. Формы правления государством. 7 стр.
Заключение 11 стр.
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

реферат ФинПраво.docx

— 41.43 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ, СТАТИСТИКИ И ИНФОРМАТИКИ

 

 

Институт  «Права и гуманитарного образования»

 

Кафедра Финансового права

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «Финансовое право»

 

 НА ТЕМУ:

  «Государственный кредит и государственный долг»

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил 

Студент  группы ЗГЮ-401:

Ребриков В.В.

Научный руководитель:

Преподаватель

Тюрин И.В.

 

 

 

 

 

Москва 2011

 

 

 

Содержание

 

Введение               3 стр.

Основная часть

  1. Аристотель о государстве.                                               5 стр.                                                                     
  2. Формы правления государством.                   7 стр.

  Заключение           11 стр.

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Государство для финансирования своих  нужд может мобилизовать финансовые ресурсы в форме государственного кредита. В этом случае оно является заемщиком, а население и предпринимательские структуры, то есть физические и юридические лица, – кредиторами. Государственный кредит имеет срок возврата и цену в форме процента. Государственный кредит бывает внутренним и внешним. В сфере международных экономических отношений государство выступает в роли как кредитора, так и заемщика. Государственный кредит в узком смысле слова как экономическая категория находится на стыке двух видов денежных отношений - финансов и кредита, интегрируя их черты. Ведь в данном случае по своему целевому назначению, госкредит является инструментом формирования денежных фондов государства, а значит - и звеном государственной финансовой системы. Но по методам мобилизации средств, он представляет собой одну из форм кредита. Государственный кредит выделен в самостоятельную категорию потому, что он существенно отличается от таких классических финансовых категорий, как налоги, акцизы, пошлины. Так, в отличие от последних, он носит возвратный и платный характер. Государство должно не просто вернуть позаимствованную сумму, но и уплатить проценты за пользование ею. К тому же госкредит, как и кредит вообще, ограничен конкретным сроком, заранее известным участвующим сторонам. Далее, в отличие от налогов и сборов, госкредит носит сугубо добровольный и к тому же дискретный, разовый характер. Он может повторяться, а может и не повторяться. Налоги же и сборы носят постоянный и регулярный характер. Наконец, государственный кредит в силу его добровольности имеет селективный, избирательный характер, а налоги и сборы взимаются со всех налогообязанных субъектов экономики. Государственный кредит отличается от банковского. Он, как правило, используется для покрытия дефицита государственного бюджета. Источником его возврата и уплаты процентов являются доходы бюджета, а не прибыль от выгодно размещенного кредита.

Существование государственного кредита приводит к появлению  государственного долга. Сумма его  состоит из сумм всех выпущенных и  непогашенных долговых обязательств государства (как внутренних, так и внешних), включая выданные гарантии по кредитам, которые предоставляются иностранным  заемщикам, местным органам власти, государственным предприятиям. Государственный долг имеет экономически обоснованные границы. Величина долга характеризует состояние экономики и финансов государства, эффективность функционирования его правительственных структур. Поскольку источником покрытия государственного долга являются доходы бюджета, то есть налоги, можно утверждать, что величина долга – это взятые авансом у населения налоги. Государственный долг играет существенную и многогранную роль в макроэкономической системе любого государства. Это объясняется тем, что отношения по поводу формирования, обслуживания и погашения государственного долга оказывают значительное влияние на состояние государственных финансов, денежного обращения, инвестиционного климата, структуру потребления и развития международного сотрудничества государств. Причиной возникновения государственного долга является проводимая государством политика, которая не обеспечивает сбалансированность доходов и расходов государства. Вместе с тем в мире нет ни одного государства, которое в те или иные периоды своей истории не сталкивалось бы с проблемой государственного долга. Государственный долг является неотъемлемой частью большинства финансовых систем государств мира. Мировая практика свидетельствует о широком использовании государством заемной политики для финансирования расходов бюджета. Таким образом, государственный долг – это нормальное явление в финансовом хозяйстве каждого цивилизованного государства.

Но с другой стороны, в  последние несколько лет, практически  все экономически развитые страны мира, такие как США, Япония, государства  Европейского союза и постсоветского пространства, столкнулись с чрезмерным ростом государственного долга. Что  приводит к неизбежным негативным последствиям для экономики, как самих этих стран, так и всего мира в целом, ввиду ускорения процесса глобализации мировой экономики на рубеже двадцать первого века. В связи с этим правительствам стран, которые претендуют на роль первых скрипок в мировой экономики, необходимо более ответственно и осторожно подходить к вопросам формирования и управления государственным долгом. И осознавать, что какие-либо радикальные шаги в своём желании уменьшить или увеличить свой государственный долг, могут болезненно отразиться на экономике других стран, а возможно и всего мира в целом, и привести к тяжелым последствиям, вплоть до мировых финансовых кризисов.

Целью данной работы является формулирование основных понятий, определение экономического содержания и функций, а так же нормативно правовая база государственного кредита и государственного долга Российской Федерации.

 

 

 

 Понятие государственного и муниципального кредита

    1. Сущность и значение государственного кредита

             Государственный и муниципальный кредит представляет собой отношения, по которым Российская Федерация, субъект РФ или муниципальное образование являются кредиторами или заемщиками. Государственные и муниципальные кредиты могут быть получены и предоставлены Российской Федерацией, субъектами РФ и муниципальными образованиями юридическим и физическим лицам, другим бюджетам, иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям в пределах полномочий соответствующего уровня бюджета.

В условиях государственного кредита денежные средства, взятые взаймы, поступают в распоряжение органов государственной власти и представляют собой дополнительные финансовые ресурсы. Они направляются, как правило, на финансирование бюджетного дефицита. Источником погашения государственных  займов и выплаты процентов по ним являются средства бюджета. Государственный  кредит, связанный с функционированием  политической надстройки и движением  бюджетных средств, выражает часть  финансовых отношений общества. Государственный  кредит представляет собой отношения  вторичного распределения стоимости  валового общественного продукта и  части национального богатства. Государственный кредит отличается от банковского и с учетом принципа обеспеченности ссуд. Так, если для банковского кредита предусмотрена целая система материального обеспечения, существующего в виде залога, гарантий, поручительств и т.д. Государственные займы на уровне страны не имеют конкретного целевого характера. Тогда как заимствование средств на более низких уровнях достаточно часто имеет четко выраженную целевую направленность. Использование государственного кредита на удовлетворение потребностей общества является объективной необходимостью, которая обусловлена постоянным противоречием между величиной этих потребностей и возможностями государства по их удовлетворению за счет бюджетных доходов. Регулирование экономики, финансирование социальной сферы, выполнение государством своих функций по обороне страны и управлению ею, обслуживание государственного долга и осуществление международной деятельности требуют постоянного роста расходов бюджета. Доходы же государственного бюджета всегда ограничены определенным пределом - уровнем налогообложения, установленным действующим законодательством. Поэтому при наличии свободных денежных ресурсов у населения, предприятий и организаций органы власти прибегают к помощи государственного кредита. Теоретически финансировать бюджетный дефицит можно тремя способами. Первый из них связан с повышением доходов государства за счет роста налоговых ставок. Но такая мера неприемлема как по экономическим, так и по политическим соображениям. Рост налогов означает сокращение как прибылей, так и реальных доходов населения, а также снижает стимулы к инвестированию, что, в свою очередь, сокращает спрос на рабочую силу и ведет к росту безработицы.

Второй способ - это дополнительная эмиссия денег. Эта мера ослабляет  влияние бюджетного дефицита на экономику, но создает сильное инфляционное давление и еще более негативно  воздействует на экономику, чем первый. Поэтому следует избегать частых эмиссий.

Третий способ значительно  безопаснее для государства. Это  покрытие дефицита посредством займов необходимых средств на рынках ссудных  капиталов, т.е. за счет роста государственного долга.

Использование методов без  инфляционного покрытия бюджетного дефицита дает правительству один из наиболее гибких инструментов регулирования  экономических и социальных процессов, поскольку:

• государственная задолженность  позволяет ослабить постоянные противоречия между величиной потребностей общества и возможностями государства  их удовлетворить за счет бюджетных  средств;

• государственные займы, являясь источником мобилизации  дополнительных ресурсов и увеличения финансовых возможностей, могут служить  важным фактором ускорения темпов социально-экономического развития страны;

• стратегия управления государственным долгом и адекватная ей стратегия в области финансирования дефицита госбюджета выступают главными элементами, балансирующими схему бюджетной  политики в целом.

Однако государственный долг является либо элементом государственного регулирования экономики, связанным с обеспечением прогрессивных сдвигов в структуре общественного производства, либо во многих случаях служит отражением кризисных процессов, протекающих в экономике, и требует принятия со стороны правительства незамедлительных стабилизационных мер.

1.2  Функции и цели государственного и муниципального кредита 

Важнейшая функция государственного и муниципального кредита - перераспределение  денежных ресурсов в соответствии с  потребностями экономики в целом  и целесообразностью поддержки  того или иного направления социально-экономической  деятельности. В настоящее время  отсутствует специальный централизованный фонд государственного кредитования. Его источником служит соответствующий  бюджет, при утверждении расходной  части которого предусматриваются  необходимые средства на кредитование.  Перераспределение осуществляется между: 

-федеральным бюджетом и региональными бюджетами; 

-региональным бюджетом и бюджетами муниципальных образований; 

-международными финансово-кредитными  институтами и федеральным бюджетом; 

-иностранными юридическими и физическими лицами и федеральным и региональными бюджетами; 

-федеральным, региональными и местными бюджетами и юридическими лицами-резидентами и др. 

 Государственный и муниципальный кредит выполняет также регулирующую функцию. В условиях ограниченности бюджетных ресурсов их выделение на безвозмездной основе не всегда оправдано. Кроме того, эффективность использования выделенных средств на возвратной и платной основе выше, чем на безвозвратной и бесплатной. При этом кредитование создает мультипликативный эффект. У государства появляется дополнительная возможность для стимулирования развития отдельных отраслей и предприятий путем выделения им целевых бюджетных ссуд.  
Регулирующая функция проявляется и при получении Россией внешних займов от МВФ (Международного Валютного Фонда) на финансирование бюджетного дефицита, проведение структурных реформ и реструктуризацию экономики, поддержку приватизации, фондового рынка и т.п. С помощью регулирующей функции государство воздействует на заемщиков, которые обязаны обеспечить эффективное применение бюджетных ссуд. Одной из функций государственного и муниципального кредита является учет и контроль за целевым и рациональным использованием кредита, выделяемого государством. Эту функцию осуществляют соответствующие институты на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Необходимость контроля вытекает как из самой природы кредита, так и из функций государства. Формами контроля являются: 

-контроль за движением денежных потоков, осуществляемых через органы федерального казначейства или уполномоченные банки; 

-контроль за соблюдением условий кредитного договора; 

-контроль за целевым использованием заемщиком выделенных средств; 

-контроль за выполнением принятых дополнительных обязательств субъектами РФ и органами местного самоуправления и др. 

К основным целям государственного и муниципального кредитования относятся: 

-решение проблем финансирования бюджетного дефицита; 

-проведение региональной  финансово-кредитной политики, направленной на выравнивание социально-экономических условий жизни населения и функционирования региональных экономик; 

-поддержка муниципальных образований в решении неотложных социально-экономических задач; 

- поддержка приоритетных  для экономики секторов и видов деятельности.  

 

  1. Сущность государственного долга, его составляющие, классификация

Информация о работе Государственный кредит и государственный долг