Банковские кредитные организации и сберегательное дело

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2014 в 06:19, контрольная работа

Краткое описание

Согласно п. 1.4 Инструкции ЦБ РФ N 129-И если иное не предусмотрено лицензией на осуществление банковских операций, выданной до вступления в силу этой Инструкции, РНКО не вправе осуществлять следующие банковские операции: привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады; открытие и ведение банковских счетов физических лиц; осуществление расчетов по поручению физических лиц по их банковским счетам; куплю-продажу иностранной валюты в наличной форме; привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов; выдачу банковских гарантий

Содержание

1. Банковские кредитные организации и сберегательное дело 3
2. Финансово-правовая ответственность в системе государственного принуждения 8
Задание 12
Задача 15
Список литературы 19

Вложенные файлы: 1 файл

Финансовое право_В 2.docx

— 44.37 Кб (Скачать файл)

Какие кодификационные акты по финансовому законодательству готовятся к принятию, и какие, по Вашему мнению, следует принять?

 

 

В системе источников финансового права отсутствует отраслевой кодифицированный нормативный правовой акт, содержащий основные, общие нормы финансового права, хотя необходимость принятия подобного акта неоднократно обосновывалась в юридической литературе. Отсутствие единого кодифицированного акта в финансовом праве обусловило необходимость принятия кодифицированных нормативных правовых актов по отдельным основным подотраслям финансового права, в частности бюджетному и налоговому праву17.

Так, важнейшие нормы, регулирующие бюджетные отношения, закреплены в Бюджетном кодексе Российской Федерации, а нормы налогового права - в Налоговом кодексе Российской Федерации. Бюджетный кодекс Российской Федерации был принят 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ. Однако срок введения его в действие в тот период не был определен. Только через год Федеральным законом от 9 июля 1999 г. № 159-ФЗ было установлено, что Бюджетный кодекс Российской Федерации вводится в действие с 1 января 2000 г., за исключением отдельных его положений.

Важнейшие нормы, регулирующие налоговые отношения в Российской Федерации, сосредоточены в Налоговом кодексе Российской Федерации - кодифицированном нормативном правовом акте одной из основных подотраслей финансового права18.

 Налоговый кодекс Российской Федерации (часть 1) был принят 31 июля 1998 г. и введен в действие с 1 января 1999 г., за исключением отдельных статей (п. 3 ст. 1, ст. 13 - 15, 18), предусматривающих отдельные виды налогов и сборов в Российской Федерации, которые были введены в действие с 1 января 2006 г. - со дня введения в действие Налогового кодекса Российской Федерации (части 2) и признания утратившим силу Закона РФ «Об основах налоговой системы» от 27 декабря 1991 г.

В юридической литературе предлагаются различные направления дальнейшего усовершенствования системы источников финансового права.

Так, в отдельных работах встречается точка зрения, что усовершенствовать правовое регулирование валютной ответственности можно путем регламентации всего комплекса вопросов валютной ответственности в едином кодифицированном законодательном акте. Кодификация валютной ответственности должна проводиться на основе принципов законности, однократности привлечения к ответственности и презумпции невиновности19.

Анализируя аргументы «за» и «против» кодификации банкового законодательства, М.М. Агарков выделил две возможные цели правового регулирования банковского дела20:

Цель-maximum: подробная регламентация в законе отношений по различным операциям между банками и их клиентами.

Цель-minimum: создание правовых условий обеспеченности банковых операций и их ликвидности.

Думается, что если поддерживать такую точку зрения, то необходима такая кодификация, которая создаст правовые условия для обеспеченности банковых операций и их ликвидности. Вместе с тем закон должен содержать особое упоминание о целевых кредитах, праве банка контролировать расходование ссуд и праве досрочного взыскания ссуды, а также получения от клиента по ним соло-векселей.

 Законодательный акт  обязан предусмотреть особый  порядок залога имущества, в частности  товара в обороте и переработке, изменение порядка взыскания  по залогу, право банка на перезалог  с согласия залогодателя, особую  процедуру удержания и зачета, процессуальные привилегии кредитным  учреждениям, направленные, в конечном  счете, на обеспеченность банковых  операций и поддержание стабильности  в банковском секторе.

В отдельных исследованиях теоретики идут еще дальше и предлагают принять Валютный кодекс РФ, основная цель которого - объединить и упорядочить множество нормативных актов, действующих в этой сфере, Банковский кодекс, Инвестиционный кодекс, Кодекс о банкротстве, Страховой кодекс и т.д. В отличие от традиционных кодексов они охватывают не отрасли права, а подотрасли (правовые институты), регулирующие какую-либо сферу деятельности21.

 

Задача

Казенное предприятие (завод) военно-промышленного комплекса при выполнении государственного заказа допустило перерасход норматива оборотных средств по причине изменения технологии изготовления продукции, возникшей по распоряжению заказчика. На предприятии к концу года имелся остаток прибыли, полученной при производстве товаров народного потребления, направленный на формирование фондов внутрихозяйственного назначения.

Из каких источников должен покрыть завод перерасход оборотных средств на выполнение государственного заказа?

Как можно распорядиться фондами внутрихозяйственного назначения и остатком прибыли на конец финансового года, заработанной предприятием по разрешенной деятельности?

 

 

Решение задачи:

При недостаточности доходов предприятия для покрытия расходов, предусмотренных сметой доходов и расходов, собственник имущества в лице уполномоченного органа осуществляет в установленном порядке финансирование целевых расходов, связанных с функционированием предприятия, ежеквартально по итогам отчетного периода.

Порядок выделения предприятию средств федерального бюджета определяется бюджетным законодательством. Распределение и использование доходов предприятия осуществляются также в соответствии со сметой доходов и расходов (п. п. 11 - 13, 16 Правил создания и регулирования деятельности федеральных казенных предприятий22).

Так, в силу указанных норм, в случае если при осуществлении деятельности предприятия выявлена возможность получения доходов или необходимость осуществления расходов, которые не были учтены при формировании сметы доходов и расходов, либо если фактические расходы превысили запланированные, уполномоченный орган по представлению руководителя предприятия в установленном порядке вносит в смету доходов и расходов соответствующие изменения.

Финансирование деятельности предприятия осуществляется за счет доходов от реализации производимой им продукции (работ, услуг) в соответствии со сметой доходов и расходов.

При недостаточности доходов предприятия для покрытия расходов, предусмотренных сметой доходов и расходов, уполномоченный орган осуществляет в установленном порядке финансирование целевых расходов, связанных с функционированием предприятия, ежеквартально по итогам отчетного периода.

Порядок выделения предприятию средств федерального бюджета определяется бюджетным законодательством.

Кроме того, необходимо отметить, что в силу ст. 16 Федерального закона «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»  казенное предприятие за счет остающейся в его распоряжении чистой прибыли создает резервный фонд в порядке и в размерах, которые предусмотрены уставом унитарное предприятия. Средства резервного фонда используются исключительно на покрытие убытков унитарного предприятия.

То есть за счет средств данного фонда могут покрываться убытки предприятия.

Также необходимо отметить, что в ч. 2 той же статьи указано, что Унитарное предприятие за счет чистой прибыли создает также иные фонды в соответствии с их перечнем и в порядке, которые предусмотрены уставом унитарного предприятия.

Средства, зачисленные в такие фонды, могут быть использованы унитарным предприятием только на цели, определенные федеральными законами, иными нормативными правовыми актами и уставом унитарного предприятия.

Следовательно, все фонды, создаваемые в унитарном предприятии, являются целевыми, поэтому расходование их средств возможно именно на те цели, для достижения которых они созданы в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами и уставом унитарного предприятия.

Бюджетный кодекс РФ учитывает в доходах бюджета часть прибыли унитарного предприятия, остающуюся после уплаты налогов и других обязательных платежей.

В соответствии со ст. 17 Федерального закона «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» государственное или муниципальное предприятие ежегодно перечисляет часть прибыли в порядке, в размерах и в сроки, которые определяются компетентными органами публичного образования.

В порядке, предусмотренном п. 17 и 18 тех же Правил осуществляется распоряжение доходами предприятия. Так, размер чистой прибыли предприятия, полученной по результатам отчетного года (нераспределенной прибыли), определяется на основании данных бухгалтерской отчетности.

Размер чистой прибыли предприятия, подлежащей перечислению в федеральный бюджет в текущем году, определяется решением уполномоченного органа, принимаемым не позднее 1 июня на основании отчета об исполнении программы деятельности и сметы доходов и расходов, а также предложений о распределении чистой прибыли, полученной предприятием по результатам отчетного года.

Чистая прибыль предприятия по результатам отчетного года подлежит распределению в следующем порядке:

не более 25 процентов полученной чистой прибыли подлежат зачислению в федеральный бюджет;

не менее 75 процентов полученной чистой прибыли подлежат зачислению в резервный фонд и иные фонды в соответствии с уставом предприятия, а также расходуются по согласованным с уполномоченным органом направлениям, в том числе по направлениям инвестиционного характера.

Таким образом, в настоящее время четко прописан механизм распределения чистой прибыли предприятия.

 

Список литературы

 

  1. Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1 (ред. от 21.07.2014) «О банках и банковской деятельности»
  2. Постановление Правительства РФ от 15.12.2007 N 872 (ред. от 07.09.2011) «О создании и регулировании деятельности федеральных казенных предприятий» // Российская газета. N 205. 15.09.2011.
  3. Положение об особенностях пруденциального регулирования деятельности небанковских кредитных организаций, осуществляющих депозитные и кредитные операции (утв. Банком России 21.09.2001 N 153-П) (ред. от 16.12.2003) // Бизнес и банки. N 8. 2004.
  4. Бакаева О.Ю. Финансово-правовая ответственность как вид юридической ответственности за нарушение таможенных правил // Юрист. 2004. N 11. С. 46.
  5. Батыров С.Е. Финансово-правовая ответственность. Автореф. дис... канд. юр. наук. М., 2003.
  6. Белых В.С. Правовое регулирование предпринимательской деятельности в России: Монография. М.: Проспект, 2009. 432 с.
  7. Винницкий Д.В. Субъекты налогового права. М., 2000.
  8. Золотухин А.В. Теоретические аспекты развития института ответственности за налоговые правонарушения в науке российского права // Законодательство и экономика. 2003. N 8.
  9. Иванов И.С. Краткий курс финансового права: учебное пособие // СПС КонсультантПлюс. 2014.
  10. Кавелина Н.Ю. Комментарий к Федеральному закону от 2 декабря 1990 г. N 395-1 «О банках и банковской деятельности» (постатейный) // СПС КонсультантПлюс. 2014.
  11. Комягин Д.Л. Бюджетное право России: учебное пособие / под ред. А.Н. Козырина. М.: Институт публично-правовых исследований, 2011. 352 с.
  12. Крохина Ю.А. Теоретические основы финансово-правовой ответственности // Журнал российского права. 2004. N 3. С. 88.
  13. Липинский Д.А. Карательная и восстановительная функции налоговой ответственности // Юрист. 2003. N 8.
  14. Максимов И.В. Система административных наказаний по законодательству Российской Федерации / Под ред. Н.М. Конина. Саратов, 2004. С. 40 - 41.
  15. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М.: АЗЪ, 1995.
  16. Рудичева Н.И. Опыты кодификации банковского законодательства // Юридическая работа в кредитной организации. 2005. № 4. С. 65.
  17. Саттарова Н.А. Финансовая ответственность // Финансовый механизм и его правовое регулирование: Тезисы докладов международ. научно-практ. конф. Саратов, 2003.
  18. Сердюкова Н.В. Финансово-правовая ответственность по российскому законодательству: становление и развитие. Автореф. дис... канд. юр. наук. Тюмень, 2003.
  19. Соколова Э.Д. Правовое регулирование финансовой деятельности государства и муниципальных образований. М.: Юриспруденция, 2009. 264 с.
  20. Степанян М.Г. Правовое регулирование валютной ответственности // Банковское право. - М.: Юрист, 2001, № 2. - С. 47-49
  21. Тютин Д.В. Правовые проблемы юридической ответственности налогоплательщиков. Автореф. дис... канд. юр. наук. М., 2003. С. 17.
  22. Шаповалов М.А., Ишлек (Бородина) Н.М., Миронов В.Ю. Комментарий к Федеральному закону от 2 декабря 1990 г. N 395-1 «О банках и банковской деятельности» (постатейный). 2-е изд. / под ред. М.А. Шаповалова // СПС КонсультантПлюс. 2014.

1 Тавасиев А.М. Основы банковского дела: Учебное пособие для вузов. М., 2006. С. 131.

2 Кавелина Н.Ю. Комментарий к Федеральному закону от 2 декабря 1990 г. N 395-1 «О банках и банковской деятельности» (постатейный) // СПС КонсультантПлюс. 2014.

3 Шаповалов М.А., Ишлек (Бородина) Н.М., Миронов В.Ю. Комментарий к Федеральному закону от 2 декабря 1990 г. N 395-1 «О банках и банковской деятельности» (постатейный). 2-е изд. / под ред. М.А. Шаповалова // СПС КонсультантПлюс. 2014.

4 Положение об особенностях пруденциального регулирования деятельности небанковских кредитных организаций, осуществляющих депозитные и кредитные операции (утв. Банком России 21.09.2001 N 153-П) (ред. от 16.12.2003) // Бизнес и банки. N 8. 2004.

5 Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М.: АЗЪ, 1995. С. 459.

6 Максимов И.В. Система административных наказаний по законодательству Российской Федерации / Под ред. Н.М. Конина. Саратов, 2004. С. 40 - 41.

7 Бакаева О.Ю. Финансово-правовая ответственность как вид юридической ответственности за нарушение таможенных правил // Юрист. 2004. N 11. С. 46.

8 Тютин Д.В. Правовые проблемы юридической ответственности налогоплательщиков. Автореф. дис... канд. юр. наук. М., 2003. С. 17.

9 Винницкий Д.В. Субъекты налогового права. М., 2000. С. 53.

10 Золотухин А.В. Теоретические аспекты развития института ответственности за налоговые правонарушения в науке российского права // Законодательство и экономика. 2003. N 8.

11 Липинский Д.А. Карательная и восстановительная функции налоговой ответственности // Юрист. 2003. N 8.

12 Крохина Ю.А. Теоретические основы финансово-правовой ответственности // Журнал российского права. 2004. N 3. С. 88.

13 Батыров С.Е. Финансово-правовая ответственность. Автореф. дис... канд. юр. наук. М., 2003. С. 13.

14 Саттарова Н.А. Финансовая ответственность // Финансовый механизм и его правовое регулирование: Тезисы докладов международ. научно-практ. конф. Саратов, 2003. С. 74.

15 Сердюкова Н.В. Финансово-правовая ответственность по российскому законодательству: становление и развитие. Автореф. дис... канд. юр. наук. Тюмень, 2003. С. 13.

16 Иванов И.С. Краткий курс финансового права: учебное пособие // СПС КонсультантПлюс. 2014.

17 Соколова Э.Д. Правовое регулирование финансовой деятельности государства и муниципальных образований. М.: Юриспруденция, 2009. 264 с.

18 Комягин Д.Л. Бюджетное право России: учебное пособие / под ред. А.Н. Козырина. М.: Институт публично-правовых исследований, 2011. 352 с.

19 Степанян М.Г. Правовое регулирование валютной ответственности // Банковское право. - М.: Юрист, 2001, № 2. - С. 47-49

Информация о работе Банковские кредитные организации и сберегательное дело