Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 20:25, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Философия".

Вложенные файлы: 1 файл

Filosofia_otvety_k_ekzamenu_format.docx

— 85.60 Кб (Скачать файл)

6,Бог,  человек и мир в Средневековой  философии. 

Человек.

В христианской теологии человек воспринимается как  субъект деятельности, познания и  общения до объекта и субъекта “спасения”. Смысл человеческого  бытия состоит не в познании и  преобразовании природы и общества, а в соединении с Богом т  т.н. “божьем царстве”. Все стороны  жизнедеятельности человека при  таком подходе рассматриваются  через призму религиозных ценностей, как факторы, благоприятствующие или  препятствующие “спасению”. В результате, жизнь человека получает как бы два  измерения: первое - отношение человека к Б; второе - отношение Ч к природе  и другим людям. Нельзя утверждать, что социальная активность человека, его познание и преобразование мира теряют в полной мере для религиозных  мыслителей смысл. В различных системах этим сторонам придается неодинаковое значение. Но главное, определяющее в  них отводится первому отношению, поскольку именно в нем раскрывается смысл человеческой жизни, приобретается  все доброе и нравственное. Второе отношение приобретает значение для человека т.к. способствует формированию его духовного мира, выступает  в качестве средства духовного восхождения  к Б.   Человек в отличие  от Б конечен и греховен.

Христианская  философия имеет духовно-нравсвенную  направленность и ориентирует человека на спасение его души.

Признается  исключительная роль Ч среди творений Б. Б сотворил Ч не вместе со всеми  существами, а отдельно, для него был выделен специальный день творения. Философы подчеркивают особое положение Ч в мире. Ч - венец  творения. Он является центром Вселенной  и конечной целью творения. Он - существо, господствующее на Земле.

Высокий статус человеческого бытия определяется формулой “человек - образ и подобие  Б”. Божественные качества Ч - разум  и воля. Именно разум и свободная  воля делают нравственным существом  Ч и представителем Б в этом мире, продолжателем божественных деяний. Человеку дана способность высказывать  суждения, различать добро и зло. Свобода воли позволяет Ч сделать  выбор  между добром и злом. Первые люди - Адам и Ева - сделали этот выбор  не удачно. Они выбрали зло и, тем  самым, совершили грехопадение. Отныне природа человека оказалась испорченной, на него постоянно оказывает воздействие  грехопадение. Поэтому определяют природу  человека двойственной. Двойственность природы Ч - важнейшая черта всего  Х мировоззрения. Это раздвоение Ч Августин назвал “болезнью души”, неподчинение ее себе самой, то есть высшему  началу.

Человек сам  своими силами не способен преодолевать своих греховных наклонностей. Ему  постоянно необходима божественная помощь, действие божественной благодати. Соотношение природы и благодати  является центральной темой  учения о человеке.

Ч - бытие  сотворенное богом, спасенное Христом  и предназначенное к сверхъестественной судьбе.

Мир

Мир развивается  не сам по себе, а согласно промыслу божию. Согласно этому мировоззрению, промысел Б распространяется на весь окружающий мир и придает природным  и общественным процессам осмысленный  и целенаправленный характер. Божественный замысел предопределяет историю  людей, он пробивается через все  события и факты. На долю людей  остается либо содействовать осуществлению  этого плана, либо противодействовать ему, за что Б подвергает их наказаниям.

Эсхатология - учение о конце мира. История  изображается как целесообразный процесс, направляемый Б к заранее предопределенной цели - царству Божию. Оно изображается как мир истинного , прекрасного  и совершенного, где человек будет  находится в полном единении с  Б. Его достижение - конечная цель и  смысл человеческого существования. Это положение признается всеми  направлениями Х. философии. расхождения  начинаются, когда речь заходит об истолковании этого царства и  путей, ведущих к нему.

  Бог. 

Активное  творческое начало изымалось из природы  и передавалось Б. В основе - два  важные принципа: принцип творения и принцип откровения. Оба тесно  связаны и предполагают существование  единого личного бога.

 

Трактуется  как абсолютное творческое начало. Ему приписываются все те атрибуты, которыми древнегреческие философы наделяли бытие: он вечен, неизменен, самотождественен, является источником всего сущего. Бог не только высшее Бытие, но и  высшее Благо, высшая Истина и высшая Красота.

 Б. - реальность, определяющая все сущее. 

  Августин.  Учение о Боге. Бог - высшее бытие. В нем пребывают вечные и неизменные идеи, обусловившие мировой порядок. Б сотворил мир из ничего по своей воли, а не в силу необходимости. Б стоит над природой. Б - истинное бытие, он вечен, самотождественен, ни от чего не зависит, является источником всего.

Учение о  мире как второй реальности. Мир - вторичен, его создал Б. Божественное предопределение - источник двух противоположных царств - божьего и земного. Земное держится на войнах и насилии, Б - формируется  с помощью церкви. Учение о предопределении (человеке).  Хотя субъективно Ч  действует свободно, но все, что он делает,  делает через него Б. Своим  решение Б одних людей избрал для спасения, других - для осуждения  на муки в аду.

Фома Аквинский - Высшее начало есть само бытие, которое  есть Б. Есть какие-то истины о Б, которые  превосходят всякую способность  человеческого рассудка, как например о том, что Б троичен и един.

Высшая истина - Б. Знание ее не в полной мере доступно человеческому разуму, поэтому Ч  должен верить.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7,Антропоцентризм  и гуманизм философской мысли  эпохи Возрождения. 

В борьбе со средневековым теократизмом на первый план культуры возрождения выступают  гуманистические, антропоцентрические  мотивы. Антропоцентризм — воззрение, согласно которому человек есть центр  вселенной и цель всех совершающихся  в мире событий. Гуманизм — отражаемый антропоцентризм, который исходит  из человеческого сознания и имеет  своим объектом ценность человека. Презрение к земному естеству заменяется признанием творческих способностей человека, разума, стремлением к  земному счастью. Гуманизм начинается тогда, когда человек начинает рассуждать о самом себе, о своей роли в  мире, о своей сущности и предназначении, о смысле и цели своего бытия. Эти  рассуждения имеют всегда конкретные исторические и социальные предпосылки, гуманизм по своей сущности всегда выражает определенные социальные, классовые  интересы. Антропоцентризм - философское  учение, согласно которому человек  есть центр Вселенной и цель всех совершающихся в мире событий.

Гуманизм основные черты: антицерковная и антисхоластическая направленность; стремление уменьшить всемогущество Бога и доказать самоценность чел; антропоцентризм - особое внимание к чел, воспевание его силы, величия, возможностей; жизнеутверждающий характер и оптимизм. Принцип гуманизма знаменует собой переворот во всей культуре и соответственно мировоззрении человечества.  Гуманисты возрождают идеалы античных эпикурейцев, но без их спокойного и пассивного отношения к жизни. ЭВ была этикой нарождавшейся активной молодой буржуазии в первую очередь. Вопрос стоит о благородстве человека, об истинном благородстве. Многие гуманисты отстаивают идеалы умеренного утилитаризма. Под утилитаризмом понимается учение, согласно которому цель жизни и добродетель отождествляются с пользой.  Люди должны быть друг для друга источником радости, а это невозможно без того, чтобы основу человеческих отношений составляли любовь и дружба. Наиболее выдающиеся деятели: Лютер, Кальвин, Цвингли, Бруно, Маккиавели, Да Винчи, Коперник, Кеплер, Галилей, Кузанский. На эпоху ренессанса можно взглянуть как на великую попытку начать историю заново, на акт обновления, регенерацию времени. Именно в ренессанской культуре была выработана идея о безграничном могуществе чел-ка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8,Специфика  философии Нового времени. Ф.Бэкон  и Р. Декарт.

При изучении проблемы познания особый акцент Декарт делает на научном методе. Суть его идеи в том, что научный метод, который применяется в физике, математике, иных науках, практически не имеет применения в процессе познания. Следовательно, активно применив научный метод в процессе познания, можно значительно продвинуть вперед сам познавательный процесс (по Декарту: "превратить познание из кустарного промысла в промышленное производство"). В качестве данного научного метода предлагается дедукция (но не в строго математическом смысле — от общего к частному, а в философском).Смысл философского гносеологического метода Декарта в том, что в процессе познания опираться только на абсолютно достоверные знания и с помощью разума, используя полностью достоверные логические приемы, получить (выводить) новые, также достоверные знания. Только используя дедукцию как метод, по мнению Декарта, разум может достичь достоверного знания во всех сферах познания.Также Декарт при использовании рационалистическо-дедуктивного метода предлагает применить след приемы исследования: допускать при исследовании в качестве исходных положений только истинное, абсолютно достоверное, доказанное разумом и логикой, не вызывающее никаких сомнений знание; сложную проблему расчленять на отдельные, более простые задачи; последовательно переходить от известных и доказанных вопросов к неизвестным и недоказанным; строго соблюдать послед-сть, логическую цепь исследования, не пропускать ни единого звена в логической цепочке исследования . Основателем эмпирического (опытного) направления в филос считается Фрэнсис Бэкон. Суть основной философской идеи эмпиризма - в основе познания лежит исключительно опыт. Чем больше опыта (как теоретического, так и практического) накопило человечество (и отдельный человек), тем ближе оно к истинному знанию. Истинное знание, по Бэкону, не м.б. самоцелью. Главные задачи знания и опыта — помочь человеку добиваться практических результатов в его деятельности, способствовать новым изобретениям, развитию экономики, господству человека на природе. В связи с этим Бэконом был выдвинут афоризм: "Знание — сила". Бэкон выдвинул новаторскую идею, в соответствии с которой главным методом познания должна стать индукция. Под индукцией он понимал обобщение множества частных явлений и получение на основе обобщения общих. Метод индукции противопоставил методу дедукции, предложенному Декартом, согласно которому истинное знание можно получить, опираясь на достоверную информацию с помощью четких логических приемов. Достоинство индукции Бэкона перед дедукцией Декарта — в расширении возможностей, интенсификации процесса познания. Недостаток индукции - ее недостоверность, вероятностный характер. Путь преодоления главного недостатка индукции (ее неполноты, вероятностного характера), — в накоплении человечеством как можно большего опыта во всех областях знания

 

 

9

10,Немецкая  классическая философия. Кант  и Гегель.

Основные черты немецкой классической философии: обоснование нового статуса философии как метафизики и создание ряда ее вариантов, проработка гносеологических проблем и определение места и роли науки, исследование этических и эстетических проблем, а также проблем государства и правовых отношений. Важнейшее достижение немецкой классической философии - разработка диалектического метода познания.

Основоположник немецкой классической философии -Иммануил Кант (1724-1804 гг.). В творчестве Канта выделяют два периода: докритический (до 70-х гг. XVIII в.) и критический.

Непосредственные философские  изыскания относятся ко второму  периоду в творчестве Канта, когда  им было написано три основополагающих труда: «Критика чистого разума» (1781 г.), «Критика практического разума» (1788 г.) и «Критика способности суждения» (1790 г.).

Основная проблема в  философии Канта - гносеологическая: познаваемы ли «веши в себе»? «Вещами в себе» мыслитель называл объективно существующие явления окружающего мира. На их познание претендуют математика, естествознание и метафизика (философия). Их претензии обусловлены тремя познавательными способностями:

  1. чувственностью

2)    рассудочным познанием

3)    разумным познанием, 

Кант делает вывод, человеческое мышление заходит в тупик, то есть «чистый разум» не способен понять сущность «вещей в себе

Вершиной развития немецкой классической философии является творчество Георга Гегеля (1770-1831 гг.). Исходный вопрос в философии Гегеля тот же, что и у Канта - гносеологический: познаваемы ли «вещи в себе»? В отличие от Канта Гегель утвердительно отвечает на этот вопрос, за что его причисляют к гносеологическим оптимистам. По мнению Гегеля, «вещи в себе» проявляют себя в явлениях, которые находят отражение в мышлении человека.

Исходной посылкой философии  Гегеля была идея о тождестве мышления и бытия. Следовательно, чтобы узнать законы бытия, необходимо выявить законы мышления. Гегель применил диалектический метод познания, определил логическое содержание основных законов диалектики:

1)   закон перехода количественных изменений в качественные выражает взаимосвязь качества, количества и меры;

2)   закон взаимопроникновения противоположностей, выражает процесс формирования противоречия (тождество - различие - противоположность - противоречие), являющегося источником саморазвития;

3)   закон отрицания отрицания раскрывает последовательность фаз развития: исходная неразвитая фаза и ее одностороннее отрицание последующей фазой. Развитая фаза завершает процесс, восстанавливая положительные моменты предыдущих фаз.

.

 

 

 

 

 

 

 

 

11,Диалектико-материалистическая  философия марксизма. 

Марксистская  философия была создана совместно  двумя немецкими учеными Карлом Марксом (1818 — 1883) и Фридрихом Энгельсом (1820 - 1895) во второй половине XIX в. Марксистская философия материалистична по своему характеру и состоит из двух больших  разделов — диалектического материализма и исторического материализма (нередко  исторический материализм рассматривается  как часть диалектического). . Философским  новаторством К. Маркса и Ф. Энгельса стало материалистическое понимание  истории (исторический материализм). Суть исторического материализма в следующем: на каждом этапе общественного развития люди для обеспечения своей жизнедеятельности  вступают в особые, объективные, не зависящие от их воли производственные отношения (продажа собственного труда, материальное производство, распределение);  произв-енные отношения, уровень  производительных сил образуют экономическую  систему, которая является базисом  для институтов государства и  общества, общественных отношений; указанные  гос и общ институты, обще отношения  выступают в качестве надстройки по отношению к экономическому базису; базис и надстройка взаимно влияют друг на друга; в зависимости от уровня развития производительных сил и  производственных отношений, определенного типа базиса и надстройки выделяются общественно-экономические формации - первобытнообщ. строй (низкий уровень производственных сил и производственных отношений, зачатки общества); рабовладельческое общество (экономика основана на рабстве); азиатский• способ производства - особая общественно-экономическая формация, экономика которой  основана на массовом, коллективном, жестко управляемом государством труде свободных людей - земледельцев в долинах крупных рек (Древний Египет, Месопотамия, Китай); феодализм (экономика основана на крупной земельной собственности и труде зависимых крестьян); капитализм (промышленное производство, основанное на труде свободных, но не являющихся собственниками средств производства наемных рабочих); социалистическое (коммунистическое) общество — общество будущего, основанное на свободном труде равных людей при государственной (общественной) собственности на средства производства; • рост уровня производственных сил приводит к изменению производственных отношений и смене общественно-экономических формаций и общественно-политического строя; • уровень экономики, материальное производство, производственные отношения определяют судьбу государства и обще¬ства, ход истории.

 

 

 

12,Условия  возникновения и специфика неклассической  современной философии. 

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"