Эволюция форм познавательной деятельности человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 06:20, курсовая работа

Краткое описание

Целью контрольной работы является рассмотрение различных аспектов Познания.
Исходя из поставленной цели, задачами работы являются:
Про следить эволюцию форм познавательной деятельности человека;
Рассмотреть чувственное, рациональное, интуитивное познание;
Изучит философские учения об истине;
Определить роль практики в познании.

Содержание

Введение 2
Глава 1 Эволюция форм познавательной деятельности человека 3
Глава 2 Чувственное, рациональное, интуитивное познание 6
Глава 3 Философское учение об истине 9
Глава 4 Практика и ее роль в познании 13
Заключение 15
Список литературы 16

Вложенные файлы: 1 файл

философ 12.docx

— 40.95 Кб (Скачать файл)

2. Априористская концепция– под истиной здесь понимается не соответствие действительности, а познание доопытных структур чувственности и рассудка, составляющих человеческой сознание. Поскольку именно они обеспечивают контуры всей получаемой информации, то они и есть источник истины. Так как именно сознание является источником правил, упорядочивающих внешний мир, то именно правила сознания и являются подобием истины. Ярчайшим представителем данной концепции являлся И. Кант, хотя следы данной концепции прослеживаются в древнеиндийской философии, философии Платона, философии Декарта.

3. Онтологическая концепция истины. Истина в данной концепции есть единое, весь мир одновременно. Это означает, что каждая конкретная вещь по отдельности истиной не является. Сторонниками данной концепции являлись Платон, В.С. Соловьев, М. Хайдеггер. Указанная концепция исправляет все недостатки классической и априористской концепций, однако при всей своей привлекательности она недостижима, поскольку человек здесь должен одновременно воспринимать весь мир, все бытие в его прошлом, настоящем и будущем состояниях.

4. Когерентная теория истины. Сторонники данной концепции утверждают, что истинное знание всегда внутренне непротиворечиво и системно упорядочено. Истина - это во многом логическая правильность и корректность. Истиной по мысли когерентной концепции также может быть непротиворечивость гипотезы фундаментальному знанию, существующему в науке. Сторонниками данной концепции являлись А. Тарский, Л. Витгенштейн, Б. Рассел. Аргументами против данной концепции являются тот факт, что отсутствие логических противоречий и взаимосвязанность суждений внутри какой-либо теории еще отнюдь не свидетельствуют о ее истинности, а соответствие какой-либо фундаментальной теории также не является критерием, ведь любая фундаментальная теория также относительна.

5. Прагматистская концепция. Знание должно быть оценено как истинное, если способно обеспечить получение некоего реального результата. Истина таким образом, отождествляется с пользой, результативностью. Сторонниками данной концепции являлись Ч. Пирс и У. Джемс.

6. Конвенционалистская концепция. Истина есть продукт соглашения между участниками познавательного процесса. Сторонниками данной концепции могут считаться Т. Кун и Х. Патнем. Однако, то, что принимается одним сообществом не всегда является убедительным для другого. 

7. Экзистенциалистская концепция. Экзистенциальными называются такие состояния человека, когда он, отвлекаясь от внешних проблем погружается в глубины своего духовного состояния и задумывается в первую очередь о смысле собственного жизненного предназначения. Истина здесь сближается с ценностями. Критерием истины уже выступают не столько знания, сколько «правда», творческая самореализация, духовный рост. Сторонниками данной концепции являлись С. Кьеркегор, Н.А. Бердяев, М. Хайдеггер, К. Ясперс. К данной концепции близко творчество Ф.М. Достоевского.   

Таким образом, общими критериями истины могут являться практика, эксперимент, логическая непротиворечивость, внутренняя и внешняя когерентность, простота, ценностное содержание и красота.

Истину также следует отличать от мнения, заблуждения и лжи.

Истина, таким образом, - это такое  объективное содержание наших знаний, которое удостоверено (доказано) в  качестве независимого от субъективно-психологических компонентов, не выходит за границы своей применимости и не претендует на окончательный завершенный характер.8  

Достижение истины в процессе познания невозможно без наличия определенной цели, которой часто и является сама истина. В этой связи важно  понимать, что в ситуации, когда  истина еще не достигнута, человек  должен быть убежден, что она достигнута будет. Данный феномен сознания принято  обозначать термином вера.

Вера – это состояние предельной заинтересованности, психологическая  установка, мировоззренческая позиция  и целостный личностный акт, состоящие  в признании безусловного существования  и истинности чего-либо с такой  решительностью  и твердостью, которые превышают убедительность фактических и логических доказательств и не зависят от них вопреки всем сомнениям. Принято выделять следующие типы веры: вера как достоверность, вера как преклонение перед авторитетом, моральная или нравственная вера, религиозная вера. Вера-достоверность выступает частью процесса познания, поскольку именно она учитывает элемент вероятности получения истины, а также способствует созданию психологической убежденности познающего в своей правоте. Вера-достоверность всегда сосуществует с сомнением, критичностью  в понимании тех или иных фактов.

 

 

Глава 4 Практика и ее роль в познании

Важнейшим видом человеческой деятельности является практика. Она представляет собой чувственную материальную деятельность, направленную на преобразование окружающего нас мира, природы и общества, лежит в основе всех других видов общественной и духовной деятельности, в том числе и процесса познания. Практика, следовательно, включает в себя не только процесс труда, но и всю общественную, революционно-преобразовательную деятельность людей. Если до сих пор мы рассматривали практику главным образом с точки зрения того, как она влияет на развитие и совершенствование способности человеческого мышления и общественной деятельности, то теперь мы подходим к ней с новой стороны. Важнейшим революционным вкладом диалектического материализма в теорию познания является постижение основополагающей роли практики в познавательной деятельности, открытие того, что именно практика делает возможной эту деятельность и позволяет отделить истинное знание от ложного.

Естественно, далеко не все знания мы получаем, отталкиваясь непосредственно от практики, так  сказать, апостериорно, на основе опыта. Часть знания, мы получаем априорно, до опыта из книг и иных источников. Но эти знания априорны лишь по отношению  к данному индивиду, но не к человечеству.

Однако  практика не только источник, но и основа, движущая сила познания. В практике коренятся импульсы к приобретению нового знания, ее потребности выступают  как важнейшая движущая сила познания.9

Не меньшее  значение для практики имеет проектно-конструкторская  функция познания, обеспечивающая формирование таких видов деятельности, которые  без науки не могли бы возникнуть.

Иными словами, не только практика устанавливает истинность теории, но и подлинно научная теория выполняет роль критерия правильности практики.

Наконец, познание, теория воздействуют на практику через предсказательную, прогнозирующую функцию, определяя не только тактику, но и стратегию практической деятельности.

 

Заключение

Гносеология или теория познания – это раздел философии, в котором изучаются природа познания и его возможности, отношение знания к реальности, выявляются условия достоверности и истинности познания. Термин «Гносеология» происходит от греческих слов «gnosis» – знание и «logos» – понятие, учение и означает «понятие о знании», «учение о знании». Это учение исследует природу человеческого познания, формы и закономерности перехода от поверхностного представления о вещах (мнение) к постижению их сущности (истинного знания) и поэтому рассматривает вопрос о путях движения истины, о ее критериях. И, хотя сам термин «теория познания» введен в философию сравнительно недавно (в 1854 г.) шотландским философом Дж.Феррером, учение о познании разрабатывалось уже со времен Гераклита, Платона, Аристотеля.10

   Теория познания изучает всеобщее в познавательной деятельности человека безотносительно к тому, какова сама эта деятельность: повседневная или специализированная, профессиональная, научная или художественная. Поэтому мы можем назвать эпистемологию (теорию научного познания) подразделением гносеологии, хотя довольно часто в литературе эти две науки отождествляются, что не верно.

Познание  возможно только при опоре на так  называемый интеллектуальный фонд, под  которым подразумеваются совокупные знания человечества, методы познания и т.д. Важно опираться на уже  достигнутое. 
Познавательный процесс возможен лишь при помощи языка, как инструмента общения.

Огромную  роль в познании играет идеология, т.е. оценка конкретных общественных явлений  с позиций различных социальных групп и слоев общества. На познание активно влияет чувственность, весь эмоциональный мир человека. 

Список литературы

Основная литература:

 

  1.  Учебник «Социальное познание»/Бессонов Б.Н., Поздняков Н.К.- Омск, ОМГУ, 2002 г.
  2. Учебник «Философия познания»/ Микешина Л.А. М.: Прогресс  2002 г.
  3. Учебник «Теоретическое знание»/ Степин В.С. -М., 2000 г.
  4. Учебник «Философия»/ Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. М.: Высшее образование, 2002 г.
  5. Учебник «Основы общей психологии»/ Рубинштейн С. Л. - СПб: Питер, 2000 г.
  6. Учебник «Философия»/ Спиркин А.Г. - М.: Гардарики 2006 г.
  7. Учебник для вузов «Философия» / В. В. Миронова М.: Норма 2005 г.
  8. Учебник «Философия»/А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, -М.: Академический Проект, 2004 г.

 

Дополнительная литература:

  1. Статья «Организация творческого мышления» //Вопросы философии/ Коваленко В.А. 2002, № 8, с. 78-87.
  2. Статья «Наука среди форм познания» // Социально-гуманитарные знания/ Стеклова И.В. 2003, № 1, с. 94-105.

1 Учебник «Социальное познание» Бессонов Б.Н., Поздняков Н.К., 2002.  70 с.

2 Учебник «Философия познания» Микешина Л.А. 2002 г. с.103

3 Учебник «Теоретическое знание» Степин В.С.  2000. с.187

4 Учебник «Философия» Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. 2002 г. с. 135

5 Учебник «Основы общей психологии» Рубинштейн С. Л.  2000 г. с.221

6 Учебник «Философия» Спиркин А.Г.  2006 с. 357 

7 Учебник для вузов «Философия» В. В. Миронова 2005 с. 236

8 Учебник «Философия» А.Ф. Зотова, В.В. Миронова,  2004 с.415

9 Статья «Организация творческого мышления» //Вопросы философии/ Коваленко В.А. 2002, № 8, с. 78-87

10 Статья «Наука среди форм познания» // Социально-гуманитарные знания/ Стеклова И.В. 2003, № 1, с. 94-105

 


Информация о работе Эволюция форм познавательной деятельности человека