Эстетика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2014 в 18:28, реферат

Краткое описание

Понятие «эстетика».Эстетика (от др.греч. Aisthetios - чувствовать; воспринимаемый чувствами) - наука о неутилитарном созерцательном или творческом отношении человека к действительности, изучающая специфический опыт ее освоения, в процессе (и в результате) которого человек ощущает, чувствует, переживает в состояниях духовно-чувственной эйфории, восторга, неописуемой радости, блаженства, катарсиса, экстаза, духовного наслаждения свою органическую причастность к Универсуму в единстве его духовно-материальных основ, свою сущностную нераздельность с ним, а часто и конкретнее - с его духовной Первопричиной, для верующих - с Богом.

Вложенные файлы: 1 файл

Прекрасное как категория эстетики.doc

— 115.00 Кб (Скачать файл)

Понятие «эстетика».Эстетика (от др.греч. Aisthetios - чувствовать; воспринимаемый чувствами) - наука о неутилитарном созерцательном или творческом отношении человека к действительности, изучающая специфический опыт ее освоения, в процессе (и в результате) которого человек ощущает, чувствует, переживает в состояниях духовно-чувственной эйфории, восторга, неописуемой радости, блаженства, катарсиса, экстаза, духовного наслаждения свою органическую причастность к Универсуму в единстве его духовно-материальных основ, свою сущностную нераздельность с ним, а часто и конкретнее - с его духовной Первопричиной, для верующих - с Богом. Термин «эстетика» употребляется в современной научной литературе и в обиходе и в ином смысле - для обозначения эстетической составляющей культуры и ее эстетических компонентов. В этом смысле говорят об эстетике поведения, той или иной деятельности, спорта, церковного обряда, воинского ритуала, какого-либо объекта и т. п. Главные категории эстетики: эстетическое, прекрасное, возвышенное, трагическое, комическое, безобразное, искусство.

Истоки эстетики уже проявлялись в первобытной культуре. В древних пещерах Ляско, Альтамир, Лортэ и др. археологи и спелеологи обнаружили наскальные росписи первобытных людей. Петроглифы - рисунки на стенах пещер.Первобытный человек умел видеть понимать и творчески воссоздавать красоту живой природы. 
 
На протяжении всей истории эстетика развивалась в тесной связи с философией и различными отраслями философского знания, в частности с логикой, диалектикой, теорией познания и т. д.

Многообразие использования понятия «эстетика» за пределами науки - свидетельство его широкой содержательности, длительности исторического пути, в ходе которого возникали разные его ипостаси. При всем различии употребления на обыденном и профессиональном уровнях («эстетика интерьера», «эстетика спектакля») это понятие обозначает некий единый принцип, обобщающее чувственно-выразительное качество как произведений искусства, так и предметов повседневного обихода, феноменов природы. На это обратил внимание еще немецкий просветитель А. Баумгартен, когда в середине XVIII в. ввел в оборот само понятие «эстетика» (от греч. aistheticos - чувственный, относящийся к чувственному восприятию).

Немецкий философ А. Баумгартен в 1750 г.впервые ввел в обиход термин, которым и поныне обозначается эта наука (производная от греческого глагола «айстаномай» (чувственное восприятие). Но сама наука о категориях и функциях 
 
красоты зародилась в глубокой древности, в эпоху рабовладельческого 
 
общества в Египте, Вавилоне, Индии и Китае.

Баумгартен считал, что: предмет эстетики - чувственное познание мира, присущее искусству. Логика изучает законы рационального познания и учит, как достичь истины; человек же познает не только с помощью мысли, но и с помощью чувств. Поэтому должна быть наука, параллельная логике - эстетика, изучающая законы чувственного познания и постигающая красоту. Из предмета эстетики Баумгартен исключал искусство, его законы и отражение прекрасного в искусстве. Из баумгартеновского заблуждения родился научный термин, в который последующее развитие теоретической мысли вложило новое содержание. Борев, Ю.Б. Эстетика: Учебник. - М.: Высш. шк., 2002. - с. 13

 
 
Итак, предметом эстетики с современной точки зрения является человеческая чувственность, ответственная за целостное, образное постижение человеком мира. 
Эстетика - философская наука: 
а) о прекрасном; 
б) о наиболее общих принципах эстетического освоения мира в процессе любой деятельности человека и, прежде всего, в искусстве; 
в) о природе эстетического и его многообразии в действительности и искусстве; 
г) о сущности и законах бытия, восприятия, функционирования и развития искусства. 
Задачи эстетики: 
а )  формировать в человеке созидательное начало;  
б)  формировать способность воспринимать красоту.

Изучение эстетики способствует развитию 
 
творческих художественных способностей человека и общества. 
 
Эстетика в своём развитии связана с этикой, педагогикой, философией, 
 
искусствознанием, культурологией и др. науками. 
 

Прекрасное - категория эстетики, характеризующая явления, обладающие высшей эстетической ценностью. Как эстетическая ценность Прекрасное отличается от нравственных и теоретических ценностей (добра, истины) тем, что оно связано с определённой чувственной формой и обращается к созерцанию или воображению; в отличие от утилитарно-полезного, восприятие Прекрасного носит бескорыстный характер.[1] [1] гиперссылка! В конце!Этика: Словарь. Под ред. А.А.Гусейнова и И.С,.Кона.- М.: Политиздат, 2001, с.429.

1.Прекрасное как центральная  категория эстетики.

Категория прекрасного является центральной категорией любой эстетической системы. Она получила широкое развитие еще в античной эстетике. В досократовской философии она имела космический характер. Первоначально прекрасное можно определить как целесообразность или совершенство формы. Под целесообразностью подразумевается соответствие вещи некой высшей цели, высшему предназначению. Это высшее предназначение всегда имеет идеальную форму, следовательно, целесообразность подразумевает так же причастность идее. В. Соловьев определял красоту как «воплощение идеи», а И. Кант «как выражение эстетической идеи». Платон определял красоту как совершенство формы вылепленной в соответствии с неким идеальным образцом. Таким образом, прекрасное это просветленность просвечивание идеи в материальном. Прекрасное это материальное освященное заключенным в нем идеальным.

В разумных существах способных к волевому стремлению к идеальному красота становися непосредственным выражением духовного, в этом смысле мы говорим о красоте души или красоте добродетели. В данном случае целесообразность выступает как прямое и непосредственное устремление к цели – к абсолютной полноте бытия.

В природе по определению Соловьева прекрасное есть просветление утончение одухотворение материального вещественного. Прекрасно то что преображено формой и духом. Например, алмаз, по химическому строению он очень близок к углю, который в отличие от алмаза красивым совсем не считается. Следовательно красота алмаза не в материи, но и уголь может быть красив, когда он горит. В алмазе красота связана с игрой света в кристалле или мерцанием огня. Однако и луч света сам по себе не красив, преломленный в обычном стекле он не производит сильного впечатления. Следовательно, красота возникает в процессе взаимодействия вещества и энергии света.

Таким образом, красота есть преображение материи через воплощение в ней сверх материального начала.

В природе таким сверхматериальным началом является тонкая материя: свет, звук и т.д. Соприкасаясь с более грубым веществом оно утончает и просветляет его высвечивая его форму, Такое просветление тем более прекрасно чем боле оно соответствует некой высшей идее чем больше в нем выражена определенная идея. В данном случае под идеей подразумевается то что само по себе достойно быть, то есть свободно от ограничений и недостатков.

В отличие от красоты в природе, красота в искусстве является непосредственным и, сознательным воплощением эстетической идеи. В этом отношении прекрасное искусство должно стоять ближе к идеалу, чем прекрасная природа. Кант отмечал, что превосходство искусства заключается в том, что оно способно изображать прекрасными веши, в реальности являющиеся безобразными и ужасными. Ужасы, болезни, войны в произведении искусства могут быть преобразованы так, что становится предметом эстетического наслаждения, в литературе, в музыке, живописи и т.д. Но это утверждение требует уточнения, сам художник все же отталкивается от природных явлений, природа служит первоосновой для искусства остается природа. А. Лосев в связи с этим отмечал, что произведение искусства отличается тем, что является предельным оформлением вещи той или иной идеей. А так как предельное оформление вещей есть космос то все что находится внутри него, есть то или иное приближение к к художественному совершенству космоса. Поэтому в равной степени правильно говорить, что природа находит свое завершение в искусстве и что искусство находит свое завершение в природе. Гиперссылка http://www.tsput.ru/res/other/estetika/lec2.html

 

Высшая эстетическая ценность - «прекрасное».  

 

Секрет красоты - это секрет жизни. Разгадать его - значит понять истоки человеческого бытия. Над этой загадкой человечество размышляет уже на протяжении более 25 веков.

Прекрасное - это высшая эстетическая ценность, которая рождается, когда формы окружающей нас реальности совпадают с нашими представлениями о совершенстве или о том, что способствует совершенствованию жизни. 
Итак одной из основополагающих категорий эстетики является категория "прекрасное", которая выражает высшую эстетическую ценность. Ее содержание столь же трудно определимо, как и категории эстетическое. Содержательную сторону прекрасного следует рассматривать в ценностном аспекте. Каждый предмет или явление обладает формальными признаками, которые бы делали их прекрасными. Все они способны так или иначе удовлетворять эстетические потребности людей и, следовательно, выступают в качестве эстетических ценностей. Предметы же, обладающие такими свойствами, называются красивыми и прекрасными. В этой связи необходимо сопоставить категории прекрасное и красивое.

Объективным основанием и предпосылкой красоты является связь взаимоотношений различных составных компонентов явлений - их пропорции, ритм, соотношение частей и целого, их структура и организация, пространственная и временная форма, насколько все это воспринимается и переживается чувствами человека, способного и понимать эти взаимосвязи, и получать от этого эстетическое удовлетворение.

Красота выступает как соразмерность формы предмета, его содержания, функции, а также как соразмерность восприятию человека, его мировоззрению, духовности. Категория красоты в большей мере акцентирует форму эстетического в объекте и отношение к ней человека настолько, насколько эта форма выступает для него мерой человеческого освоения действительности. Следовательно, категория красоты обусловлена характером практики, трудовой деятельности и характером социальных отношений, то есть условиями жизни, быта, воспитания, природной, эстетической и социальной средой. И лишь по мере того, как человек становится субъектом всемирной истории, формируется его способность понимать и чувствовать красоту всякого природного и социального контекстов.

Категория же прекрасного включает в себя содержание категории красоты, хотя и не в полном объеме. Она существенно отличается от последней. Здесь акцент ставится на человеческом понимании содержания красоты. Прекрасное - категория, выражающая единство красоты и добра. В категории прекрасного выражен и подчеркнут именно общечеловеческий смысл эстетической ценности. Внешняя, формальная правильность, организованность и гармоничность объекта здесь не то чтобы не имеют значения, а подчинены нравственному, проявляются только в свете нравственного содержания, благожелательного расположения к человеку. По мере того, как объект обнаруживает свое положительное отношение к человеку, как в нем раскрывается мера человека, распознается сообразное человеку содержание, весь его формальный строй оказывается организованным этим содержанием и приобретает новую целостность и новую гармонию, которая определяется как прекрасное.[2] [2] Калаантар А. Проблема прекрасного. К истории и теории вопроса.- Ереван, 2003.

Прекрасное в человеке, обществе связно прежде всего с деятельностью, ее характером и направленностью. Насколько в продуктах деятельности, в ее результатах предметно воплощается человеческая мера, богатство человеческой духовности, насколько целью этой деятельности оказывается сам человек, настолько она приобретает достоинство прекрасного. Поэтому можно сказать, что прекрасное выступает как непосредственно воспринимаемая мера человеческой свободы.

В обществе прекрасное реализуется как эстетический идеал - справедливое социальное взаимоотношение между людьми. В природе прекрасное связано с закономерностью и целесообразностью природных явлений и выражается в свободном труде человека-творца, создающего вторую природу.

Поскольку прекрасное существует в объективной действительности, постольку оно может быть отражено в своих непосредственных и опосредованных сознанием и воображением формах, в предметных наглядных образах. Так можно подойти к пониманию прекрасного в искусстве, которое представляет собой жизненную правду, передовую идею, гуманизм, выраженный в высокохудожественных образах и формах.

Эстетическое начало играет первостепенную роль в художественной деятельности, в искусстве. Оно выступает и как объект художественного отражения, и как критерий совершенства художественного произведения в целом. Искусство не только отражает прекрасное и утверждает его, но и исследует безобразное во всех его проявлениях с целью страстного отрицания последнего, искоренения его социальных источников. 
От прекрасного в действительности к прекрасному в искусстве и от прекрасного в искусстве к новым свершениям - таков диалектический путь взаимоотношения и взаимосвязи действительности и искусства, правды и красоты.

Прекрасное как категория эстетики обладает особенностями:[3] [3].http://www.cultinfo.ru

  • 1. объективная основа прекрасного отражена в так называемых законах красоты: законах симметрии, меры, гармонии, ритма и т.д.;
  • 2. прекрасное имеет конкретно-исторический характер;
  • 3. представления о прекрасном зависит от образа жизни. Например, изящество и утонченность дворянок у крестьян воспринимались как признак болезни, слабости;
  • 4. идеал прекрасного определяется особенностями национальной культуры. Красивая девушка на Востоке сравнивается с луной, а у славян - с березой;
  • 5. представления о прекрасном обусловливается уровнем индивидуальной, личностной культуры, особенностями эстетических вкусов, обычаев, способов эстетического воспитания в семье, в ближайшем окружении;
  • 6. прекрасное имеет специфическое проявление в разных сферах действительности. Говоря о прекрасном в природе, имеется в виду прежде всего форма ее явлений. В человеке как прекрасное оценивается его внешний вид, поведение, внутренний мир, результаты его деятельности. Человечество выработало особую форму духовной жизни - искусство.

Прекрасное в искусстве - его художественная ценность - обусловлено правдивым отражением жизни (красота истины), выражением гуманистических идеалов, а также мастерством, создающим форму, гармонически соответствующую содержанию.[4] [4] Ванслов В. В., Проблема прекрасного, М., 2002 г. 

 

Заключение

Прекрасное свидетельствует о целостном восприятии субъектом онтологической презентности бытия в его оптимальной конкретно-чувственной выраженности, об адекватности смысла и формы, его выражающей; а безобразное указывает на ту контрпродуктивную сферу бесформенного, которая соответствует распаду формы, угасанию бытия и жизни, нисхождению духовного потенциала в ничто. прекрасное доставляет наслаждение одним своим видом.

Информация о работе Эстетика