Экзистенциализм в философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2013 в 14:38, доклад

Краткое описание

Экзистенциализм, или философия существования — одно из самых популярных и влиятельных течений современной общественной мысли. Экзистенциализм формировался в первой половине XX века и во многом отражает тот период. Этим собственно и объясняется трагическая интонация и общая пессимистическая окраска большинства положений философии экзистенциализма.

Вложенные файлы: 1 файл

Экзистенциализм.docx

— 44.07 Кб (Скачать файл)

Экзистенциализм рассматривает  бытие как некую изначальную  непосредственную целостность субъекта и объекта; познаваемое и познающее  в их целостности должны совпасть.

Социальный смысл учения об экзистенции раскрывается в экзистенциалистских  концепциях личности и свободы.

Личность, как ее видят  экзистенциалисты, является самоцелью, а коллектив при этом выступает  лишь как средство, обеспечивающее возможность материального существования  составляющих его индивидов. А общество в целом призвано обеспечивать возможность  свободного духовного развития каждой личности, гарантируя ей правовой порядок, ограждающий личность от посягательств  на ее свободу. Но роль общества, по мнению экзистенциалистов, остается в сущности отрицательной: свобода, которую она  может предоставить индивиду, является лишь частным ее проявлением - свобода  экономическая, политическая и т.д. “Подлинная свобода начинается по ту сторону социальной сферы, в мире духовной жизни личности, где индивиды сталкиваются не как субъекты правовых отношений, а как экзистенции”. 

Главная проблема экзистенциализма - отчуждение индивида от общества. Экзистенциализм  понимает отчуждение многосторонне: и  как превращение деятельности индивида, ее продуктов в самостоятельную  довлеющую над ним, враждебную ему  силу; и как противостояние человеку государства, всей организации труда  в обществе, различных общественных институтов, других членов общества и  т.д. 

Особенно глубоко экзистенциализм  анализирует субъективные переживания  отчуждения личности от внешнего мира: чувство апатии, одиночества, равнодушия, страха, восприятия явлений действительности, как противостоящих и враждебных человеку. 

Согласно экзистенциализму человек помимо своей воли заброшен в этот мир, в свою судьбу и живет  в чужом для себя мире. Его волнуют  вопросы: Для чего живет человек? В чем смысл его жизни? Каково место человека в мире? Каков выбор  им своего жизненного пути? Человек  пытается осмыслить бытие. По Хайдеггеру, для вопрошающего человека бытие  раскрывается и высвечивается через  все, что люди познают и делают. Человек не может смотреть на мир  иначе, чем сквозь призму своего бытия, разума, чувств, воли, вместе с тем  вопрошая о бытии как таковом. Для человека мыслящего характерно стремление повсюду быть дома в совокупном целом, во всем мироздании. Поскольку  конечную основу человеческого бытия  составляет его временность, преходящность, конечность, постольку прежде всего  время должно быть рассмотрено как  наисущественнейшая характеристика бытия. Обычно же бытие человеком анализировалось  специально и обстоятельно в контексте  времени и лишь в рамках настоящего времени как “вечного присутствия”. По Хайдеггеру, личность остро переживает временность бытия, но ориентация на будущее дает личности подлинное  существование, а “вечное ограничение  настоящим” приводит к тому, что  мир вещей в их повседневности заслоняет от личности ее конечность. Такие идеи, как “забота”, “страх”, “вина” и т.п., выражают духовный опыт личности, чувствующей свою уникальность, а вместе с тем однократность, смертность. Он сосредотачивается на индивидуальном начале в бытии человека - на личностном выборе, ответственности, поисках собственного Я, ставя при  этом экзистенцию в связь с  миром в целом. 

У Ясперса личностное бытие  связывается с обостренными поисками человеком своей индивидуальности, которая раскрывается в коммуникации, общении. Коммуникация - по Ясперсу - это  универсальное условие человеческого  бытия. Она буквально составляет его всеохватывающую сущность. Все, что есть человек и что есть для человека, обретается, прежде всего, в коммуникации. Коммуникация Ясперсом возводится в ранг критерия философской  мысли и отождествляется с  разумом. Поскольку разум в своей  всеоткрытости устремлен на единое во всем сущном, он противодействует прерыванию коммуникации, но именно она дарит  человеку подлинную сущность.  
 
По Ясперсу, экзистенция проявляется в свободе, которая в свою очередь связывается с трансценденцией. Ясперс создает вариант религиозного экзистенциализма. Обретение же человеком сущности, свободы, познания вещей внешнего мира возникает в “пограничных условиях”: перед лицом смерти, в страданиях, через чувство вины, в борьбе, т.е. тогда, когда человек оказывается на границе между бытием и небытием. Оказавшись в “пограничной ситуации”, человек освобождается от господствующих ценностей, норм, установок. И это освобождение, “очищение “Я” дает ему возможность постичь себя как экзистенцию. Именно экзистенция и помогает понять человеку иллюзорность его бытия, соприкоснуться с Богом. 

Философская концепция экзистенциализма Сартра развивается на основе абсолютного  противопоставления и взаимоисключения понятий: “объективность” и “субъективность”, “необходимость” и “свобода”. Источник этих противоречий Сартр усматривает  не в конкретном содержании сил социального  бытия (вещественные свойства предметов, коллективные и обобществленные  формы бытия и сознания людей, индустриализация, техническая оснащенность современной жизни и так далее). Свобода индивида как носителя беспокойной  субъективности может быть лишь “разжатием бытия”, образования в нем “трещины”, “дыры”, ничто. Индивида современного общества Сартр понимает как отчужденное  существо, возводя это конкретное состояние в метафизический статус человеческого существования вообще. Всеобщее значение космического ужаса  приобретают у Сартра отчужденные  формы человеческого существования, в которых индивидуальность стандартизирована  и отрешена от исторической самостоятельности, подчинена массовым, коллективным формам быта, организаций, государства, стихийным  экономическим силам, привязана  к ним также и своим рабским  сознанием, где место самостоятельного критического мышления занимают общественно  принудительные стандарты и иллюзии, требования общественного мнения и  где даже объективный разум науки  представляется отделенным от человека и враждебной ему силой. Отчужденный  от себя человек, обреченный на неподлинное  существование, не в ладу и с вещами природы - они глухи к нему, давят  на него своим вязким и солидно-неподвижным  присутствием, и среди них может  себя чувствовать благополучно устроенным только общество “подонков”, человек  же испытывает “тошноту”. В противовес всяким вообще “объективным” и  опосредованным вещами отношениям, порождающим  индивидуальные производительные силы, Сартр утверждает особые, непосредственные, натуральные и цельные человеческие отношения, от реализации которых зависит  подлинное содержание человечности. 

Концепция свободы воли развертывается у Сартра в теории “проекта”, согласно которой индивид не задан самому себе, а проектирует, “собирает” себя в качестве такового. Поэтому трус, например, ответственен за свою трусость, и для человека нет “алиби”. Экзистенциализм  Сартра стремится заставить человека осознать, что он полностью в ответе за самого себя, свое существование и окружающее, ибо исходит из утверждения, что не будучи чем-то заданным, человек постоянно строит себя посредством своей активной субъективности. Он всегда “впереди, позади себя, никогда - сам”. Отсюда то выражение, которое Сартр дает общему принципу экзистенциализма: “...существование предшествует сущности...” По сути это означает, что всеобщие, культурные объективации, которые выступают как “сущности”, “природа человека”, “ценности” являются лишь отложениями, застывшими моментами деятельности, с которыми конкретный субъект никогда не совпадает. Экзистенция и есть постоянно живой момент деятельности, взятый в виде внутрииндивидуального состояния, субъективно. В более поздней работе ”Критика диалектического разума” Сартр формулирует этот принцип как принцип “несводимости бытия к знанию”. Но экзистенциализм Сартра не находит иной основы, из которой человек мог бы развить себя в качестве подлинно самодеятельного субъекта, кроме абсолютной свободы и внутреннего единства “проектирующего я”. В этом своем возможном развитии личность одинока и лишена опор. Место активной субъективности в мире, ее онтологическую основу Сартр обозначает как “ничто”. По мысли Сартра, “...человек без всякой опоры и помощи, осужден в каждый момент изобретать человека” и тем самым “человек осужден на свободу”. Но тогда основой подлинности (аутентичность) могут быть только иррациональные силы человеческого подполья, подсказки подсознательного, интуиции, безотчетные душевные порывы и рационально неосмысленные решения, неминуемо приводящие к пессимизму или к агрессивному своеволию индивида: “история любой жизни есть история поражения”. Появляется мотив абсурдности существования: Абсурдно, что мы рождаемся, и абсурдно, что мы умираем”. Человек, по Сартру, - бесполезная страсть. 

Несмотря на гипертрофирование  духовного начала в человеке, и  сведения его более к иррациональному, экзистенциализм внес значительный вклад в развитие философских  подходов к человеку как личности, к выявлению его сущности. 

Экзистенциализм также внес вклад в построение целостного философского образа человека. 

Философия экзистенциализма, несмотря на некоторые перегибы в  рассуждениях, обозначила ту “пограничную ситуацию”, в которой сейчас находится  человек и человечество. Своими выработанными  принципами она указала на необходимость  пересмотра ценностных ориентиров, которыми руководствуется человек как личность и общество.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 
Экзистенциализм нельзя рассматривать как философию бездействия. Экзистенциализм определяет человека через его поступки, он показывает, что все происходящие с ним изменения есть результат не внешних и механических воздействий, но жизненных и внутренних его принципов.  
 
Экзистенциалистская философия — оптимистична, несмотря на пессимистическую окраску некоторых своих положений. Она оптимистична, так как учит, что становление человека происходит не тогда, когда он замыкается в себе, изолирован от других, а когда он преследует какую-либо цель вне себя. В этой связи именно экзистенциализм показывает, что человек должен обрести себя и убедиться, что ничто не может его спасти от себя самого. Экзистенциализм тем самым освобождает человека от всех надежд и иллюзий, что он может стать свободным благодаря чему-то вне себя самого. Именно экзистенциализм учит, что каждый человек должен внести свой индивидуальный, особый вклад в общее творчество и созидание совместной жизни людей. Только в этом случае деятельность всех людей может стать взаимно дополняющей, создающей единое целое, вместо повторения одних и тех же действий. 

Оценивая в целом весомый  вклад экзистенциализма в развитие философии человека, нельзя не видеть весьма существенного, присущего ей, недостатка. Рассматривая человека самосознающим  существом, экзистенциализм, к сожалению, не учитывает ни естественной, ни общественной объективной истории его развития. Между тем, именно история создает  людей и именно в ходе ее изменяется тот мир, частью которого являются все  люди и социум, и природная среда, которым они обусловлены и  сами его обусловливают. Поэтому  философия экзистенциалистов по своему воплощению трансисторична, ибо  формулируемые в ней принципы человеческого существования считаются  действительными для любых времен. При таком подходе существование  человека не связывается с конкретной исторической эпохой, что вполне естественно  приводит к отрицанию природных  и социальных "стартовых площадок" в развитии личности, реальных причин отличий ее бытия от бытия других людей.

Экзистенциализм отразил  в своей философии состояние  сознания, переживаний людей в  современном мире, тем самым он во многом обнажил и объяснил те противоречия, с которыми сталкивается человек в этом мире. 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. История философии. Учебник для высших учебных заведений. Ростов-на-Дону: "Феникс", 2001 - 576.
  2. История философии: Учебное пособие для вузов /под ред. В.М. Мапельман, Е.М. Пенькова. – М.: ПРИОР, 1997
  3. Радугин А.А. Философия: курс лекций. – 2-е изд. – М.: Центр, 1997. – 272 с.
  4. Сартр Ж.-П. Экзистенциализм – это гуманизм //Сумерки богов. – М.: Политиздат, 1989
  5. Философия: Курс лекций: Уч. Пособие для студ. вузов/ под общей ред. В.Л. Калашникова. – 2-е изд. – М.:ВЛАДОС, 1999. – 384 с.
  6. Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. – 6-е изд. – М.:Политиздат, 1991.- 560 с.

 

 

1. Экзистенциализм,  или философия существования.

Эпоха между двумя  войнами, представляется как время  в творческом, духовном отношении  исключительно плодотворное. В философии  того времени изменение общего чувства  жизни проявилось так, что внезапно, совершенно неожиданно была утрачена вера в господствовавшую философию, в ту, что во второй половине XIX века вышла из обновленного критического идеализма Канта. «Крах немецкого  идеализма», провозглашенный тогда  Паулем Эрнстом в пользовавшейся успехом книге, а также Освальдом  Шпенглером в его «Закате Европы», был переведен во всемирноисторический план. Критики неокантианства могли  опереться на двух могучих предтеч: то были Фридрих Ницше, подвергший критике  платонизм и христианство, и Серен  Кьеркегор с его блестящим  выступлением против рефлективной философии  умозрительного идеализма. Два новых  лозунга были противопоставлены  теперь методологизму неокантианства -- лозунг иррациональности жизни, особенно исторической (и тут можно было ссылаться на Ницше и Бергсона, а также и на Вильгельма Дильтея, великого историка философии), и девиз  существования, прозвучавший в сочинениях Серена Кьеркегора, датского философа первой половины XIX века, который как  раз тогда стал известен в Германии благодаря переводам, выходившим в  издательстве

Дидерихс. Подобно  тому, как Кьеркегор критиковал Гегеля как философа рефлексии, позабывшего  об экзистенции, так теперь начали критиковать  самодовольный методологизм неокантианцев, поставивших философию исключительно  на службу научного познания, которое  они стремились обосновать. И подобно  тому как христианский мыслитель  Кьеркегор выступил против философии  идеализма, так теперь новая эпоха  началась с радикальной самокритики  так называемой диалектической теологии [4, 99 - 100].

Общим философским  источником антисциентистской интерпретации  философии выступает кризис классической модели философии и своеобразный разрыв того единства рационально-теоретических  и ценностных компонентов, которое  было ее важнейшим признаком. Антисциентизм  исходит из того, что важнейшим  признаком философии является ее ценностный характер, абсолютизируют этот аспект философии. Классическим выражением антисциентизма в философии выступает  экзистенциализм [1].

Экзистенциализм [позднелат. - existentia - существование], или философия  существования, - одно из крупнейших направлений  философии 20 в. Экзистенциализм возник накануне Первой мировой войны в  России (Шестов, Бердяев), после нее  в Германии (Хайдеггер, Ясперс, Бубер) и в период Второй мировой войны  во Франции (Марсель, выдвигавший идеи экзистенциализма еще во время Первой мировой войны, Сартр, Мерло-Понти, Камю, С. де Бовуар). В середине 20 в. экзистенциализм  широко распространился и в других странах, в т.ч. и США. Получив наибольшее признание и популярность в середине 20 в., экзистенциализм стал одним  из наиболее влиятельных и продуктивных культурогенных факторов эпохи, он определял  интеллектуально-духовные поиски широких  слоев интеллигенции, оказал сильное  влияние на литературу, литературоведение, искусство и др. [7, 1305]

Информация о работе Экзистенциализм в философии