Человек и природа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2014 в 16:58, реферат

Краткое описание

Человек, как и все живое на Земле, неотделим от биосферы, которая является необходимым естественным фактором его существования. Человек может существовать лишь в достаточно определенных и весьма узких рамках окружающей природной среды, соответствующих биологическим особенностям его организма. Он испытывает потребность в той экологической среде, в которой проходила эволюция человечества на протяжении всей его истории.

Содержание

Введение……………………………………………………………….…..2
1.Человек и природа……………………………………………………....3
2.Проблема войны и мира………………………………………………...6
3.Научно-технический прогресс……………………………………….…9
4.Человек в фокусе глобальных проблем………………………………..11
5.Есть ли выход?.......................................................................................... 14
Заключение ………………………………………………………………..17
Используемая литература…………

Вложенные файлы: 1 файл

философия.docx

— 46.89 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. ЧЕЛОВЕК В ФОКУСЕ  ГЛОБАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ

Демографическая обстановка на планете уже за исторический период существенно менялась. Назовем лишь три цифры. Так, накануне возникновения земледелия (около 10 тыс. лет назад) на всей планете жило людей в два раза меньше, чем сейчас живет в одной Москве — около 5 млн. За 5 тыс. лет до н. э. на Земле жило приблизительно 30 млн человек — столько живет сейчас, например, в пределах Украины. К началу нашей эры народонаселение мира составляло 250 млн человек, т. е. столько, сколько сейчас живет в СНГ. Сейчас на Земле одних американцев вдвое больше, чем было людей во времена Цезаря на всей планете. Ныне, превысив 6 млрд, человечество вовлекает свою планету в какой-то чудовищный эксперимент, не будучи в состоянии контролировать его результаты.

Процесс неудержимого прироста населения Земли (со скоростью в 60-е гг. XXв. 8 тыс. человек в час, в 80-е — 10 тыс. человек в час, а сейчас, пожалуй, и 12 тыс человек в час) неравномерен. Белые семьи (в России, Англии, Германии, Норвегии и других европейских странах) уже давно отказались воспитывать по 5—7 детей, имея в среднем по полтора ребенка. Этого недостаточно даже для сохранения сегодняшней численности нации. В результате белая раса быстро вымирает — на фоне демографического взрыва в странах Азии, Африки, Латинской Америки и т. д., где семьи имеют и будут иметь в ближайшие сто лет по 5—7 детей и где прогресс европейской медицины обеспечил низкую детскую смертность и существенно увеличил продолжительность жизни.

В процентном отношении от населения планеты белая раса давно уступает позиции другим расам. Согласно разным оценкам демографов, к середине XXIв. представителей белой расы на планете будет 30%. По сути, это исчезающий вид человека. Такую демографическую катастрофу, трагичную по масштабам и скорости процесса, человечество наблюдает впервые. Что касается России, то при сохранении сегодняшних демографических тенденций русское население страны снизится к 2040 г. до 75 млн от сегодняшних 120 млн, а нерусское население составит к этому времени большинство, превысив 100 млн человек. К 2080 г. русских в России будет не более 15—20%. Таким образом, через несколько десятилетий мир будет выглядеть совершенно иначе.

Вместе с тем подавляющее большинство населения развивающихся стран не имеет нормальных условий жизни. Их экономика сильно отстает от уровня производства развитых стран, и сократить разрыв пока не удается. Очень тяжелая ситуация в сельском хозяйстве. Надои молока от коровы в 6,3 раза меньше, а урожайность зерновых в 2 раза ниже чем в развитых странах. Остра и жилищная проблема: большинство населения развивающихся стран живут фактически в антисанитарных условиях, 250 млн человек живет в трущобах, 1,5 млрд человек лишены элементарной медицинской помощи. Около 2 млрд людей не имеют возможности пользоваться безопасной для здоровья водой. От недоедания страдает свыше 500 млн человек, а от голода ежегодно умирает 30—40 млн. Масштабы и темпы роста народонаселения выступают и как фактор, воздействующий на состояние энергосырьевой, продовольственной, экологической и других проблем планетарного характера, и как самостоятельная глобальная проблема.

Остро стоит проблема обеспечения людей природными ресурсами: потребности человека постоянно растут, и увеличиваются возможности их удовлетворения. Потреб- " ление ресурсов достигло гигантских масштабов и продолжает расти. В перспективе возникает угроза их нехватки просто из-за физической ограниченности Земли и ее недр.

Но проблема даже не в нехватке сырья и энергии. Возникают сложности в обеспечении общественного производства отдельными видами сырья, топлива, что особенно касается труднодобываемых ресурсов, их доставки и распределения. Ведь добыча сырьевых природных ресурсов ориентировалась прежде всего на те месторождения, эффективная эксплуатация которых отвечала достигнутому уровню технологии. А освоение новых природных богатств, находящихся в сложных географических и климатических условиях требует новых технологий.

Под дамокловым мечом находится не только «внешняя» природа, та экологическая ниша, в которой мы живем, но и наша «внутренняя» природа: наш организм, плоть, человеческая телесность. Телесное здоровье всегда стояло на одном из первых мест в системе человеческих ценностей. И тем тревожнее слышать нарастающие предупреждения биологов, генетиков, медиков о том, что мы стоим перед опасностью разрушения человечества как вида, деформации его телесных основ. Расшатывание генофонда, открывающей не только горизонты, но и зловещие возможности — это только первые напоминания о грозящих бедах. Нарастает генетическая отягощенность человеческих популяций. Повсеместно фиксируется резкое ослабление иммунного аппарата человека под воздействием ксенобиотиков и многочисленных социальных и личных стрессов. К этому можно прибавить нарастание процента наследственно отягощенных уродств, рост женского бесплодия и мужской импотенции.

Океан химических веществ, в который ныне погружена наша повседневная жизнь, изломы политики и зигзаги экономики — все это действует на нервную систему, воспроизводительные способности и соматические проявления миллионов. Налицо признаки физического вырождения в ряде регионов, неудержимое, подлинно эпидемическое расползание наркомании, алкоголизма.

Не менее страшен и кризис человеческой духовности. Практически все светские и религиозные, глобальные и региональные, древние и новые идеологии испытывают сейчас тягостные затруднения, не могут даже сколько-нибудь доказательно ответить ни на актуальные проблемы эпохи, ни на вечные запросы духа. Нет сейчас надежных социальных теорий и философско-антропологических концепций, в рамках которых можно было бы как-то более или менее определенно охарактеризовать наше сегодня и тем более — завтра.

Однако не стоит опускать руки, впадать в беспросветный пессимизм, отчаиваться и жестко драматизировать все и вся. Есть угрозы, но есть и надежды. Пусть робкие, но все же надежды. Может быть, стоит сослаться на видение ситуации века людьми, которые достигли права быть вескими и авторитетными мыслителями. Нобелевский лауреат, французский философ Альбер Камю стал известен как автор, писавший об абсурде и ужасе бытия, о том, что все мы подобны невольникам на корабле, наша галера пропахла селедкой, на ней слишком много надсмотрщиков и, возможно, мы гребем не в ту сторону. И все же, говорил он, не следует бросать весла. Главное — не отчаиваться. Не стоит прислушиваться к тем, кто кричит о конце света. Да, конечно, мы живем в трагическую эпоху. Но слишком многие путают трагическое с безнадежным. Так говорил А. Камю. И он наверняка не одинок в своих суждениях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. ЕСТЬ ЛИ ВЫХОД?

В настоящее время мировое сообщество уже пришло к пониманию того, что необходим поиск новых путей развития цивилизации. Модель социально-экономического развития, которую использовали развитые страны, исчерпала себя, нанеся огромный ущерб окружающей среде. Необходимы социальные преобразования во всех странах, пересмотр прежних экономических, политических, культурных и идеологических ценностей. Выйти на этот путь можно только посредством решения современных глобальных проблем, которые требуют консолидации усилий всего мирового сообщества. На данный момент они сплетены в единый узел, и бороться с каждой отдельной проблемой — это значит потерпеть неудачу. Каждая из проблем тесно связана с другой, и решить их можно только комплексными мерами, направленными на преобразование всей действительности, а не отдельных ее частей (природа, общество и т. д.). Только обеспечение устойчивого, сбалансированного и контролируемого развития гарантирует мировому сообществу переход к новой эре необходимого и безопасного для него экономического роста, при котором экономика и окружающая среда смогут гармонично сосуществовать.

И можно уверенно указать на определенные и основательные предпосылки преодоления глобальных кризисных коллизий, блокирования и отведения вселенской угрозы от человечества.

Первая такая предпосылка — это развертывание информационной (компьютерной), биотехнологической революции как технико-технологической основы возможного выхода из ситуации «выживания», преодоления преград к объединению человечества. Создание на ее основе некой новой цивилизации пока еще выявляется на уровне предпосылок. Контуры такой цивилизации еще плохо различимы, но налицо реальные тенденции к развертыванию более гуманизированного и благополучного мирового сообщества в обозримом будущем.

Важно подчеркнуть, что именно эта информационная революция создает объективную предметную основу, которая позволит отвести термоядерную и экологическую угрозу, а также опасность, нависшую над человеческой телесностью. Какие бы скептические оценки ни высказывались по поводу современной Большой науки — без нее никуда. Один из ее самых ярких современных умов И. Пригожий говорил, что в наш «турбулентный» век мы вплотную приблизились к новому переосмыслению мира. Мы находимся перед лицом новой Вселенной, новой природы, нам необходимо время для того, чтобы восстановить или установить пути понимания этой новой природы, которую мы открываем.

Вторая предпосылка — это возможность утверждения в качестве доминирующего типа мирового хозяйства — смешанной рыночной и, как правило, социально ориентированной экономики с элементами конвергентного типа. Эта форма экономических отношений сможет способствовать увязке интересов разных хозяйственных субъектов, гармонизации связей, нахождению баланса между экономической эффективностью и социальной справедливостью.

Одинаково неправомерными показали себя как сверх-централизованная экономика со всегосподствующей огосударствленной собственностью, так и радикально-либеральное хозяйство с метанием эгоистичных хозяйчиков и надеждой на то, что немая автоматика рынка сама собой все расставит на места. Разумеется, шаблонно одноразовые структуры вряд ли могут быть применены повсеместно. Однако направление общего поиска оптимального хозяйственного устройства, соотношения плана и рынка в основных чертах уже определилось. И это послужит упрочению мирохозяйственных связей, решению глобальных проблем.

Третья предпосылка — становление принципа ненасилия и демократического согласия во внешней и внутренней политике, в групповых и межличностных отношениях. Как это ни прискорбно, но агрессия, насилие были вечными спутникамиистории. И сегодня есть немало тех, кто утверждает, что рост насилия — это определяющая тенденция действительности. Однако с немалыми издержками, через отступления и остановки, пробивает себе дорогу идея перехода от культа силы к диалогу, поискам согласия, взаимоприемлемых решений. Всеобщая уверенность в том, что «большие батальоны» всегда правы, упования на то, что только с помощью силы возможно изменить мир к лучшему, сменяется ориентацией на мирное решение даже самых острых проблем. Этика ненасилия из полуэкзотической, наивно-утопической конструкции становится одним из центральных моментов этической мысли. Идеал ненасилия, о котором говорили многие, может перестать быть манящей далекой целью, он может перестать быть идеалом и превратится в генеральный практический ре-гулятив подлинных человеческих отношений.

Четвертая предпосылка — это объединительные (эй-куменические) процессы духовной жизни как в религиозном, так и в светском вариантах. С немалыми издержками идет поиск того, что может сближать либеральную и социалистическую мысль, установки Ватикана и Православия, западный менталитет и восточный этикет. Попытки идейного сближения, взаимопонимания все время возобновляются. Они еще очень слабы, робки, неуверенны, наталкиваются на упорное сопротивление фундаменталистов всех окрасок. И все-таки идет процесс принятия терпимости (толерантности), отказа от упрямого идейно-духовного противостояния как условия доброжелательного поиска взаимоприемлемых ценностей. Терпимость — это признание высокой значимости многообразия людей, идей, образов жизни. Это разумное признание того, что мир многомерен, пестр и иным быть не может. А жить всем нам надо в этом мире и устранение нетерпимости, ксенофобии, самовлюбленного мессианства — одно из главных условий жизни человечества.

Пятая предпосылка —- это идущая неуклонно межэтническая и межкультурная интеграция при сохранении автономности и.уникальности каждого этноса и каждой культуры. Все шире развертывается универсализация культурной жизни на фоне обеспечения самобытности всех участников этого процесса. Резко расширяются международные, экономические и культурные контакты. Давно рухнул тезис о «непроницаемости» и полной замкнутости самодостаточных народов и их образа жизни. Ускоряется интенсивный обмен ценностями. Синтез и взаимовлияние довлеют над заскорузлой замкнутостью. Широкие миграционные потоки ведут к взаимопроникновению культур, заимствованию находок народов друг у друга. Диалог культур превращается в многоголосый полилог, попытки сохранения изоляционизма встречаются все реже. Постепенно нарастает стремление землян к подлинному братству разных и единых обитателей нашей планеты.

Крупнейшие ученые современности считают, что мы перед лицом Новой Вселенной, новой Природы, и сейчас человеческий интеллекткак бы вновь переходит от состояния умственной удовлетворенности к состоянию озадаченности, удивления. Остро стоит вопрос о нахождении приемлемых контактов рационального и внерационально-го, научного и технического, эстетического и мистического в освоении реальности. Разрывы и отторжения друг от друга разных сторон человеческого духа выявили свою пагубность и зыбкость результатов.

Завершая изложение реферата, стоит сказать о необходимости конструирования глобальной этики, универсальных нравственных принципов, укрепляющих всечеловеческую солидарность. Мудрость и совесть выше прямолинейных истин, сухого рационального знания. Знание, не облагороженное вечными ценностями, не помноженное на идею блага, не утверждающее справедливость, может привести к всеобщей погибели. Без этики человеческой солидарности угрозы не смогут быть отведены, а надежды не смогут оправдаться. Таковы основания для выхода из глобального кризиса, в который мы погружены.    

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Угроза глобального экологического кризиса свидетельствует об исчерпании возможностей саморегуляции биосферы в условиях возрастания интенсивности человеческой деятельности в природе. Землю нельзя рассматривать как нечто обособленное от человеческой цивилизации. Человечество — лишь часть целого; обращая свой взгляд на природу, мы обращаем его на самих себя. И если мы не поймем, что человек, будучи частью природы, оказывает на весь окружающий его мир мощное и растущее влияние, что он, по сути дела, такая же естественная сила, как ветры и приливы, мы не сможем увидеть и осознать всей опасности наших нескончаемых усилий вывести Землю из равновесия.

Размышления о грядущем становятся насущной потребностью общества. Технократическая цивилизация оказалась на перепутье, и имеющийся выбор нельзя назвать богатым: либо дальнейшее следование по пути дестабилизации и разрушения к глобальной экологической катастрофе, либо принципиально новый путь развития, основанный на совершенно иных нравственно-философских принципах, на идее равновесного сосуществования Человека и Природы.

Главное, что преодоление существующих глобальных проблем в принципе возможно. Оно вытекает как из анализа истории взаимоотношений человека и природы, так и из потенций современного этапа этих взаимоотношений, возможностей науки, техники, культуры в широком смысле этого слова. И никакие полумеры здесь не помогут.

В философском отношении будущее — это, в конечном счете, уязвимое и развивающееся настоящее. Следовательно, нынешние невыносимые темпы развития есть то, что можно назвать своеобразным «злоупотреблением, перенесенным в будущее», которое с удесятеренной силой отразится на наших потомках. Будущее — в наших руках.

Информация о работе Человек и природа