Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2010 в 19:09, реферат
На  современном этапе развития общества перед человечеством стоит важная задача - формирование общественного  экологического сознания. В условиях начавшегося оживления промышленного  производства в нашей стране неотъемлемой составной частью любых экономических преобразований должно стать решение экологических проблем.
       Главная цель сегодняшнего дня - добиться экономического роста на основе новой технологической  базы без увеличения нагрузки на окружающую среду, создания условий рационального  природопользования, формирования нового экологического мышления. Для успешной работы в этом направлении, достижения высоких результатов необходим комплексный подход к системе экологического просвещения, воспитания, образования, являющихся основой формирования экологической культуры.
       Решая экологические проблемы, нельзя недооценивать  важность преобразований в духовной сфере, в которой формируется  и воспроизводится общественное сознание. Общественное сознание является отражением общественного бытия, т.е. материальной жизни общества. В тоже время общественное сознание оказывает активное обратное влияние на материальную жизнь.
       На 
современном этапе развития общества 
перед человечеством стоит 
Главная цель сегодняшнего дня - добиться экономического роста на основе новой технологической базы без увеличения нагрузки на окружающую среду, создания условий рационального природопользования, формирования нового экологического мышления. Для успешной работы в этом направлении, достижения высоких результатов необходим комплексный подход к системе экологического просвещения, воспитания, образования, являющихся основой формирования экологической культуры.
Решая экологические проблемы, нельзя недооценивать важность преобразований в духовной сфере, в которой формируется и воспроизводится общественное сознание. Общественное сознание является отражением общественного бытия, т.е. материальной жизни общества. В тоже время общественное сознание оказывает активное обратное влияние на материальную жизнь.
       В 
XIX-XX вв. в общественном сознании индустриально 
развитых стран прочно устоялось потребительское 
отношение к природе. И на обыденном, и 
на теоретическом уровне общественного 
сознания господствуют представления 
о человеке, как покорителе и преобразователе 
природы. Интересы экономической прибыли 
ставятся на первый план, а экологические 
последствия материальной деятельности 
учитываются в том случае, если это не 
мешает получению прибыли.  
             
Естествознание создаёт научную основу 
для покорения природы, технические науки 
воплощают знания в технологиях. В системе 
образования со школьной скамьи формируются 
представления о неограниченных возможностях 
научно-технического прогресса. Т.о. в 
общественном сознании устойчиво воспроизводится 
система ценностей, оправдывающая хищническую 
эксплуатацию человеком природы.  
            Углубление 
экологических проблем в конце ХХ века 
поставило вопрос о необходимости изменения 
приоритетов. Изменение общественного 
бытия, ухудшение природных условий жизни 
общества, потребовало изменений общественного 
сознания, отразилось в развитии экологических 
идей. Становится очевидным, что проблема 
экологии – это не проблема качества жизни, 
а проблема сохранения жизни как таковой. 
Поэтому сохранение природы как среды 
обитания человека должно выйти на первый 
план в системе ценностей как отдельных 
людей, так и общества в целом. 
       Необходимо 
выработать новые ценностно-нормативные 
отношения, позволяющие преодолеть 
отчуждение человека от природы, направленные 
на гармоничное сосуществование 
с природой. Эти изменения в 
общественном сознании уже идут. Идеализация 
неограниченного прогресса постепенно 
сменяется представлениями о пределах 
роста, об экологических лимитах. 
            В 
структуре общественного сознания выделяются 
два уровня: обыденное и теоретическое 
сознание. Обыденное сознание – это низший 
уровень общественного сознания, который 
формируется стихийно в повседневной 
бытовой практике людей. В формировании 
экологического сознания на обыденном 
уровне важную роль играют средства массовой 
информации. 
Теоретическое сознание – это высший уровень общественного сознания, который формируется целенаправленно специалистами. На этом уровне формирование экологических знаний – это задача науки, а широкое распространение их в обществе – это задача системы образования.
Экологическое образование должно включать как обучение, т.е. усвоение знаний, так и воспитание, т.е. формирование системы ценностей, принципов, убеждений. Для этого необходимо вводить отдельные экологические дисциплины, а также экологический компонент в традиционные дисциплины - социально-гуманитарные, естественные и технические. Философия с её возможностями синтеза и обобщения знаний может стать теоретической основой экологического мировоззрения.
Радикальная трансформация современного философского взгляда на мировое развитие произошла в начале 70-х годов, когда была сформулирована идея пределов роста, прогнозирующая "экологический коллапс" для цивилизации будущего при сохранении современных ориентиров мирового развития. Именно с того времени начала формироваться современная философия экологизма - мировоззрения, исходящего из определяющего статуса проблемы взаимоотношений человека и биосферы в динамике цивилизационного процесса.
Итак, на пороге III тысячелетия человечество ищет достойный ответ на "экологический вызов", возникший перед цивилизацией XX века. Если в 70х годах шло осознание специфики взаимоотношений общества и природы, а в 80х годах вырабатывалась тактика смягчения социально-экологической ситуации и "тушения" острых "экологических пожаров" локального и регионального масштаба, то в 90х годах человечество должно, чтобы экологически выжить, разработать и приступить к активной реализации единой глобальной стратегии общемирового развития, обеспечивающей качество окружающей среды для цивилизации XXI века.