Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2012 в 22:29, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Философия".

Вложенные файлы: 1 файл

Философия (2).doc

— 192.50 Кб (Скачать файл)

        Во-первых, от ответа на вопрос о том, что такое сознание, зависит то, какой должна быть научная психология и возможна ли она.

        Во-вторых, теории сознания связаны с этическими и даже правовыми вопросами, такими как вопрос о свободе воли и ответственности человека за свои поступки.

        Наконец, современные теории сознания оказывают существенное влияние на развитие концепции искусственного интеллекта.

Вопрос о соотношении сознания и тела, известный также как психофизическая проблема, нередко считается главной теоретической проблемой философии сознания.

22. сознание. дуализм идеализм

Философия сознания- Философская дисциплина, предметом которой является природа сознания, соотношение сознания и физической реальности.

Структура сознания:  форма чувственности(ощущение,восприятие) форма рассудка (категории) форма разума (высшие идеи-высший уровень сознания человека)

Дуализм- представление о сущности сознания и материи отдельно, как 2 равноправных начала. Сознание-нематериальная,духовная субстанция. Сознание создает внутри себя 2 «я»: пространственное и социальное. Идеализм(лейбниц)-термин для обозначения широкого спектра философских концепций и мировоззрений, в основе которых лежит утверждение о первичности сознания по отношению к материи. Идеализм утверждает первичность идеального духовного по отношению к материальному.

Идеализм - философское направление, утверждающее обратное материализму. Дуализм философское направление, утверждающее, что материя и сознание развиваются независимо друг от друга и идут параллельно. 1. Объективный – провозглашает независимость идеи, бога, духа, вообще идеального начала, не только от материи, но и от сознания человека (Платон, Фома Аквинский, Гегель) 2. Субъективный идеализм ( Беркли). Суть: утверждает зависимость внешнего мира, его свойств и отношений от сознания человека. (Дж.Беркли). крайней формой субъективного идеализма является солипсизм, согласно которому с достоверностью можно говорить лишь о существовании моего собственного «Я» и моих ощущений.

 

23. материализм, феноменология

Материализм - философское направление, утверждающее первичность материи и вторичность сознания. Суть: Первична материя. Под этой материей подразумевались материальные состояния и физические явления, которые при простом наблюдении обнаруживались как глобальные, без попыток научного обоснования, просто в результате обыденного наблюдения за окружающей средой на уровне наивного объяснения. Диалектический материализм ( Маркс и Энгельс) Суть: Материя первична, сознание вторично, но первичность материи по отношению к сознанию ограничена рамками основного философского вопроса. Сознание производно от материи, но оно, возникнув в материи, в свою очередь может существенно повлиять и преобразовать её.

понятие Феноменолизма - «интенциональность» сознания (его направленность на объект) - предназначено для утверждения субъективно-идеалистического принципа «нет объекта без субъекта». Осн. требованиями феноменологического метода являются:  1) феноменологическая редукция, т. е. воздержание от каких бы то ни было суждений, относящихся к объективной реальности и выходящих за границы «чистого» (т. е. субъективного) опыта;  2) трансцендентальная редукции, т. е. рассмотрение самого субъекта познания  как «чистого», трансцендентального сознание. Ф- направление, стремившееся освободить философское сознание от натуралистических установок

25 общественное и индивидуальное сознание.

Структура общественного сознания сложна и многопланова, и находится в диалектическом взаимодействии с сознанием индивидуума.В структуре общественного сознания выделяются такие уровни, как теоретическое и обыденное сознание. Первый образует общественную психологию, второй - идеологию. 

Индивидуальное сознание - это сознание отдельного индивида, отражающее его индивидуальное бытие и через посредство его в той или иной степени общественное бытие. Общественное сознание является совокупностью индивидуальных сознании. Каждое индивидуальное сознание формируется под влиянием индивидуального бытия, образа жизни и общественного сознания.

1. Каждое индивидуальное сознание формируется под влиянием индивидуального бытия, образа жизни и общественного сознания. При этом важнейшую роль играет индивидуальный образ жизни человека, посредством которого преломляется содержание общественной жизни. Другим фактором формирования индивидуального сознания является процесс усвоения индивидом общественного сознания. Этот процесс назван в психологии и социологии интериоризацией. В механизме формирования индивидуального сознания необходимо, таким образом, различать две неравнозначные стороны: самостоятель-ное осознание субъектом бытия и усвоение им существу-ющей системы взглядов. Главное в этом процессе - не интериоризация взглядов общества; а осознание индиви-дом своей и общества материальной жизни. Признание интериоризации основным механизмом формирования индивидуального сознания ведет к преувеличению детер-минации внутреннего внешним, к недооценке внутренней обусловленности этой детерминации, к игнорированию способности индивида творить самого себя, свое бытие.Индивидуальное сознание - сознание человеческого индивида (первичное). Оно определяется в философии как субъективное сознание, так как оно ограничено во времени и пространстве.

 

Индивидуальное сознание определяется индивидуальным бытием, возникает под воздействием сознания всего человечества. 2 основных уровня индивидуального сознания:

 

1. Начальный (первичный) - «пассивный», «зеркальный». Формируется под воздействием на человека внешней среды, внешнего сознания. Главные формы: понятия и знания, в целом. Главные факторы формирования индивидуального сознания: воспитателная деятельность окружающей среды, образовательная деятельность общества, познавательная деятельность самого человека.

 

2. Вторичный - «активный», «творческий». Человек преобразует и организовывает мир. С этим уровнем связано понятие инителлекта. Конечным продуктом этого уровня и сознания в целом являются идеальные объекты, возникающие в человеческих головах. Основные формы: цели, идеалы, вера. Главные факторы: воля, мышление - ядро и системообразующий элемент.

 

Между первым и вторым уровнями существует промежуточный «полуактивный» уровень. Главные формы: феномен сознания - память, которая носит избирательный характер, она всегда востребована; мнения; сомнения.

26. индивидуальное бессознательное.

Фрейд (психолог) создает концепцию бессознательного «я и оно» 3 уровня психологической жизни человек: предсознательный (предшествует сознанию и может  быть выражено слове), бессознательный. Сознание- поверхностный слой душевного аппарата. Структура: я(эго)индивид, личностная структура человека: сознание, память, контроль над инстинктами. , сверх-я (супер-эго):влияние родителей, соц среды., оно. История формирования сверх-я связанна с эдипом  комплексом-когда ребенок испытывает к матери привязанность, влечение, отца воспринимает как соперника.. я – выполняет функции контроля и наказания. 3 защитных механизма психики:*вытеснение-активное, не осознование индивидуального устройства из сознания чувств,мыслей.*репрессия- соскользывание на приметивный уровень поведения,мышления.*сублимация-механизм, с помощью которого запретная сексуальная энергия разрешается в форме деят приемлимая для индивида или общества. (липидо)

27.коллективное бессознательное (не групповое)

Юнг –психолог,увлекался паранаукой, наблюдал за душевнобольными,которые получили инфо, которую не могли знать в сознании.

Коллективное бессознательное - самый глубокий уровень личности, который содержит в себе воспоминания и образы, передаваемые по наследству от наших предков. Коллективное бессознательное - это такая психическая система, которая имеет коллективную универсальность и безличную природу, идентичную всем индивидуумам. Своим существованием коллективное бессознательное обязано наследственности; оно не основано на личном опыте и не развивается индивидуально. Содержанием коллективного образования К. Юнг обозначил универсальные психические образы, которые получили название архетипы. Слово “архетип” происходит от латинского типос (печать, отпечаток) и означает определенное образование архаического характера, которое содержит мифологический мотив. Архетипы принадлежат также не отдельной личности, а всему человечеству. Каждая страна имеет свой круг коллективного бессознательного в виде изначальных “психических структур” (архетипов), которые идут из глубины веков, а, следовательно, в них хранится древнейший опыт человечества, обеспечивающий априорную готовность к восприятию и осмыслению мира. Необходимо чувствовать разницу меду архетипами и инстинктами. Архетипы и инстинкты, несмотря на некоторую схожесть, все же совершенно различные понятия и требуют четкого разграничения. Инстинктом являются физиологическим побуждением, и постигается он через органы чувств. Архетипы, в отличие от инстинктов, не затрагивают органов чувств человека абсолютно, а проявляют себя через фантазии и обнаруживают свое присутствие только посредством символических образов. В чистом виде архетипы встречаются в сказках, мифах, легендах и фольклоре. В отношении человека архетип выражается через субъективное переживание, и человек воспринимает их посредством символических архетипических образов. Архетипические образы в психике человека обнаруживают себя через определенные символы во снах, фантазиях, патологических явлениях и т. д. Встреча с архетипическими образами всегда оставляют глубокий след в душе человека, всегда сильно эмоционально окрашена, придает человеку некую силу и энергию, которая в несколько раз превосходит его индивидуальное эго.

28.сознание и язык.

Сознание- состояние психологической жизни человека, выражающаяся в субъективной переживаемости событий внешнего мира и жизни самого индивида, единство ощущения человеком своего существования.

Язык-основа, которая составляет ведущий стержень человеческой культуры,объединяющий весь все ее уровни , особое внимание к обыденному языку. Как важному объекту философийской рефлексии,т.к. она играет роль мировоззрения.  Философия языка рассматривает возникновение и развитие,его значение в жизни человека и общества.

Сознание, как идеальная реальность проявляется через материальные формы. Такой материальной формой сознания является язык. Язык является посредником между мыслью и предметом, о котором мы говорим. Сам по себе язык представляет собой систему знаков, котоыми обозначаются предметы, представленные в словах. Язык не только выполняет роль знака, но также и играет роль в понимании человеком мира. Язык в реализации своих функций составляет органическое единство с сознанием, проявляет себя следующим образом:

        развитость сознания предполагает одновременно и развитость языка и наоборот;

        наличие у человека определенных знаний по какому-либо вопросу означает возможность и способность выразить эти знания в словесной форме;

        начало формирования сознания означает одновременно и формирование языка и наоборот.

29.гносиология в системе философского знания.

Гносеология- душа философии. Изучает все вопросы связанные с познанием. Гносеология- теория анализирующая основания научно-позновательной деятельности. Ричард Ротти: к концу 20в гносеология умирает, поставил проблему внутренней репрезентации- осознание восприятия, то как мы интерпрецируем осознание мира. антология (учение о бытие) зависит от гносеологии. Эпистимология-теория научного познания,восприятие мира только с помощью органов чувств. Гносеология взаимодействуетс психологией,логикой,семиотикой. Эдмунд Гуссель выделяет 2 жизненные установки: практическая- «вжитость в мир», теоритическая-не практична,т.к. теоретич интерес связан с удовлетворением жизненных процессов.  Античная гносеология. Античная философия: рациональна начинается с изучения космоса. Пассивно-созерцательный. Виды познания: обыденные, научные, философские. Роль языка в позновательной деятельности-герменефтика (текст) аналитический(логика,суть дела) психоанализ.  Верман (происхождение др греч мысли) истоки рационализма лежат в сфере политики. Законы не навязываются лично,они должны доказывать свою рациональность ему будут следовать,если он законен,разумен. Учение о том,что с помощью логики мир не познаваем. Способы ирр познания: экстаз, откровения, любовь, озарение.  Мир- нечто чуждое человеку. Иррационализм отвергает логические связи в природе.

30.гносиология в системе философского знания.
Гносеология- душа философии. Изучает все вопросы связанные с познанием. Гносеология- теория анализирующая основания научно-позновательной деятельности. Ричард Ротти: к концу 20в гносеология умирает, поставил проблему внутренней репрезентации- осознание восприятия, то как мы интерпрецируем осознание мира. антология (учение о бытие) зависит от гносеологии. Эпистимология-теория научного познания,восприятие мира только с помощью органов чувств. Гносеология взаимодействуетс психологией,логикой,семиотикой. Эдмунд Гуссель выделяет 2 жизненные установки: практическая- «вжитость в мир», теоритическая-не практична,т.к. теоретич интерес связан с удовлетворением жизненных процессов.  Античная гносеология. Античная философия: рациональна начинается с изучения космоса. Пассивно-созерцательный. Виды познания: обыденные, научные, философские. Роль языка в позновательной деятельности-герменефтика (текст) аналитический(логика,суть дела) психоанализ.  Верман (происхождение др греч мысли) истоки рационализма лежат в сфере политики. Законы не навязываются лично,они должны доказывать свою рациональность ему будут следовать,если он законен,разумен.

32. Агностицизм. Скептицизм. Релятивизм. Догматизм.

Агностицизм — направление в философии, считающее невозможным объективное познание окружающей действительности посредством собственного опыта. Таким образом, агностицизм подвергает сомнению истинность или возможность доказательства или опровержения утверждений в некоторой области, особенно в метафизике и теологии. Агностицизм существует также и как принцип в теории познания, предполагающий, что поскольку весь процесс познания основан на опыте, а опыт субъективен, то субъект не способен постичь суть исследуемого объекта, который представляет собой «вещь в себе».

Скептицизм — философское направление, выдвигающее сомнение в качестве принципа мышления, особенно сомнение в надёжности истины. Умеренный скептицизм ограничивается познанием фактов, проявляя сдержанность по отношению ко всем гипотезам и теориям. В обыденном смысле скептицизм — психологическое состояние неуверенности, сомнения в чем-либо, заставляющее воздерживаться от высказывания категорических суждений.

Релятивизм проистекает из отрицания относительной устойчивости вещей и явлений. Гносеологические корни релятивизма — отказ от признания преемственности в развитии знания, преувеличение зависимости процесса познания от его условий (например, от биологических потребностей субъекта, его психического состояния или наличных логических форм и теоретических средств). Факт развития познания, в ходе которого преодолевается любой достигнутый уровень знания, релятивисты рассматривают как доказательство его неистинности, субъективности, что приводит к отрицанию объективности познания вообще, к агностицизму.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"