Банковское право как отрасль права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2013 в 22:06, контрольная работа

Краткое описание

1. Доказать возможность/ невозможность существования банковского права как отрасли права
2. Правовое положение национальных (центральных) банков в различных государствах (на примере Великобритании, Германии, Швейцарии)
5. Понятие кредитной истории. Содержание кредитной истории юридического лица. Порядок направления запросов и получения информации из центрального каталога кредитных историй субъектом кредитных историй - юридическим лицом посредством обращения в кредитную организацию

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная по БП.doc

— 121.00 Кб (Скачать файл)

Негосударственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования

«ЗАПАДНО-УРАЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА»

(НОУ ВПО ЗУИЭП)

г. Пермь

 

 

 

Юридический факультет

(наименование факультета)

Специальность (направление) юриспруденция

(название специальности/направления)

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

по дисциплине: Банковское право

       

         Вариант № 1

 

 

 

 

 

 

Выполнил(а):

Студент(ка) 3  курса

срок обучения  4 года

Группа  ЮК-2010

 

Григорьева О.А

(ф.и.о.)

 

Проверил(а):

Ст. преподаватель

          (звание, должность)

_____________  Ильянова Ю.А

(личная подпись)         (расшифровка подписи)

 

 

 

 

Пермь, 2013

1. Доказать возможность/  невозможность существования банковского права как отрасли права

Банковскую деятельность регулируются различными федеральными законами и  нормативными акты Центрального банка  Российской Федерации. Их слишком много  и они часто меняются.

 Практикам нужны ориентиры  для определения того, что в  этом многообразии существенно, а что второстепенно, и где те пределы, за которые Банк России не вправе выходить, когда он издает свои многочисленные нормативные акты, или направляет в кредитную организацию то или иное предписание. Иногда это может быть, штраф, приостановление, или даже отзыв банковской лицензии. Поэтому банки заинтересованы в том, чтобы получить представление о критериях правомерности требований законодательства, нормативных актов Банка России. Им это нужно и на тот случай если  потребуется с толком отстаивать свои права.

Обычно, когда говорят: “банковское  право”, то под этим понимается, во-первых, система норм, регулирующих банковские отношения, то есть отрасль в системе  права. Во-вторых, этим термином обозначается понятие  отрасли юридической науки в системе российского правоведения. И, в-третьих, термин “банковское право” используется для обозначения преподаваемой в вузах учебной дисциплины.

 Право как система состоит  из юридических норм. Они регулируют  различные по своей природе  общественные отношения. И там где эта природа одна и та же, нормы группируются в отрасль права. Соответственно различают конституционное, гражданское, административное, финансовое, банковское, семейное и некоторые другие отрасли права.

Банковское право — отрасль  российского права, которая состоит из правовых норм, регулирующих организацию банковской системы, денежное обращение, правовой статус и банковские операции кредитных организаций.1

 Будучи самостоятельной отраслью  права, банковское право имеет  свой предмет и свой метод правового регулирования.

 Предмет правового регулирования  – общественные отношения, регулируемые  определенной отраслью права.  Метод правового регулирования  – это юридические способы  воздействия на общественные  отношения. 

 Предмет и метод правового регулирования - критерии, по которым одна отрасль права отличается от другой. По отдельности они не создают возможность увидеть различие между отраслями права. Их надо применять в совокупности. Вопрос о том, какие общественные отношения регулируются банковским правом, - спорный. На мой взгляд, специфика предмета правового регулирования в банковском праве определяется банковской системой и банковской деятельностью.

 В предмет правового регулирования  банковского права   входят  два основных вида отношений: 1) отношения по поводу формирования банковской системы; 2) отношения между Банком России и кредитными организациями по поводу проведения банковских операций.

 Различают два метода  правового регулирования: диспозитивный  и императивный.

 Диспозитивный метод – это такой метод правового регулирования, который в нормах права предусматривает равенство сторон регулируемого отношения и возможность приобретать ими права по своей воле и в своем интересе. Классическое воплощение этого метода – гражданское право. Так, в ст. 1 ГК РФ в частности сказано, что гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, свободы договора и недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела и что физические лица и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. При этом они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых, не противоречащих законодательству условий договора.     

  Императивный метод – это  метод правового регулирования,  построенный на принципе власти  и подчинения. Отношения здесь  строятся не на основе договора, а в соответствии с правилам  установленными одной стороной, либо эта сторона имеет властные  полномочия по отношению к другой стороне правоотношения. Характерный пример – банковское право.

Поскольку банковское право имеет  свой предмет и метод правового  регулирования, то его следует рассматривать  как самостоятельную отрасль  права.

 Некоторые авторы, признают самостоятельность банковского права, но считают, что это комплексная отрасль права. По их мнению, банковское право включает нормы административного права, гражданского права и некоторых других отраслей права       Понятие "комплексная отрасль права" на практике приводит к тому, что между банковским, гражданским и административным правом теряется четкое различие. И это снижает значение гражданского права как преимущественно частного права. В него привносится слишком много императивности, которая начинает поглощать частное право. В результате уменьшается свобода выбора для кредитных организаций, а гражданское право тем и ценно, что оно построено на принципах равенства сторон, свободного волеизъявления и диспозитивности. Кредитным организациям не может быть не дорога их предпринимательская свобода, предоставленная им гражданским правом. Если она уменьшается, то уменьшаются их возможности, а значит, – и доходы.

Чтобы наглядно проиллюстрировать  мысль о том, что банковское право  – самостоятельная отрасль права, приведем пример. Так, в частности, кредитный договор предусмотрен Гражданским кодексом РФ. Однако все то, что относится к управлению пассивными и активными операциями банка и связанными с этим рисками, регулируется банковскими законам и нормативными актами Банка России. Во взаимоотношениях с клиентом кредитная организация руководствуется ГК РФ, и на этой основе возникает соответствующее гражданско-правовое отношение (горизонтальное). Но при всём этом возникает и правоотношение между кредитной организацией и Банком России (вертикальное). Ведь кредитная организация помимо ГК РФ должна еще соблюдать ряд нормативных актов, которые установлены Банком России. Эти нормативные акты обязательны только для кредитной организации.

Таким образом, можно сделать следующий вывод.

Банковское право - это самостоятельная  отрасль права, которая имеет  свой, четко очерченный предмет и  свой метод правового регулирования.

 

2. Правовое положение  национальных (центральных) банков  в различных государствах (на  примере Великобритании, Германии, Швейцарии)

Великобритания.

Банк Англии является старейшим  центральным банком в мире. Этот институт появилась в конце XVII в. в Англии, в результате так называемой сделки между почти обанкротившимся  правительством и группой финансистов. Банковская система Англии 1690-х годов состояла из кредиторов-банкиров, которые предоставляли кредиты из заемных средств, и ювелиров, которые принимали золото на депозиты и затем предоставляли ссуду.2 Многочисленные функции, которые выполняет Банк Англии можно разделить на две группы:

1 группа - прямые профессиональные обязанности, вытекающие из банковского статуса (депозитно-ссудные, расчетные и эмиссионные операции);

2 группа - контрольные функции, с помощью которых государство вмешивается в работу денежно-кредитной системы, пытаясь воздействовать на ход экономических процессов.

Множество существующих банковских функций  ориентированы на достижение трех главных  целей. В их числе:

- поддержка стоимости национальной  валюты, главным образом посредством  операций на рынке, согласованных с правительством, другими словами, реализация денежной политики;

- обеспечение стабильности финансовой  системы как через прямой контроль  над банками и участниками  финансовых рынков Сити, так и  путем обеспечения устойчивой  и эффективной системы платежей;

- обеспечения и повышение эффективности  и конкурентоспособности финансовой  системы внутри страны и укрепление  позиций Лондонского Сити в  качестве ведущего международного  финансового центра.

Как любой другой банк, Банк Англии предоставляет своим клиентам ряд услуг. Однако клиенты Банка Англии отличаются от клиентов других банков. Можно выделить три наиболее важные группы клиентов:

-Коммерческие клиринговые банки. Все клиринговые банки имеют счета в Банке Англии.

-Центральные банки других стран имеют счета и держат золото в Банке Англии и могут вести дела в Лондоне через Банк Англии.

-Правительство Великобритании имеет счета в Банке Англии.

Таким образом, платежи, налоги в бюджет и платежи из бюджета на социальные нужды проводятся через счета Банка Англии.

Банк Англии обладает формальной независимостью от правительства, хотя работает под  руководством Министерства финансов.

Выполняя свою роль на внутренних денежных рынках, Банк Англии влияет на процентные ставки в краткосрочном  аспекте. Являясь банком правительства и банком банков, Банк Англии способен достаточно точно предсказать характер потоков платежей со счетов правительства на счета коммерческих банков и наоборот, и действовать в зависимости от обстоятельств. Появление дефицита также устраняется Банком Англии, устанавливающим такую процентную ставку, при которой средства обеспечиваются на каждый день.

Чтобы не работать с каждым банком индивидуально, Банк Англии использует учетные дома в качестве посредника. Это специализированные дилеры, которые имеют запасы торговых векселей и куда главные банки помещают лишнюю наличность.

Кратковременные процентные ставки и  валютная интервенция стали принципиальными  инструментами монетарной политики в Великобритании. В прошлом использовались и другие инструменты. Одним из важнейших инструментов современной монетарной политики считается резервная политика, основанная на изменении требований центрального банка к обязательным резервам коммерческих банков и других кредитных институтов. Все основные орудия денежно-кредитного контроля направлены в первую очередь на регулирование величины остатков на резервных счетах кредитных учреждений в центральном банке или условий пополнения этих счетов. Коммерческие банки Великобритании содержат 0,35% стерлинговых депозитов на депозитах в Банке Англии.

С 6 мая 1997 Банк обладает оперативным  правом регулирования процентных ставок. Банк публикует ежеквартальный отчет  об инфляции. Задача которого заключается  в обеспечении ценовой стабильности, которая в настоящее время  считается достигнутой, если индекс розничных цен составляет около 2,5%.

Решение по процентным ставкам принимаются  банковским Комитетом по денежной политике (Monetary Policy Committee). Комитет собирается ежемесячно. В состав Комитета входят 4 постоянных члена и 4 эксперта, назначаемых канцлером Казначейства (он же министр финансов). В настоящее время банковский надзор и надзор за операторами денежного рынка включается в сферу ответственности Банка Англии.

Первоочередная цель банковского  надзора - защита вкладов клиентов банков, оперирующих на английском рынке. Согласно банковскому акту 1987 года никто не имеет права принимать депозиты от населения без предварительного разрешения Банка Англии. В настоящее время функционируют более 500 банков, имеющих разрешение на прием депозитов. Банк Англии осуществляет надзор практически за каждым из них. Действует специальная схема защиты депозитов. Обычно она покрывает 90% вклада (включая накопленные проценты). При этом банк, участвующий в схеме, ограничивает выплаты одному вкладчику до 18 тыс. фунтов стерлингов. Одновременно Банк Англии осуществляет постоянный внутренний контроль над качеством выполнения надзорных функций.

 

Германия.

До мирового экономического кризиса 1929-1933 гг. кредитная система Германии в целом не регулировалась законодательством. Первый закон о кредитной системе, принятый 1935г., впоследствии многократно дополнялся различными постановлениями, что сделало его в правовом смысле очень нечетким. Новый закон о кредитной системе был принят лишь 1961 году.3

С 1945г. надзор за кредитными учреждениями осуществлялся министерствами земель. Централизованный надзор за кредитной системой передался Федеральному бюро надзора. Правительству предоставлялось право на закрытие банков и бирж, в случае банковского кризиса.

 

Немецкий федеральный банк («Бундесбанк») является преемником «Рейхсбанка», созданного в 1875г. После окончания Второй мировой войны деятельность «Рейхсбанка» и его филиалов в советской зоне была полностью прекращена. В западных зонах введена двухуровневая банковская система. Ее особенностью было то, что в каждой из земель Германии возникли центральные банки на базе сохранившихся отделений Рейхсбанка. Их деятельность координировалась Банком немецких земель (БНЗ), созданным оккупационными штабом западных стран.

В 1957г., согласно закону о создании Немецкого федерального банка, объединены центральные банки Банка немецких земель. Таким образом, возникла эмиссионная система, существующая и поныне. При создании Немецкого федерального банка принцип централизации был применен не полностью. Центральные банки земель, которые подчиняются «Бундесбанку», до сих пор имеют определенную организационную самостоятельность.

Информация о работе Банковское право как отрасль права