Этико-политическое учение Конфуция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2015 в 09:36, контрольная работа

Краткое описание

Одновременно с Древней Грецией (но совершенно независимо от неё) бурное развитие социально-политической мысли происходило в Китае. Период китайской истории с 403 по 221 г. до н. э. называют Чжаньго – Борющиеся царства. Между десятками китайских княжеств шла упорная борьба за господство в Поднебесной (так китайцы называли свою страну). Рушился вековой уклад. На смену традиционной морали приходили новые ценности.

Содержание

Введение
стр.3
Конфуций
стр.3

Конфуцианство: ритуал, традиция и возвращение утраченной
гармонии
стр.5

Пять добродетелей
стр.9

Учитель и ученик
стр.10

Ритуал
стр.11

Заключение
стр. 12
Литература
стр. 13

Вложенные файлы: 1 файл

5fan_ru_Этико-политическое учение Конфуция.doc

— 81.00 Кб (Скачать файл)

 


 


Ленинградский областной институт экономики и финансов

 

 

 

 

 

Кафедра гуманитарных и социальных дисциплин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа по философии

 

Тема:  Этико-политическое учение Конфуция

 

 

 

 

 

Выполнила:

Баринова Т.А.

группа 1-74

II курс

экономический факультет

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

г.Гатчина

2009 г.

СОДЕРЖАНИЕ:

 

Введение

стр.3

Конфуций

стр.3

   

Конфуцианство: ритуал, традиция и возвращение утраченной

гармонии

стр.5

   

Пять добродетелей

стр.9

   

Учитель и ученик

стр.10

   

Ритуал

стр.11

   

Заключение

стр. 12

Литература

стр. 13


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Одновременно с Древней Грецией (но совершенно независимо от неё) бурное развитие социально-политической мысли происходило в Китае. Период китайской истории с 403 по 221 г. до н. э. называют Чжаньго – Борющиеся царства.  Между десятками китайских княжеств шла упорная борьба за господство в Поднебесной (так китайцы называли свою страну). Рушился вековой уклад. На смену традиционной морали приходили новые ценности. Зарождалась философская и политическая мысль, пытавшаяся получить ответы на насущные вопросы: как объединить Поднебесную, как исправить порочных людей, где найти то универсальное средство, которое поможет восстановить порядок и гармонию в обществе.

Для китайской культуры были характерны почитание традиции, культ предков, огромная роль ритуала, а кроме того, рассмотрение социальных и политических проблем в контексте общекосмических. Китайцы не отделяли человека от мироздания.  С их точки зрения, в обществе и во Вселенной действовали одни и те же принципы и закономерности. Мироздание и человеческая история – это круговорот, всё возвращающийся к своим истокам – высокой древности.  Посредником между Землёй и Небом выступал верховный правитель Поднебесной, непосредственно связанный с высшими силами.

 

Конфуций

На юго-востоке современной провинции Шаньдун, среди бескрайних рисовых полей и бесчисленных курганов, где захоронено не одно поколение китайцев, расположился древний городок Цюйфу. Там в 551 г. до н. э. в небольшом княжестве Лу родился и жил выдающийся мыслитель древнего Китая, известный в европейской литературе под именем Конфуций. По китайски он зовётся Кун Фу-цзы, где цзы означает «учитель».

В официальной литературе Конфуций изображался примерным сыном и ревнителем старинных обычаев, благоразумным и неутомимым служакой, лучшим знатоком древности. Конфуций, видимо, и сам считал себя человеком, усвоившим всю мудрость былых времен. Он стремился предстать перед глазами современников в качестве хранителя и толкователя древних традиций. Мудрец ревниво оберегал свою славу поборника и обновителя заветов старины, преданных забвению или утративших свой внутренний смысл.

Его проповеди пользовались популярностью в стране, особенно среди служилого чиновничества. Все, кто жаждал обогатиться знаниями, становились его учениками. Их, по преданию, насчитывалось три тысячи. Это были люди из различных княжеств, разных возрастов и занятий, навещавшие мудреца для назидательных бесед. Особенно близким к Конфуцию, как сообщают источники, были 72 ученика, которые находились при нем почти безотлучно.

Конфуция  более всего интересовало устройство общества и государства. Он считал, что надо вернуться к порядкам древних мифических правителей Яо и Шуня. Тогда каждый подданный обладал человеколюбием, младшие почитали старших, а старшие заботились о младших. Гармония в обществе достигалась не за счёт жестокости властей, а добровольным соблюдением норм поведения.  Поэтому конфуцианцы, веря в облагораживающее влияние искусства, высоко ценили литературу прошлого, сохраняли и комментировали её. По преданию, сам Конфуций составил свод «Ши Цзин», отобрав эти песни из трёх тысяч имевшихся в его распоряжении.

Он советовал «начинать образование с поэзии, упрочивать его правилами, завершать музыкой», считая поэзию обязательным условием воспитания «благородного мужа» - в первую очередь потому, что поэзия, будучи подчинена определённым правилам организации текста, противостоит хаосу.

Конфуций учительствовал, путешествовал, пытался служить советником у князей, чтобы воплотить свои идеи в жизнь. Собственное литературное предназначение он видел не в сочинительстве, а в том, чтобы комментировать письменное наследие «великого прошлого». «Передаю, но не творю. Люблю древность и верю в неё!» - провозглашал Конфуций.1 О его учении известно прежде всего из «Лунь юй» («Беседы и суждения») – это высказывания самого Конфуция и его ближайших учеников, записанные их последователями в V – IV вв. до н. э.

Конфуций считал, что главное в жизни человека – желание учиться.  Только тогда может быть воспитан совершенно мудрый муж, обладающий «гуманностью». А что такое гуманность?  Конфуций отвечал на этот вопрос так: «Не навязывать людям того, чего не хочешь себе».

Конфуцием ценилась мудрость, добытая не книжным знанием, но постигнутая сердцем: только так можно по настоящему узнать основы мироздания и проникнуть в средоточие собственной души. Согласно Конфуцию, человек лишь в самом себе, во «внутренней клети сердца», в глубине сердечного опыта, находит самое прочное, самое настоящее, самое возвышенное состояние своего бытия. Вот почему высшее достижение жизни, по Конфуцию, - «способность следовать велению сердца, не нарушая правил». Так он рассказал о своём пути в книге «Лунь юй»: «В пятнадцать лет я обратил свои помыслы к учёбе. В тридцать лет я обрёл самостоятельность. В сорок лет я избавился от сомнений. В пятьдесят лет я познал волю Неба. В шестьдесят лет я научился отличать правду от неправды. В семьдесят лет я стал следовать желаниям своего сердца». 2

 

Конфуцианство: ритуал, традиция и возвращение утраченной гармонии

Золотым веком для Китая Конфуций считал первые годы правления династии Чжоу (1027 – 256 г. до н. э.). Одним из любимых героев для него был, наряду с основателями чжоуской династии Вэнь-ваном и У-ваном, их сподвижник (брат У-вана) Чжоу-гун. Однажды он даже заметил: «О как же ослабла моя добродетель, если я давно уже больше не вижу во сне Чжоу-гуна». Напротив, современность представлялась царством хаоса. Нескончаемые междлусобные войны, всё усиливающаяся смута привели Конфуция к выводу о необходимости новой моральной философии, которая опиралась бы на представление об изначальном добре, заложенном в каждом человеке.

Совершенное государство и добродетельный человек – таковы основные темы философии Конфуция. Его ученики рассказывали, что когда философ «прибывал в какое-нибудь царство, он обязательно хотел услышать, как оно управляется». В свою очередь китайские князья проявляли огромную заинтересованность во мнении и советах самого Конфуция, которые помогли бы им достичь успехов в управлении своим владением и победить в борьбе за господство в Поднебесной. Один из них как-то спросил у Конфуция: «Существует ли… такое слово, которое может обеспечить процветание государству?». Поиск этого слова – лейтмотив всех его теоретических изысканий. Но для начала следовало найти добродетельного человека, совершенного мудреца – шэна, способного возглавить страну и вернуть её к идеальным порядкам древности. (Впоследствии, когда конфуцианство стало государственной идеологией, каждый царствующий монарх автоматически возводился в ранг совершенного мудреца, и слова «шэн» и «император» превратились в синонимы.)

Конфуций и его последователи обожествляли власть государя. Он считался не только «уполномоченным» Неба на земле, но и посредником между миром людей и миром духов и божеств. Только он имел право непосредственно от имени всего народа обращаться к Нему и в его честь совершать обряды и приносить жертвы.

Являясь священной особой, император нёс ответственность за свои поступки только перед Небом, которое вручило ему престол и власть. Когда он бывал справедлив и заботился о благе своих подданных, Небо посылало всему народу благоденствие; когда же монарх бывал несправедлив, страну постигали голод, чума, войны и народные смуты – так Небо наказывало правителя за дурное правление.

Придворные астрономы вели постоянное наблюдение за «волей Неба», чтобы распознать «небесные предзнаменования» - затмения солнца и луны, бедствий и т.д. Сообщая о подобных «небесных предзнаменованиях», конфуцианцы оказывали соответствующее моральное давление на правителей, а последние, дабы не вызвать «гнева Неба», должны были совершать жертвоприношения и исправлять свои ошибки.

Какими же качествами должен обладать император, кто может послужить идеалом, кому он может подражать?  Конфуций создал такой идеальный образ, который назвал «совершенным» или «благородным» человеком (цзюнь-цзы). «Совершенный человек» должен обладать двумя важнейшими достоинствами: гуманностью и чувством долга. Под гуманностью Конфуций понимал скромность, справедливость, сдержанность, бескорыстие, любовь к людям. Такими качествами, полагал он, обладали только древние мудрецы.  Чувство долга – это сумма моральных обязательств, которые добродетельный человек накладывает на себя сам.

«Совершенный человек» наделялся качествами честного и искреннего, прямодушного и бесстрастного, всё видящего и понимающего, осмотрительного в речах и осторожного в делах. Он должен быть безразличен к еде, богатству, жизненным удобствам. Всего себя он обязан посвятить высоким идеалам: служению людям, поискам истины. Такой человек, являясь воплощением морального и этического совершенства, призван служить образцом поведения для других людей. Ему обязаны подражать все жители Срединного государства. По убеждению Конфуция, правителем государства мог быть только «совершенный человек».

Идеализация древности, использование древности в качестве самого весомого аргумента в политических спорах и теоретических построениях стали традиционными ко времени Конфуция. Основоположники многих философских и этико-политических школ, таких, как легистская, монстская, даоская и другие, часто использовали понятие древность именно в этом значении. Однако никто до Конфуция не уделял большого внимания древности, не отдавал ей пальму первенства в своих учениях. Конфуция по праву можно назвать певцом древности, но и ориентировал свою модель государства как бы в прошлое. Идеальное прошлое должно было, по замыслам Конфуция, играть роль идеального будущего. У Конфуция нет четкой и подробной схемы организации управления; этим занялись впоследствии легисты. Но он выдвинул и разработал ряд принципиально новых идей, ставших фундаментом всей дальнейшей китайской государственности, особенно императорского периода. Именно Конфуцию принадлежит честь создания образа китайского бюрократа.

Конфуцианство трактовало государство как большую семью, в ней правитель выступал в роли отца, а подданные – в роли детей. Правящие и управляемые находились в отношениях старшие – младшие: «низкие», простолюдины, должны подчиняться «благородным мужам», лучшим, старшим. Простым людям полагалось с сыновней почтительностью относиться к чиновникам. Государь, отец народа, обладал непререкаемым авторитетом и ореолом святости, воплощал собой государство. Женщины беспрекословно слушались мужчин, дети – родителей, подчинённые – начальников. Народ воспринимался Конфуцием как могущественная, но бездуховная и инертная масса: его «можно заставить повиноваться, но нельзя заставить понимать, почему». Основная и единственная добродетель, доступная народу, - способность подчиняться, доверять и подражать правителям. «Если вы будете стремиться к добру, - обращался к ним мыслитель, - то и народ будет добрым. Мораль благородного мужа подобна ветру, мораль низкого человека подобна траве. Трава наклоняется туда, куда дует ветер». 3

Рассматривая государство как живой организм, в котором иерархия напоминает связь органов в теле, Конфуций предпочитал моральные нормы формально-правовым, а патриархально-гуманное отношение к людям – бюрократической регламентации. Он выступает против насилия как главного средства управления. Конфуцианское представление об обществе основано на идее неформальных отношений, а не на мёртвой букве закона. Личный пример «благородных мужей», их стремление к добру, полагал философ, помогут государству прийти к процветанию. Поэтому главное внимание Конфуций уделял разработке учения о добродетелях «благородных мужей», способных добиться социальной гармонии, «обновить государство», «исправить имена» (привести каждого человека в соответствие с подобающим ему рангом и положением в обществе: чтобы государь был и в самом деле государем, отец – отцом, сын – сыном, а чиновник – чиновником). Таким образом и обнаружится достойный претендент на обладание Поднебесной.

 

Пять добродетелей

Конфуцианство привнесло в сознание народов Центральной и Восточной Азии нравственные нормы, по силе воздействия на массовое сознание равные библейским десяти заповедям. Это прежде всего «пять постоянств», или пять добродетелей: человеколюбие, чувство долга, благопристойность, разумность и правдивость. К ним следует добавить и «пять связей»:

1) Государя и подданного, господина  и слуги. Такие отношения считались  важнейшими в обществе и доминировали  над остальными. Безусловная преданность и верность господину являлась основой характера «благородного мужа» в конфуцианском понимании.

Информация о работе Этико-политическое учение Конфуция