Банкротство кредитных институтов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2014 в 13:53, курсовая работа

Краткое описание

Целью настоящей работы является выявление особенностей процедур банкротства коммерческих банков в РФ. Для достижения поставленной цели автором решены следующие задачи:
рассмотрены причины и факторы современных банковских кризисов
проанализирован зарубежный опыт банкротства кредитных организаций
исследованы особенности банкротства кредитных организаций в РФ
выявлены функции и задачи конкурсного управляющего кредитных организаций при конкурсном производстве
проанализированы оценочные технологии при банкротстве кредитных организаций.

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом по банкротству.doc

— 382.50 Кб (Скачать файл)

 


 


 

 

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

 

на тему:

«Банкротство кредитных институтов»

 

 

 

Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                          Введение

 

 

            Тема дипломной работы «Особенности  процедур банкротства в кредитных  организациях» была выбрана с  учетом перехода России к рыночным  методам экономики , важнейшим из  которых является наличие современной и эффективной банковской системы. Создание большого числа коммерческих банков на данном этапе развития страны неизбежно влекло за собой и определенные отрицательные последствия, вытекающие из отсутствия капиталов, необходимого опыта осуществления банковских операций, неустойчивости экономики, недоверия физических лиц к банковской системе в целом. Эти последствия усугублялись тем, что в стране отсутствовало законодательство, подробно регулирующее банкротство кредитных организаций.

За 16 лет своего существования банковская система РФ не раз сталкивалась с кризисными явлениями: «черный» вторник 1994 г., системный банковский кризис в августе 1998 г.

Эти обстоятельства вызвали необходимость законодательного урегулирования вопросов, связанных с антикризисным управлением, то есть с возможностью предупреждения банкротства, а также с проведением процедур банкротства, направленных на удовлетворение требований кредиторов. Закон «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» был принят 25.02.1999 г., он заложил основу таких понятий как признаки банкротства кредитных организаций, меры по предупреждению банкротства и других.

Актуальность совершенствования механизма банкротства кредитных организаций привела в настоящее время к принятию Закона от 20 августа 2004 г. №121-ФЗ, вступившего в силу 26 ноября 2004 г. Данный закон привел к существенной реформе отечественного законодательства. Эту реформу можно охарактеризовать двояко. С одной стороны решены некоторые вопросы, остро возникшие на практике. С другой — само их решение не всегда оказывается безупречным, поскольку и в законе, и в практике его применения сохраняются системные противоречия.

Несмотря на то, что в последнее время появились работы, посвященные указанной проблеме (в частности Белых Л.П., Белякова А.П., Львова В.С.,  Тазихиной Т.В., Таля Г.К. и других)

нельзя считать, что эта тема разработана достаточно полно.

Целью настоящей работы является выявление особенностей процедур банкротства коммерческих банков в РФ. Для достижения поставленной цели автором решены следующие задачи:

  • рассмотрены причины и факторы современных банковских кризисов
  • проанализирован зарубежный опыт банкротства кредитных организаций
  • исследованы особенности банкротства кредитных организаций в РФ
  • выявлены функции и задачи конкурсного управляющего кредитных организаций     при конкурсном производстве
  • проанализированы оценочные технологии при банкротстве кредитных организаций.

 

Структурно дипломная работа состоит из Введения, 2-х глав, разбитых на несколько параграфов, объединенных общей идеей исследования, Заключения и библиографии.

В первой главе рассматривается необходимость антикризисного управления кредитными организациями в России. Первый параграф главы посвящен причинам и факторам современных банковских кризисов. В нем рассматриваются внешнеэкономические факторы, рыночные реформы, их влияние на кризисные процессы в банковской системе. В этом же параграфе анализируются типы банковских кризисов, а также их факторы.

Зарубежный опыт банкротства рассмотрен автором во 2-м параграфе. В нем изучен и проанализирован опыт Австрии. Это связано с рядом обстоятельств: во-первых, законодательство Австрии в течение последних 10 лет было приведено в полное соответствие с нормами общеевропейского права и, следовательно, является репрезентативным. И, во-вторых, оно имеет репутацию законодательства, создающего базу для эффективного взаимодействия органов государственного контроля и высшего менеджмента банка в рамках процесса антикризисного управления. В результате данного исследования автор делает вывод о том, что высокий уровень антикризисного управления в банках Австрии во многом объясняется жесткими законодательными требованиями к банковскому менеджменту в этой стране и высоким уровнем контроля за их исполнением со стороны Министерства финансов и Национального банка, что, безусловно, может быть использовано в опыте антикризисного управления России.

Анализ теоретического и фактического материала данных параграфов показывает, что типичные причины банковских кризисов, которые существовали  практически во всех развитых странах характерны и для России, и в связи с этим, российская банковская система должна строится и развиваться с учетом мирового опыта.

Третий параграф данной главы посвящен теоретическим и практическим аспектам банкротства кредитных организаций в РФ. В ней автор останавливается на роли ЦБ РФ  по развитию и укреплению банковской системы, а также на надзорных функциях ЦБ, в частности, на примере системы показателей-нормативов. Рассматриваются меры по предупреждению банкротства, их значимость для кредитных организаций. Автор делает вывод о том, что эти меры представляют собой достаточно объемную и тщательно урегулированную систему мероприятий, направленных на предупреждение банкротства кредитных организаций.

Во 2-й главе работы рассматриваются теоретические и практические вопросы конкурсного производства, проблемы и пути их решения. Первый параграф дает характеристику конкурсного производства как конечной стадии в процедуре банкротства кредитной организации, отмечается системный характер мероприятий указанной процедуры. В данном параграфе анализируется понятие конкурсной массы (с изменениями, внесенными законом №121-ФЗ); проблемы, возникающие при оценке имущества должника, вопросы, связанные с установлением в Законе очередности удовлетворения требований кредиторов и другие.

Параграф 2 главы 2 посвящен функциям и задачам конкурсного управляющего. В ней рассматриваются права, обязанности, ответственность конкурсного управляющего, указывается на новацию закона №121-ФЗ, в котором говорится о 2-х видах конкурсных управляющих: конкурсных управляющих при банкротстве кредитных организаций, имевших лицензию ЦБ РФ на привлечение денежных  средств физических лиц во вклады — ими в силу закона является Агентство по страхованию вкладов, а также о конкурсных управляющих при банкротстве кредитных организаций, не имевших лицензии ЦБ РФ на привлечение денежных средств физических лиц во вклады, — в этом качестве утверждаются арбитражные управляющие, аккредитованные при ЦБ РФ.

Третий параграф 2-й главы посвящен анализу возможности и необходимости использования оценочных технологий при банкротстве кредитной организации.

 

 Глава I. Банкротство как способ преодоления кризиса кредитной организации

 

§1.1. Причины и факторы современных банковских кризисов

Россия стала далеко не первой страной, столкнувшейся с масштабным экономическим кризисом и кризисом банковской системы в частности. Мировой опыт банковских кризисов обширен. В течение XX века практически не осталось страны, не испытавшей его в той или иной мере. Изучение мирового опыта, анализ ошибок других стран, помог бы избежать их повторения в России.

За последние 20 лет в мировой экономике произошли значительные и обширные изменения. Сокращение государственного вмешательства в экономику, либерализация финансовых рынков, активная приватизация государственной собственности совпали с развитием новых информационных технологий. Все эти перемены позволили сформировать новые финансовые рынки и связать национальные системы в единый рынок.

Опыт разных стран доказывает, что банковские кризисы отражают сложный процесс приспособления банковских систем к новым макроэкономическим условиям. Либерализация внешнеэкономических отношений и дерегулирование банковского сектора в развитых и развивающихся странах, глобализация рынка финансовых услуг, рыночные реформы в странах с переходной экономикой —все эти процессы развивались достаточно болезненно, повышая на первых этапах макроэкономическую неустойчивость и несбалансированность экономики и отрицательно сказываясь на состоянии банковских балансов. На фоне возросшей неустойчивости банковской системы оказались крайне восприимчивы к таким традиционным факторам банковских кризисов, как экономический спад, потрясения в реальном секторе экономики.

Спад производства, ухудшение платежеспособности предприятий-заемщиков банков являются традиционной причиной банковских кризисов. Степень влияния кризиса в экономике на банковскую систему зависит от многих факторов. Однако важно выделить базисную причину — состояние самой банковской системы к началу экономического кризиса. Речь идет, прежде всего, о ликвидных позициях банков, о том, насколько их обязательства обеспечены собственным капиталом, каково качество их кредитного портфеля.

Чрезмерная кредитная экспансия во время длительного экономического подъема, как правило, служит фактором, провоцирующим банковские кризисы. Оборотной стороной кредитной экспансии является ухудшение качества кредитного портфеля, завышенная оценка обеспечения ссуд, увеличение кредитного риска. Одновременно ускоренный рост кредита затрудняет мониторинг регулирующими органами качества кредитного портфеля банков в результате его быстрого изменения..

Кредитная экспансия предшествовала банковским кризисам во многих странах в последние 20 лет, включая Японию, страны Латинской Америки в 80-х годах, страны Юго-Восточной Азии в 90-х годах. Опыт этих стран свидетельствует , что рост кредита, более чем вдвое превышающий рост ВВП, может считаться сигналом потенциальной угрозы банковского кризиса.

Инфляция воздействует на банковских сектор по нескольким каналам — через процентные ставки, ослабление стимулов для сбережений и сужение депозитной базы, бегство национальных капиталов за границу, изменение структуры активных и пассивных операций. Во время инфляции банковские активы могут быстро расти, даже в реальном выражении, может расти и прибыль банков, если им удается поддерживать на высоком уровне процентную маржу. В тяжелое положение попадают финансовые институты с гораздо более долгосрочными активами по сравнению с пассивами. Вкладчики, особенно при высоких темпах роста цен, могут негативно для банков реагировать на снижение реальных процентных ставок, прежде всего, в случае существования альтернативных вариантов инвестирования сбережений. Для поддержания депозитной базы банки вынуждены повышать процентные ставки по вкладам. Если при этом возможности повышения доходности по активным операциям ограниченны в силу низко ликвидных или неликвидных долгосрочных активов, банки испытывают резкое падение прибылей.

В большинстве стран в период высоких темпов роста цен банки значительно сокращали сроки кредитных контрактов, переориентируясь на заемщиков с высокой скоростью оборота капитала. Поскольку одной из фундаментальных функций банков является превращение текущих сбережений в долгосрочные инвестиции, резкое уменьшение сроков контрактов с неизбежным снижением финансирования инвестиций можно рассматривать как «размывание» финансовых институтов. Сокращение сроков кредитных контрактов в значительной мере подрывает устойчивость банков, делая их более уязвимыми к колебаниям конъюнктуры.

В России банки в период инфляции сосредоточили свои основные усилия на операциях с иностранной валютой и краткосрочным сделкам на рынке МБК, используя в качестве ресурсов средства клиентов на расчетных и текущих счетах, которые обесценивались, но тем не менее служили надежным источником ресурсов ввиду превышения спроса на расчетно-кассовое обслуживание со стороны множества предприятий над предложением со стороны банков.

Резкие колебания товарных цен, цен на финансовые активы, процентных ставок существенно повышают общую неопределенность в экономике и риск в системе отношений банков с их главными контрагентами — вкладчиками, заемщиками и регулирующими органами. Существенно затрудняется оценка банками кредитных и рыночных рисков, а вкладчиками и регулирующими органами — состоятельности банков.

Небольшие европейские страны столкнулись с серьезными трудностями при проведении строгой денежно-кредитной политики. В частности, либерализация кредитных рынков в Швеции привела к буму в 80-х годах, когда спекулятивное кредитование м вздутые цены на финансовых рынках повлекли за собой серьезный банковский кризис.

За высокими темпами экономического роста в Юго-Восточной Азии уже много лет скрывается уязвимость банковской системы. Спрос на кредиты был устойчив, пока экономика продолжала расти. Последний кризис выявил низкое качество кредитных портфелей банков. Во многом в этом виноваты правительства и центральные банки, препятствовавшие изменению стоимости своих валют вначале, перед лицом крупного притока иностранного капитала и позже, когда произошел резкий отток. Правительства также поощряли чрезмерное кредитование, в частности, Таиланд, в секторе недвижимости. В Малайзии прямое кредитование продолжалось в некоторых секторах, особенно это касается малых предприятий. В то же время центральные банки не принимали попыток ввести контроль над кредитами, а такие меры, как установление минимального размера капитала, являются значительно менее жесткими по сравнению с обычными мерами, принимаемыми развитыми странами Европы и Северной Америки.

Внешнеэкономические факторы. В начале 80-х годов банковские кризисы во многих развивающихся странах были вызваны падением цен на нефть и другое основные экспортные товары. Существенную роль сыграло удорожание обслуживания внешнего долга в результате резкого повышения ставок в западных странах в условиях жесткой антиинфляционной политики администрации Р. Рейгана. Кризисам предшествовал резкий рост внешнего долга развивающихся стран за счет увеличения заимствований на международном рынке капиталов. Удорожание стоимости рыночного рефинансирования и девальвации национальных валют вызвали неплатежеспособность банков, явившуюся частью кризиса внешней задолженности. Кризисы имели значительную глубину и продолжительность из-за проводившейся правительствами многих стран проинфляционной денежно-кредитной и фискальной политики и неадекватной системы банковского надзора. Подобный характер носили банковские кризисы в Аргентине (1980-1982 г.г.), Мексике (1982-1988 г.г.), на Филиппинах (1981-1987 г.г.), Таиланде (1982-1987 г.г.), Малайзии (1985-1988 г.г.), Индонезии (1983-1988 г.г.)

Информация о работе Банкротство кредитных институтов