Экологические проблемы в философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2010 в 19:09, реферат

Краткое описание

На современном этапе развития общества перед человечеством стоит важная задача - формирование общественного экологического сознания. В условиях начавшегося оживления промышленного производства в нашей стране неотъемлемой составной частью любых экономических преобразований должно стать решение экологических проблем.
Главная цель сегодняшнего дня - добиться экономического роста на основе новой технологической базы без увеличения нагрузки на окружающую среду, создания условий рационального природопользования, формирования нового экологического мышления. Для успешной работы в этом направлении, достижения высоких результатов необходим комплексный подход к системе экологического просвещения, воспитания, образования, являющихся основой формирования экологической культуры.
Решая экологические проблемы, нельзя недооценивать важность преобразований в духовной сфере, в которой формируется и воспроизводится общественное сознание. Общественное сознание является отражением общественного бытия, т.е. материальной жизни общества. В тоже время общественное сознание оказывает активное обратное влияние на материальную жизнь.

Вложенные файлы: 1 файл

На современном этапе развития общества перед человечеством стоит важная задача.doc

— 29.00 Кб (Скачать файл)

       На  современном этапе развития общества перед человечеством стоит важная задача - формирование общественного  экологического сознания. В условиях начавшегося оживления промышленного  производства в нашей стране неотъемлемой составной частью любых экономических преобразований должно стать решение экологических проблем.

       Главная цель сегодняшнего дня - добиться экономического роста на основе новой технологической  базы без увеличения нагрузки на окружающую среду, создания условий рационального  природопользования, формирования нового экологического мышления. Для успешной работы в этом направлении, достижения высоких результатов необходим комплексный подход к системе экологического просвещения, воспитания, образования, являющихся основой формирования экологической культуры.

       Решая экологические проблемы, нельзя недооценивать  важность преобразований в духовной сфере, в которой формируется  и воспроизводится общественное сознание. Общественное сознание является отражением общественного бытия, т.е. материальной жизни общества. В тоже время общественное сознание оказывает активное обратное влияние на материальную жизнь.

       В XIX-XX вв. в общественном сознании индустриально развитых стран прочно устоялось потребительское отношение к природе. И на обыденном, и на теоретическом уровне общественного сознания господствуют представления о человеке, как покорителе и преобразователе природы. Интересы экономической прибыли ставятся на первый план, а экологические последствия материальной деятельности учитываются в том случае, если это не мешает получению прибыли.  
             Естествознание создаёт научную основу для покорения природы, технические науки воплощают знания в технологиях. В системе образования со школьной скамьи формируются представления о неограниченных возможностях научно-технического прогресса. Т.о. в общественном сознании устойчиво воспроизводится система ценностей, оправдывающая хищническую эксплуатацию человеком природы.  
            Углубление экологических проблем в конце ХХ века поставило вопрос о необходимости изменения приоритетов. Изменение общественного бытия, ухудшение природных условий жизни общества, потребовало изменений общественного сознания, отразилось в развитии экологических идей. Становится очевидным, что проблема экологии – это не проблема качества жизни, а проблема сохранения жизни как таковой. Поэтому сохранение природы как среды обитания человека должно выйти на первый план в системе ценностей как отдельных людей, так и общества в целом.

       Необходимо  выработать новые ценностно-нормативные  отношения, позволяющие преодолеть отчуждение человека от природы, направленные на гармоничное сосуществование  с природой. Эти изменения в  общественном сознании уже идут. Идеализация  неограниченного прогресса постепенно сменяется представлениями о пределах роста, об экологических лимитах. 
            В структуре общественного сознания выделяются два уровня: обыденное и теоретическое сознание. Обыденное сознание – это низший уровень общественного сознания, который формируется стихийно в повседневной бытовой практике людей. В формировании экологического сознания на обыденном уровне важную роль играют средства массовой информации.

       Теоретическое сознание – это высший уровень  общественного сознания, который  формируется целенаправленно специалистами. На этом уровне формирование экологических знаний – это задача науки, а широкое распространение их в обществе – это задача системы образования.

       Экологическое образование должно включать как  обучение, т.е. усвоение знаний, так и воспитание, т.е. формирование системы ценностей, принципов, убеждений. Для этого необходимо вводить отдельные экологические дисциплины, а также экологический компонент в традиционные дисциплины  - социально-гуманитарные, естественные и технические. Философия с её возможностями синтеза и обобщения знаний может стать теоретической основой экологического мировоззрения.

       Радикальная трансформация современного философского взгляда на мировое развитие произошла  в начале 70-х годов, когда была сформулирована идея пределов роста, прогнозирующая "экологический коллапс" для цивилизации будущего при сохранении современных ориентиров мирового развития. Именно с того времени начала формироваться современная философия экологизма - мировоззрения, исходящего из определяющего статуса проблемы взаимоотношений человека и биосферы в динамике цивилизационного процесса.

       Итак, на пороге III тысячелетия человечество ищет достойный ответ на "экологический  вызов", возникший перед цивилизацией XX века. Если в 70х годах шло осознание специфики взаимоотношений общества и природы, а в 80х годах вырабатывалась тактика смягчения социально-экологической ситуации и "тушения" острых "экологических пожаров" локального и регионального масштаба, то в 90х годах человечество должно, чтобы экологически выжить, разработать и приступить к активной реализации единой глобальной стратегии общемирового развития, обеспечивающей качество окружающей среды для цивилизации XXI века.

Информация о работе Экологические проблемы в философии