Является ли философией учение Конфуция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 21:49, реферат

Краткое описание

Конфуцианство — это одна из моделей управления обществом. Уважение к старшим, любовь к младшим, человеколюбие, культурность, природа человека – это всё и многое другое – базовые понятия конфуцианства.
Эти определения из толковых словарей достаточно мягки и размыты и им легко соответствовать, но, тем не менее, убедившись, что конфуцианство подходит под определение философии, а философия как мы знаем это наука, будем последовательно разбираться в отдельных вопросах. И проверим их на соответствие следующим основным признакам научного знания

Содержание

Введение 3
Доказательность 5
Логическая непротиворечивость 6
Подтверждаемость опытом 9
Системность 10
Минимум оснований (простота) 13
Воспроизводимость 14
Предсказательная сила 15
Преемственность 17
Наличие методологии 18
Формализация 19
Заключение 20
Список использованной литературы 21

Вложенные файлы: 1 файл

Referat_po_Filosofii.docx

— 40.79 Кб (Скачать файл)

 

РЕФЕРАТ

 

 

по предмету

" Философия"

тема

 

«Является ли философией учение Конфуция»

Выполнил

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание:

Введение                                                                                                     3

Доказательность                                                                                        5

Логическая непротиворечивость                                                                6

Подтверждаемость опытом                                                                       9

Системность                                                                                                10

Минимум оснований (простота)                                                           13

Воспроизводимость                                                                                   14

Предсказательная сила                                                                             15

Преемственность                                                                                        17

Наличие методологии                                                                               18

Формализация                                                                                            19

Заключение                                                                                                 20

Список использованной литературы                                                         21

 

 

 

 

 

 

 

Введение         

   С момента осознания  себя как личности человек  ищет ответы на вопросы: Кто  я? Откуда? Каков смысл моей  жизни? Что такое душа?  В  каждой великой цивилизации были  свои светлые умы, бившиеся  над этими вопросами и создавшие  свои школы. До нас дошли  учения разных стран и эпох: древнегреческая философия повлиявшая на всю Европу; японская философия Кайдзен, которая по сей день имеет большое распространение на современных японских производствах и в бизнесе; индийская философия, распространившаяся по всему миру в том или ином виде; китайская философия, оказавшая влияние не только на Китай, но и на Японию и Корею, и Вьетнам.

  Рассмотрим Конфуцианство,  зародилось оно в середине I тысячелетия до н.э. Изначально было религией Китая и регулировало жизнь граждан и   государства в целом. Только в начале XXвека было заменено на «три народных принципа». Конфуцианство – европейский термин, китайцы предпочитают говорить «школа образованных людей».  На протяжении своей истории конфуцианство не раз подвергалось гонениям, её последователей преследовали и подвергали репрессия, снимали с должностей и даже закапывали живьём в землю. Конфуцианство выдержало жестокую борьбу и на сегодняшний день имеет довольно твёрдые позиции. Конфуцианство — это политическая идеология и мировоззрение, традиция и религия.  Попробуем убедиться в том, что Конфуцианство — это ещё всё-таки и философия.

 Обратимся к словарю,  что такое философия вообще?  Толковый словарь Ожегова: «Наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления». Толковый словарь Даля: «греч.  любомудрие, наука о достижении человеком мудрости, о познании истины и добра». 

Конфуцианство — это одна из моделей управления обществом. Уважение к старшим, любовь к младшим, человеколюбие, культурность, природа человека – это всё и многое другое – базовые понятия конфуцианства.

 Эти определения из  толковых словарей достаточно  мягки и размыты и им легко  соответствовать, но, тем не менее,  убедившись, что конфуцианство подходит  под определение философии, а  философия как мы знаем это  наука, будем последовательно разбираться в отдельных вопросах. И проверим их на соответствие следующим основным признакам научного знания:

доказательность;

логическая непротиворечивость;

подтверждаемость опытом;

системность;

минимум оснований (простота), чтобы объяснить самый широкий  круг явлений, так называемая «бритва  Оккама»;

воспроизводимость - возможность  повторить методы и результаты научного исследования;

предсказательная сила - гипотезы и теории должны не только объяснять факты, для объяснения которых они созданы, но и предсказывать  новые;

преемственность - из новых  идей, конкурирующих друг с другом, предпочтительнее та, которая "наименее агрессивна" по отношению к предшествующему  знанию;

наличие методологии –  обоснования применяемых приёмов;

формализация, выражающаяся, в первую очередь, в формализации языка науки, т.е. научные знания фиксируются в виде точных понятий, принципов, законов.

Доказательность.

 

Человек и его жизнь  являются главными предметами конфуцианства.

Человек в конфуцианстве  это участник социальной жизни. Конфуций писал исходя из своего опыта. Рассматривал людей с разных точек зрения. Исходя из того, что нравственность человечества постоянно снижается он делили людей на: распущенных, сдержанных и глупцов.

Он доказал это примерами  из жизни, характеризовал поведение людей, выяснял что движет человеком, а потом делал на основе этого выводы.

"Богатство и знатность  - вот к чему стремятся все  люди. Если не установить для  них Дао в достижении этого,  они этого не достигнут. Бедность  и презренность - вот что ненавидят  все люди. Если не установить  для них Дао в избавлении  от этого, они от этого не  избавятся". «Благородный муж не стремится есть досыта и жить богато. Он поспешает в делах, но медлит в речах. Общаясь с людьми добродетельными, он исправляет себя»1. Всё это исходит из природы человека, его естества, это предопределено. Зато, зная это можно прогнозировать не только поведение одного человека, но и поведение коллектива и целого этноса. А сбывшиеся прогнозы доказывают правильность учения. Человек не идеален от природы, он не любит признавать свои ошибки, поэтому человеку надо помогать.

 

 

 

 

 

 

 

 

Логическая непротиворечивость.

 

Конфуций достаточно ясно говорит о том что «я» в первую очередь человек, член общества, трудящийся на благо этого самого общества и государства, в нём есть и частичка природы, не самая лучшая, но ведь есть и что-то ещё… Это утверждение логически не противоречит ни одному учению. Ни морали. Ни опыту. Ни другим, каким-либо изречениям Конфуция.

  Конфуций воздерживается от разглагольствований о сверхъестественном, но между тем, если в его учении государь страны сын Неба и одновременно отец народа. То народ дети Неба. И правильно и логически - философски просто одно вытекает из другого. Государство - семья, а народ его дети.  Народ государя подчиняются ему как дети родителю.  Конфуций возвёл «почтительность сына» в добродетель. И это очень важно, не будем забывать, для чего Конфуций разрабатывал своё учение. У него была двойная цель. Надо помнить, что сам Конфуций происходит из знатной семьи, сын великого воина ШуЛянхэ, но рос он с одной только матерью, ей пришлось бежать из дома после смерти пожилого мужа, так как её очень не любили первые две жены. Итак, задачи Конфуция:

  • Упорядочить отношения среди знати, в противном случае высшие слои общества могут ослабнуть и власть захватят низшие.
  • Идеологически обосновать право знати на господство. Тем самым снизить недовольство низов.

Для решения этих целей  как нельзя лучше подходит получившееся философское учение.   Конфуций не был гуманистом в нашем понимании, он выдвинул идеи человеколюбия и  гуманности только для правящей верхушки – аристократических родов и  требовал от них неукоснительных исполнений ритуалов, а жить по традициям предков это логично и естественно. Более того, духи были только у знати, трёхлетний траур по усопшим носили тоже только аристократы. И это логично у знати много времени, много возможностей, а крестьянам есть чем заниматься, необходимо постоянно трудиться. При чётком соблюдении традиций и речи не могло быть о каком-то изменении систему управления государством. Значит, государство в том виде в котором существует, находится в безопасности. Первый вопрос решён.

Со вторым ещё проще. Конфуций говорил, что всё во власти Неба. И где кто находится тоже естественно в его власти. Если аристократы находятся у власти, то она им дарована Небом, потому что они этого достойны, они умны и образованны и им лучше знать, как управлять государством. А низкие маленькие люди, находятся на своём месте, они пашут землю, собирают урожай, делают всю грязную работу, чтобы обеспечить своих господ. Так сложилось исторически, всегда и во всех народах существовала малочисленная верхушка захватившая власть и многочисленный народ эту власть обслуживающий. Конфуций достаточно презрительно относился к простым людям. Справедливость для Конфуция — это когда каждый находится на своём месте и исполняет свои обязанности. Поэтому для него и его окружения, его учеников, естественно, что низкие люди внизу, они невежды, ни на что путное не годятся, а аристократы вверху – они мудры, это не противоречит многовековым устоям.  Конфуций требовал покорности к судьбе и правителю. Отсюда и сыновья почтительность - добродетель, непререкаемая власть родителей, младшие уважают старших, даже братья и сёстры. Абсолютная покорность правителю.

Одни догматы логически  вытекают из других.

На этом можно было бы закончить рассуждения о месте  человеке, но в конфуцианстве есть серьёзное различие между мужчиной и женщиной и женщине уготовлена отдельная судьба. Сама по себе женщина  как бы и не существует, но у неё  есть долг и обязанности, единственное, на что она может рассчитывать это на мужа. Только когда женщина  выходит замуж тогда она как  бы появляется. Семья – это как  бы атом общества, а женщина может  стать частичкой этого атома. Но всё не так просто, чтобы получить хоть какой-то стабильной статус женщине необходимо в первые три года брака родить сына. Тогда она уже может быть уважаема. Но если по каким-то причинам детей нет или она рожает только девочек, тогда женщина низвергается до уровня служанки в доме. Вернуться в свою прежнюю семью к родителям она уже не может, так как за неё была уплачена крупная сумма денег и она стала собственностью мужа. А мужчина после этого может спокойно жениться на другой женщине и так будет продолжаться пока не появятся сыновья. Но и это не самое страшное для женщины. Если муж рано умирает, то покорная жена должна последовать за ним на тот свет. Если она женщина низкая и не пожелала умереть, то станет служить в доме родителей мужа. Опять же всё логично. Смысл жизни женщины быть матерью и женой, а если она не может исполнить свои обязанности, то и жить ей незачем. Традиции идти за своим мужем в могилу посвящено достаточно много китайской литературы.

«Строить правильно отношения труднее всего с женщинами и низкими людьми. Если приблизишь их к себе - они станут развязными, если удалишь от себя – возненавидят»2.

С одной стороны может  показаться, что такое отношение к женщине жестоко и противоречит идеям гуманизма, но с другой стороны, определяя женщине такое место Конфуций сохраняет безопасность и стабильность в обществе.  Вспомним, что самое главное это подчинение старшему, тому, кто стоит выше, предположим, что женщина не будет достаточно уважать мужа, это будут видеть дети и задумываться почему так происходит. Дети могут начать сначала пробовать ослушаться мать, а потом и отца, ведь именно мать своим примером в первую очередь учит детей как жить. Потом это неподчинение может выйти за рамки семьи и начнётся поголовное непослушание, неуважение. Сначала дети не будут слушаться родителей, потом учителей. Потом возможное начальство или господина. Так такая мелочь как не полное подчинение женщины мужу может и обязательно вырвется за пределы семьи, дома, а потом и охватит всё государство. Так что даже отношение к женщине, её место в обществе, нисколько не противоречит общей идее стабильности жизни государства.

Конфуций хотел разгадать  главную загадку, в чём смысл человеческой жизни, а для этого надо было сначала постигнуть природу человека.

 

Подтверждаемость опытом.

 

Конфуций строил свои учения на знаниях, полученных из жизни, из собственного опыта, из наблюдений. Можно предположить, что он ошибался. И если начать нарушать повсюду его догматы, то ничего не случится, ни хорошего, ни плохого. А теперь представим, что люди находящиеся у власти не исполняют всего того что от них требовалось выше, не соблюдают традиции, не уважают старших и друг друга, пренебрежительно относятся к своим обязанностям, не занимается самообразованием. Такая власть мгновенно теряет авторитет у народа, народ уже не понимает, чем они хуже аристократии, перестают уважать власть, не понимают, почему они должны кормить её своим трудом, при этом прозябая в нищете, и свергают её. Именно это и произошло в начале XX века. И только относительно недавно конфуцианство стало возрождаться. Конфуцианство главным образом регулировало жизнь государство, гарантировало его существование, а раз не стали исполняться догматы, то не стало конфуцианства и, следовательно - идеального конфуцианского государства.

«Когда государство управляется согласно с разумом, постыдны бедность и нужда; когда государство не управляется согласно с разумом, то постыдны богатства и почести»3.

 

 

 

Системность

 

Конфуций уважал систему, он все систематизировал, разделял, делил, собирал. Ведь систематизированные знания приносят больше пользы и удобней в обращении.

Конфуций разделил людей  на три категории:

Информация о работе Является ли философией учение Конфуция