Этика делового общения в учении Конфуция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 21:42, курсовая работа

Краткое описание

Целью написания курсовой работы является рассмотрение выбранной мною темы: «Этика делового общения в учении Конфуция». Для раскрытия темы необходимо ответить на следующие вопросы: дать основные понятие этики, раскрыть понятие «этика» в традиционном обществе, рассмотреть общие этические принципы.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Этические особенности делового общения 6
1.1 Основные понятия этики 6
1.2 Общие этические принципы и характер делового общения 14
Глава 2. Этика делового общения традиционного общества 17
2.1 Деловое общение в традиционном мире 17
2.2 Этика делового общения в учении Конфуция 22
Заключение 27
Список использованной литературы 29

Вложенные файлы: 1 файл

этика в учениях конфуциях.docx

— 54.93 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение 3

Глава 1. Этические  особенности делового общения 6

1.1 Основные  понятия этики 6

1.2 Общие этические принципы и характер делового общения 14

Глава 2. Этика делового общения традиционного общества 17

2.1 Деловое  общение в традиционном мире 17

2.2 Этика делового общения в учении Конфуция 22

Заключение                                 27

Список использованной литературы  29

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Целью написания  курсовой  работы является рассмотрение выбранной мною темы: «Этика делового общения в учении Конфуция». Для раскрытия темы необходимо ответить на следующие вопросы: дать основные понятие этики, раскрыть понятие «этика» в традиционном обществе,  рассмотреть общие этические принципы.

Понятия морали, нравственности, этики являются одними из самых распространённых в языке, и в то же время одними из самых многозначных и неопределённых. Нравственные проблемы при этом предстают  одними из самых важных для человека. Вопросом сущности этики, морали и нравственности, а также их различиями и взаимосвязями  задавались многие философы и мыслители, начиная еще с Аристотеля. Этот вопрос остается актуальным и в наше время, в связи с тем, что в настоящее время в российском обществе происходит определённая «переоценка ценностей».

Деловое общение сегодня проникает во все сферы общественной жизни. В  коммерческие, деловые отношения  вступают предприятия всех форм собственности, частные лица. Компетентность в сфере  делового общения непосредственно связана с успехом или неуспехом в любом деле: науке, искусстве, производстве, торговле. Что касается менеджеров, предпринимателей, организаторов производства, людей, занятых в сфере управления, то коммуникативная компетентность для представителей этих профессий представляет важнейшую часть их профессионального облика.

Деловые отношения - это сложный  многоплановый процесс развития контактов между людьми в служебной  сфере. Его участники выступают  в официальных статусах и ориентированы  на достижение цели, конкретных задач. Специфической особенностью названного процесса является регламентированность, т. е. подчинение установленным ограничениям, которые определяются национальными  и культурными традициями, профессиональными  этическими принципами. Специфической  особенностью делового общения является регламентированность, то есть подчинение установленным ограничениям, которые определяются национальными и культурными традициями, профессиональными этическими принципами. Этические нормы, в которых выражены представления человека о добре и зле, о справедливости и несправедливости, правильности или неправильности поступков, выступают одним из главных регуляторов отношений между людьми. Для каждого общества существует система общепринятых норм, правил, определяющих степень этичности поведения человека в общении. От знания этих норм, умения и навыков их применения зависит успех общения.

Деловые отношение тесно связаны с  общением, взаимодействием производственной деятельности - это самый массовый вид социального общения. Оно  представляет собой сферу коммерческих и административно-правовых, экономико-правовых и дипломатических отношений.  
В целом деловое общение отличается от обыденного (неформального) тем, что в его процессе ставятся цель и конкретные задачи, которые требуют своего решения. В деловом общении мы не можем прекратить взаимодействие с партнером (по крайней мере, без потерь для обеих сторон 
Выбранная мною тема актуальна и тем, что проблеме этике общения в бизнесе в последнее время уделяется большое внимание, возникла даже отдельная отрасль науки с таким названием, которая определяет себя междисциплинарную, опирающуюся на теорию морали, менеджмент, экономику и психологию. Причина внимания к вопросам этики бизнеса прежде всего связана с экономическим ущербом, который наносит фирме неэтичное поведение сотрудников и деловых партнеров, а также с экологическим, экономическим и социальным ущербом, который наносят гражданам и обществу в целом корпорации и отдельные предприниматели, стремясь снизить затраты и повысить свою конкурентоспособность. 
Задачи, решаемые в ходе написания работы:

- дать понятие «этике в деловом общении»;

- рассмотреть  общие этические принципы в  деловом общении;

- определить  особенности этики делового традиционного  общества;

- рассмотреть  этику в учении Конфуция, в  частности делового общения.

Объектом курсовой работы является рассмотрение этики  делового общения в учениях Конфуция.

Предметом являются этика делового общения.

Методологической  базой явлюятся как общенаучные  методы, так и специальные.

Тема курсовой работы научно проработана неплохо.

Значительный вклад  в развитие теории делового общения  внесли такие авторы, Ботавина Р.Н., Кривцун О.А., Браим И.Н., Петрунин Ю.Ю., Борисов В.К., Честара Дж., Титова А.Г., Смирнов Г.Н.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Этические особенности делового общения

 

1.1 Основные понятия этики

 

В современном  понимании этика – философская  наука, изучающая мораль как одну из важнейших сторон жизнедеятельности  человека, общества. Если мораль представляет собой объективно существующее специфическое  явление общественной жизни, то этика  как наука изучает мораль, ее сущность, природу и структуру, закономерности возникновения и развития, место  в системе других общественных отношений, теоретически обосновывает определенную моральную систему.

Исторически предмет этики существенно изменялся. Она начинала складываться как школа  воспитания человека, на учения его  добродетели, рассматривалась и  рассматривается (религиозными идеологами) как призыв человека к исполнению божественных заветов, обеспечивающих бессмертие личности; характеризуется  как учение о непререкаемом долге  и способах его реализации, как  наука о формировании "нового человека" – бескорыстного строителя  абсолютно справедливого общественного  порядка и т. д.

В отечественных  публикациях современного периода  преобладающим является определение  этики как науки о сущности, законах возникновения и исторического  развития морали, функциях морали, моральных  ценностях общественной жизни.1

В этике  принято разделять два рода проблем: собственно теоретические проблемы о природе и сущности морали и  нравственную этику – учение о  том, как должен поступать человек, какими принципами и нормами обязан руководствоваться.

В системе  науки выделяют, в частности, этическую  аксиологию, изучающую проблемы добра  и зла; деонтологию, исследующую  проблемы долга и должного; деспрективную этику, изучающую мораль того или иного общества в социологическом и историческом аспектах; генеалогию морали, историческую этику, социологию морали, профессиональную этику.

Этика как  наука не только изучает, обобщает и  систематизирует принципы и нормы  морали, действующие в обществе, но и способствует выработке таких  моральных представлений, которые  в максимальной степени отвечают историческим потребностям, способствуя  тем самым совершенствованию  общества и человека. Этика как  наука служит социальному и экономическому прогрессу общества, утверждению  в нем принципов гуманизма  и справедливости.

Этика делового общения "сверху-вниз".

 В  деловом общении "сверху-вниз", т.е. в отношении руководителя  к подчиненному золотое правило  этики можно сформулировать следующим  образом: "Относитесь к своему  подчиненному так, как вы хотели  бы, чтобы к вам относился руководитель". Искусство и успех делового  общения во многом определяются  теми этическими нормами и  принципами, которые использует  руководитель по отношению к  своим подчиненным. Под нормами  и принципами имеется в виду  то, какое поведение на службе  является этически приемлемо,  а какое — нет. Эти нормы  касаются прежде всего того, как  и на основе чего отдаются  распоряжения в процессе управления, в чем выражается служебная  дисциплина, определяющая деловое  общение. Без соблюдения этики  делового общения между руководителем  и подчиненным большинство людей  чувствуют себя в коллективе  дискомфортно, нравственно незащищенными.  Отношение руководителя к подчиненным  влияет на весь характер делового  общения, во многом определяет  его нравственно-психологический  климат. Именно на этом уровне  формируются в первую очередь нравственные эталоны и образцы поведения. Отметим некоторые из них.

- Стремитесь превратить вашу организацию в сплоченный коллектив с высокими моральными нормами общения. Приобщите сотрудников к целям организации. Человек только тогда будет чувствовать себя нравственно и психологически комфортно, когда произойдет его идентификация с коллективом. Вместе с тем каждый стремится остаться индивидуальностью и хочет, чтобы его уважали таким, каким он есть.

- При возникновении проблем и трудностей, связанных с недобросовестностью, руководителю следует выяснить ее причины. Если речь идет о невежестве, то не следует бесконечно попрекать подчиненного его слабостями, недостатками. Подумайте, что вы можете сделать, чтобы помочь ему преодолеть их. Опирайтесь при этом на сильные стороны его личности.

-Если сотрудник не выполнил вашего распоряжения, необходимо дать ему понять, что вам известно об этом, иначе он может решить, что провел вас. Более того, если руководитель не сделал подчиненному соответствующего замечания, то он просто не выполняет своих обязанностей и поступает неэтично.

- Замечание сотруднику должно соответствовать этическим нормам. Соберите всю информацию по данному случаю. Выберите правильную форму общения. Вначале попросите объяснить причину невыполнения задания самого сотрудника, возможно он приведет неизвестные вам факты. Делайте ваши замечания один на один: необходимо уважать достоинство и чувства человека.

- Критикуйте действия и поступки, а не личность человека.

- Тогда, когда это уместно, используйте прием "бутерброда" — спрячьте критику между двумя комплиментами. Закончите разговор на дружеской ноте и вскоре найдите время поговорить с человеком, чтобы показать ему, что вы не держите зла.

- Никогда не советуйте подчиненному, как поступать в личных делах. Если совет поможет, вас скорее всего не поблагодарят. Если не поможет — на вас ляжет вся ответственность.

- Не обрастайте любимчиками. Относитесь к сотрудникам как к равноправным членам и ко всем с одинаковыми мерками.

- Никогда не давайте сотрудникам возможность заметить, что вы не владеете ситуацией, если вы хотите сохранить их уважение.

- Соблюдайте принцип распределительной справедливости:

чем больше заслуги, тем больше должно быть вознаграждение.

- Поощряйте свой коллектив даже в том случае, если успех достигнут главным образом благодаря успехам самого руководителя.

- Укрепляйте у подчиненного чувство собственного достоинства. Хорошо выполненная работа заслуживает не только материального, но и морального поощрения. Не ленитесь лишний раз похвалить сотрудника.

- Привилегии, которые вы делаете себе, должны распространяться и на других членов коллектива.

- Доверяйте сотрудникам и признавайте собственные ошибки в работе. Члены коллектива все равно так или иначе узнают о них. Но утаивание ошибок — проявление слабости и непорядочности.

- Защищайте своих подчиненных и будьте им преданными. Они ответят вам тем же.

- Выбирайте правильную форму распоряжения, учитывая прежде всего два фактора: 1) ситуацию, наличие времени для нюансов, 2) личность подчиненного — кто перед вами, добросовестный и квалифицированный работник или человек, которого нужно подталкивать на каждом шагу. В зависимости от этого следует выбирать и этически наиболее приемлемые нормы поведения и формы распоряжения.

Формами распоряжения могут быть: приказ, просьба, запрос и так называемый "доброволец".

Приказ. Чаще всего следует использовать в чрезвычайной ситуации, а также в отношении недобросовестных сотрудников.

Просьба. Используется в том случае, если ситуация рядовая, а отношение между руководителем и подчиненным основано на доверии и доброжелательности. Такая форма позволяет сотруднику высказать свое мнение на проблему в том случае, если она но каким-либо причинам не может быть решена. А если соответствующим образом произнести фразу, то у сотрудника не возникнет никакого сомнения, что это приказ.2

Вопрос. "Есть ли смысл заняться этим?", "Как мы должны это сделать?". Лучше применять в тех случаях, когда вы хотите вызвать обсуждение, как лучше сделать работу или подтолкнуть сотрудника к тому, чтобы он взял инициативу на себя. При этом сотрудники должны быть добровольными и достаточно квалифицированными. В противном случае некоторые могут воспринять ваш вопрос как проявление слабости и некомпетентности.

"Доброволец". "Кто хочет это сделать?". Подходит для такой ситуации, когда работу не хочет делать никто, но тем не менее она должна быть сделана. В этом случае доброволец надеется, что ею энтузиазм будет соответствующим образом оценен в дальнейшей работе.

Этика делового общения "снизу-вверх". В деловом общении "снизу-вверх", т.е. в отношении подчиненного к своему начальнику, общее этическое правило поведения можно сформулировать следующим образом: "Относитесь к своему руководителю так, как вы хотели бы, чтобы к вам относились ваши подчиненные".

Знать, как  следует обращаться и относиться к своему руководителю, не менее  важно, чем то, какие нравственные требования следует предъявлять  к своим подчиненным. Без этого  трудно найти "общий язык" и  с начальником, и с подчиненными. Используя те или иные этические  нормы, можно привлечь руководителя на свою сторону, сделать своим союзником, но можно и настроить его против себя, сделать своим недоброжелателем.

Информация о работе Этика делового общения в учении Конфуция