Человек в компьютерном мире

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2014 в 13:55, реферат

Краткое описание

Проблема взаимодействия человека и ЭВМ возникла уже на первых этапах развития вычислительной техники. Издревле человек, глядя в небеса и думая о боге, желал уподобиться ему, стать таким же всемогущим и самому создавать живые существа себе подобные. Так или иначе, человек изобрел нечто желаемое, что по его мнению могло бы мыслить. Это был первый процессор. Сначала он мог только складывать и вычитать. И вот прошло всего чуть более 30-ти лет и перед нами - компьютер пятого поколения. Он может без присутствия и участия человека воспринимать внешний мир, "знать его" (хранить информацию), и реагировать на какие-либо изменения во внешнем мире, давая лаконичное экспертное заключение о происходящем.

Содержание

Введение……………………………………..2-3
1) Соотношение человек-компьютер………..4-5
2)Психоаналитические аспекты поведения
человека в киберпространстве ………………..6-7
а) Анонимность
б) Идентификация
в) Смена пола
г) Регрессия
3) Заключение…………………………...7
4)Список литературы…………………………..8

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 24.94 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение……………………………………..2-3

1) Соотношение человек-компьютер………..4-5

2)Психоаналитические аспекты поведения

человека в киберпространстве  ………………..6-7

а) Анонимность

б) Идентификация

в) Смена пола

г) Регрессия

3) Заключение…………………………...7

4)Список литературы…………………………..8

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Проблема взаимодействия человека и ЭВМ возникла уже на первых этапах развития вычислительной техники. Издревле человек, глядя в  небеса и думая о боге, желал  уподобиться ему, стать таким  же всемогущим и самому создавать  живые существа себе подобные. Так  или иначе, человек изобрел нечто  желаемое, что по его мнению могло бы мыслить. Это был первый процессор. Сначала он мог только складывать и вычитать. И вот прошло всего чуть более 30-ти лет и перед нами - компьютер пятого поколения. Он может без присутствия и участия человека воспринимать внешний мир, "знать его" (хранить информацию), и реагировать на какие-либо изменения во внешнем мире, давая лаконичное экспертное заключение о происходящем.

Двадцатый век обнаружил  симптомы новой цивилизации. Человек  породил сверхсложные машины, вышел  в космическое пространство, покорил  термоядерную реакцию и сам стал ее жертвой, научился потреблять в огромных масштабах ценности природы, хотя гораздо  менее успел в ликвидации последствий  своих успехов.

Формирование единого  глобального экономического, социального и культурного пространства - это объективная реальность современного мира. Сегодня компьютеры, объединенные обширной сетью, берут на себя функции и всемирного банка информации и самого мобильного средства связи. Человечество вступило в новый этап развития, этап, презентующий новое информационное общество, новую информационную этику и культуру.

Информация вышла на приоритетное место среди критериев прогресса, как и средства ее получения и  переработки и использования -- компьютер и компьютерная технология, с помощью которой усиливаются интеллектуальные возможности и способности человека. В развитых странах более половины трудящихся заняты в информационном секторе (в США - 80%), причем информация, технические и программные средства ее переработки превратились в главный товарный продукт.

В то же время от внедрения  интеллекта и модели окружающего  мира внутрь компьютера, то есть от формирования в его недрах “виртуальной реальности”, люди переходят к воплощению виртуальности  вокруг себя -- микропроцессоры в автомобилях, телевизорах, кредитных карточках, даже шариковых ручках и т.д. Благодаря развитию телекоммуникаций человек попадает в среду, в которой есть места, где размножается “информационная грязь” человеческого бытия, в которой есть свои болезни. И зачастую человек оказывается неприспособленным к новому темпу развития цивилизации.

Эти технологические изменения  существенно преобразуют не только среду обитания человека, но и влияют и на самого человека, на организацию  всех видов его деятельности, на взаимоотношения между сообществами людей на рынке сырья, товаров  и услуг, на систему образования  и, наконец, на нормы и законы, фиксируемые  и развиваемые законодательной, судебной и исполнительной властями.

Таким образом, проблема “Компьютер и человек” становится одной из главных проблем современного общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Соотношение человек-компьютер.

Взаимодействие человека и компьютера совершает радикальные  преобразования и в человеческом сознании, оно реализуется на основе решения сложнейшей задачи развития мышления, задачи оперирования формальными  понятиями и объектами. При этом человек смотрит на мир глазами  компьютера. Изучая объекты и системы, человек представляет статистическую картину мира. Создавая алгоритмы, изучая и формализуя процессы, он видит  динамическую картину мира. Осваивая основы искусственного интеллекта, человек  вынужден оценить процесс человеческого  мышления, рассуждения и логику. Строя информационно-логические модели понятий и явлений, в которых  обобщаются объекты, алгоритмы и  правила вывода, человек видит  мир в целом.

Развитие компьютерной техники  порождает новые парадигмы в  научных представлениях и соответственные  изменения в привычках и взглядах людей. Уже на первых этапах, когда  стало ясно, что компьютер является самым эффективным средством  хранения и обработки информации, проблема соотношения техники и  человека выявилась как центральная. Рефлексия еще не обнаружила важные особенности информатизации, но помогла  глубже понять природу человека.

Когда компьютер превращается в настольный инструмент индивидуального  использования. Сформировались две  проблемы: проблема творческого и  рутинного в деятельности человека и проблема содержательного и  формального знания. Начались модельные  исследования деятельности сознания как  формы переработки информации.

Сейчас человечество переживает новый этап, когда в центре внимания философских исследований проблема изучения человека в информационной системе современного общества. Компьютер  является одним из важнейших элементов  новой среды, который изменил  сохранявшиеся в течение столетий формы отношений между людьми. Средства телекоммуникаций все в  большей мере становятся спутником  человека. И если на первых этапах человек  ощущал свою зависимость от машины, то теперь он обрел независимость  и свободу.

Современный человек - это потенциальный странник. Многие философы придавали огромное значение путешествиям для исследователя в процессе познания. Телекоммуникационные ресурсы позволяют человеку быть независимым от времени и пространства.

Большинство людей имеет  локальный круг общения (семья, друзья, работа, клуб и тому подобное). В условиях подключения к разветвленным  компьютерным сетям они могут  общаться с людьми в любой точке  земного шара, участвовать в групповых  дискуссиях, телеконференциях.

Электронное общение лишено многих аспектов социального контекста, присутствующего при личном контакте. Человек, пользуясь компьютером, склонен  высказываться более свободно. В  рамках электронной дискуссии участники  чувствуют себя более равноправными, так как здесь отсутствует информация о занимаемой должности, общественной роли, социальном положении, расовой принадлежности и тому подобное. Коллективные решения в результате носят более объективный и независимый характер.

В Университете Карнеги-Меллона был проведен ряд экспериментов 2 и обнаружено, что через электронные средства связи человек склонен выражать крайние точки зрения, доходящие до “накала страстей”. При этом снижается относительная доля высказываний и влияние обладателей более высокого ранга. И когда члены группы с более высоким статусом имеют меньшую компетенцию, то более высокий уровень демократичности содействует процессу принятия решений.

Исследованиями Дж. Грейста из Висконского университета установлено, что на вопросы, заданные компьютером, а не непосредственно врачом, психологом или другим специалистом, человек отвечает наиболее честно и открыто.

В условиях электронного общения, то есть в отсутствие и при слабой выраженности признаков социальной среды, человек перестает ощущать  свой собственный статус и задумываться над тем, как его оценят другие. В результате обнаруживается наиболее объективное социальное поведение, наиболее адекватные реакции индивида.

В сегодняшнем информационном мире все элементы этики, морали и  права пока не укладываются в единую модель. Это требует от человека соответствующей оценки и переосмысления, в конечном счете - нового мышления.

Правильное представление  о технике человек может иметь, если он имеет столь же верное представление  о себе и своем месте в мире. Человек не всегда обладает достаточным  умением правильно анализировать  свои личностные проявления, на этой основе возможны конфликты, порождаемые противоречием  между уровнем притязаний, мнением  о себе и реальным положением в окружающей обстановке. За последнее десятилетие в центр внимания попадает приоритет человеческой личности. Конкретно на первый план выходят проблемы адаптации человека для успешной жизни в обществе, проблемы само актуализации.

Во всех сферах человеческой деятельности компьютер выступает  не только как мощное технологическое  средство, но и как средство самореализации человека, как инструмент творчества, стимулирующий человека лучше познать  самого себя, полнее открыть свои способности, проявить свою индивидуальность.

2.

а) Анонимность 

Это важный аспект понимания  киберпространства. С самых ранних стадий формирования структуры этого  пространства, само существование анонимности  и постоянная борьба за его поддержание, не может не обратить на себя внимание. Это касается различных сторон поведения  в киберпространстве: от проведения массовых опросов до интерактивного общения групп людей. В ситуациях  общения никто не может сказать  с уверенностью, с какого континента говорит с тобой собеседник, ни даже гарантировать, что пол человека, с которым ты вел интимные разговоры  последние месяцы, действительно  соответствует тем данным, которые  он сам о себе указал.

б) Идентификация

Одной из уникальных особенностей киберпространства является возможность  поэкспериментировать с само отождествлением. Во многих ситуациях человек может  выбрать любое имя, манеру поведения  и даже пол. Люди, с которыми он будет  вступать во взаимоотношения, будут  воспринимать его через слова  и действия, совершаемые в соответствии с выбранным типом.

в)Смена пола

Безусловно, желание и  попытки переменить пол далеко не новое явление, но проявление этого  в киберпространстве имеет уникальные и широкие возможности. Главная  из них, это та простота, с которой  человек может сменить свой пол. Это является наиболее привлекательным  для экспериментов, которые могут  быть прекращены в любой момент и  также безопасно возобновлены. Поэтому  все больше людей предпочитают менять пол там, а не в реальной жизни. Это также предоставляет исследователям беспрецедентную возможность изучить, как и почему люди меняют пол.

г)Регрессия

Основой регрессии является тенденция людей к смешиванию понятий человека и машины. В киберпространстве  люди бессознательно воспринимают машины как живых людей и, в то же время, общаются и с людьми, как с чем-то меньшим, чем человек - в результате снятия запретов на сексуальное и  агрессивное поведение.

 

Заключение

Таким образом, взаимодействие человека и компьютера становится явлением социальным и представляет собой  не простое общение человека с  техникой, а активный процесс взаимодействия человека с информационным богатством накопленного веками человеческого опыта. Компьютер - это не только окно в мир или всемирная библиотека, но и активный партнер, соперник, помощник, учитель, судья и адвокат. Следовательно, возможно специально организованное воздействие на человека посредством компьютера и, прежде всего, воздействие в виде педагогической помощи в социализации человека. В этом -ценность компьютера для учебно-воспитательных программ. Рассмотрение философских и социальных аспектов, связанных с компьютером, может оказать влияние и на сам способ освоения мира человеком и помочь конкретному человеку сориентироваться в этом мире и найти все необходимое для реализации своей индивидуальности.

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

  1. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A7%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D0%BA%D0%BE-%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D0%BF%D1%8C%D1%8E%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D0%B2%D0%B7%D0%B0%D0%B8%D0%BC%D0%BE%D0%B4%D0%B5%D0%B9%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B8%D0%B5
  2. http://otherreferats.allbest.ru/psychology/00077886_0.html
  3. http://max.1gb.ru/psy/psy-r11_intzav.shtml

 


Информация о работе Человек в компьютерном мире