Эмпирический и теоретический уровни научного познания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 20:49, реферат

Краткое описание

Научные знания представляют собой сложную развивающуюся систему, в которой по мере эволюции возникают все новые уровни организации. Они оказывают обратное воздействие на ранее сложившиеся уровни знания и трансформируют их. В этом процессе постоянно возникают новые приемы и способы теоретического исследования, меняется стратегия научного поиска.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………
КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭМПИРИЧЕСКОГО И ТЕОРЕТИЧЕСКОГО УРОВНЕЙ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ………….
ЭМПИРИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ……………..
Научное наблюдение………………………………………………………
Измерение…………………………………………………………………
Эксперимент………………………………………………………………
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ……………
Абстрагирование………………………………………………………….
Идеализация………………………………………………………………
Формализация…………………………………………………………….
НАУЧНЫЕ МЕТОДЫ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ НА ТЕОРЕТИЧЕСКОМ И ЭМПИРИЧЕСКОМ УРОВНЯХ ПОЗНАНИЯ……………………………
Анализ и синтез……………………………………………………………
Аналогия и моделирование……………………………………………….
РАЗЛИЧИЯ МЕЖДУ ТЕОРЕТИЧЕСКИМ И ЭМПИРИЧЕСКИМ УРОВНЯМИ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ…………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………

Вложенные файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ_ФИЛОСОФИЯ1.doc

— 115.00 Кб (Скачать файл)

Таким образом, модель всегда выступает как аналогия, т. е. модель и отображаемый с ее помощью  объект (оригинал) находятся в определенном сходстве (подобии).

В математике модель определяется как результат отображения  одной абстрактной математической структуры на другую, также абстрактную, либо как результат интерпретации  первой модели в терминах и образах другой.

В наше время  понятие абстрактной модели вышло  за пределы математических моделей  и стало относиться почти к  любым знаниям и представлениям о мире.

Важно усвоить, что модель не совпадает с моделируемым объектом во всех отношениях, а является целенаправленным отображением его. Это означает, что модель выражает те свойства оригинала, которые нас в нем интересуют, т.е. те свойства оригинала, которые являются целью нашего моделирования[2, c. 12].

В зависимости  от характера используемых в научном  исследовании моделей различают несколько видов моделирования.

1. Мысленное  (идеальное) моделирование. К этому  виду моделирования относятся  различные мысленные представления  в форме тех или иных воображаемых  моделей. Следует заметить, что  мысленные (идеальные) модели  нередко могут быть реализованы материально в виде чувственно воспринимаемых физических моделей.

2. Физическое  моделирование. Оно характеризуется  физическим подобием между моделью  и оригиналом и имеет целью  воспроизведение в модели процессов,  свойственных оригиналу. По результатам исследования тех или иных физических свойств модели судят о явлениях, происходящих (или могущих произойти) в так называемых «натуральных условиях».

В настоящее  время физическое моделирование  широко используется для разработки и экспериментального изучения различных сооружений, машин, для лучшего понимания каких-то природных явлений, для изучения эффективных и безопасных способов ведения горных работ и т. д.

3. Символическое  (знаковое) моделирование. Оно связано  с условно-знаковым представлением каких-то свойств, отношений объекта-оригинала. К символическим (знаковым) моделям относятся разнообразные топологические и графовые представления (в виде графиков, номограмм, схем и т. п.) исследуемых объектов или, например, модели, представленные в виде химической символики и отражающие состояние или соотношение элементов во время химических реакций.

Особой и  очень важной разновидностью символического (знакового) моделирования является математическое моделирование. Символический  язык математики позволяет выражать свойства, стороны, отношения объектов и явлений самой различной природы. Взаимосвязи между различными величинами, описывающими функционирование такого объекта или явления, могут быть представлены соответствующими уравнениями (дифференциальными, интегральными, интегро-дифференциальными, алгебраическими) и их системами.

4. Численное  моделирование на компьютере. Эта  разновидность моделирования основывается  на ранее созданной математической  модели изучаемого объекта или  явления и применяется в случаях больших объемов вычислений, необходимых для исследования данной модели.

Метод моделирования  непрерывно развивается: на смену одним  типам моделей по мере прогресса  науки приходят другие. В то же время  неизменным остается одно: важность, актуальность, а иногда и незаменимость моделирования как метода научного познания [1, c. 442– 444].

 

 

 

 

 

 

 

 

5 РАЗЛИЧИЯ  МЕЖДУ ТЕОРЕТИЧЕСКИМ И ЭМПИРИЧЕСКИМ  УРОВНЯМИ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ

 

В этом пункте мне  бы хотелось обобщить рассмотренную  выше информацию о теоретическом и эмпирическом уровнях научного познания и подробнее рассмотреть различия между ними.

По проблеме теоретического и эмпирического  имеется обширная методологическая литература.

Достаточно  четкая фиксация этих уровней была осуществлена уже в позитивизме 30-х годов, когда анализ языка науки выявил различие в смыслах эмпирических и теоретических терминов. Такое различие касается средств исследования. Но кроме этого можно провести различение двух уровней научного познания, принимая во внимание специфику методов и характер предмета исследования.

Начнем с  особенностей средств теоретического и эмпирического исследования. Эмпирическое исследование базируется на непосредственном практическом взаимодействии исследователя  с изучаемым объектом. Оно предполагает осуществление наблюдений и экспериментальную деятельность. Поэтому средства эмпирического исследования необходимо включают в себя приборы, приборные установки и другие средства реального наблюдения и эксперимента.

В теоретическом  же исследовании отсутствует непосредственное практическое взаимодействие с объектами. На этом уровне объект может изучаться только опосредованно, в мысленном эксперименте, но не в реальном. 

Кроме средств, которые связаны с организацией экспериментов и наблюдений, в  эмпирическом исследовании применяются и понятийные средства. Они функционируют как особый язык, который часто называют эмпирическим языком науки. Он имеет сложную организацию, в которой взаимодействуют собственно эмпирические термины и термины теоретического языка.

Смыслом эмпирических терминов являются особые абстракции, которые можно было бы назвать эмпирическими объектами. Их следует отличать от объектов реальности. Эмпирические объекты - это абстракции, выделяющие в действительности некоторый набор свойств и отношений вещей. Реальные объекты представлены в эмпирическом познании в образе идеальных объектов, обладающих жестко фиксированным и ограниченным набором признаков. Реальному же объекту присуще бесконечное число признаков. Любой такой объект неисчерпаем в своих свойствах, связях и отношениях.  

Язык теоретического исследования отличается от языка эмпирических описаний. В качестве его основы выступают теоретические термины, смыслом которых являются теоретические  идеальные объекты. Их также называют идеализированными объектами, абстрактными объектами или теоретическими конструктами. Это особые абстракции, которые являются логическими реконструкциями действительности. Ни одна теория не строится без применения таких объектов.

Идеализированные  теоретические объекты, в отличие  от эмпирических объектов, наделены не только теми признаками, которые мы можем обнаружить в реальном взаимодействии объектов опыта, но и признаками, которых нет ни у одного реального объекта. Например, материальную точку определяют как тело, лишенное размеров, но сосредоточивающее в себе всю массу тела. Таких тел в природе нет. Они выступают как результат мысленного конструирования, когда мы абстрагируемся от несущественных (в том или ином отношении) связей и признаков предмета и строим идеальный объект, который выступает носителем только сущностных связей. В реальности сущность нельзя отделить от явления, одно проявляется через другое. Задачей же теоретического исследования является познание сущности в чистом виде.

Эмпирический  и теоретический типы познания различаются не только по средствам, но и по методам исследовательской деятельности. На эмпирическом уровне в качестве основных методов применяются реальный эксперимент и реальное наблюдение. Важную роль также играют методы эмпирического описания, ориентированные на максимально очищенную от субъективных наслоений объективную характеристику изучаемых явлений.

Что же касается теоретического исследования, то здесь  применяются особые методы: идеализация (метод построения идеализированного  объекта); мысленный эксперимент с идеализированными объектами, который как бы замещает реальный эксперимент с реальными объектами; особые методы построения теории (восхождение от абстрактного к конкретному, аксиоматический и гипотетико-дедуктивный методы); методы логического и исторического исследования и др.

Все эти особенности  средств и методов связаны  со спецификой предмета эмпирического  и теоретического исследования. На каждом из этих уровней исследователь  может иметь дело с одной и  той же объективной реальностью, но он изучает ее в разных предметных срезах, в разных аспектах, а поэтому ее видение, ее представление в знаниях будут даваться по-разному. Эмпирическое исследование в основе своей ориентировано на изучение явлений и зависимостей между ними. На этом уровне познания сущностные связи не выделяются еще в чистом виде, но они как бы высвечиваются в явлениях, проступают через их конкретную оболочку.

На уровне же теоретического познания происходит выделение  сущностных связей в чистом виде.

Сущность объекта  представляет собой взаимодействие ряда законов, которым подчиняется данный объект. Задача теории как раз и заключается в том, чтобы, расчленив эту сложную сеть законов на компоненты, затем воссоздать шаг за шагом их взаимодействие и таким образом раскрыть сущность объекта.

Изучая явления и связи между ними, эмпирическое познание способно обнаружить действие объективного закона. Но оно фиксирует это действие, как правило, в форме эмпирических зависимостей, которые следует отличать от теоретического закона как особого знания, получаемого в результате теоретического исследования объектов.

Эмпирическая  зависимость является результатом  индуктивного обобщения опыта и  представляет собой вероятностно-истинное знание. Теоретический же закон - это  всегда знание достоверное. Получение такого знания требует особых исследовательских процедур.

Итак, выделив  эмпирическое и теоретическое познание как два особых типа исследовательской  деятельности, можно сказать, что  предмет их разный, т. е. теория и  эмпирическое исследование имеют дело с разными срезами одной и той же действительности. Эмпирическое исследование изучает явления и их корреляции; в этих корреляциях, в отношениях между явлениями оно может уловить проявление закона. Но в чистом виде он дается только в результате теоретического исследования.

Итак, эмпирический и теоретический уровни познания отличаются по предмету, средствам  и методам исследования. Однако выделение  и самостоятельное рассмотрение каждого из них представляет собой  абстракцию. В реальности эти два  слоя познания всегда взаимодействуют [6. c. 94 - 96].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

И в конце хочется  отметить, что выделяя в научном  исследовании указанные два различных  уровня, не следует, однако, их отрывать друг от друга и противопоставлять. Ведь эмпирический и теоретический уровни познания взаимосвязаны между собой. Эмпирический уровень выступает в качестве основы, фундамента теоретического. Гипотезы и теории формируются в процессе теоретического осмысления научных фактов, статистических данных, получаемых на эмпирическом уровне. К тому же теоретическое мышление неизбежно опирается на чувственно-наглядные образы (в том числе схемы, графики и т. п.), с которыми имеет дело эмпирический уровень исследования.

В свою очередь, эмпирический уровень научного познания не может  существовать без достижений теоретического уровня. Эмпирическое исследование обычно опирается на определенную теоретическую конструкцию, которая определяет направление этого исследования, обуславливает и обосновывает применяемые при этом методы [1, c. 405-406].

Итак, эмпирический и теоретический уровни научного знания имеют сложную структуру. Взаимодействие знаний каждого из этих уровней, их объединение в относительно самостоятельные блоки, наличие прямых и обратных связей между ними требуют рассматривать их как целостную, самоорганизующуюся систему. В рамках каждой научной дисциплины многообразие знаний организуется в единое системное целое во многом благодаря основаниям, на которые они опираются. Основания выступают системообразующим блоком, который определяет стратегию научного поиска, систематизацию полученных знаний и обеспечивает их включение в культуру соответствующей исторической эпохи [3, c. 110].

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Голубинцев В.О., Данцев А.А., Любченко В.С. Философия для технических вузов. – Ростов н / Д: Феникс, 2001. - 512 с.
  2. Казарян В.П. Философия науки. Часть I. Учебное пособие. – М.: Макс Пресс, 2003. - 154 с.
  3. Моисеев В.И. Философия и методология науки. – М.: Мысль, 2001. – 239 с.
  4. Локшина С. М. Краткий словарь иностранных слов. – М.: Сов. Энциклопедия, 1968. – 384 с.
  5. Степин В.С., Горохов В.Г., Розов М.А. Философия науки и техники. – М.: Знание, 2003. – 193 с.

Информация о работе Эмпирический и теоретический уровни научного познания