Человек в зеркале философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2015 в 12:57, контрольная работа

Краткое описание

Философская мысль о сущности человека: основные позиции
«Вопрос «что такое человек?» поистине вечен. Сегодня интерес к человеку становится универсальной тенденцией совокупности конкретных наук: биологии, медицины, астрономии, психологии, экономики и др. Своеобразным интегратором знаний о человеке является философия.

Вложенные файлы: 1 файл

философия.doc

— 85.50 Кб (Скачать файл)

Человек в зеркале философии

 

1. Философская мысль  о сущности человека: основные  позиции

 
«Вопрос «что такое человек?» поистине вечен. Сегодня интерес к человеку становится универсальной тенденцией совокупности конкретных наук: биологии, медицины, астрономии, психологии, экономики и др. Своеобразным интегратором знаний о человеке является философия. По существу, в философии нет ни одной проблемы, которая не раскрывалась бы в конечном счете как человеческая. Основная функция философии - мировоззренческая. Но мировоззрение не существует вне человека, вне его сознания. Это во-первых. А во-вторых, именно в мировоззрении находит выражение отношение «человек - мир».

Проблема человека многоаспектна. Она охватывает вопросы телесного и духовного в человеке, биологического и социального, отчуждения личности, а также ее свободы и самореализации, стимулов и мотивов поведения, выбора, поступков, целей и средств деятельности и др. Проблема человека - это в конечном счете вопрос о том, что есть человек: щепка, плывущая по течению или хозяин своей судьбы?

Рассматриваемая проблема имеет длительную философскую традицию. Как известно, очагами древней цивилизации, где впервые зародилась философская мысль, были Древняя Индия и Древний Китай. Важнейшей частью древнеиндийской философии было учение о вечном круговороте жизни и законе воздаяния - карме.

В древнекитайской философии: человек - часть Космоса, соединяющая в себе два начала - темное и светлое, мужское и женское, активное и пассивное. Лучшее поведение для человека - это следование естественному ходу вещей, жизнь без нарушения меры.

Античная философия рассматривает человека как часть природы, Космоса, ставит вопросы о сущности и существовании человека в материальном, духовном и нравственном аспектах, о свободе человека и смысле его жизни (Платон, Сократ, Демокрит, Эпикур и др.).

Для средневековой философии человек - часть миропорядка, исходящего от Бога (Фома Аквинский). Внутри христианской философии получает развитие идея о бессмертии души (Августин Блаженный). Христианство изменило античную обращенность к разуму человека на обращенность к его чувствам (жалость, сострадание, надежда, вера, любовь).

Если основной чертой философии средневековья был теоцентризм, то в философии Возрождения осуществляется переход от теоцентризма к антропоцентризму. В этот период утверждается идея о том, что свобода и достоинство личности обусловлены условиями реальной жизни. «Души императоров и сапожников скроены по одному и тому же образцу», - писал французский философ М. Монтень. Развивается учение о целостности индивидуального духовно-телесного существования человека и его органической связи с Вселенной (Леонардо да Винчи, М. Монтень, Т. Мор, Т. Кампанелла и др.).

Философия Нового времени говорит о человеке как земном, природном существе, обладающем разумом (Ф. Бэкон, Р. Декарт, Б. Спиноза и др.). «Я мыслю, - писал Р. Декарт, - следовательно, существую». Мышление рассматривается как важнейшее достоверное свидетельство человеческого существования. Утверждается идея естественного равенства людей (Т. Гоббс, Б. Спиноза и др.).

Французские материалисты (Д. Дидро, Ж. Ламетри, П. Гольбах, К. Гельвеций и др.) рассматривали человека как величайшее творение природы, целиком и полностью подчиненное ее законам.

Родоначальник немецкой классической философии И. Кант сформулировал важнейшие вопросы человеческого существования: Что я могу знать? Что я должен делать? На что я могу надеяться? Что есть человек?

Сильной стороной учения немецких философов XIX века (как субъективно-идеалистического, так и объективно-идеалистического толка) было акцентирование внимания на деятельной природе человека. «Действовать, действовать, - писал И. Фихте, - вот для чего мы существуем». Гегель рассматривает человека как деятельное существо, реализующее какой-то сверхприродный разум. С материалистических и атеистических позиций рассматривает человека Л. Фейербах. Он считал человека и природу, как его базис, предметом философии.

К. Маркс в середине XIX века сформулировал тезис, который стал основным в социальной философии марксизма: «Сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений».

Антропологическая ориентированность является общепризнанной национальной традицией русской философии. Проблема человека по-разному решалась на разных этапах становления и развития русской философии. В центре внимания были: разум человека и его стремление к счастью (Просвещение XVIII века); теория естественного права и разумного эгоизма (В. Татищев); внутренняя жизнь человека как связующее звено между человеком и Богом (масоны), самоценность человеческой личности, неизменная, «естественная» природа человека, вера в мощь человеческого разума; анализ сущности и существования человека; идеи гуманности и забота об улучшении человеческой жизни (Н. Чернышевский и др.).

Человек находится в центре внимания современной западной философии. Здесь налицо стремление преодолеть абстрактный подход к пониманию его сущности, которая рассматривается не через призму внешних по отношению к нему обстоятельств (например, природных, социальных), а изнутри его самого, как неповторимая индивидуальность, как конкретная личность, которая каждый раз по-своему относится к внешнему миру, живет в нем, а не наоборот.

Европейская традиция человековедения представлена такими философскими течениями, как «философия жизни» (А. Бергсон, Г. Зиммель, В. Дильтей), «философская антропология» (М. Шелер, Х. Плеснер и др.), экзистенциализм (П. Сартр, А. Камю, К. Ясперс, М. Хайдеггер и др.).

Решение проблемы человека невозможно без выявления исходных понятий человековедческой проблематики. Такими понятиями являются: человек, индивид, личность, индивидуальность. В обыденной жизни эти понятия нередко употребляются как синонимы. Однако в науке, в философии они различаются. Человек - это родовое, т.е. самое общее понятие, которое характеризует и биологический вид «homo sapiens», и то, что этот вид живых существ имеет общественную природу, и то, что принадлежность к этому виду дает право называться человеком. Иными словами, это понятие включает в себя те характеристики, которые отличают представителя рода человеческого от других высокоорганизованных животных. С позиции диалектико-материалистического мировоззрения, человек - это биосоциальное существо, т.е. принадлежащее одновременно как миру природно-биологическому, так и миру социальному. Существо, генетически связанное со всеми другими формами жизни, но выделившееся из них благодаря способности производить, обладающее членораздельной речью, сознанием, нравственными качествами и т.д.

Человек - это целостное единство биологического и социального, наследственного и прижизненно приобретенного. При этом человек не просто арифметическая сумма биологического, психологического и социального, а их интегральное единство, приводящее к возникновению новой качественной ступени - человеческой личности.

Человек как родовое существо конкретизируется в реальных индивидах. Понятие «индивид» (от лат. individuum - неделимый) употребляется для обозначения отдельного человека в отличие от коллектива, социальной группы, общества в целом.

Это понятие фиксирует представление о единичном человеке как своего рода социальном атоме, т.е. далее неразложимом элементе социального бытия. Индивид в качестве особой, единичной цельности характеризуется рядом свойств: целостностью морфологической и психофизиологической организации, устойчивостью во взаимодействии со средой, активностью».

 

2. Человек как единство противоречий: природно-биологического и духовно-социального. Человек, индивид, личность, индивидуальность

 
«Человек - живая система, представляющая единство природного и социального, телесного и духовного, наследственного и приобретенного в процессе жизни. Только учитывая все эти характеристики, можно понять целостность человека.

Несомненно, человек есть природное существо. В качестве такового он наделен природными задатками, влечениями, инстинктами.

Однако биологическая природа человека есть нечто исходное, но недостаточное для объяснения человека и его истории. Дело в том, что человек такое природное существо, условия, существования которого не даны ему природой в готовом виде. Природа выступает только предпосылкой его деятельности по удовлетворению потребностей. Именно в деятельности, изменении природы и проявляется специфичность бытия человека. Считается, что у человека нет генетически запрограммированного способа жизнедеятельности как у животных. Он может освоить не просто различные виды деятельности, но и вынужден осваивать мир «по мерке любого вида» (К. Маркс), т.е. осваивать его универсально. Универсальность является важнейшей сущностной характеристикой человека.

Способность универсально изменять мир означает, что человек есть свободное существо и творческое, т.е. такое, которое своей деятельностью создает «вторую природу» и творит свою собственную сущность. Для преобразования природы человек объединяет свои усилия с другими людьми, то есть социальность выступает той основой, на которой базируется единство человека и природы.

В процессе общественного труда в фило- и онтогенезе формируется сознание, речь, духовность, все человеческие качества.

Природное и социальное в человеке является взаимодополняющими моментами. Природные особенности и одаренность даны человеку от природы, но они формируются, развиваются и превращаются в способности лишь в процессе деятельности и общения, вхождения человека в мир культуры, в общество.

Духовный мир человека - это сложный комплекс качеств, в котором можно выделить три сферы: чувства, разум, воля. Чувства человека отражают внешний мир в форме переживания, страстно заинтересованного отношения к нему. И сам человек полноценно живет, когда чувствует, переживает, страдает, стремится к добру, любит и ненавидит. Но быть человеком - это значит также уметь управлять своими чувствами, быть их хозяином, а не их рабом. То есть отличительной особенностью человеческого бытия является подчинение жизнедеятельности человека своей воле.

«Воля - это умение осуществлять самоконтроль, подчинять свою деятельность разумным целям, направлять ее в соответствии с нравственными ценностями».

Специфически человеческим качеством является разум, способность логически мыслить, познавать сущность, осмысливать мир и себя, смысл своего бытия. Духовный мир человека включает такие явления, как ценности, нормы, идеалы, знания, менталитет. Сердцевиной духовного мира человека являются: идеал, смысл жизни, счастье.

Духовный мир человека в целом обусловлен социальными факторами, формируется под влиянием культуры, образования, воспитания. Итак, человек предстает как целостное единство, в котором все стороны являются необходимыми моментами. Природное, социальное и духовное нельзя противопоставлять и абсолютизировать, так как они противоречиво взаимодействуют. Это взаимодействие и составляет основу бытия человека».

«В обыденной жизни понятия «человек», «индивид», «личность» нередко употребляются как синонимы. Однако в науке, в философии, эти понятия различаются. Понятие «человек» - это родовое понятие, т.е. самое общее понятие, которое характеризует биологический вид Homo sapiens, и то, что этот вид живых существ имеет общественную природу, социальную сущность, и то, что принадлежность к этому виду дает право называться человеком. Так что же есть человек? Прежде всего - это природное существо. Природное (или биологическое) выражается в телесной организации человека, в морфологических, физиологических явлениях, в нервно-мозговых, электрохимических и некоторых других процессах человеческого организма. Человек наделен определенными природными силами, которые существуют в нем в виде задатков, способностей, он является деятельным природным существом. Именно в труде человек утверждает себя как родовое существо. Развитие трудовой активности изменило природную сущность человека. В социальном отношении труд сформировал новые социальные качества человека: мышление, язык, общение, убеждение, мировоззрение, ценностные ориентации и т.д. Все это означало появление нового биологического вида: человек разумный и человек общественный. Человек не только природное существо. Он есть человеческое природное существо. Иными словами, человек - это существо биосоциальное.

Вопрос о соотношении биологического и социального в человеке имеет длительную философскую традицию, но остается предметом острых дискуссий и по настоящее время. При этом одни ученые придают первостепенное значение природно-биологическим особенностям человека (например, современный фрейдизм). Другие как творца культуры и одновременно ее творения.

Итак, человек - это целостное единство биологического и социального, наследственного и прижизненно приобретенного. При этом человек не просто арифметическая сумма биологического, психического и социального, а их интегральное единство, приводящее к возникновению новой качественной ступени - человеческой личности. Человек как родовое существо конкретизируется в реальных индивидах. Понятие индивид (от лат. Individuum - неделимый) употребляется для обозначения отдельного человека в отличие от коллектива, социальной группы, общества в целом.

Индивид в качестве особой, единичной цельности характеризуется рядом свойств: целостностью морфологической и психологической организации, устойчивостью во взаимодействии со средой, активностью.

Понятие «индивид» есть лишь первое условие обозначения предметной области исследования человека. Что же такое личность? Понятие «личность» более сложное. Личность нередко понимается как конкретный индивид. В обыденной жизни понятие «личность» часто ассоциируется с образом целостного, зрелого человека, достигшего высокого уровня развития. Одни исследователи утверждают что личность - любой конкретный человек со своими социально обусловленными и индивидуально выраженными чертами, что «всякий человек, даже совсем не интеллигентный, всегда тоже есть какая-нибудь личность, хотя бы и ничтожная». Другие исследователи полагают, что не всякий человек есть личность.

Например, родившийся ребенок - это человек, но еще не личность, а «личностью является лишь тот индивид, в котором наиболее полно представлено общественное целое на данном этапе его развития». Личность - это качества индивида как социального субъекта, «усвоенные» им как отражение активного взаимодействия с окружающим объективным миром, т.е. качества обретенные, а не заданные природой.

Личность есть целостная характеристика человека, в которой условно можно выделить как бы две стороны: объективную и субъективную. Объективная сторона - это положение индивида в системе общественных отношений, функции (роли), которые он должен выполнять в силу сложившегося в обществе разделения труда, принадлежности к тем или иным социальным группам с их идеологией и психологией. Субъективная сторона - это мир сознания и самопознания индивида как результат и условие его деятельности в обществе и как призма, через которую он воспринимает мир.

Информация о работе Человек в зеркале философии