Анализ показателей рентабельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 04:02, курсовая работа

Краткое описание

Целью написания данной работы является изучение анализа показателей рентабельности финансово-хозяйственной деятельности.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующий ряд задач:
• рассмотреть теоретические аспекты понятия рентабельности;
• изучить систему показателей рентабельности;
• рассмотреть систему показателей рентабельности активов, методика анализа и оценка их динамики

Содержание

Введение……………………………………………………………………….….3
1. Теоретическая часть……………………………………………………………5
1.1. Система показателей рентабельности………………………………...….....5
1.2 . Методика анализа показателей рентабельности ……..……………...…..13
1.3. Резервы повышения рентабельности активов ……………………….…...19
Заключение………………………………………………………………………22
Список использованной литературы…………………………………………..

Вложенные файлы: 1 файл

анализ показателей рентабельности.doc

— 153.50 Кб (Скачать файл)

 -   изменение рентабельности реализованной продукции,

На уровень рентабельности собственных вложений оказывают влияние:

-   изменение уровня рентабельности продукции;

-   изменение скорости оборота совокупного капитала;

-   изменение соотношения собственного и заемного капитала.

Используя способ абсолютных разниц или цепных подстановок, определяется влияние факторов на рентабельность вложений.

 

 

 

 

1.3. Резервы повышения рентабельности активов

Многообразие  показателей рентабельности определяют альтернативность поиска путей повышения. Каждый из исходных показателей раскладывается в факторную систему с различной степенью детализации, что задает границы выявления и оценки производственных резервов.

При анализе  путей повышения рентабельности важно разделять влияние внешних  и внутренних факторов. Такие показатели, как цена продукта и ресурса, объем потребляемых ресурсов и объем производства продукции, прибыль от реализации и рентабельность продаж, находятся между собой в тесной функциональной связи. Для монопродукта и моноресурса взаимосвязь этих показателей можно отразить с помощью следующей схемы:

Объем продукции в  стоимостном выражение (N)

 

 

=

 

Объем продукции в  физических единицах(q)

 

 

 

Цена единицы продукции(Ц)

Затраты на производство в денежном выражение(S)

 

=

Объем использованных ресурсов( в натуральном выражение)(z)

 

 

Цена единицы ресурса(С)

Доходность

(N/S)

 

=

Производительность ресурсов (q/z)

Возмещение затрат в  цене продукта (Ц/С)

Прибыль (N-S)

=

Объем продукции в  стоимостном выражении (q Ц)

 

-

Затраты на производство в денежном выражении(z C)


 

Доходность  производства продукции рассматривается  как произведение коэффициента производительности ресурсов и коэффициента соотношения  цен единицы продукта и единицы  ресурса. Последнее соотношение обычно называют финансовой производительностью (дефлятором) цены, потому что оно характеризует меру возмещения дополнительных затрат в цене реализуемой продукции в результате повышения себестоимости ( затрат ресурсов за счет роста цен на ресурсы).

Если представить  взаимосвязь данных показателей  в индексной форме, то появиться  возможность обычным методами факторного анализа дать количественную оценку влияния промышленной и финансовой производительности на доходность предприятия  и прибыль.

Имеем :

  (15)

или в развернутом  виде

, (16)

где J- индекс роста  соответствующего показателя;

1;0- означают  что показатели исчислены за  отчетный и базисный периоды  соответственно.

 Влияние  изменения промышленной производительности на доходность определяется методом цепных подстановок

,  (17)

Аналогично  рассчитывается влияние изменения  финансовой производительности

  (18)

В целом общее  изменения доходности за период балансируется с факторными отклонениями

   (19)

Крупные предприятия  главное внимание обращают на проблемы контроля за изменениями промышленной производительности и стараются  снижать роль внешнего фактора (финансовой производительности). Дело в том , что одним из условий процветания предприятия является расширение рынка сбыта продукции за счет снижения цены на предлагаемые товары. Поскольку этот процесс не сопровождается снижением цен на потребляемые ресурсы, то роль дефлятора цены в формирование доходности предприятия понижается. Это естественным образом переключает сферу усилий руководства на контроль за изменением промышленной производительности, т.е. за внутренними факторами: снижение материалоемкости и трудоемкости, повышение отдачи основных средств (машин, оборудования и т. д.)

Широко используемым методом управления предприятием (а  точнее его производственной деятельностью) является анализ безубыточности. Целью  анализа безубыточности могут быть ответы на следующие вопросы:

  • Какой объем продаж следует обеспечить, чтобы не нести убытков?
  • Насколько можно снизить цены при увеличении объема, чтобы прибыль осталась на прежне уровне?
  • Какова максимальная величина затрат на материалы, при которой выгодно производить продукцию?

Анализ безубыточности является одним из наиболее важных направлений финансового анализа предприятия. Кроме того его применение необходимо также при формировании рентабельного ассортимента продукции на предприятии, установлении цен и разработке эффективной ценовой политики, что будет рассмотрено нами применительно к практике деятельности российских предприятий во второй главе данной работы.

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Рентабельность — это степень  доходности, выгодности, прибыльности бизнеса. Рентабельность деятельности предприятия измеряется с помощью системы относительных показателей, характеризующих эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности (производственной, коммерческой, инвестиционной и т.д.), выгодность производства отдельных видов продукции и услуг. Показатели рентабельности более полно, чем прибыль, характеризуют окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина отражает соотношение прибыли с вложенным капиталом или потребленными ресурсами.

Существуют различные группировки  системы показателей рентабельности. Мы рассмотрели одну из таких классификаций с подразделением показателей рентабельности на показатели рентабельности хозяйственной деятельности, показатели рентабельности, характеризующие финансовую деятельность организации и показатели рентабельности продукции.

Показатели рентабельности - это  важнейшие характеристики фактической  среды формирования прибыли и  дохода предприятий. По этой причине  они являются обязательными элементами сравнительного анализа и оценки финансового состояния предприятия. При анализе производства показатели рентабельности используются как инструмент инвестиционной политики и ценообразования.

Основные показатели рентабельности можно объединить в следующие  группы: рентабельность инвестиций (капитала), притом как активов, так и пассивов, и рентабельность продукции, продаж (показатели оценки эффективности управления).

        Рентабельность хозяйственной деятельности отражает норму возмещения (вознаграждения) на всю совокупность источников, которые используются предприятием для осуществления своей деятельности. Финансовая рентабельность характеризует эффективность инвестиций собственников предприятия, которые предоставляют ему ресурсы или оставляют в его распоряжении всю или часть принадлежащей им прибыли с целью получения максимального дохода в будущем.

        Показатели рентабельности продукции – отношения прибыли к стоимости или себестоимости реализованной продукции, товаров, работ или услуг могут ответить на вопросы, касающиеся определения эффективности основной деятельности предприятия по производству и реализации товаров, работ, услуг.

На рентабельность деятельности предприятия  влияют разные факторы: главные из них  это прибыль, величина капитала, объем  реализации; кроме того, факторами  второго порядка являются себестоимость, цены на продукцию, структура отгружаемой продукции, капитало- и трудоемкость производства предприятия.

Если предприятие, посредством  привлечения заемных средств, получает больше прибыли, чем должна уплатить процентов за них, то разница  может быть использована для повышения отдачи собственных средств. Если рентабельность всего капитала меньше, чем проценты уплаченные за заемные средства, влияние заемных средств на деятельность предприятия должно быть отрицательно. Это отражено в формуле эффекта финансового рычага. Эффект финансового рычага должен изменятся в пределах от 1/3 до 1/2 уровня экономической рентабельности активов и не должен быть меньше нуля.  Тогда эффект финансового рычага способен компенсировать налоговые изъятия и обеспечить собственным средствам рентабельность.

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

1. Гражданский кодекс РФ. Часть первая и вторая. – М.: Энциклопедия Российского законодательства, 2001.

2. О бухгалтерском учете: Федеральный закон от 21.11.1996г. № 129-ФЗ. (в ред. от 30.11.2006) // Собр. законодательства РФ. – 1996. - № 48.

3. Налоговый кодекс Российской Федерации (части первая и вторая): По состоянию на 15 сентября 2005 г. (включая изм., вступ. в силу с 1 января 2006г.). – Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2005. – 672 с. – (Кодексы и законы России)

4. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утверждено Приказом Минфина РФ от 29.07.98 № 34н. (в ред. Приказа Минфина РФ т 24.03.2000 г. № 31н).

5. Бурцев В.В. Принципы экономического анализа/ В. В. Бурцев// Современный бухучет. – 2006. - №9. – С.14-17

  1. Ефимова О.В. Финансовый анализ - М.: Бухгалтерский учет, 2007. - 322с.
  2. Зенкина И.В. Теория экономического анализа: Учебное пособие. – М.: Издательско – торговая корпорация «Дашков и К»; Ростов н/Д: Наука – Пресс, 2006. – 208 с.
  3. Любушин Н.П. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: учеб. Пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям 060500 «Бухгалтерский учет, анализ» и 060400 «Финансы и кредит» / Н.П. Любушин. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2006. – 448с.
  4. Киперман Г. Анализ оборотных активов / Г. Киперман// Финансовая газета. Региональный выпуск. – 2007. № 15. – С.14-20
  5. Кошевая И.П. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия [Текст]: Учебное пособие / А.А. Канке, И.П. Кошевая - М: Форум, 2007г - 288с.
  6. Любушин Н.П. Анализ финансового состояния организации: учебное пособие / Н.П. Любушин. – М.: ЭКСМО, 2006. – 256с. – Высшее экономическое образование.
  7. Крылов Э.И., Власова В.М., Журавкова И.В. Анализ финансовых результатов, рентабельности и себестоимости продукции: Учебное пособие. – М.: Финансы и статистика, 2005. – 720с.
  8. Просветов, Г.И. Экономический анализ [Текст]: учебно-практическое пособие / Г.И. Просветов – М.: Издательство "Альфа – Пресс", 2008. – 640с.
  9. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия [Текст]: Учебник / Г.В. Савицкая - М: ИНФРА-М, 2008г - 512с.
  10. Теория экономического анализа: учебное пособие / Ю.П. Маркин. – М.: КНОРУС, 2006. - 312с.
  11. Шевчук В.А., Шевчук Д.А. Финансы и Кредит: Учеб. пособие - М.: Издательство РИОР, 2009, - 288с
  12. Шеремет А.Д. Комплексный анализ хозяйственной деятельности: Учеб. пособие . – М.: РИОР, 2007. – 255с.



Информация о работе Анализ показателей рентабельности