Цивилизация как философская категория

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2014 в 16:25, реферат

Краткое описание

Просветители первыми ввели в широкий научный оборот понятие цивилизации, которая представляла собой, по их мнению, с одной стороны, определенный этап в развитии человеческого общества, следующий за дикостью и варварством, с другой, - всю совокупность достижений человеческого разума и их воплощений в общественной жизни различных народов. С тех пор немало ученых работало в этой области, поэтому приступая к рассмотрению таких вопросов, как цивилизационный анализ общественного развития и его отличия от формационного, следует определить, какой смысл сегодня вкладывается в понятие цивилизации.

Содержание

Содержание:
Введение
Понятие цивилизации
Сущность цивилизационного анализа общества
Заключение
Список используемой литертуры

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 37.99 Кб (Скачать файл)

Что касается прибавочного продукта, то он сам тоже явился следствием перехода к производящему хозяйству, следствием его возрастающей экономической  эффективности. Связи между процессом  перехода к цивилизации и появлением прибавочного продукта можно определить как функциональные, производные  от одного и того же причинного фактора. Другое дело, что, появившись на свет, прибавочный  продукт поставил вопрос о той  конкретно-исторической - а потому единственно  возможной - форме, в которой будет  продолжено развитие цивилизации. Такой  конкретно-исторической формой в тех  условиях могла быть только антагонистическая, причем об антагонизме здесь приходится говорить в двух смыслах. Во-первых, всем своим дальнейшим развитием цивилизация закрепляла возникший в недрах общества антагонизм, во-вторых же, сложилось определенное антагонистическое противоречие между интегрирующей сущностью цивилизации - и дезинтегрирующей формой ее функционирования в рамках целой серии общественно-экономических формаций.

Возникавшие классы для закрепления своего господства использовали уже сложившиеся в  процессе начавшегося перехода к  цивилизации социальные институты. Это стало возможным потому что:

сами социальные институты в потенции содержали  в себе возможность отчуждения;

возможность эта  в тех исторических условиях не могла  быть “приглушена”.

Для того, чтобы “приглушить” ее в зародыше, требуется зрелая политическая культура общества и прежде всего масс. На пороге же цивилизации политическая культура (как и сфера политики в целом) только еще возникала.

Классы, прибравшие к рукам социальные институты, тем  самым получили возможность наложить существенный отпечаток на многие другие цивилизационные процессы и подчинить их своим корыстным классовым интересам. (Поскольку же классы суть явления формационного порядка, их воздействие на цивилизационные процессы выражает существенную сторону сопряжения формационного и цивилизационного). Так получилось с процессом отделения духовного производства от материального (привилегия занятий умственным трудом была закреплена за эксплуататорами), с процессом урбанизации (различия между городом и деревней превратились в противоположность, характеризующуюся эксплуатацией деревни со стороны господствующих классов города), с процессом кристаллизации личностного элемента в истории (прозябание широчайших народных масс веками служило фоном для деятельности выдающихся личностей из эксплуататорских слоев).

Таким образом, оба  исторических процесса - переход к  цивилизации и переход к первой классовой формации самым существенным образом наложились друг на друга и в совокупности составили такой переворот, который по своей кардинальности можно сравнить только с происходящими ныне процессами социализации в развитых, цивилизованных странах.

 

 

 

Заключение

Так что же такое  цивилизация? В настоящее время  этот термин не имеет однозначного толкования и в литературе употребляется  в четырех смыслах:

как синоним культуры;

как определенная стадия в развитии локальных культур;

как ступени исторического  развития человечества;

как уровень развития того или иного региона либо отдельного этноса.

В отечественной  литературе преобладает культурологический подход к понятию “Цивилизации”, Просветители говорили о цивилизации  как о совокупности достижений человеческого  разума, польский философ Конечны считал, что цивилизация – это особая форма организации коллективности людей. Видно, что вопрос “что такое цивилизация” является дискуссионным, однако суммируя общие черты можно дать примерное определение цивилизации как социальной организации общества, имеющей целью приумножение общественного богатства.

Цивилизационный подход нашел широкое применение в исследованиях по исторической и культурно-исторической типологии. При этом можно выделить три подхода в интерпретации понятия “цивилизация”, локально-исторический, историко-стадиальный и всемирно-исторический.

В рамках новой версии цивилизационного подхода современный мир рассматривается как многозначность цивилизаций, но сами цивилизации при этом становятся возможными лишь как “встреча цивилизаций”, как их диалог на базе всеобщих символических форм.

В чем же смысл  цивилизационного подхода? Его смысл в том, чтобы построить типологию общественных систем, исходящую из определенных технико-технологических базисов. Таким образом, цивилизационный подход позволяет глубже вникнуть в цивилизационный срез исторического процесса.

 

 

 

 

 

Список используемый литературы:

- Основы  философии, уч. пособие под ред. Бабаева Ю.В. 2005 г.

- Философия,  уч. под ред. Ермакова В.А. 2007 г.

- Философия,  уч. под ред. Афанасьева 2007г.

-Философия,  уч. под ред. Вишневский М.И. 2008 г.

 

 


Информация о работе Цивилизация как философская категория