Экзистенциалистские идеи в русской философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2014 в 14:51, реферат

Краткое описание

Экзистенциализм, или философия существования — один из самых популярных и влиятельных течений современной общественной мысли. Экзистенциализм формировался в первой половине XX века и во многом отражает тот период. Этим собственно и объясняется трагическая интонация и общая пессимистическая окраска большинства положений философии зкзистенционализма.

Содержание

Введение 3
I. Вклад Ф.М. Достоевского в развитие философии экзистенциализма 5
II. Основные положения экзистенциализма в работах
Н.А.Бердяева и Л.И. Шестова 8
III. Философские школы и направления в русской философии 12
IV. Заключение 17
V. Список литературы 18

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 28.14 Кб (Скачать файл)

Контрольная работа на тему: Экзистенциалистские идеи в русской философии  
Контрольная работа по Философии  
Архангельск 2011 год  
 
Оглавление.  
Введение 3  
I. Вклад Ф.М. Достоевского в развитие философии экзистенциализма 5  
II. Основные положения экзистенциализма в работах  
Н.А.Бердяева и Л.И. Шестова 8  
III. Философские школы и направления в русской философии 12  
IV. Заключение 17  
V. Список литературы 18  
 
Введение.  
Экзистенциализм или философия существования – одно из самых популярных и влиятельных течений современной общественной мысли. Впервые об экзистенциализме заговорили в конце 20-х годов ХХ века. Многие считали это направление философии бесперспективным, но вскоре оно выросло в крупное идейное движение.  
Экзистенциализм развивался параллельно родственным направлениям персонализма (личность, как первичная творческая реальность, а весь мир проявлением творческой активности верховной личности — Бога.) и философской антропологии (учение о природе и сущности человека).  
В чистом виде экзистенциализм как философское направление никогда не существовал. Противоречивость этого термина исходит из самого содержания «экзистенции», так как она по определению индивидуальна и неповторима, означает переживания отдельно взятого индивида, не похожего ни на кого.  
На формирование современной философии существования огромное влияние оказали предшествующие теории и труды С. Кьеркегора, Ф. М. Достоевского, Ф. Ницше, М.Унамуно, а также феноменология Э. Гуссерля и философская антропология М Шелера. Идеи экзистенциализма, защищали и развивали многие выдающиеся философы. В Германии — это Мартин Хайдеггер (1889—1976 гг.), Карл Ясперс (1883—1969 гг) Во Франции — Жан Поль Сартр (1905—1980), Альбер Камю 1913—1960), В России — Лев Шестов, (1866—1938). Николай Бердяев (1874—1948).  
Экзистенциалисты пытались постигнуть человека в критических, кризисных ситуациях. Они сосредоточились на проблеме духовной выдержки людей, заброшенных в иррациональный, вышедший из-под контроля поток событий.  
Заслугой же экзистенциализма является то, что он поднимает ряд важных проблем:  
-проблему сущности индивидуального Я;  
-роль эмоций в жизни человека;  
-место человека в обществе;  
-проблему свободы личности;  
-роль философии и искусства в поиске своей истины;  
-проблему межличностного общения;  
Цель данной работы – изучить, что из себя представляет такое понятие, как экзистенциализм и её отражение в творчестве некоторых наших соотечественников.  
Задача данной работы – проследить основные идеи философии существования через труды Достоевского Ф.М., Н.А.Бердяева и Л.И. Шестова. В третьей главе перечислим основные направления в русской философии.  
1. Вклад Ф.М. Достоевского в развитие философии экзистенциализма.  
Строго говоря, Фёдор Михайлович никогда не был философом, но его литературное творчество поднимает и решает философские проблемы, открывая перед нами бездны человеческой личности, его натуры, являющиеся извечным предметом философского анализа.6 Выводы, к которым приходит Достоевский тоже носят философский характер, именно поэтому картина русской философской жизни невозможна без фигуры Ф.М. Достоевского. Из-под пера писателя выходили философские осмысления социального и духовного кризиса России, страстные поиски общественной и человеческой гармонии. Творчество автора практически полностью наполнено неразрешенными. полными глубины вопросами Бытия. Поэтому рассматривать его произведения, как представляется, следует не с политической, экономической или религиозной позиций, а с точки зрения ориентиров, которыми руководствуется обычный человек при построении стратегии своей жизни. Часто из-за этого Достоевского ставят в ряд с такими зачинателями экзистенциальной философии как Ницше и Кьеркегор. Н. Бердяев и Л. Шестов, русские философы-экзистенциалисты считают Достоевского своим «идейным отцом».  
Конфликт личности и общества составляет основной стержень творчества Достоевского. Мы знаем, что конфликт личности и общества - одна из важнейших тем экзистенциализма. Уже этих моментов достаточно, чтобы стало ясным, насколько многообещающе сопоставление концепции человека у Достоевского с экзистенциалистской. Михаил Федорович антропоцентричен. Нет для Достоевского ничего дороже и значительнее человека, но в то же время нет и ничего страшнее человека. Человек, который берется не в схематическом, формальном изображении, а в полноте своего эмоционального бытия. Достоевский с непревзойденной силой раскрыл «тёмную» сторону в человеке, его «подполье», силы беспредельного эгоизма, его страшный аморализм, таящийся в глубине души. Было бы, однако, очень  
односторонне не обращать внимания на то, с какой глубиной вскрывает Достоевский и светлые силы души, диалектику добра в ней. Ведь не только грех, порочность, эгоизм, и вся «демоническая стихия» человека в целом вскрыты у Достоевского с небывалой силой, но и не менее глубоко вскрыты движения правды и добра человеческой души, «ангельское» начало в нем. В своих произведениях Достоевский развивал мысль о том, что человек является феноменом не только сложным, но и противоречивым в полноте своего эмоционального бытия.8  
Но что есть человек без своих чувств и эмоций? Что заставляет человека чувствовать, искать, страдать, любить и ненавидеть? Именно такие вопросы ставит Достоевский в своих произведениях, именно эти вопросы решают Камю, Сартр, Бердяев и другие в своих философских статьях и литературных произведениях. Экзистенциальный характер взглядов Достоевского прослеживается в его подходе к определению основных тем исследования «души человеческой». Его интересует, прежде всего, вопрос о тайне бытия человеческих интересов, мотивов поступков. Как, откуда, почему рождается тот или иной поступок? Почему князь Мышкин в «Идиоте», столь органичен в своей подлинности, Почему сам Мышкин называется «идиотом»? Почему Родион Раскольников решается на убийство? Так выражается его бунт? И многое, многое другое. Иными словами, сама формулировка проблем и вопросов Достоевского носит чисто экзистенциальный характер.6  
Само бытие для Достоевского – это, прежде всего, бытие человеческой души, онтология чувства, что отличает экзистенциализм от всех других видов философии. Подлинная реальность человеческого «Я», человеческой личности в целом проявляется и познается в его бытии в мире, человек свободен и одинок в мире. Как выйти из этого одиночества? Свобода – дар или наказание? Эти и многие другие вопросы возникают, когда читаешь Достоевского, Камю, Сартра, Бердяева и других.  
Подводя итог по творчеству Достоевского, можно сказать, что в России оно оказало благоприятное воздействие на развитие последующей философии, на Западе – стало предтечей экзистенциализма – направления, поставившего в центр проблему человеческого бытия и бытия человека в мире.  
2. Основные положения экзистенциализма в работах  
Н.А.Бердяева и Л.И. Шестова  
Николая Бердяева относят к экзистенциалистам, ибо его философское творчество целиком и полностью проникнуто знаменитым призывом Сократа – «Познай самого себя». Философия Бердяева в высшей степени философия человека, ищущего себя, познающего этот мир, чтобы обрести в нем свое достоинство. Бердяеву ненавистны любые виды рабства, будь то рабство политическое или религиозное. Будучи глубоко верующими, осознанно религиозным человеком, Николай Бердяев не признавал духовного диктата, которым, по его мнению, всегда "грешила" официальная православная церковь.  
Понятие философии у Бердяева было своеобразным. Цель философии – не создание системы, а творческий познавательный акт в мире. Философия не должна быть систематической, говорил он. Бердяев характеризует состояние кризиса, в котором находится философия. Причина его, по Бердяеву, в стремлении сделать философию научной, создать систему. Этот путь неприемлем. Субъективная по внешности и ненаучная философия может быть гораздо более истинной, прорвавшейся к смыслу мира философией, чем философия по внешности объективная и наукообразная  
Можно условно разделить творчество Н.А. Бердяева на четыре периода, в каждом из которых разрабатываются какие-то приоритетные проблемы. Так, в первом периоде это – этическая проблематика, во втором – религиозно-мистическая, которая уже никогда не покидает философа, затем на первое место выходит историософия и, наконец, последний период знаменателен персоналистическими устремлениями.  
Можно сказать, что в лице Н. Бердяева русская философская мысль впервые предстала пред судом Европы или, пожалуй, даже всего мира. За пятнадцать лет своего пребывания за границей он выпустил целый ряд крупных философских работ: «Философия свободного духа», «О назначении человека», «Я и мир объектов», «Дух и реальность», «Новое средневековье», но о нем в русских журналах и газетах почти никто никогда не писал. Почему? Трудно сказать. Во всяком случае, не потому, что его не ценят и им не интересуются или интересуются мало. И темы его и его подход к этим темам не могут не захватывать даже тех, кто стоит в стороне от философских и религиозных вопросов. Он разбирает творчество Пушкина, Достоевского, Гоголя, Толстого, доказывая, что только в России могла родиться такая литература, которая сродни социальной философии. Только в России литература могла иметь такое политическое и духовное влияние и превращаться в идеологическое основание социальных действий. «Русская литература родилась не от радостного творческого избытка, а от муки и страдальческой судьбы человека и народа, от искания всечеловеческого спасения. Но это значит, что основные мотивы русской литературы были религиозными». Говоря о Боге, Бердяев и другие религиозные экзистенциалисты подчеркивают, что Бог есть Дух, и встреча с ним возможна лишь в духовном опыте, в свободе. Единственный способ сделать это – произвести освобождение от рабства, осуществить победу над бытием.  
Подходя к характеристике личности человека как независимого целого, Н. А. Бердяев показывает, что весь мир – ничто по сравнению с человеческой личностью, с единственной ее судьбой. Не хватит никаких сокровищ мира на одной чаше весов, чтобы перевесить ту другую, на которую возложена человеческая личность. Однако, поскольку личность не возможна без любви и жертвы, она не замкнута в себе, она неизбежно предполагает выход из себя к другим людям. Этот выход личности из себя к другим людям есть экзистенциальное общение «Я» с «Ты» и образование на этой основе «мы».  
Неотъемлемыми свойствами человека, пишет Бердяев, как существа активно-деятельного выступают свобода и творчество, они неразрывны в нем: «тайна творчества есть тайна свободы».  
Если обобщать, то философские интересы Н.А. Бердяева многосторонни. Он ищет ответы на вопросы: почему человек, наделенный свободой духа, несмотря на героическую борьбу за свободу, остается несвободным. В начале он – раб природы, затем, создав культуру, государство, классы, он становится их рабом. В поле зрения его – поиски такого общества, где личность не была бы винтиком системы, функцией власти, государства, техники, а стала бы самоценной.  
Говоря о свободе, Бердяев писал: «Свобода для меня первичнее бытия. Своеобразие моего философского типа, прежде всего, в том, что я положил в основание философии не бытие, а свободу». Как отмечают многие исследователи творчества Бердяева, идея свободы личности у него окрашена прямо противоположными настроениями: трагизмом и решимостью совершить «революцию духа», переживаниями одиночества и порывом к всепобеждающей соборности и верой в преображающую и спасительную силу человеческой свободы.  
Николай Александрович выделяет два вида свободы: первая свобода, свобода потенциальная, которая обусловливает гордыню духа и вследствие этого его отпадение от Бога. Это приводит к рабству личности в мире природы, объективной реальности, в обществе, где человек для того, чтобы успешно сосуществовать с другими его членами, должен следовать моральным нормам, сконструированным обществом, тем самым реальной свободы нет. Вторая свобода, «свобода разумная, свобода в истине и добре... свобода в боге и от Бога полученная». Дух побеждает природу, вновь обретая единство с Богом, восстанавливается духовная целостность личности.  
Н.А. Бердяев ставит и по-своему решает животрепещущие вопросы российской действительности. Его по праву называют «русским Гегелем XX века», одним из величайших философов и пророков нашего столетия.  
Говоря о другом гиганте мысли, Шестове Л.И., то невозможно не заметить, что в плеяде гениев человеческого духа место Льва Исааковича весьма необычно. Многие традиционные проблемы философии он рассматривает с неожиданной точки зрения.  
Большая часть идейного наследия Шестова запечатлена в форме философских эссе – «странствований по душам» его излюбленных мыслителей и героев – Достоевского, Ницше, Толстого, Чехова, Сократа, Авраама, Иова, Паскаля, позже Кьеркегора. Он пишет о Платоне и Плотине, Августине и Спинозе, Канте и Гегеле; полемизирует с Бердяевым и Гуссерлем (и с тем, и с другим Шестова связывала личная дружба). Он «философствовал всем своим существом», – так скажет о нем Н. Бердяев.  
Самым главным делом Шестова была борьба за человека. Борьба глухая и, кажется, подпольная, возможно и оттого, что речь шла о глубинах человеческого существа, истоках его свободы и достоинства.  
Это было упорное стремление вернуть человеку на рубеже столетий его заблудившиеся и ложно направленные свободу и разум с целью их переосмысления.  
Критика разума и философского умозрения составляют содержание творчества Шестова. В этой борьбе он искал и находил «союзников» (Ницше, Достоевский) и даже «двойников» (Кьеркегор). Даже учение своего близкого друга Н.А.Бердяева об иррациональной свободе представлялось Шестову излишне умозрительным. Критикуя любые попытки умозрительного отношения к Богу, Шестов противопоставлял им исключительно индивидуальный, жизненный путь веры. Идея веры-свободы в творчестве Шестова оказывается единственно возможным положительным ответом на вопрос о смысле исторического существования человека. «Для Бога нет ничего невозможного – это самая заветная, самая глубокая, единственная, я готов сказать, мысль Кьеркегора – а вместе с тем она есть то, что коренным образом отличает экзистенциальную философию от умозрительной».  
Борьба Шестова за человека проходила накануне и в период господства небывалой в России тотальной диктатуры идеологии марксизма-ленинизма. В России эта борьба личность и свободу не была услышана, как не были услышаны голоса Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого, В.С. Соловьева и Н.А. Бердяева, П.Б. Струве и С.Н. Булгакова и многих других выдающихся интеллектуалов России. Сам Л. Шестов хорошо понимал это. Говоря о «пророческом даре» Достоевского и Л. Толстого, он с глубокой горечью и сарказмом замечал, что история «отрубает головы пророкам». Напротив, шансов на «всенародный успех» больше у идей утопических, популистских и националистических, а то и религиозно-экстремистских. Это и дало основание Н. Бердяеву сформулировать парадокс: утопии не сбываются, сбываются антиутопии.  
Многими исследователями творчества Л. Шестова было отмечено, что этот философ «выделяется своим тотальным противостоянием любым ограничениям свободы во всех ее смыслах». Уже одной этой своей направленностью его творческие искания приобретают ярко выраженную гуманистическую направленность. По существу, по своей глубинной сути, мысль Льва Шестова находится в русле гуманистической парадигмы, и оказывается, что он, как и Николай Бердяев, оказывается соучастником становления новых форм гуманизма в России.  
3. Философские школы и направления в русской философии.  
1. Историческая философия П.Я.Чаадаева.  
Пётр Яковлевич является религиозным философом, поэтому понять Чаадаева можно, лишь поставив центре религиозную установку.  
Основными направлениями его философии были:  
- философия человека;  
- философия истории.  
Человек, по Чаадаеву, есть соединение материальной и духовной субстанций. Жизнь человека, считал он, возможна лишь в коллективе. Находясь с рождения и до самой смерти в коллективе, человек становится человеком, вырастает как личность. Коллективное сознание полностью определяет индивидуальное.  
2. Философия западников и славянофилов  
Первыми представителями «органической русской философии» были западники и славянофилы.  
К западникам относятся: А.Л. Герцен, Т.М. Грановский, Н.Г. Чернышевский, В.П. Боткин и др.  
Главная идея западников – признание европейской культуры последним словом мировой цивилизации, необходимости полного культурного воссоединения с Западом, использования опыта его развития для процветания России.  
Второе направление в русской философии первой половины XIX в. – славянофильство. Славянофилы противопоставляли Восток Западу, оставаясь в своих философских, религиозных историко-философских воззрениях на русской почве. Но вместе с тем славянофилы признавали и высоко ценили достоинства западноевропейской культуры, философии, духовной жизни в целом.  
3. Ортодоксально-монархическая философия  
Ее цели – отстоять существующий общественно-политический и нравственный порядок, нейтрализовать оппозиционную философию. Ее главным лозунгом в середине XIX в. было: «Православие, самодержавие, народность». Важную роль в ортодаксально-монархической философии играло религиозное направление. Его видными представителями были Н.В. Федоров, К.Н. Леонтьев.  
Н.В. Федоров (1828 – 1903)  
Согласно Федорову мир един. Окружающий мир, Бог, человек являются одним целым и взаимосвязаны между собой, связующим звеном между ними являются воля и разум. «Моментом истины» человеческой жизни Федоров считал ее конечность, а самым большим злом – смерть. Человечество должной задачи – победы над смертью.  
Другим представителем религиозного направления русской философии был К.Н. Леонтьев (1831 – 1891).  
Одно из основных направлений философии Леонтьева – критика негативных явлений русской жизни. В центре данной критики был развивающийся капитализм. По мнению Леонтьева, капитализм – царство «хамства и подлости», путь к вырождению народа, гибели России. Спасение для России – отказ от капитализма, изоляция от Западной Европы и превращение ее в замкнутый православно-христианский центр.  
4. Революционно-демократическая философия.  
Революционно-демократическая философия – Н. Г. Чернышевский, народники Н. К. Михайловский, М. А. Бакунин.  
Общая черта данных направлений – социально-политическая направленность. Все представители указанных течений отвергали существующий общественно-политический и экономический строй,  
Н.Г. Чернышевский видел выход из создавшегося кризиса раннего капитализма в «возвращении к земле». Народности ратовали за непосредственный переход к социализму, минуя капитализм и опираясь на самобытность русского народа. По их мнению, для свержения, существующего стоя и перехода к социализму возможны все средства, наиболее эффективным из которых является террор.  
5. Либеральная философия – В. С. Соловьёв  
Соловьёв выдвигал идею положительного всеединства во главе с Богом. Весь материальный мир философ видел подконтрольным Богу, человек же в его философии выступал связующим звеном между Богом и природой, созданной Богом, но не совершенной. До совершенства должен довести ее человек, в этом смысл его жизни.  
7. Философия Л.Н. Толстого.  
В своей философии Толстой признает ценность моральной составляющей религии, но отрицает все богословские ее аспекты. Цель познания видит в поиске человеком смысла жизни, чем и занимается в первую очередь любая религия. Отрицает любую власть, считает, что необходимо упразднение государства. Поскольку отрицает любые насильственные способы борьбы, то считает возможным избавиться от государства путем отказа каждого от выполнения им общественных и государственных обязанностей.  
8. Русская религиозная философия – С. Н. Булгаков.  
C.H. Булгаков выдвинул идею объединения всех христианских церквей в единую христианскую «экуменическую» Церковь.  
Причину всех бед на Земле философ видел в разобщении.  
В обществе – это разделение на экономическую, политическую, духовную сферы и разобщенность внутри них.  
В религии – разобщенность христианских церквей (православие, католичество, протестантизм).  
9. Философия космизма – В. И. Вернадский, К. Э. Циолковский.  
Космизм – направление в философии, которое рассматривало космос, окружающий мир (природу), человека как единое взаимосвязанное целое.  
В.И. Вернадский – крупный русский и советский ученый и философ-космист. Именно им обоснована теория ноосферы – сферы разума.  
Ноосфера постоянно расширяется и охватывает другое области бытия. Биосфера (сфера жизни) постоянно, но неуклонно переходит в ноосферу.  
По Вернадскому, в будущем ноосфера станет ведущей на Земле и переместится в космос.  
К.Э. Циолковский был сторонником идеи вечности, несотворимости, неуничтожимости материи. В основе материи Циолковский видел мельчайшие частицы – атомы. Атомы, принимая различные конфигурации, создают все разнообразие материальных тел. Разрушаясь, вещество, тело не исчезает совсем – оно распадается на атомы, из которых возникают новые вещества и тела. Во Вселенной существует круговорот атомов, а материя сохраняется, периодически меняя форму.  
Циолковский не считал цивилизацию Земли единственной и уникальной формой жизни во Вселенной. По Циолковскому, космос по своей сути живой и жизнь – неотъемлемая черта космического бытия. Поэтому во Вселенной существуют и иные разумные миры, разумные цивилизации. Циолковский верил в возможности науки и техники, человека покорить космос и в общении межпланетных цивилизаций в будущем. 7  
Заключение.  
Подошло врёмя, наконец-таки, подвести итоги проделанной работе.  
Узнав такое понятие, как экзистенциализм, мы можем сказать, что зародившись накануне Первой Мировой войны в России и продолжив развиваться в послевоенной Европе, философия существования затронула самые животрепещущие вопросы философии.  
В разное время экзистенциализм воспринимался по-разному: допустим, Фёдор Михайлович Достоевский в своём творчестве обыгрывал конфликт человек-общество, а вот его коллега по цеху Николай Александрович Бердяев утверждал, что человеческая личность невозможна без любви и жертвы, в ходе которой вместо отдельных понятий «я» и «ты» образуется единое «мы». Основой идей творчества Н.А. Бердяева была свобода и место человека в ней. Эту идею поддерживал и другой мастер пера, близкий друг Николая Александровича – Лев Исаакович Шестов. Но помимо этого основу его творчества составляла критика разума и философского умозрения.  
Подводя итог всему вышесказанному, можно смело добавить, что темы, затронутые экзистенциалистами, актуальны и поныне.  
Список используемой литературы.  
1. Википедия http://ru.wikipedia.org/wiki/Экзистенциализм  
2. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского - М .: «Советский писатель », 1963. – 800 с. Доступ - http://multidollar.ru/philosophy/bakhtin_m_m__problemy_poehtiki_dostoevskogo__m___1972__175_s.html  
3. Вадимов А. Жизнь Бердяева Россия—Berk., 1993. С. 124-127. – 278 с.  
4. Волкогонова О.Д. Русская философия в Западной Европе Философия науки, 1990-№6. С. 46-53.  
5. Головин Я. Дерзновенная борьба за человека. Здравый смысл, 1999 № 13. С. 62.  
6. Зеньковский В.В. История русской философии, 1948.  
http://www.philosophy.ru/library/zenk/index.html  
7. Кирпотин В.А. Мир Достоевского Статьи. Исследования. .- М.: Сов. писатель, 1983. С. 340-343. – 471 с.  
7. Философия : учеб. для вузов / под ред. проф. В.Н. Лавриненко, проф. В.П. Ратникова - M.: Юристъ. 2004. – 622 с.  
8. Фридлендер Г.М. Достоевский и мировая литература — Л.: Сов. писатель, 1985, С. 121. – 456 с.


Информация о работе Экзистенциалистские идеи в русской философии