Что такое жизнь?

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2014 в 08:31, контрольная работа

Краткое описание

Целью написания контрольной работы является рассмотрение проблемы смысла жизни и смерти человека, основываясь на взглядах мыслителей различных эпох и направлений.
При работе над данной темой ставились следующие задачи:
1.Определить и рассмотреть понятие - жизнь;
2.Раскрыть проблему смысла жизни с теоретической точки зрения;
3. Рассмотреть взгляды философов разных исторических периодов на проблему смерти

Содержание

Введение……………..
Что такое жизнь? ..............
Проблема смысла жизни…………..
Смерть: зло или благо? ................
Заключение………….
Список литературы……………

Вложенные файлы: 1 файл

Философия.docx

— 49.83 Кб (Скачать файл)

Далее коацерватные капли подвергались естественному отбору, что обеспечило их эволюцию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Проблема смысла жизни
    1. Понятие смысла жизни

 

Вопрос о смысле жизни, счастье, которое зачастую и выступает важнейшим критерием смысла жизни, по сути и являются ключевой проблемой философии. Это связано с тем, что к проблеме смысла жизни сводятся все жизненные ориентации, и любая деятельность человека.

Само понятие смысл жизни появилось в 19 веке, до этого было понятие высшего блага.

Смысл жизни – это регулятивное понятие, присущее всякой развитой мировоззренческой системе, оправдывает и истолковывает свойственные данной системе моральные нормы и ценности, показывает во имя чего необходима предписываемая ими деятельность.

Необходимость постановки и решения вопроса о смысле жизни вызвана конечностью человеческого существования, смертностью. Смерть, как и рождение, формируют границы человеческой жизни. Однако, смерть имеет и позитивное значение, поскольку упорядочивает жизнь, формирует определенный уровень ответственности перед самим собой и обществом. Понять жизнь можно лишь тогда, когда можно ее потерять. В мировой культуре с древнейших времен сложились два основных типа отношения к смерти, восходящие к индийской и египетской культурам. В Индии, как в древности, так и в наши дни умершего человека сжигают на костре, прах развеивают по ветру и от него ничего не остается, кроме души, которая перерождается. Особенностью древнеегипетской цивилизации был культ мертвых – отсюда и стремление сохранить конкретное тело путем бальзамирования.

   Нужно четко различать  понятия ”смысл жизни” и “цель  жизни”. Когда перед человеком  стоит цель стать, например, врачом, ученым, инженером, то в этом еще  нет ответа на беспокоящий  его вопрос о смысле жизни (во  всяком случае ответ ощущается им лишь интуитивно, в чисто эмоциональном ключе). Человек в своих размышлениях идет дальше: для чего нужно стать врачом, инженером, ученым? Таким образом, если цель указывает на то, к чему человек стремится, то смысл жизни говорит о том, во имя чего он это делает. Т.е. существует ли логика жизненных поступков, приемлемая до самой смерти, ведь если ее нет, то переоценить можно что угодно.

       В истории  философии традиционно можно  выделить три основных точки  зрения на вопрос о смысле  жизни. Для первого подхода наиболее  характерно религиозное истолкование  жизни. Единственное, что делает  осмысленной жизнь и потому  имеет для человека абсолютный  смысл есть нечто иное, как действенное соучастие в Богочеловеческой жизни. Бог сотворил человека по образу и подобию своему и задача человека открыть в себе божественные основы. В основе второго подхода лежит светское истолкование жизни, которое в основе своей восходит к той же религиозной идее, подвергнутой секуляризации. Человек способен переустроить мир на началах добра и справедливости. Движение к этому светлому будущему и есть прогресс. Прогресс предполагает цель, а цель придает смысл человеческой жизни. Однако, в рамках данного подхода существует известная оговорка – если человечество поэтапно движется к какой-либо определенной цели в будущем, то прошлое и настоящее, поколения людей, жившие до этого превращаются всего лишь в источник, средство для достижения более высокого этапа. А это в свою очередь ставит вопрос о том, оправдывает ли такая цель подобные средства. Субъективный подход предполагает, что жизнь вообще не имеет смысла, проистекающего из прошлого и будущего, тем более из потустороннего мира. Смысл жизни в самой жизни – т.е. в жизни самой по себе вообще нет никакого раз и навсегда заданного, однажды определенного смысла. Только мы сами сознательно или стихийно, намеренно или невольно самими способами нашего бытия придаем ей смысл и, тем самым выбираем и созидаем свою человеческую сущность.

       В понятии  «смысл жизни» принято выделять 2 основных компонента: индивидуальный и социальный. Индивидуальный компонент характеризует значение жизни для самой личности человека. Это тот уровень материального и духовного развития, которого человек добивается в процессе жизни. Социальный компонент это значимость жизни личности для развития общества. Это то, насколько человек способен участвовать в рамках целого, соотносить свои цели с ним. Оба компонента взаимосвязаны и гармонично развиваются в человеке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Философия о смысле жизни

 

Понятие смысла жизни наличествует в любой развитой мировоззренческой системе, оправдывая и истолковывая свойственные этой системе моральные нормы и ценности, демонстрируя цели, оправдывающие предписываемую ими деятельность.

Социальное положение индивидов, групп, классов, их потребности и интересы, стремления и ожидания, принципы и нормы поведения определяют содержание массовых представлений о смысле жизни, которые при каждом общественном строе имеют специфический характер, хотя и обнаруживают известные моменты повторяемости.

Древнегреческий философ Аристотель, например, полагал, что целью всех человеческих поступков является счастье, которое состоит в осуществлении сущности человека. Для человека, сущность которого — душа, счастье состоит в мышлении и познании.

Эпикур и его последователи провозглашали целью человеческой жизни получение удовольствия (гедонизм), понимаемого не только как чувственное наслаждение, но и как избавление от физической боли, душевного беспокойства, страданий, страха смерти.

Киники (Антисфен, Диоген Синопский) — представители одной из сократических школ греческой философии — считали конечной целью устремлений человека добродетель (счастье). По их учению, добродетель состоит в умении довольствоваться малым и избегать зла. Это умение делает человека независимым. Человек должен стать независимым от внешнего мира, который непостоянен и неподвластен ему, и стремиться к внутреннему покою. В то же время, независимость человека, к которой призывали киники, означала крайний индивидуализм, отрицание культуры, искусства, семьи, государства, имущества, науки и общественных установлений.

Согласно учению стоиков, целью человеческих устремлений должна быть нравственность, невозможная без истинного познания. Душа человека бессмертна, а добродетель состоит в жизни человека в согласии с природой и мировым разумом (логосом). Жизненный идеал стоиков — невозмутимость и спокойствие по отношению к внешним и внутренним раздражающим факторам.

До эпохи возрождения смысл жизни гарантировался человеку извне, с Возраждения человек сам определяет смысл своего существования

Немецкий философ XIX века Артур Шопенгауэр определил жизнь человека как проявление некой мировой воли: людям кажется, что они поступают по собственному желанию, но на самом деле ими движет чужая воля. Будучи бессознательной, мировая воля абсолютно безразлична к своим творениям — людям, которые брошены ею на произвол случайно складывающихся обстоятельств. Согласно Шопенгауэру, жизнь — это ад, в котором глупец гонится за наслаждениями и приходит к разочарованию, а мудрец, наоборот, старается избегать бед через самоограничение — мудро живущий человек осознаёт неизбежность бедствий, а потому обуздывает свои страсти и ставит предел своим желаниям.

Проблеме выбора смысла жизни, в частности, посвящены работы философов-экзистенциалистов XX века — Альбера Камю («Миф о Сизифе»), Жан-Поль Сартра («Тошнота»), Мартина Хайдеггера («Разговор на проселочной дороге»), Карла Ясперса («Смысл и назначение истории»).

Предтеча экзистенциализма, датский философ XIX века Сёрен Обю Киркегор утверждал, что жизнь полна абсурда и человек должен создавать свои собственные ценности в равнодушном мире.

Согласно философу Мартину Хайдеггеру, люди были «вброшены» в существование. Экзистенциалисты рассматривают состояние «вброшенности» в существование (existence) до и в контексте любых других концепций или идей, которыми люди обладают, или определений самих себя, которые они создают.

Как сказал Жан-Поль Сартр, «существование приходит до сущности», «человек прежде всего существует, наталкивается на себя, чувствует себя в мире, а затем определяет себя. Нет никакой человеческой природы, поскольку нет никакого Бога, чтобы иметь её замысел» — следовательно, нет никакой предопределённой человеческой природы или первичной оценки кроме той, что человек привносит в мир; люди могут быть оценены или определены по их действиям и выборам — «жизнь до того, как мы её проживём, — ничто, но это от вас зависит придать ей смысл».

Говоря о смысле человеческой жизни и смерти, Сартр писал: «Если мы должны умереть, то наша жизнь не имеет смысла, ибо её проблемы остаются нерешёнными и остаётся неопределённым само значение проблем… Всё сущее рождено без причины, продолжается в слабости и умирает случайно… Абсурдно, что мы родились, абсурдно, что умрём».

Фридрих Ницше характеризовал нигилизм как опорожнение мира и особенно человеческого существования от смысла, цели, постижимой истины или существенной ценности. Термин «нигилизм» происходит от лат. «nihil», что означает «ничего». Ницше описывал христианство как нигилистическую религию, поскольку она удаляет смысл из земной жизни, концентрируясь взамен на предполагаемой потусторонней жизни. Он также видел нигилизм как естественный результат идеи «смерти Бога» и настойчиво утверждал, что эта идея была тем, что должно быть преодолено, возвращая смысл на Землю. Ф. Ницше также считал, что смыслом жизни является подготовка Земли к появлению сверхчеловека: «Человек — это канат, натянутый между обезьяной и сверхчеловеком», — что имеет определенные общие черты с мнением трансгуманистов о постчеловеке, человеке будущего.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 . Смерть: зло  или благо?

 

Философия рассматривает смерть с точки зрения осознания смысла смерти как завершающего этапа человеческой жизни. Перед лицом смерти человек способен понять и оценить прожитую жизнь, наметить программу новой жизни на основе принятия иных ценностных установок и готовности их осуществить.

Во-первых, смерть – биологический процесс. Матушка-природа позаботилась о том, чтобы созданные ею творения не жили вечно, а сменяли друг друга новыми поколениями, давая жить своим детям, внукам, правнукам. Если бы хотя бы один вид из живущих на Земле существ вдруг по каким-то причинам стал бессмертным, то со временем ничего кроме этого вида не осталось бы, потому как не было бы места для жизни других. Наша планета и без того перенаселена людьми, чтобы было если бы мы не умирали? А значит смерть это благо подаренное нам природой.

Во многих верованиях и культурах смерть также почитается за благо. Считается, что после смерти человек попадает в лучшее место, продолжает жить в другом мире, более интересном и счастливом. Именно поэтому похоронные обряды в разных культурах так похожи на пышные проводы. Славяне хоронили вместе с умершими богатыми мужчинами их лошадей, жен и слуг, для того чтобы в новой жизни им не было так одиноко.

Кроме того, существование смерти можно считать своеобразным двигателем жизни. Человек, живущий вечно не будет прилагать усилий для того, чтобы достичь чего-то, ведь у него впереди целая вечность. Мы стремимся успеть добиться успехов, обзавестись семьей, вырастить своих детей и внуков, только потому, что знаем, что век, отведенный нам короткий и времени у нас не так уж много.

В каком же случае смерть приносит зло? Смерть – это зло, когда она наступает внезапно, от рук других людей или обстоятельств, вроде автокатастрофы и уносит жизни здоровых людей, способных совершить в жизни многое. Смерть – это зло, когда она забирает у матери ее единственное дитя. Когда из жизни уходят молодые таланты, способные принести в этот мир много нового, прекрасного или полезного. Однако и в этом случае не стоит впадать в отчаяние, ведь совершенно не доказано, что смерть это абсолютный конец. Возможно, после смерти эти люди действительно попадают в светлый счастливый мир, где они и их здоровье, молодость и таланты нужнее.

 

 

Заключение.

 

Разрешение  вопроса  жизни,  смерти  и  их  смысла  находится  на

уровне  создания  вечного  двигателя.  Нет  всеобщего,  единственного  и

неоспоримого   решения.  Задачу  эту  каждый   вольно  или  невольно

решает  сам.  Так  каждый  проходит  свой  жизненный  путь  от  первого

дня  и  до  последнего  сам, и   никто  его  не  может  заменить.  Любая

теория,    либо  собственная  ошибка  могут  только  скорректировать  ранее

 намеченное  движение  и  только.

Мне кажется, смысл жизни в том, что твой век должен был быть прожит так, чтобы самому за это не было стыдно. смысл в том, чтобы ради одной минуты счастья прожить целый день, решить множество проблем. Каждый думаю, хоть раз вставал, слыша пение птиц и видя крадущийся солнечный луч к своей постели и думал в этот момент, жизнь прекрасна. Каждый , пережив яркие часы, минуты полные счастья и восхищения, думал о том, что ради этого он и жил, мучился, и чтобы их испытать вновь нужно жить дальше. Радость нам приносит любовь, наши дети (которые уже есть или будут в будующем), родители, друзья, ромашка посреди зелёного поля, трава посреди января под снегом и многое другое. 
И если, кто-то когда-нибудь говорит, что жизнь никчемна и смысла в ней нет, это не правда. Он есть и у каждого свой, личный.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы.

 

  1. Арьес, Ф. Человек перед лицом смерти / Ф. Арьес; пер. с фр. А. Я. Гуревича. - М.: Издательская группа «Прогресс», 2005.ъ
  2. Губин В.Д  и проф. Т.Ю. Сидорина  «Философия» - М.:Гардарики,2004.
  3. Карпов, М.М. Смысл жизни человека / М. М. Карпов; под. ред. В.П. Макаренко. - Ростов на Дону, 2004.

 

1. Кармин А.С., Бернацкий Г.Г. Философия.- СПб.: Изд-во ДНК,2001.

3.

4. Философский словарь.- М.,1999.

Мареева Е. В. С. Франк как зеркало русской религиозной философии // Вопросы философии. 2005.

3. Франк С. Л. Смысл жизни. - М.: Наука, 1992.

  1. Проблемы смысла жизни, смерти и бессмертия в духовном опыте человека http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=480967

Философия О смысле жизни http://www.ref.by/refs/90/20950/1.html

Эволюция философских представлений о жизни и смерти http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=481199

7. Россман, И.М. Философия человека: учеб. пособие для вузов / И. М. Россман. - Рязань: РЗИ МГУК, 2006. – 280с.

8. Ставцев. С.Н. Введение в  философию Хайдеггера / С.Н. Ставцев. - СПб.: Изд-во СПбЛТА, 2006. – 400с.

Понятие жизнь и смерть. Смысл жизни с точки зрения философии

http://www.newreferat.com/ref-19459-7.html

Смирнов И., Титов В. Философия: Учебник для студентов высших учебных заведений

Москва  
1998

Проблема смысла жизни, счастья и бессмертия человека.

http://studfilosed.ru/uchebnye-materialy-po-filosofii/265-problema-smysla-zhizni-schastya-smerti-i.html

Информация о работе Что такое жизнь?