Человек и наука

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2013 в 12:08, реферат

Краткое описание

Наука является одной из определяющих особенностей современной культуры и, возможно, самым динамичным ее компонентом. На сегодняшний день можно сказать, что наука в современном обществе играет важную роль во многих отраслях и сферах жизни людей. Несомненно, уровень развитости науки может служить одним из основных показателей развития общества, а также это показатель экономического, культурного, цивилизованного, образованного, современного развития государства.
Именно наука явилась главной причиной столь бурного развития человеческого общества, перехода к постиндустриальному обществу, повсеместному внедрению информационных технологий, появления "новой экономики", начала переноса знаний человечества в электронную форму, удобную для хранения, систематизации, поиска и обработки, и др.

Содержание

Введение 3
1. Развитие науки 4
2. Функции науки 6
3. Влияние науки на материальную сторону жизни общества 9
4. Наука и технология 11
5. Влияние науки на духовную сферу жизни общества 13
6. Наука и целостное развитие человека 17
Заключение 19
Список использованной литературы 20

Вложенные файлы: 1 файл

Человек и наука исправленный.doc

— 106.00 Кб (Скачать файл)

С поднятием значения науки в государственной жизни  неизбежно в конце концов и  другое изменение в конструкции  государства - усиление его демократической основы. Ибо наука по сути дела глубоко демократична. В процессе жизни человеческого общества неуклонно развивается свобода личности, идет широчайшая демократизация общества, культурный мир охватывает весь земной шар. В унисон с этими элементами будущего человечества идет научная деятельность, развивается наука и в связи с ней развивается научное мировоззрение.

       Наука  - это еще и то, чему можно  научить, или научиться, т.е.  передать знания и умения или  же добыть это знание и умение  самому. Образовательный процесс - это процесс передачи и получения знания и умения. Наука  непрерывно требует развития и развивается, а для этого нужна передача знаний из поколения в поколение, нужно образование, обучение. Образование должно обеспечить полную передачу информации обо всех,  в том числе новейших достижениях в области фундаментальных наук, передать методы научных исследований. Обучение фундаментальным наукам должно тесно соседствовать с собственными фундаментальными исследованиями.

       Дальнейшее  развитие науки и общества приведет к сближению естественно научного и гуманитарного познания, составляя основу для их глубокой интеграции. Соединений научных ценностей с социальными ценностями (нравственность, искусство, религиозное и философское постижение мира) в современную эпоху должно привести к возникновению нового типа  научной реальности.  

 

 

 

 

 

 

6. Наука и  целостное развитие человека

Первичным в понимании  природы науки является ее воздействие  на самого человека, на систему его  интересов, потребностей и возможностей к действию в организации своего бытия и его совершенствования. Наука не есть нечто внешнее по отношению к сущности человека, она связана с самой его сутью. Последняя выражается прежде всего в потребностях человека. Потребности человека весьма разнообразны. В наше время принято выделять три вида базисных потребностей: витальные (биологические), социальные (принадлежность к определенной группе) и познания. Последнюю группу исходных потребностей составляют идеальные потребности познания окружающего мира и своего места в нем, познания смысла и назначения своего существования на земле как путем присвоения уже имеющихся культурных ценностей, так и за счет открытия совершенно нового, неизвестного предшествующим поколениям. Познавая действительность, человек стремится уяснить правила и закономерности, которым подчинен окружающий мир.

 Важно отметить, что  потребность познания не является  производной от биологической  и социальной потребностей, а  ведет свое происхождение от  универсальной, свойственной всему  живому потребности в информации. Потребность в  узнавании является атрибутом  жизни. Если не признавать стремление к познанию в качестве базисной потребности человека, то ее нишу займут иные, вспомогательные потребности, среди которых особо агрессивна воля к власти.

Удовлетворяя и развивая потребности познания, человек делает возможным свое комплексное, целостное  развитие. Наука создает идеальный  мир, систему идеальных представлений  о мире, предваряя этим практические действия. Тем самым наука характеризуется рядом взаимодополняющих функций в жизнедеятельности и личности, и общества. При общей оценке идеального мира, мира знаний особо обращают внимание на два аспекта. Прежде всего отмечается, что вовлечение в научную деятельность, приобщение к сфере знаний повышает и общую культуру человека. Как сказал А. Пуанкаре: «Человек не может отказаться от знания, не опускаясь; поэтому-то интересы науки священны»4. Данная оценка науки дополняется ее характеристикой как стратегического ресурса общества. «В качестве показателя национального богатства,— пишет А. Б. Мигдал,— выступают не запасы сырья или цифры производства, а количество способных к научному творчеству людей»5.

   В развитии  науки воплощена прежде всего  эволюция мышления человека, его  интеллекта. Именно наука радикальным образом содействует становлению и обогащению абстрактно-логического мышления, делая его все более утонченным и изощренным. Вместе с тем природа человека далеко не сводится к его мыслительной деятельности. Важнейшей характеристикой жизнедеятельности человека является ее эмоционально-нравственный аспект, представления о котором воплощены главным образом в искусстве. Соответственно этому взаимодействие науки и искусства обусловливает целостное развитие человеческой личности, по меньшей мере, ее духовного мира.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

    Причиной зарождения науки,  движущей силой развития науки есть стремление человека к улучшению условий жизни. В своем развитии наука прошла путь от эмпирического накопления фактов к теоретическому их обобщению и к предсказанию будущих изменений объектов. На начальном этапе теоретических обобщений возникает прикладное в науке, прикладные исследования, прикладные науки. Прикладные науки являются связующим звеном между фундаментальными знаниями и их воплощением в практику жизни, в технологии на благо жизни. Одновременно с развитием науки нарастали ее функции и формировалась полифункциональность науки: 1) познавательная, 2) мировоззренческая, 3) технологическая, 4) предсказательная (прогностическая), 5) образовательная, 6) социальная функции. В соответствии с этими функциями наука оказывает разнонаправленные воздействия на общество, на каждого человека. Сила науки заключена в истинности научных знаний. В основе науки, научного исследования лежит научная мысль. Развитие науки и развитие научной мысли это два взаимосвязанных и взаимообусловленных процесса. Под воздействием науки, научной деятельности  растет уровень интеллекта не только у тех людей, которые занимаются наукой или изучают науки, но и у всех граждан общества (государства). Рост уровня интеллекта у людей далеких от научных исследований и от изучений наук обеспечивается воздействием на них наукоемких технических систем, которые создаются на основе научных достижений и, которые используются этими людьми постоянно даже в обыденной жизни. Освоение обывателем (с целью практического использования) все новых и новых технических систем приводит неизбежно (хочет он того или нет) к росту уровня его интеллекта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

  1. Пенкин М. Искусство и наука, М. 1982.
  2. Дж. Д. Бернал. Социальная функция науки. М-1938;
  3. Пуанкаре А. О науке. М.: Наука, 1990.
  4. Взаимосвязь наук. Теоретические и практические аспекты.– М. Наука, 1984г.
  5. Вернадский В.И. Труды по всеобщей истории науки. М.: Наука, 1988.
  6. Вернадский В.И. Научная мысль как планетное явление. М.: Наука, 1991.

 

1 Взаимосвязь наук. Теоретические и практические аспекты.– М. Наука, 1984г.

2 Вернадский В.И. Труды по всеобщей истории науки. М.: Наука, 1988.

3 Взаимосвязь наук. Теоретические и практические аспекты.– М. Наука, 1984г.

4 Пуанкаре А. О науке. М.: Наука, 1990.

5 Взаимосвязь наук. Теоретические и практические аспекты.– М. Наука, 1984г.




Информация о работе Человек и наука