Этические проблемы науки XXI века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2012 в 16:01, реферат

Краткое описание

Этика — это философская дисциплина, изучающая явления морали и нравственности. Существует, стало быть, мир явлений морали и нравственности и существует теория, его описывающая и изучающая. Это аналогично тому, как мы различаем явления жизни, с одной стороны, и биологию как науку о них, с другой, или явления психики, душевной жизни и науку психологию.

Содержание

Введение
Этические проблемы науки
Биоэтика
Экологическая этика и ее роль в обществе
Проблемы экологической этики в современной западной философии
Этические проблемы современной российской науки
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат по философии.docx

— 62.54 Кб (Скачать файл)

Ватикан, налагая запрет на клонирование, настаивает на том, что рождение человека должно происходить естественным образом, иначе у родившегося не будет  души. Клонирование, на его взгляд, —  это вызов всемирной религиозной  морали, измена ее принципам.

Интересно, что в памятниках древности, например, в текстах Каббалы, запрещают  возможность создания искусственного человека по заданным параметрам, ибо  за этим стоит космическое всевластие во многом нравственно несовершенного существа. Доктор Фауст у Гете пытается создать искусственного человека —  гомункулуса и при этом присутствует сила зла — Мефистофель. Проблема сверхчеловека, поставленная Ницше, напрямую связана с выводом: «Бог умер!»  Хаксли в романе «О дивный новый  мир» описывает генетические манипуляции  с эмбрионами. И наконец, идеологический заказ на советскую евгенику, предполагающую вмешательство в природу человека, использование достижений генетики в целях государственной политики, формирование искусственного отбора в  условиях ослабленного естественного, свидетельствует о вероломстве  псевдонауки.

Медицинский аспект клонирования, предполагающий производство подверженных деформации органов и тканей, столь необходимых  в хирургии и травматологии, влечет за собой проблему организации производства такого рода материала, поскольку донорами в любом случае должны стать живые  люди. А это, в свою очередь, может  привести к социально негативным последствиям и криминальному бизнесу.

Обсуждение  проблемы клонирования выявляет еще  один неожиданный аспект. Данная технология во многом уязвима в том отношении, что гении зачастую страдают серьезными патологиями. Подагра, шизофрения, циклотимия, эпилепсия и ряд разнообразных  нервно-психических расстройств  — лишь незначительный набор характеристик  гениальных личностей.

Гениальный  Циолковский, например, после перенесенной им в детстве болезни был глухим лунатиком в возрасте от 6 до 14 лет  и оставался фантазером все последующие  годы. Кроме того, гениальность связана  с социальным признанием, с возможностью превзойти заданную социумом планку нормального развития способностей, гений прошлого века может стать  рядовым существом в следующем. Идея клонирования гениев может обернуться угрозой здоровью генотипа совокупного  родового человека.

Чистота эксперимента клонирования в условиях резко обострившихся глобальных проблем современности (радиация, острая экологическая проблема, многообразные  вредоносные внешние факторы, воздействующие на организм, угроза уничтожения самого человечества) под большим сомнением. Такого рода экспериментирование, пусть  даже под грифом «секретно», может  привести к незапланированным мутации, исход которых будет непредсказуем. Поэтому весьма маловероятно, чтобы  клонирование давало точные копии отобранных образцов. Поскольку появление знаменитой овечки Долли последовало после 277 неудачных попыток, то опасения обретают еще и чисто технический характер

Этическое регулирование науки, появление  высокого уровня этической культуры, оцениваемые сегодня как жизненная  необходимость, являются важной предпосылкой будущего развития науки. Это будет  способствовать обеспечению качества ее моральности. Ученый должен проникнуться сознанием своей ответственности  за судьбу человечества.

Обсуждение  проблемы клонирования выявляет еще один неожиданный аспект. Данная технология во многом уязвима в том отношении, что гении зачастую страдают серьезными патологиями. Подагра, шизофрения, циклотемия, эпилепсия и ряд разнообразных нервно-психических расстройств — лишь незначительный набор характеристик гениальных личностей.

Гениальный  Циолковский, например, после перенесенной им в детстве болезни был глухим лунатиком в возрасте от 6 до 14 лет и оставался фантазером все последующие годы. Кроме того, гениальность связана с социальным признанием, с возможностью превзойти заданную социумом планку нормального развития способностей, гений прошлого века может стать рядовым существом в следующем. Идея клонирования гениев может обернуться угрозой здоровью генотипа совокупного родового человека.

Чистота эксперимента клонирования в условиях резко обострившихся глобальных проблем современности (радиация, острая экологическая проблема, многообразные вредоносные внешние факторы, воздействующие на организм, угроза уничтожения самого человечества) под большим сомнением. Такого рода экспериментирование, пусть даже под грифом «секретно», может привести к незапланированным мутации, исход которых будет непредсказуем. Поэтому весьма маловероятно, чтобы клонирование давало точные копии отобранных образцов. Поскольку появление знаменитой овечки Долли последовало после 277 неудачных попыток, то опасения обретают еще и чисто технический характер

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Экологическая этика и ее роль в обществе

Эта этика  представляет собой особую часть  общего этического учения, которая  исследует моральные нормы и  нравственные принципы поведения людей, направленные на сохранение и восстановление окружающей природной среды. Возникновение  экологической этики было вызвано  растущими технологическими перегрузками на биосферу, которые с особой силой  стали ощущаться в период начавшегося  постиндустриального развития. Если раньше, в доиндустриальном обществе человек, по словам известного философа-гуманиста  А. Швейцера, испытывал благоговение перед жизнью, то с появлением индустриального общества и дальнейшим техническим прогрессом гармонические отношения между обществом и природой все больше нарушались и, в конце концов, привели к глубокому экологическому кризису.

По мнению многих экологов, глубокая причина  этого кризиса заключается в  доминировании прежнего антропоцентристского взгляда на мир, согласно которому человек объявлялся центром мироздания и властелином природы, который мог ее нещадно эксплуатировать. Поэтому выход из экологического кризиса должен состоять в решительном отказе от такой позиции и установлении гармонических отношений с природой, начиная от производственной деятельности и кончая сознанием.

Новые экологические  императивы по отношению к современному обществу ясно выразил один из теоретиков системного подхода Эрвин Ласло, который заявил, что «мы нуждаемся в новой морали, в новой этике, которая основывалась бы не столько на индивидуальных ценностях, сколько на необходимых требованиях адаптации человечества как глобальной системы к окружающей природе. Такая этика может быть создана на основе идеала почтения к естественным системам». Как своим происхождением, так и особенно обоснованием, экологическая этика обязана новым философско-мировоззренческим принципам глобального эволюционизма, опирающимся на системный подход к изучению мира и парадигму самоорганизации в процессе его эволюции.

 

 

Проблемы экологической этики  в современной западной философии

Западные  ученые раньше других обратились к  исследованию проблем экологической  этики и высказали ряд интересных идей по конкретным ее вопросам. Во всех их исследованиях подчеркивается необходимость  установления гармонических отношений  между обществом и природой, понимания  ее возможностей для удовлетворения потребностей людей.  Однако мировоззренческое  обоснование своих позиций одни ученые пытаются найти в объективно-научных  методах исследования, опирающихся  по существу на стихийно-материалистическую философию, а другие — в выдвижении либо новых религиозных воззрений, либо переинтерпретации старых взглядов.

К сторонникам  первой группы ученых можно отнести  цитированного выше Э. Ласло, опирающегося на так называемую системную философию, которую он противопоставляет позитивизму и редукционизму. Экологическая этика, по его мнению, должна опираться на новое мировоззрение, которое отказывается от господства человека над природой и призывает его к постоянной адаптации к естественным системам.

Аналогичные взгляды высказывает О. Леопольд, который предлагает различать, с  одной стороны, философскую этику, опирающуюся на анализ общественного  и антиобщественного поведения  людей, а с другой, — этику экологическую, которую он связывает с ограничением свободы действий людей в борьбе за существование. Таким образом, если для решения экологических проблем  Ласло призывает к ограничению некоторых индивидуальных ценностей в пользу общественных, то Леопольд стремится умерить борьбу за индивидуальное существование. Но, в сущности, они оба настаивают на необходимости подчинения индивидуальных интересов общественным для достижения гармонического отношений с природой. По мнению Леопольда, экологическая этика должна способствовать изменению отношения людей ко всему живому сообществу, существующему на Земле: из завоевателя человек должен превратиться в равноправного члена этого сообщества.

Другие  авторы, такие, как Р. Аттфильд, Л. Уайт, считают, что экологическая этика должна ориентироваться на воспитание у людей личной ответственности за сохранение природы. А это требует, по их мнению, обращения к идеалам и требованиям религии. На самом деле при этом речь идет о следовании тем нормам поведения, которые сформулированы еще в Новом Завете

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Этические проблемы современной российской науки

Социальное  поведение людей регулируется правом и этикой. Право определяет однозначные  общественные отношения в то время как этика служит вектором поведения в неоднозначных, противоречивых ситуациях, не определяемых законом – там, где пересекаются разные интересы, мотивы и системы ценностей.

Ситуация, в которой мы сегодня живем, в  высшей степени неоднозначна. Отечественная  наука оказалась на грани гибели. Отсутствие ее базового финансирования при сохранении системы обучения и профессиональной подготовки, при  ненасыщенных потребностях в специалистах в развитых и развивающихся странах  и открытых государственных границах создали уникальное положение: наша страна стала готовить и снабжать другие страны молодыми и зрелыми  научными кадрами, обескровливая собственную  науку и образование. Она столкнулась  с совершенно новыми для нее проблемами, требующими нестандартных решений  на всех уровнях – государственном, научного сообщества и индивидуальном. Общественное мнение – важнейший  «орган» этики – раскололось  на несовместимые осколки. Этика  перестала цементировать нашу науку (1). Престиж науки в обществе упал настолько, что взгляд на ученого  сложился как на «нищего бездельника» (2). Возвышенно-романтическому образу ученого посвящаются некрологи (3). Необходимость фундаментальной  науки, если и отстаивается в глазах публики – широкой или элитарной  – то только в качестве основы для  решения прикладных задач – военных, потребительских или медицинских.

Решать  «как быть» предстоит каждому  ученому или исследовательской  группе самостоятельно, согласно своему разуму, совести, ситуации и пониманию  смысла собственной деятельности. Идти в отечественную науку стало  едва ли не гражданским подвигом. Морально-этический  аспект приобрел крайне важное значение в жизни научных коллективов и индивидуальных ученых.

Морально-этическая  позиция в неоднозначных ситуациях  определяется системой ценностей, которую  человек или группа исповедуют. Система  ценностей поляризует их отношение  к ситуации, делает неприемлемыми  одни решения и привлекательными другие.

Современное положение в науке и научном  сообществе стало областью, где пересекаются несовместимые системы ценностей, определяющие столь же различные  морально-этические позиции.

Хотелось  бы рассмотреть морально-этический аспект двух кардинальных проблем нашей современной науки: оттока научной молодежи (и вообще, ученых) и политику экспертных советов, определяющих, как и кого поддерживать сегодня в науке. В обоих случаях ситуации неоднозначны, а системы ценностей их участников различны до противоположности.

Отток молодежи – едва ли не критическая проблема для существования нашей науки. Талантливая, превосходно подготовленная молодежь, полная желания работать в науке, из нашей науки уходит – за границу, либо в бизнес. Образовался разрыв между старшим поколением и совсем молодыми – студентами или аспирантами – среднее звено резко ослаблено, так что возникла реальная угроза распада научного сообщества.

Чем определяется в этой ситуации этическая позиция  ученого – старшего, среднего или  молодого поколения, где правда –  в традиционном российском смысле слова?

А она  не одна:

Одна  правда в том, что высшая ценность человека науки (да и творческой профессии  вообще) состоит в возможно более  полной реализации своей индивидуальности. Это включает собственный выбор  целей и путей исследования, возможность  следовать своим склонностям  и идти по выбранному пути. Такая  самореализация предполагает и обеспеченность исследования, позволяющая реализовать  свой потенциал, и уровень жизни, дающий возможность полностью отдаваться исследованию, равно как и отсутствие ограничений, в том числе дискриминационных, а также возможность влиять на научный процесс и быть услышанным.

Другое  важное обстоятельство состоит в  том, что наука развивается неравномерно, периодами, имеющими начало и конец. Эпоха великих географических открытий закончилась – карта земной поверхности  построена, добавить к ней ничего нельзя. Уже описан и систематизирован животный и растительный миры –  найти неизвестную мошку или  травку – редкая удача. Проблемы в  биологии переместились в экспериментальные  науки, но и в них большие области  начинаются и заканчиваются в  пределах одного научного поколения. Например, природа гена, структура белка, природа  антител, принципы иммуногенеза и ряд  других областей экспериментальной  биологии начались и в основном закончились за 30–35 лет. Конкретный же ученый готовится и приобретает опыт в одной, редко в двух областях. Он не может ждать, когда область придет к нему в страну и естественно стремится туда, где она максимально разрабатывается в настоящее время, и это нормально. Этому способствует и международный характер науки, которая развивается как единое мировое целое и питается импульсами, получаемыми от ученых всех стран. Точно так же, научные результаты доступны в равной мере всем странам, которые могут их воспринять, независимо от их вклада в мировую науку.

Информация о работе Этические проблемы науки XXI века