Этические воззрения Фомы Аквинского

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2013 в 23:38, реферат

Краткое описание

Фома Аквинский самый видный и влиятельный философ-схоластик западноевропейского средневековья.
В этике Фома Аквинский исходит из того, что все сущее стремится к благу: неразумные существа — к собственному благу, разумные — к Благу как таковому. Но блага нельзя желать, если оно неизвестно интеллекту; поэтому интеллект благороднее воли. Целью человеческой жизни является обретение блаженства; блаженство состоит не в акте воли, но в акте интеллекта.

Вложенные файлы: 1 файл

Этические воззрения Фомы Аквинского-кратко.doc

— 32.00 Кб (Скачать файл)

Этические воззрения  Фомы Аквинского

 

 Фома Аквинский самый видный и влиятельный философ-схоластик западноевропейского средневековья.

В этике Фома Аквинский исходит из того, что  все сущее стремится к благу: неразумные существа — к собственному благу, разумные — к Благу как таковому. Но блага нельзя желать, если оно неизвестно интеллекту; поэтому интеллект благороднее воли. Целью человеческой жизни является обретение блаженства; блаженство состоит не в акте воли, но в акте интеллекта.

Исходным пунктом взглядов Фомы была предпосылка, что зло не является позитивным явлением и не существует само по себе, как добро, а представляет собой просто обычное небытие, ущербность добра. Фома утверждает, что все, а, следовательно, и зло, имеет свою причину. Причиной же может быть лишь то, чему присуще понятие бытия, следовательно, и добра. Зло же, будучи полным небытием, не может выступать в роли какой бы то ни было причины.

Фома помещает человека на границе  между миром животных и миром  чистых духов, между животными, с  одной стороны, и ангелом - с другой. В сравнении с последним человеческая личность является чем-то несравненно более низким и несовершенным. Свободная воля человека и связанные с нею произвольные решения выбора имеют свой источник в интеллектуально-познавательных органах, корнем всякой свободы является разум. Человек обладает двумя способностями в познании - чувством и интеллектом. Процесс познания начинается с чувственного опыта: чувственные образы, возникающие у человека под воздействием объектов, посредством активного разума превращаются в образы умопостигаемые. В этом и состоит процесс абстракции.

В своих этических  воззрениях Фома Аквинский, отходит от фатализма, придерживался позиции признания свободной воли, так как в противном случае с человека снималась бы ответственность за свои поступки.

Свобода воли, согласно Фоме Аквиискому, дает возможность человеку сделать выбор между добрыми  и злыми поступками: добрые поступки - это такие действия, которые  направляют его к Богу, злые поступки - это такие действия, которые ведут его от Бога. Зло - это лишь недостаток блага, менее совершенное благо.

Интеллектуалистский характер этики Фомы, подчеркиваемый историками морали, заключается в  том, что в ней именно знание Бога в Его истине может служить достаточным мотивом необходимо благой воли, что присуще одним блаженным праведникам. Тем самым задается идеальная модель моральности, в которой стерты многие существенные черты собственно морального сознания, в частности, возможность выбора. Добро становится добродетелью, т.е. благим складом души, зло - пороком, дурным складом. Фома определяет добродетель как некоторую середину в вещах, в действиях и в страстях, определяемую критерием разума. Среди страстей выделяются страсти вожделения (любовь и ненависть, удовольствие и печаль) и страсти гнева (надежда, страх, отвага, гнев).


Информация о работе Этические воззрения Фомы Аквинского