Государственный долг Российской Федерации: проблемы и перспективы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2014 в 12:35, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – проблема управления государственным долгом и погашение государственного долга РФ.
В задачу курсовой работы входит изучение сущности государственного долга РФ, анализ долговой нагрузки России и определение перспектив сокращения государственного долга РФ.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1.СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА 5
1.1. Экономическое содержание государственного долга 5
1.2.Понятие и виды государственного долга 12
1.3. Управление государственным долгом 20
2.ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРЕЦИИ 26
2.1.История возникновения государственного долга России. 26
2.2.Долговая нагрузка России 30
3.ПЕРСПЕКТИВЫ СОКРАЩЕНИЯ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 35
3.1.Перспективы погашения государственного долга Российской Федерации 35
3.2.Социально-экономическое значение государственного долга Российской Федерации 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ 54
ПРИЛОЖЕНИЯ 56

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая Экономика.doc

— 508.00 Кб (Скачать файл)

Государственные внешние (экспортные) гарантии и кредиты способствуют внешней экономической экспансии субъектов национальной экономики. Расширение экспорта товаров и услуг стимулирует подъем национального производства, увеличение занятости, рост доходов организаций и населения, увеличение налоговых поступлений в бюджет государства.

Выпуская долговые обязательства, предназначенные для покупки физическими и юридическими лицами, государство воздействует на процесс целесообразной организации сбережений населения и инвестирование хозяйствующими субъектами временно свободных финансовых ресурсов. Обычно государственные ценные бумаги являются самыми надежными и высоколиквидными долговыми инструментами, поэтому они охотно покупаются физическими и юридическими лицами. Население получает удобный и доходный способ организации своих сбережений, а хозяйствующие субъекты – высоколиквидный актив, приносящий доход. Втягивая деньги в казну посредством рынка государственных долговых обязательств, государство может способствовать нормализации денежного обращения в стране.

Развитый рынок государственного долга – непременное условие невосприимчивости национального финансового рынка к неблагоприятным воздействием внешних валютных финансовых факторов, условие прочности национальной валюты, денежного обращения и финансово-кредитной системы страны. Возможность для юридических и физических лиц вкладывать средства не только в иностранную валюту, но и в государственные долговые обязательства (наряду с корпоративными ценными бумагами), нивелирует вероятные негативные последствия международных финансовых и валютных кризисов.

При разумной организации функционирования отношений по формированию и обслуживанию государственного долга исполнительная власть может эффективно распределять налоговое бремя во времени между поколениями населения страны. Этот способ распределения налогового бремени дает положительные результаты при финансировании за счет заимствованных средств строительства объектов долгосрочного характера, служащих десятки лет. В этом случае финансовое бремя ложится не на одно (как это имеет место при бюджетном финансировании за счет налоговых поступлений), а нескольких поколений, поскольку погашение основной суммы долга и уплата процентов по нему растягиваются во времени.

Наконец, взаимные долговые обязательства разных стран являются фактором укрепления международного сотрудничества и взаимопонимания. Этому способствуют межправительственные займы, заимствования у международных финансовых организаций и международных финансовых рынков, внешние государственные гарантии и кредиты. При высоком развитии международных долговых отношений все становятся экономически заинтересованы во всеобщей стабильности и мире.

Негативные аспекты влияния государственного долга на социально-экономические процессы, прежде всего, проявляются в том, что при чрезмерном развитии рынка государственного долга правительство ограничивает инвестиционные возможности народного хозяйства. Это происходит потому, что, привлекая заемные средства, государство отнимает у рынка часть финансовых ресурсов, которые могли бы быть направлены на инвестиции в реальный сектор экономики. Степень негативного влияния государственного долга усиливается при чрезмерно высокой доходности государственных бумаг. В этих условиях инвесторы отдают безусловное предпочтение вложению средств в государственные долговые обязательства по сравнению с проведением реальных инвестиций. Кроме того, высокая доходность государственных ценных бумаг (наряду с другими факторами) ведет к росту ставки банковского процента за кредитные ресурсы, что делает банковскую ссуду неэффективной для предпринимателей.

Чрезмерное увлечение государства заемными операциями способствует значительному отвлечению бюджетных средств от хозяйственного и социального развития. Высокий уровень заимствований, если он к тому же сочетается с высокой доходностью государственных бумаг, ведет к большим бюджетным расходам по обслуживанию государственного долга. Это рассматривается как негативный момент в развитии государственных финансов.

Если государство, увлекающееся заимствованиями, делает крен в сторону внешних займов, то возможно не только попадание в чрезмерную зависимость состояния отечественных финансов от состояния финансов международных, но потеря политической независимости.

 Активное использование государственных  экспортных гарантий и кредитов может сопровождаться нежелательными последствиями для страны-гаранта или кредитора в развитии внешних экономических отношений, если процедура предоставления гарантий и кредитов не продумана до мельчайших деталей и не имеет прочной правовой основы. Любая техническая погрешность может обернуться в последствии серьезной проблемой в работе по возврату государственных внешних долговых активов.

Наконец, мобилизуемые с помощью государственных заимствований средства являются антиципированными взятыми наперед налогами. Рано или поздно долги надо погашать и платить по ним проценты. В части долгосрочной задолженности это перекладывается на будущие поколения, если речь не идет о строительстве долгосрочных объектов социального характера или производственных предприятий за счет заимствованных средств, то решение текущих проблем за счет займов и кредитов не вполне этично, поскольку за наше относительное благополучие будут расплачиваться будущие граждане страны. Живущие поколения не имеют права забывать об экономическом и морально-этическом аспектах антиципации налогов.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Отношения, связанные с формированием внутреннего и внешнего долга, его погашением и обслуживанием, – это динамичная, быстро развивающаяся сфера экономической деятельности государства. Участие в формировании политики государственных заимствований и ее практической реализации требует от государственных служащих специальных знаний. Не менее важно научиться пользоваться информацией об условиях выпуска и обращения государственных ценных бумаг многочисленным инвесторам – юридическим и физическим лицам. Инвесторы должны овладеть приемами выхода на рынок государственного долга, тонкостями механизма проведения отдельных операций с обязательствами государства. В противном случае можно не только не получить ожидаемого дохода, но понести убытки. Максимальную выгоду получит тот инвестор, кто инвестиционные решения принимает интуитивно, на уровне подсознания. Но это возможно только на основе прочных и разносторонних знаний о рынке государственного долга и глубокого понимания механизма его функционирования.

Курсовая работа была написана на основе обобщения реального опыта проведения современной Россией своих заимствований, регулирования государством рынка государственных долговых инструментов, проявившихся тенденций во взаимоотношениях государства с разными категориями инвесторов. На основе рассмотренных и изученных вопросов можно сделать следующие выводы, что основными задачами государства, направленными на поддержание стабильности рынка внешних и внутренних заимствований является: сохранение объемов и структуры государственного долга, позволяющих гарантированно выполнять обязательства по его погашению и обслуживанию, а также рефинансировать долг независимо от состояния федерального бюджета; осуществление государственных внутренних заимствований в объеме, позволяющем активно развивать рынок корпоративных и муниципальных заимствований, обеспечивающих финансирование инвестиций в отраслях и регионах; изменение структуры государственного долга Российской Федерации в части дальнейшего увеличения удельного веса внутреннего долга в структуре совокупного государственного долга.

Главными целями долговой политики Российской Федерации на ближайшее будущее должно быть решение следующих задач:

- улучшение качества долга за  счет снижения стоимости его  обслуживания, совершенствования структуры;

- обеспечение стабильного обслуживания  как внешних, так и внутренних  обязательств страны при любой кризисной ситуации;

- содействие достижению инвестиционного  кредитного рейтинга и его  дальнейшему повышению, что не  только обеспечит удешевление новых заимствований для государства и частных структур, но и будет способствовать приливу новых прямых и портфельных инвестиций;

- гибкое реагирование на изменяющиеся  условия внешнего и внутреннего  финансовых рынков и использование наиболее благоприятных источников и форм заимствований;

- обеспечение надежного механизма  перевода заемных средств в  инвестиции, ставящего реальные заслоны на пути их нецелевого использования. Дополнительные заемные средства должны привлекаться только для финансирования и кредитования приоритетных проектов и программ при условии их эффективного использования;

- усиление привлекательности российских  долговых бумаг для широкого  круга инвесторов, предотвращение  резких колебаний их цены на  мировых финансовых рынках;

- прогнозирование и избежание рисков, связанных со структурой долга, лучшее использование валютного фактора в снижении долговых выплат;

- максимальное использование для  обслуживания долга дебиторской  задолженности иностранных государств России, то есть зарубежных финансовых активов, а также задолженности предприятий и регионов по гарантированным государством валютным кредитам;

- более тесная координация государственной  политики и политики внешних заимствований корпоративных структур, чтобы избежать ненужной конкуренции на финансовых рынках и рисков, связанных с возможным невыполнением корпоративных долговых обязательств;

- создание комплексной системы  управления государственным долгом  с участием органов государственной  власти, которая позволит адекватно  формулировать и реализовывать национальные интересы в этой сфере;

- совершенствование учета и  мониторинга государственного долга, внедрения прогрессивных технологий по управлению долгом, позволяющих контролировать состояние долговой нагрузки экономики и отслеживать ход выполнения государственных обязательств в режиме реального времени.

Эти решения являются обоснованными не только по линии улучшения рынка внешнего и внутреннего государственного долга, но и по линии улучшения социально-экономического состояния страны и ее граждан. Как было сказано выше, снижение внешних государственных заимствований за счет увеличения внутренних, позволяет избежать перекладывания долгов нынешних поколений на плечи будущих. Также данная политика способствует укреплению национальной валюты и снижению экономической зависимости государства от ситуации на иностранных финансовых рынках. На примере современной стратегии Правительства Российской Федерации, можно сказать о правильности решений при ее выборе. Можно наблюдать первые ее результаты, такие как погашение основных внешних задолженностей перед мировыми кредитными организациями (это было возможно, в первую очередь, за счет создания стабилизационного фонда страны), что позволило в последующие годы больше средств тратить на социально значимые объекты и направления. Реализация социальных программ в области образования, здравоохранения, решения жилищного вопроса позволила после долгих лет забвения, наконец улучшить положение в этих важных сферах социальной жизни общества.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Подвинская Е.С. Об управлении внешним долгом // Финансы 2002 №3 -с22
  2. Саркисянц А.Г. Проблема возвращения финансовых активов России. //         Бухгалтерия и банки  2002 №5. - с33
  3. Финансы. / Под ред. В.М. Родионовой. – М.: Финансы и статистика, 1994. – 432 с.
  4. Финансы, денежное обращение и кредит: учебник - 2-е изд, перераб. и доп./ В.К.сенгачов, А.И.архипов и др.;под ред. В.К.Сенчагова, А.И. Архипова. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. – 720 с
  5. Шуркалин А. Внешний долг: перспективы реструктуризации и   обслуживания. // Финансовый бизнес. – 2000. – № 6. – С. 19 – 22.
  6. Государственные финансы. Т.В. Брайчева Москва 2001
  7. Россия: интеграция в мировую экономику. / Под ред. д.э.н. профессора Р. И. Зименкова – Москва: Финансы и статистика, 2001
  8. Экономическое развитие России 19-20 вв. Рязанов В.Т., С - П.: Наука, 1998 г.
  9. Борисов Е. Ф. Основы экономики. Учебник для студентов средних и специальных учебных заведений. – М.: Юристъ, 1999 г.,366 с.
  10. Виноградов В. В. Экономика России. Учебное пособие. – М.: Юристъ, 2001 г.
  11. Миляков Н. В. Финансы: учебник/ Н. В. Миляков. – М.: ИНФРАМ, 2004.-543с.
  12. Булатов А.С. Экономика. – М.: Юристъ, 2002
  13. Кудров В. М. Мировая экономика : Учебник – М.: БЕК.2002.-464 с.
  14. Вечканов Г.С., Вечканова Г.Р. Экономическая теория: Учебник для вузов. –М.: ЭКСМО, 2009.
  15. Дорнбуш Р., Фишер С. Макроэкономика / пер. с англ. – М.: Изд-во МГУ, 1997
  16. Национальная экономика: учебник / Под общ. ред. Р.М. Нуреева. –М.: ИНФРА-М, 2010.
  17. http://www.ssrn.com
  18. http:// www.debt.ru/infо
  19. http://www.mediatext.ru – Национальная служба информации
  20. http://www.minfin.ru – Министерство финансов
  21. http://www.cir.ru – Университетская информационная система
  22. http://www.rian.ru/ - РИА новости
  23. http://www.cbr.ru – Банк России
  24. http://www.newsru.com
  25. http://www.budgetrf.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

Оценка внешнего долга Российской Федерации по состоянию на 1 октября 2009 года 
(млрд. долл. США)

 

1 января 2009 г.

1 апреля 2009 г.

1 июля 2009 г.

1 октября 2009 г.

Всего

480,5

447,1

475,6

487,4

Органы государственного управления

29,5

27,4

30

29,6

Федеральные органы управления

28,2

26,2

28,5

28

Новый российский долг

23,6

21,7

24,1

23,7

кредиты международных финансовых организаций

4,5

4,3

4,1

3,9

МБРР

3,8

3,6

3,5

3,3

прочие

0,7

0,6

0,6

0,6

прочие кредиты

1,4

1,2

1,1

1,1

ценные бумаги в иностранной валюте

17,3

15,9

18,4

18,3

еврооблигации, размещенные по открытой подписке, а также выпущенные при реструктуризации ГКО

1,7

1,4

1,7

1,7

еврооблигации, выпущенные при реструктуризации задолженности перед Лондонским клубом кредиторов

15,1

14

16,3

16,2

ОВГВЗ - VII транш

0,4

0,4

0,4

0,4

ценные бумаги в российских рублях (ОФЗ)

0,1

0,1

0,1

0,1

прочая задолженность

0,3

0,3

0,3

0,3

Долг бывшего СССР

4,6

4,4

4,4

4,3

кредиты стран-членов Парижского клуба кредиторов

0

0

0

0

задолженность перед бывшими социалистическими странами

1,4

1,4

1,4

1,4

задолженность перед прочими официальными кредиторами

1,9

1,9

1,9

1,7

Субъекты Российской Федерации

1,3

1,2

1,5

1,6

кредиты

1,1

1

1,1

1,2

ценные бумаги в российских рублях

0,2

0,2

0,4

0,4

Органы денежно-кредитного регулирования

3,3

2,5

11

16,6

кредиты

0,6

0

8

4,1

наличная национальная валюта и депозиты

2,8

2,5

3,1

3,5

прочая задолженность (распределение СДР)

 

 

 

 

 

 

9

кредиты

236,1

225,7

233,5

237

долговые ценные бумаги

8,6

8,1

9,4

11,6

задолженность по финансовому лизингу

2,8

2,9

2,9

2,8

прочая задолженность

2,9

2,5

5,1

4,8

Информация о работе Государственный долг Российской Федерации: проблемы и перспективы