Что такое религия и что такое философия?

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 20:14, реферат

Краткое описание

Религиоведение - это философская наука, изучающая религию как явление социума и феномен духовной жизни общества. Это обусловливается тем что, с одной стороны, рассмотрение проблем религиоведения неотделимо от решения философско-мировоззренческих проблем, а с другой, религиоведение призвано рассматривать наиболее универсальные понятия и теории религии, давая отправную точку для конкретных наук, изучающих ту или иную грань такого сложного явления как религия.
В свою очередь, религиоведение включает в себя ряд разделов: историю религии, философию религии, социологию религии, психологию религии, феноменологию религии.

Содержание

Ведение. 2
Философия религии. 3
Что такое религия? 5
Что такое философия ? Основные понятия 7
Религиозная картина мира. 15
Современная проблематика религии 18
Значение веры в жизни современного человека. 20
Заключение 21
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

философия (Автосохраненный).docx

— 70.29 Кб (Скачать файл)

· 1184 млн христиан (739 млн католиков, 150 млн православных, 344 млн протестантов),

· 576 млн мусульман,

                                                                 17

· 518 млн индуистов,

· 300 млн конфуцианцев,

· 300 млн буддистов,

· 61 млн шинтоистов,

· 31 млн даосистов,

· 15 млн иудеев.

Эти данные не включают политеистов  Африки, Америки и Австралии, число  которых достигает около 90 млн, а также малые религиозные группы (сикхов, парсов, джайнов, водуистов, мандеев, самарян и др.). Всего верующих насчитывалось более 3 млрд на 4175 млн обитателей земного шара. Большинство атеистов приходилось на Советский Союз и Китай, где проводилась атеистическая пропаганда, а религиозное просвещение практически было сведено к нулю. По последним данным сейчас в мире проживает 2,1 млрд. христиан, 1,3 млрд. мусульман, 376 млн. буддистов, а также 900 млн. индуистов, 394 млн. даосистов и 1,1 млрд. атеистов.И хотя нет точных цифр, отражающих численность верующих в России, по данным Российского независимого института социальных и национальных проблем (РНИСиНП), верующими в Бога себя называют 47% респондентов. Это в 4 раза больше, чем в конце семидесятых годов прошлого столетия. С того момента в 2,5 раза уменьшилось количество атеистов - 10%. По данным петербургского НИИ комплексных исследований, соотношение между верующими и атеистами приблизительно 80% к 18%.К тому же многие исследователи подтверждают, что в России имеет место быть любопытнейший парадокс: общее число верующих (47%) меньше числа приверженцев различных конфессий (70%).

Среди атеистов есть и суеверные:

- 1,6% верит в черта

- 14,7% - верит в приметы 

- 13,2% - в некую сверхъестественную  силу

- 2,8% - в загробную жизнь

- 3,4% - в колдовство и  магию

- 2,4% - в переселение душ  (2,4%)

Среди верующих:

- 25% респондентов верят  в магию и колдовство

- 30% - в астрологию и  гороскопы. Среди верующих в  Бога:

 

                                                                 18

- 50% верит в Божий суд; 

- 68% православных никогда  не причащались;

- 3% верующих часто общаются  со священниками;

- 4% соблюдают пост;

- почти половина никогда  не раскрывали Библии;

- 10% регулярно посещают  церковь, соблюдают все обряды  и ритуалы

- 43% в храм ходят только  по праздникам

Что касается возрастных категорий  верующих, то можно отметить, что  среди людей старше 60 лет верят  в Бога свыше 85%. Среди представителей академической науки - 89,7% православных, среди военнослужащих - 79%. В сельской местности атеистов - 9%, в малом  городе - 18%, а в большом - 23%.

По данным исследований ВЦИОМ, 31% респондентов допускает существование  Бога, 6% опрошенных - убежденные атеисты, 8% не задумываются вообще на тему своего отношения к религии.

Среди опрошенного населения

- 75% христиан

- 8% мусульман

- почти 2% относятся к  другому вероисповеданию.

Таким образом, из приведенных  статистических данных видно, что вера в сверхъестественное больше при частной форме собственности, чем при общественной

 Значение веры  в жизни современного человека

Значение веры в жизни  современного человека ничуть не меньше ее значения в жизни наших далеких  и близких предков. Как и тысячелетия, назад, так и теперь у нас нет  никаких научных доказательств  тому, что дружба лучше вражды, что  бытие лучше небытия, что человек  не должен мучить и убивать себе подобных. Убеждение в этом есть проявление нашей веры. Оно может  быть философски обоснованно, но не может  быть научно доказано. Разумное оправдание и обоснование веры есть функция  философии, но не задача науки.Расхождения в объеме и характере жизненного опыта и в определенном структурой личности и воспитанием мировосприятии недаром именуются “идеологическими расхождениями”. Они и в самом деле суть расхождения в идеях, в наших представлениях о мире и, что еще важнее, в наших оценках явлений, которые мы, в самом деле, видим по-разному, расхождения в самой постулативной основе нашего мышления.В основе каждой идеологии (веры) непременно лежат постулативные утверждения. Утверждения, которые не доказываются, а декларируются, постулируются, подобно тому, как Эвклид постулировал, что через точку, лежащую вне прямой, можно

                                                                 19

провести лишь одну параллельную прямую. Такого рода утверждения или  постулаты нередко обозначаются латинским словом “кредо”, что значит “верую”.Это обозначение заимствовано из христианского Символа Веры, начинающегося, как известно, со слов “Верую в единого Бога-Отца Вседержителя”. Утверждение Ленина, что “учение Маркса всесильно, потому что оно верно” можно назвать ленинским символом веры, в котором корень “вер” перенесен в слово “верно”. “Декларация прав человека и гражданина” не доказывает, а объявляет, что человек родится свободным, и тот, кто не верит этому, не может быть либеральным демократом. Это утверждение принимается на веру. Оно опирается на целый ряд философских обоснований, но, в конечном счете, эти обоснования лишь оправдывают веру, на которой оно покоится.Марксистско-ленинский “критерий практики” отнюдь не универсален. Геометрические теоремы, ни в какой практической проверке не нуждаются. Законы механики, физики или химии проверяются экспериментом, а вовсе не практикой. Но убеждения и верования проверяются именно практикой. В Евангелии сказано “по делам их знаете их”. И свой трактат по этике Кант не случайно назвал “Критикой практического разума”. В геометрии или в физике лицемерие невозможно. В идеологических вопросах оно не только возможно, но появляется, как неизбежное следствие нежелания признаться в нравственной неудаче, в несостоятельности своих идеологических или религиозных верований.Евангельские фарисеи — вечный образец идеологического лицемерия, когда слова произносятся в целях — порой вполне благочестивого — обмана, когда убеждения поколеблены, но люди продолжают произносить выражающие их слова, подчас бессознательно обманывая себя, подчас сознательно желая обмануть других. Последнее почти всегда безуспешно.Ибо живая вера рождается в муках сомнений, а подлинная убежденность ищет критической проверки. Абсолютизация идеологических предпосылок почти всегда начинается в тот момент, когда защитники теряют веру в свою способность отстоять их в открытом и честном споре. Возгласы “Не троньте мою веру!” и “Оставьте меня при моих убеждениях!” свидетельствуют о слабости веры и негодности убеждений. Абсолютная истина не дана человеку. Абсолютное непостижимо, и попытки объявить его постигнутым ведут лишь к абсолютизации относительного, к нетерпимости и лицемерию. Идеология как система обоснованных определенной точкой зрения продуманных и последовательных взглядов необходима и нужна до тех пор, пока не претендует на абсолютную истинность. Как только она предъявляет эту претензию, она теряет свое обоснование, свою точку зрения, становится неспособной понять чужую, замыкается в самой себе и вырождается.

 

 

 

  

 

 

 

 

                                                                   20

Заключение

Философия, являясь наукой о всеобщем, изучает свойства внешнего мира, помогает нам понять его и  “разговаривать” с ним на одном  языке. Религия в той или иной мере связана с каждым из нас, причем сила этой связи определяется каждым человеком самостоятельно. Поскольку  изначально это явление появилось  в связи с невозможностью объяснения всех окружающих нас событий, поэтому  с развитием науки и появлением возможности научного определение  происходящего, роль религии в объяснении исходного физического основания  постепенно отходит на второй план. Но, на мой взгляд, роль этого явления  в духовной жизни человека все  еще очень велика и его влияние  не должно ослабевать. Хочется процитировать Германа Гессе: "...одна религия ничуть не хуже другой. Нет ни одной, исповедуя которую, нельзя не стать мудрецом, и нет ни одной, которую нельзя бы было превратить в бездумное идолопоклонство."И действительно, только от человека зависит, как он воспримет то, о чем ему говорит религия. Как и в любом другом явлении человек может почерпнуть в ней для себя что то новое и использовать эти знания, полученные в ходе познания окружающего мира, в своей жизни. В правильном осознании и более глубоком понимании этого знания человеку и может помочь философия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                21

Используемая  литература

1. Горелов А.А. Основы  философии. Учебное пособие. –  М.; Академия, 2003.

2. Адо П., Что такое античная философия? М.: Издательство гуманитарной литературы, 1999.

3. Роман Редлих. Размышления солидариста об идеологии и партийности Сборник "Русское зарубежье в год тысячелетия крещения Руси", 1997

4.  Попов Е.В. “Основы философии. Учебное пособие для ВУЗов”

5. Религии мира. Под редакцией члена-кор. РАН Я.Н.Щапова Москва: “Просвещение”, 1994  
6. Социология. Осипов Г.В., Коваленко Ю.П., Щипанов Н.И., Яновский Р.Г. Москва: из-во “Мысль”, 1990  
7. Общественно-политический и научный журнал “Россия” номер 1-2, 1994  

 

                                                                                                                                                                                                                                                                  

 

 

 

 

 

 

 

                                                                       

 

 

 

 

 

 

 

                                                                            22

 

 

 

 

 


Информация о работе Что такое религия и что такое философия?